Статья-отчёт "Прекрасное должно быть величаво" (отредактированная)
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Статья-отчёт о мероприятии
«Прекрасное должно быть величаво»
(литературно-музыкальная композиция)
В рамках фестиваля открытых мероприятий школы учителями гуманитарного цикла: Апанасенко Еленой Валентиновной, Жидковой Ларисой Ивановной, Лапкиной Екатериной Викторовной, Лебедевой Анной Александровной, Осиповой Екатериной Геннадьевной, Парешневой Ольгой Петровной, Сидоренко Татьяной Владимировной, Чистяковой Мариной Владимировной – 19 октября 2018 года в актовом зале МБОУ Школа №127 г.о. Самара было проведено отчётное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной «Прекрасное должно быть величаво».
Тема мероприятия была выбрана не случайно. В век Интернета и компьютеров чтение книг, прослушивание романсов, посещение художественных галерей, музеев, концертов классической музыки уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Как известно, произведения искусства играют огромную роль в развитии человека. Они помогает формировать взгляд на мир, учат отличать добро от зла, правду от лжи, ценить дружбу, расширять границы своего мира, помогают развивать чувство прекрасного, и каждый раз отвечать все на новые вопросы. Если человек утратит способность мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться, то он перестанет быть человеком.
Соприкасаясь с произведениями искусства, мы погружаемся в мир прекрасного, который расширяет наш кругозор, словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Ценность произведений искусства – приносить пользу, учить доброму и светлому, помогать постичь настоящее искусство и способствовать формированию безупречного вкуса.
Ситуация, сложившаяся в современной школе, наблюдения за современным поведением детей позволяют сделать вывод о том, что познавательную деятельность учащихся нужно и можно активизировать в педагогическом процессе при помощи системы работы на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, истории и внеклассной деятельности по предметам, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.
Примечательно, что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в самореализации. Но реализовать себя в полной мере едва ли по силам на уроке. Необходимо сочетание разных форм деятельности, творчества и, что особенно важно, - сотворчества.
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений, произведений других видов искусства не представляет возможностей всем без исключения школьникам для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Преодолеть эти недостатки традиционных уроков помогает применение нестандартных форм. Можно использовать различные формы: литературно-музыкальную гостиную, литературное кафе, литературный вернисаж, урок-беседу, урок-исследование, урок-конференцию, урок-игру, бинарный урок и другие.
Учителя гуманитарного цикла нашей школы на уроках и занятиях внеурочной деятельности используют различные нестандартные формы. В октябре 2018 года мы решили попробовать провести совместное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной. На наш взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы является литературно-музыкальная гостиная, которая обладает рядом преимуществ. Во-первых, именно она способствует повышению интереса школьников к предметам гуманитарного цикла. Во-вторых, она позволяет выявить учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области истории, литературы, других видах искусства, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. И наконец, литературно-музыкальная гостиная делает жизнь детей и учителей интересной и яркой, помогает им найти время для творческого общения. Она становится общим делом, нужным всем участникам образовательного процесса.
Литературно-музыкальная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цель гостиной – развитие познавательных потребностей, интереса к изучаемым дисциплинам, нравственных ценностей, творческих способностей учеников.
Литературно-музыкальная гостиная – это прекрасная возможность воспитать в детях эти качества, приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщиться к художественному творчеству. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.
Чтение и отбор материала, работа с информацией, выполнение презентаций, подбор костюмов, оформление зала, репетиции, волнение – все теперь позади. Тёплый осенний день. Учащиеся 6-11 классов и учителя собрались в уютной, почти домашней обстановке. Накрыты старинными скатертями столы, камин, свечи в красивых подсвечниках – декорации салона первой половины 19 века… Тихо перешептываются гости литературной гостиной – это любители театра, поэзии, музыки, классических танцев. «Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о Красоте. О красоте в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни», – такими словами началась литературно-музыкальная гостиная.
Интересно подобранный материал на полтора часа унёс слушателей в чудесный мир Прекрасного. Поэтические фрагменты сочетались с материалом презентации, в которой были представлены произведения художников, скульпторов, поэтов, писателей 19-20 веков, а музыкальное сопровождение было и фрагментарным, и включалось тихим фоном. Звучали романсы в аудиозаписи и в исполнении девочек: очаровательная Шадрина Арина, ученица 7а класса, спела романс Настеньки «Генералам 1812 года» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»; прекрасное лирическое исполнение романса «Ты не пой, соловей…» Куприяновой Еленой (9а) в сопровождении живой музыки – игры Данилова Влада (9а) и Хмелюка Владимира (9а) на гитарах – затронуло сердца слушателей.
В гостиной звучала восхитительная мелодия композитора Джона Уильямса и задушевный романс «Я помню чудное мгновенье» (музыка М.Глинки) в исполнении талантливых педагогов МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара. Ученицы 6а класса Миронова Олеся и Ященко Тамара (воспитанницы МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара) на фортепиано виртуозно сыграли отрывок из балета «Водяная» композитора Э. Бакирова. Мастерски был исполнен на фортепиано Полиной Зайцевой вальс из оперы «Медный всадник» композитора Р. Глиэра.
Девушки нашей школы – воспитанницы МАУ ДО «ДШИ №16» г.о. Самара, ансамбля «Дивертисмент» – блестяще исполнили «Оду балету» и в парах с юношами из кадетского 9Г класса кружились в вальсе под музыку Г.В.Свиридова.
Хотелось бы отметить проникновенное чтение учащихся: Куприяновой Елены (9а), Мифтихановой Надежды (11а), Сидоренко Елизаветы (8б), Горшковой Марии (9а), Хмелюка Владимира (9а), Князевой Олеси (9б), Жукова Ивана (9а), Резванова Антона (б), Барынкиной Полины (9а), Казина Данила (9г), Казандаева Василия (б), Горбачёва Даниила (9г), Дубового Никиты (9г), Жданова Мирослава (10а).
В актерском мастерстве (в образе Муз и Зевса) ярко проявили себя учащиеся 7а класса: Кашин Тимофей, Шадрина Арина, Рагулина Арина, Скворцова Анна, Грецова Дарья.
Историческая страничка в мероприятии была посвящена героям Отечественной войны 1812 года, декабристам и их жёнам, этим хрупким, милым женщинам, которые оказались настоящими героинями: в самое трудное время их жизни проявили величайшее мужество, готовность к самопожертвованию, показали, что обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. О них взволнованно рассказали учащиеся 9а и 9б классов: Брунова Алёна, Самыкин Леонид и Горшкова Мария.
Ученики 9б класса: Гордеева Дарья, Бочкарёв Евгений – блистательно разыграли отрывок из поэмы Н. Некрасова «Русские женщины», в котором рассказывалось о событии тех печальных дней, когда иркутский губернатор Цейдлер несколько месяцев не давал разрешение на продолжение пути графине Трубецкой, первой из жен декабристов, пожелавшей разделить участь мужа – отправиться за ним на каторгу в Сибирь… Звенящей тоской наполнились сердца многих сидящих в зале, на глазах блестели слёзы.
Великолепно прочитала стихотворение Редьярда Киплинга «О, если…» на английском языке ученица 11А класса Огнева Анастасия. Звучали сонеты У. Шекспира в переводе С. Маршака в ярком прочтении юношей Скворцова Петра (10А), Сыренова Романа (9Г), Павельева Эмиля (9Г)…
Учащиеся смогли окунуться в тонкий мир поэтических переживаний, познакомиться с творчеством великих поэтов, музыкантов, композиторов, художников и показать свои таланты.
С легкой грустью ребята и учителя расходились по домам, и каждый в этот день стал чуточку добрее и лучше, потому что, уходя, уносил с собой частичку света по имени «Прекрасное».
В заключение хочется сказать, что школьное мероприятие «Прекрасное должно быть величаво» стало для всех его участников творческим процессом, построенным в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности. Оно превратилось в общее дело, созданное для всех и нужное всем. И пусть это станет еще одной школьной традицией, способной не только увлечь школьников интересным делом, но и помочь им сделать правильный выбор между соприкосновением с произведениями искусства и компьютером, помочь им получить те чувства и эмоции, которые способна дать встреча с музыкой, поэзией, произведениями художников, скульпторов и композиторов.
Жидкова Л.И.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Школа №127
Г.о. Самара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"
Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном часе, и на внеклассном мероприятии....
«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)
«В человеке должно быть все прекрасно…»...
статья «Образование XXI века. Каким оно должно быть?»: итоги 2008-2009 учебного года, перспективы развития
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти и многие вопросы ...
Урок татарской литературы. 8-класс. Мамы не должны быть одинокими.
Урок татарской литературы для 8-класса по произведению А.Еники "Әйтелмәгән васыять". Предоставляется презентация к уроку....
Внеклассное мероприятие «У КАЖДОГО МАМА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ»
· освоение учащимися христианской позиции по отношению к матери· формирование у детей понятий семейные ц...
Какими должны быть пятиклассники? Критерии готовности к обучению в средней школе
Для родителей , воспитателей, классных руководителей, учителей предметников пятиклассников...