«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 

«В человеке должно быть все прекрасно…»

                                                                       (Урок литературы в 10 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vchvp.ppt148 КБ
Microsoft Office document icon v_cheloveke_dolzhno_byt_vse_prekrasno.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В человеке должно быть всё прекрасно...» А.П. Чехов Учитель русского языка и литературы Бражникова с.в.

Слайд 2

Цели урока: 1. Построить модель совершенного человека. 2. Совершенствовать умения учащихся излагать свои мысли. 3. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию и чувство прекрасного.

Слайд 3

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Слайд 4

«Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством». (Л.Н. Толстой)

Слайд 5

«Мужество ума состоит в том, чтобы… узнавать и познавать … окружающий мир и действующие в нем силы: идеи и факты, опыт прошлого и настоящего… Честность ума состоит в том, чтобы… иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком. (Р. Роллан)

Слайд 6

Вот и построили мы модель совершенного человека. («В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».) Осталось немного. Стараться ей соответствовать…

Слайд 7

Модель совершенного человека «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Слайд 8

Спасибо за встречу!



Предварительный просмотр:

«В человеке должно быть все прекрасно…»

                                                                       (Урок литературы в 10 классе)

Цели урока:

  1. Построить модель совершенного    человека.
  2. Совершенствовать умения учащихся излагать свои мысли.
  3. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию и чувство прекрасного.                                                                            (Слайд № 1, 2)

Оборудование: диск с презентацией, стихи Н. Заболоцкого, А. Яшина,

Н. Рубцова, портреты Л.Толстого, А. Чехова, Н. Заболоцкого, А. Яшина,

Н. Рубцова.

Ход мероприятия

Учитель:

        Сегодня мы попытаемся построить модель совершенного человека и соотнести, хотя бы от части, ее с собой.

        Что, по-вашему, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать идеальным человека с безобразным, некрасивым лицом? ...

         Вряд ли. Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают классическими чертами лица: греческим носом, изумительным разрезом глаз, длинными ресницами.

         Что же делает наше лицо, часто несовершенное, красивым? Как вы считаете? (Ответы ребят)   

          А вот как об этом пишет Л.Н. Толстой: «Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», - подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

(Звучат стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» в исполнении учащихся).

         А вот какой совет юноше дает Эмилия Бронте в романе «Грозовой перевал»: «Подойди к зеркалу, и я покажу тебе, чего ты должен желать. Видишь эти две черточки у тебя между бровями? И густые эти брови, которые вместо того, чтобы им подниматься дугой, западают вниз у переносья? Видишь  ты эту пару черных бесенят, так глубоко схоронившихся? Они никогда не раскрывают смело окон, а только смотрят в них украдкой, точно шпионы дьявола! Так вот пожелай и научись разглаживать угрюмые морщины, поднимать смело веки; смени бесенят на доверчивых, невинных ангелов, глядящих  без подозрений, без опаски и всегда видящих друга, когда не знают твердо, что перед ними враг. Не гляди ты угрюмо и злобно…».

(Далее ученик цитирует академика Д.С. Лихачева): «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым… Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным…».

          Итак, можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом?

(Учитель дописывает к фразе А.П. Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо…»)

 Учитель:

          Представим себе человека с прекрасным лицом, и неряшливо, безвкусного одетого. Можно ли назвать такого человека совершенным? (Ответы ребят)

             Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчеркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только по одной детали своего костюма. А вот что думает об умении одеваться молодых людей академик Д.С. Лихачев:

 (Читает ученик)

             «Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешен. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины – это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, но не должен быть только неопрятен»

            А, что по – вашему, является главным признаком вкуса у человека? (Ответы учащихся)

 Учитель:

            Обратимся за помощью к классической литературе – М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: «В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая… Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего». Итак, главный признак вкуса у человека – это чувство мер.

             Да, те платья, шляпки устарели, но никогда не устареет вкус, хорошие манеры, отсутствие вульгарности в одежде и поведении. Наверное, именно по этому Татьяна Ларина – вечный идеал. Вспомним посвященные ее строки.

(Ученик читает отрывки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)  

             Какое же еще слово нужно добавить к фразе А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, одежда…»?

(Учитель дописывает слово, произнесенное ребятами)

Учитель:

             А мы продолжаем находить слагаемые совершенного человека. Без чего еще невозможно обойтись человеку? Подсказкой пусть послужит высказывание Д.И. Фонвизина из комедии «Недоросль»: «Без… просвещеннейшая умница – тварь, невежда без … -  зверь».

(Учитель подписывает отгаданное слово «душа»)  

             Воспитывать в себе культуру чувств, душу – это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких, душевных качеств.

             Американский просветитель XVIII века Бенджамин Франклин, будучи еще рабочим типографии, составил для себя «двенадцать» принципов мелкой повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он устойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества.

        Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, души–дело не только долгое, но и трудное.

        Общепризнанно: нелегко человеку ощутить в себе человека, вырастить в себе душу человека, которая соответствовала бы идеалу.

(Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Учитель:

        Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить все человечество, но все это останется в тени до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя.

(Учащийся читает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»)

         Своевременная помощь конкретным людям – одно из главных проявлений душевных качеств человека.

Учитель:  

         Но и это не все. Для того чтобы приблизиться к идеалу, необходима еще одна, последняя составляющая. Это – «мысли».                               (Слайд № 3)

         Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их выражения являются афоризмы – жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит:  

Есть у мудрейших   обильный

 запах изречений,

Много для жизни полезных советов может

в нем каждый найти.

Учитель:

           «Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством».

                                   (Слайд № 4)                                                  (Л.Н. Толстой)  

         

         

            «Мужество ума состоит в том, чтобы… узнавать и познавать … окружающий мир и действующие в нем силы: идеи и факты, опыт прошлого  и настоящего…

           Честность ума состоит в том, чтобы… иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком».

                                  (Слайд № 5)                                                        (Р. Роллан)

           

           Вот и построили мы модель совершенного человека. («В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».)

                               (Слайд № 6)

         Осталось немного. Стараться ей соответствовать…  

         На этом наша встреча закончена.            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

В человеке должно быть все прекрасно

Занятие включает в себя разыгрывание мини-сценок....

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860—1904), слова доктора Астрова (действ. 2).Используется как способ сделать кому-либо замечание относительно внешнего вида, поведения и т. д.: мы...

Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

А.П.Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каким чело...

Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....

Конспект «В человеке должно быть все прекрасно…» (к 155-летию со Дня рождения А. П. Чехова)

Цели урока:·         познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;·         повысить интерес к тв...