конспект мультимедиа-урока "Тайны эпитета"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
конспект мультимедиа-урока по теории литературы "Тайны эпитета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.docx | 71.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект внеклассного занятия, проведенного в 5 классе.
Мультимедиа-урок «Тайна эпитета»
Тип урока: урок-путешествие
Цели урока:
- Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
- Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
- Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать понятие об эпитете, научить отличать его от прилагательного, находить в тексте
Развивающие:
- Развивать навыки анализа лирического произведения
- Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию.
- Формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции.
Воспитательные:
- Приобщать к красоте русского пейзажа.
- Воспитывать эстетические чувства через различные виды искусства.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Знания, умения, навыки и качества:
1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности об эпитете как средстве художественной выразительности,
2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.
Ход урока.
ОНУ:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наш сегодняшний урок особый. А знаете почему? Потому что мы с вами совершим виртуальное путешествие по временам года. Во время путешествия мы будем с вами собирать волшебные снежинки. А получать вы их будете только за правильные ответы, а кто больше всего соберет снежинок, получит приз.
Целеполагание:
Сегодня мы с вами выясним, как значимо каждое слово в художественном тексте, откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.
Изучение материала:
Давайте представим себе, что мы попали в зимний лес и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки. Природа так и манит.
Чародейкою Зимою
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Вам понравилось стихотворение Ф.Тютчева? (учащиеся рассказывают о своих впечатлениях)
- Какое настроение звучит в нем?
- Какую картину вы себе представляете?
Давайте прогуляемся по зимнему лесу, что вы видите? Какими словами вы бы могли описать этот пейзаж? А какой частью речи являются названные вами слова? Каким членом предложения?
Подведение мини итогов:
- Вот вы и раскрали секрет первый: Всякий эпитет – имя прилагательное, определение.
Так просто! – скажете вы. Но наше открытие тайны эпитета только начинается. Прилагательное – это подготовка эпитета, его репетиция. Откроем второй секрет.
Стилистический эксперимент:
Проведем стилистический эксперимент. Все вы, наверняка, помните стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Ребята все прилагательные сбежали из этого стихотворения, и оно стало скучным и «сухим». Давайте ему поможем, вставим пропущенные слова. Посмотрите внимательно на экран, какие слова вы вставили (можно отвечать хором)
Тютчев Ф. И. - «Весенняя гроза» |
Работа со словарем: давайте обратимся, к толковому словарю, посмотрим, кто же такая Геба. Геба - богиня вечной юности, служившая виночерпием на трапезе олимпийцев. Часто изображалась ласкающей Зевсова орла и подносящей ему в чаше нектар. В стихах Тютчева допущена своеобразная вариация мифа: поэт наделяет Гебу не кубком с божественным напитком, а кубком, наполненным громами. Тем самым Гебе как бы передаются функции Зевсова орла, который нередко изображался сжимающим молнии в когтях. Сравним с авторским вариантом. Люблю грозу в начале мая, |
Совпадают ли прилагательные, которые вы вставили с авторскими? Все ли из них употреблены в прямом значении? Какие употреблены в переносном?
Ребята, вашему вниманию, представлены словосочетания, определите, какие в них прилагательные употреблены в прямом смысле, а какие в переносном.
Подведение мини итогов:
- Давайте разгадаем секрет второй. Любое ли прилагательное можно назвать эпитетом?
Итак, мы открыли Секрет второй: Не всякое прилагательное – эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
А теперь мы с вами оказались на цветочной клумбе, попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза).
Какие слова вам подсказали, о каком цветке идет речь? Какой частью речи они являются? Помогают ли они увидеть картину, которую описывают?
Откроем третий секрет. Какую роль играют эпитеты?
Подведение мини итогов:
- Вот мы и открыли секрет третий: эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
Вот и лето пролетело, и наступила осень, каким эпитетом чаще всего описывают осень? «Золотая».
Подведение итогов:
И так мы с вами раскрыли все тайны эпитета, давайте теперь сделаем вывод, что такое эпитет? Эпитет – прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Рефлексия:
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, подведем итоги. Закончите предложения:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал …
ООУ:
Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, а кто был самым активным? Кто больше всех собрал волшебных снежинок, подсчитайте?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Учитель года-2012
Номинация «Педагогический дебют»
Конспект внеклассного занятия по литературе
5 класс
Тема: «Тайны эпитета».
Подготовила: учитель русского языка и литературы Кондря Ирина Николаевна.
2011-2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "Тайны зимы. Эпитет"
Урок-практикум позволяет пятиклассникам в яркой и занимательной форме открывать секреты эпитета. Трудный материал запоминается легко благодаря презентации, в основе которой лежит принцип «оживления» и...
Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией
Личностно-ориентированный урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...
Урок "Секреты эпитета"
Урок литературы с использованием мультимедиа проектора....
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Определение. Эпитет как средство выразительной речи.
Урок по литературе в 8 классе....
Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о ...