Урок литературы в 5 классе "Тайны зимы. Эпитет"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок-практикум позволяет пятиклассникам в яркой и занимательной форме открывать секреты эпитета. Трудный материал запоминается легко благодаря презентации, в основе которой лежит принцип «оживления» иллюстраций и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_uroka.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока
Мультимедиа-урок «Тайна эпитета»
Методическая информация
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
- Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
- Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
- Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать понятие об эпитете, научить отличать его от прилагательного, находить в тексте
Развивающие:
- Развивать навыки анализа лирического произведения
- Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию.
- Формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции.
Воспитательные:
- Приобщать к красоте русского пейзажа.
- Воспитывать эстетические чувства через различные виды искусства.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Знания, умения, навыки и качества:
1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности об эпитете как средстве художественной выразительности,
2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.
Необходимое оборудование и материалы: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (деформированный текст стихотворения Е.Баратынского), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.
Подробный конспект урока
План урока.
- Пробуждение жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
- Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
- Чтение и частичный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».
- Лингвистический эксперимент. «Я работаю волшебником».
- Закрепление изученного. Игра «Собери снежинки».
- Физкультминутка.
- Творческая мастерская.
- Рефлексия. Домашнее задание.
- Пробуждение жизненных впечатлений. Актуализация знаний.
1. Пробуждение жизненных впечатлений. Создание учителем мотивационной ситуации для успешной деятельности учащихся.
Слайд 1
- Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Наш сегодняшний урок особый. Это урок – поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пытливый ум, пристальное внимание к слову и … вера в возможность свершения чуда. И пусть оно состоится - чудо открытия мира вокруг нас и тайны. Ведь наш урок так и называется «Тайна…»
Слайд 2
- Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки. Природа так и манит.
- А какие тайны хранит зима?
Слайд 3
- Учащиеся раскрывают тайны зимы: снега, чистого неба, волшебной тишины леса и другие. Примерные ответы:
- Тайну снега. Он белый и пушистый, как одеяло. Лежит на земле, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Он скрипит под ногами, и этот скрип, словно музыка, раздаётся вокруг.
- Тайну инея. Его сказочная красота на ветвях деревьев напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев.
- Тайну леса. Деревья стоят, покрытые тяжелыми шапками. Заденешь ветку рукой, и с неё свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.
Слайд 4
- Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали свои гимны зиме. Сейчас вы слушаете великолепную музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Эта миниатюра называется «Декабрь. Святки». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает?
- Учащиеся делятся впечатлениями. Примерные ответы:
- Представляется, как сидишь дома, смотришь в окно, а там медленно падает снег, крупный и пушистый. А настроение спокойное, и на душе как-то тепло и легко.
- А я представляю новогодние каникулы, еще чувствуется праздник, не убраны подарки, поэтому настроение приподнятое.
- Хочется верить в чудеса, которые случаются в рождество и в святки.
- Учитель обобщает ответы учеников:
- Да. И чудо приходит, заглядывая в окна домов. Оно осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Эти ощущения вызывает музыка, которая способна творить чудеса, обращаясь к нашему сердцу. А еще таким воздействием обладает живопись. (Слайд 5) Одним из моих любимых художников, создавших целый цикл зимних картин, был и остается Игорь Эммануилович Грабарь.
Я приглашаю вас в его картинную галерею.
- Виртуальная экскурсия в картинную галерею.
Слайд 6
- Любовь к зиме стала для него наибольшим стимулом к творчеству. «Немного на свете таких потрясающих … моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», - писал художник о картине «Зимнее утро»
- Что особенно поразило вас в картине?
- Учащиеся делятся своими чувствами.
Действительно, Грабарь изобразил раннее утро – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем, пронизанными его золотом деревьями и хрустящим снегом, на который падают сиреневые тени.
Слайд 7
Солнечные дни февраля дали удивительный живописный материал, воплотившийся в картине «Февральская лазурь» .
« Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», - так Грабарь рассказывал о начале работы над картиной.
- С помощью чего художнику удалось передать свое восхищение зимним пейзажем?
- Что является орудием художника?
- Ученики делятся своими ощущениями
-Да, цветом, красками, линиями воздействует на чувства зрителей художник. С их помощью запечатлевает застывшие мгновения зимы Грабарь на своих картинах. Это и есть чудо.
Слайд 8
- Чудом является и поэзия. “Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение”.
У этих слов есть особые названия: гиперболы, метафоры, олицетворения. И под пером поэта они приобретают художественную силу, передают звучание, переливы цвета, смены настроения, разнообразные впечатления.
Сегодня мы попытаемся найти “острия” таких слов, чтобы приподнять “покрывало” поэтической тайны.
- Мы откроем тайну эпитета, разгадаем его секреты.
Слайд 9
- Запись темы в тетрадях.
II. Работа над формированием теоретического понятия. Составление опорного конспекта.
Слайд 10
- Секрет первый.
Мы разгадаем его, если внимательно послушаем стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
- Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником
- Экспресс-анализ стихотворения (различается в зависимости от подготовки класса)
- Вам понравилось стихотворение Бальмонта? (учащиеся рассказывают о своих впечатлениях)
- Какое настроение звучит в нем?
- Какую картину вы себе представляете?
- Какая она, снежинка поэта? Ответ запишите в тетради.
- Коллективная работа
Слайд 11 (слова выводятся по щелчку)
- Светло-пушистая, чистая, смелая, умелая, сохранно-белая.
- А какой частью речи являются записанные вами слова? Каким членом предложения?
Слайд 12
- Вот вы и раскрали секрет первый: Всякий эпитет – имя прилагательное, определение (опорный конспект записывается в тетради).
Так просто! – скажете вы. Но наше открытие тайны эпитета только начинается. Прилагательное – это подготовка эпитета, его репетиция. Откроем второй секрет.
Слайд 13
- Лингвистический эксперимент. (Учимся создавать эпитеты)
- Записываем словосочетания:
Хрустальные туфельки
Сиреневый аромат
Золотое кольцо
Острые шипы
- Эти прилагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметное значение. Раскройте его.
- Хрустальные туфельки – из хрусталя, сиреневый аромат – аромат сирени и т. д.
- Можно превратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл. Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное).
Слайды 14-17
- «Я работаю волшебником»
- Совместное творчество.
Учащиеся предлагают свои варианты, учитель - свои. Комментирование (варианты учителя появляются щелчком мыши).
- Давайте разгадаем секрет второй. Любое ли прилагательное можно назвать эпитетом?
Слайд 18
Итак, мы открыли Секрет второй: Не всякое прилагательное – эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
(вывод заносится в опорный конспект)
Слайды 19-24 (смена слайдов по щелчку, внутри слайда анимация происходит автоматически)
Игра «Соберем снежинки» (Учимся находить эпитеты в стихотворении и определять их роль.)
- Мы продолжаем открывать тайны зимы. Мысленно переносимся в парк, садимся на скамейку и…ловим снежинки.
- Ребята, вы когда-нибудь ловили снежинки? Какие ощущения вы испытывали?
- Да, снежинки – настоящее чудо зимы. Хрупкие, как будто стеклянные, удивительно красивые, не похожие одна на другую, они очень быстро тают. Но так хочется сохранить эту красоту подольше, поэтому мы ловим их на рукавички и долго-долго любуемся. Вот и сейчас мы с вами будем собирать снежинки. И делать это будем очень осторожно, чтобы не разрушить красоту. На наших «снежинках» записаны строчки из стихотворений известных поэтов. Задание: прочитать строку, найти эпитет. Словосочетание записать в тетради.
«Вся комната янтарным блеском озарена» (А.С.Пушкин)
«Веселым треском трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин)
«Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой» (Ф.И.Тютчев)
«Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (С.А.Есенин)
«Сквозь волнистые туманы пробирается луна, Сквозь печальные поляны льет печальный свет она» (А.С.Пушкин)
Слайд 25 (содержит гиперссылки на слайды 26-30)
- Проверка самостоятельной работы.
Читаем строчки поэта, называем эпитет. (Анимация по щелчку. По гиперссылке переходим на иллюстрации и определяем роль эпитета в строках поэта. Возвращаемся «назад», продолжаем проверку) Правильные ответы «снежинками» отмечаем в тетради.
Слайд 31
- Кто собрал больше всех снежинок?.
3-4 снежинки – ты работал хорошо!
5-6 снежинок – ты работал замечательно!!
7-8 снежинок – ты работал великолепно!!!
- Откроем третий секрет. Какую роль играют эпитеты в стихотворении?
Слайд 31
- Вот мы и открыли секрет третий: эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
- Итак, что называется эпитетом? Прочитайте опорный конспект, сформулируйте определение и запишите его в тетради.
Эпитет – прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Слайд 32
- Перечитаем стихотворение «Снежинка». Теперь вы можете сказать, какие из прилагательных являются эпитетами? (отрабатываем умение отличать эпитет от прилагательного, определять роль эпитетов). Распределим слова в два столбика. (анимация по щелчку)
- Какую роль они играют в этом стихотворении?
(В процессе обсуждения еще раз подчеркиваем, что эпитеты не только помогают представить картину, но и дают яркую характеристику предмету, могут подчеркивать его характер, одушевлять предмет.)
Слайд 33
Физкультминутка
Во время физкультминутки учащиеся встают и под руководством учителя громко произносят слова стихотворения, сопровождая их движениями.
Вышли мышки как-то раз (дети идут на месте)
Поглядеть, который час (смотрят по сторонам, как в бинокль).
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Мышки дернули за гири (поднимают руки вверх и опускают вниз).
Вдруг раздался страшный звон – (хлопают громче и быстрее)
Убежали мышки вон! (бегут вокруг себя и смотрят по сторонам, прикладывая ладошку ко лбу, как бы разыскивая мышей)
Слайд 34
- Творческая мастерская.
- Известный литературовед Лев Озеров писал: «Скажи мне, какой у тебя эпитет, и я скажу, какой ты поэт». Какая мысль заключена в этих словах?
- Работа над эпитетом – дело чрезвычайно сложное. Неслучайно молодые поэты чаще используют метафору. Эпитет должен быть не только выразительным, но и передавать чувства автора, подчеркивать главную мысль.
- Игра «Соревнование с поэтом»
- В этом году мы открываем для себя много новых имен блестящих поэтов. Один из них – Евгений Абрамович Баратынский.
Он, как и многие его сверстники, начал писать стихи ещё юношей. Был знаком с Пушкиным и другими молодыми поэтами, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта. Своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского круга.
Слайд 35
- Прочитайте стихотворение Баратынского, в котором пропущены некоторые слова.
- Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.
- Задание: введите в текст стихотворения эпитеты, которые помогут увидеть картину и передать чувства автора.
Где … шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья …;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под …
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер …,
Бушуя, воет
И небо кроет
… мглой.
- Самостоятельная работа учащихся. В слабом классе возможен анализ рифмы стиха, который поможет найти нужное слово.
- Чтение и обсуждение вариантов. Одобрение, поддержка интересных находок. Создание ситуации успеха.
- Что вы почувствовали, когда творили?
Слайд 36
- Чтение варианта Баратынского.
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
- Обсуждение эпитетов Баратынского, созданной с их помощью картины, настроения автора. Вывод о сложности труда поэта, о долгом, подчас напряженном поиске единственно нужного слова.
Слайд 37
- Рефлексия
Метод незаконченного предложения:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал …
Заключительное слово учителя.
- Ребята, вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк. Вы удивили меня сегодня богатством речи, умением ответить быстро и правильно, общаться с вами – истинное удовольствие.
Писатель С. Кучеренко как-то сказал: «То, что когда-то потрясло, перевернуло, обожгло или заледенило, - крепко засело в удивительных тайниках мозга нетускнеющими красками, звуками, движениями. Застывшими мгновениями». Застывшие мгновения жизни запечатлевают музыканты, художники, писатели. А мы разгадываем их тайны. Сегодня приоткрыли одну из них – тайну эпитета.
Слайд 38
Домашнее задание: (выборочно):
1) Прочитать опорный конспект,
выучить определение эпитета.
2) Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (наизусть)
3) Сочинить стихотворение о зиме
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/VremenaGoda_Pletnev.html http://allavatars.ru/happy-new-year/ http://www.congratulatorycard.ru
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Форма мультимедиаурока помогает учащимся выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст художественного произведения и «погружаться» в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На следующем уроке изучаются стихотворения И.А.Бунина. Закрепляется понятие эпитета на материале стихотворения «Лес словно терем расписной…» Водится понятие сравнения (возможно продолжение линии времен года) |
Другое |
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией
Личностно-ориентированный урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...
Урок литературы в 5 классе по теме "Понятие об эпитете"
Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие об эпитете.Цель: Открыть тайны эпитета; сформулировать понятие об эпитете; стимулировать развитие творческих способностей учащихся.Оборудование: ил...
Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").
Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...
Урок литературы "Понятие об эпитете", 5 класс.
Знакомство с понятием "эпитет " на основе технологии педагогической мастерской....
Урок литературы в 5 класссе по теме "Эпитет".
Урок литературы в виде игры-путешествия по сказочному царству....
Интегрированный урок литературы в 5 классе "Эпитет"
Урок обучения новому с использованием новейших технологий познавательной деятельности....
Урок литературы «ЭПИТЕТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА»
Урок «Эпитет как одно из средств выразительности в творчестве великих мастеров слова» способствует формированию языковой личности, предполагает углубленное изучение литературы как ис...
Комментарии
Дополнение к конспекту