Некрасов "Крестьянские дети"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Васильева Алевтина Ивановна

Система вопросов и заданий  по стихотворению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

  • Н.А. Некрасов. Крестьянские дети (6 класс).

Учитель: в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас  располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.
Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.
(Выступления учащихся.)      

Учащийся: Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».

Чтение стихотворения. ( Актерское чтение.)

Анализ восприятия прочитанного

- Что привлекло детей в незнакомом человеке? Какие чувства испытывал автор к детям? Как это можно доказать?

-В начале стихотворения Н.А. Некрасов пишет:

Я детского глаза люблю выраженье, Его узнаю я всегда.

Я замер: коснулось души умиленье….

-Понятно ли вам, почему поэт почувствовал умиленье?

С чем он сравнивает детские глаза?

-Что детей привлекло в этом взрослом человеке? Какой вопрос их интересовал?

Какой приговор «изрекли» ребята?

   -С каким чувством и интонацией нужно читать разговор детей? Почему?

- Что вы узнали о крестьянских детях? Об  их жизни?

-Что  вам понравилось? Что не понравилось? 
-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься? 
- Какую иллюстрацию хотели бы вы нарисовать к  этому произведению  и какой строчкой из него подписать?

-Скажите, пожалуйста, можно ли условно разделить прочитанное нами стихотворение на части? На какие?

Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

 Анализ стихотворения по частям.

1.Каким настроением проникнута I часть?

2.Как определить, что автор  доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.

3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. « Я детского глаза люблю выраженье..».)

5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)

Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?

-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

 Чтение вслух III части, IV части.

Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».

Вопрос: Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети» ?

Художник , как и поэт, с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего  бросаются в глаза их смышленые лица, живые любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художника к крестьянским детям, о том, что он видел в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...