урок по роману "Господа Головлевы" М.Салтыкова-Щедрина
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

познакомить с понятием семья, ее ролью в жизни человека через роман М.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gospoda_sgolovlevy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока-обобщения по русской литературе в 10 классе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыков-Щедрина

                         

Методологическая основа урока

Тип: урок-обобщение

Цель: формирование правильного отношения к семейным ценностям

Задачи: 1) обобщить знания учащихся по творчеству М.Салтыкова-Щедрина и по роману «господа Головлевы»

2) развитие навыков анализа, сравнения у учащихся; развитие связной устной и письменной         речи;

3) воспитание неприятия к равнодушию, презрению, отчуждению между членами семьи (на примере семьи Головлевых)

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Время урока: 45 мин.

Демонстрационный материал: портрет М.Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к роману «Господа Головлевы», карточки, таблица «Традиционная и современная семья»

Весь ход урока отображается на экране (использование ИКТ-технологии)

Использованы элементы диалоговой, информационно-коммуникационной, игровой технологий.

Содержание урока.

  1. Оргмомент.
  2. Игра-аукцион по ключевым словам о жизни и творчестве писателя.

Слова: семья, Москва, Петербург, служба, творчество, журнал.

  1. Игра «Угадай семью»  (по изученным ранее произведениям: «Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир»  Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

А) семья богатого дворянского рода. Живут, как хотят: едят, пьют, спят. Их идеал – «безмятежность и покой». Семью не привлекают ни светские успехи, ни карьера. Члены семьи боятся внешнего мира.

Б) Они живут «жизнью сердца», легко и непринужденно относятся к жизненным неурядицам. Их главные черты – искренность, естественность, простота, откровенность, бескорыстие. В семье очень любят друг друга.

В) Отличительные черты этой семьи – аристократизм, интеллигентность, подлинная забота о государственных интересах, требовательность по отношению к себе и другим. В семье из поколения в поколение передаются такие качества как долг, честь, благородство, патриотизм.

Г) в этой семье живут люди, родные только по крови. Члены этой семьи оказываются способными лишь к разрушениям. Духовного родства между родственниками нет. Для них важны только богатство, положение в свете. Это алчные, хитрые люди.

Д) в семье живут сын, отец, дядя. Это аристократы. Сын и отец очень любят друг друга, но между ними есть некоторые разногласия, которые можно назвать проблемами отцов и детей. Все же они понимают друг друга. К настоящему труду не способны.

Ж) в семье нет духовного родства, есть только боязнь, страх, презрение друг к другу, равнодушие. Хотя членов семьи много, настоящей семьи нет. Главное, что ценится в этой семье – богатство, при помощи которого один властвует над другим.

4. Расположите эти семьи  от хороших до неблагополучных. Почему вы так расположили?

(ответ: Ростовы,  Болконские, Кирсановы, Обломовы, Курагины, Головлевы)

 Послушать ответы учащихся.

5.Проверка домашнего задания. Схема «Семья Головлевых»

Расскажите историю  членов семьи Головлевых (родители, дети, внуки).

6. Работа с таблицей.

- Что такое семья? (Семья – это основанная на браке  или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью).

Традиционная и современная семья

Критерии

Традиционная

Современная

Состав семьи

Родители и много детей, престарелые прародители, внуки, незамужние дочери и женатые сыновья

Различный, но преобладают семьи из родителей и и одного-двух детей

Цели создания семьи

Правильный образ жизни – реализация религиозного духовно-нравственного идеала, рождение и воспитание детей, совместное хозяйствование

Хозяйственно-потребительская, восстановительно-психологическая, рождение и воспитание детей

Структура семьи и взаимоотношения

Муж, отец – глава семьи, большое уважение. Второе место – жене, матери. Все остальные должны им подчиняться. Дети обязаны почитать родителей, и быть послушными.  Родители должны любить, учить и воспитывать детей.

Равные права и обязанности мужа и жены. Родители обязаны воспитывать детей и дать им образование, не нарушать права ребенка.

Система ценностей

Бог, вера, любовь, уважение, почтение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, милосердие

Права человека, равноправие, любовь, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость

Вывод: произошла демократизация внутрисемейных отношений, переоценка брачно-семейных ценностей. Авторитет отца в большинстве семей стал низким, т.к. чаще женщины зарабатывают больше мужчин, труд мужчин в современных квартирах почти не виден. Основа современного брака – эмоциональные отношения.

7. Диалог.

- Почему  семья Головлевых вымерла? Почему род кончился?

 (послушать ответы учеников)

-  Кто виноват, что в семье нет любви, привязанности?

- что должна делать Арина Петровна?

Формула семейного счастья (по Бегенеевой Т.П.)= любовь между супругами +  любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…

- Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых?

- Есть ли в нашем обществе семьи, подобные семье Головлевых?

- Давайте поговорим о семье из кинофильма «Адазынын оглу». Почему при отце-уголовнике и матери-пьянице Айдыс добился признания, уважения среди сверстников и односельчан?

- Какова роль семьи в развитии человека? Есть ли в нашем селе такие семьи, которыми мы можем гордиться, которых можно назвать образцовыми?

8. Сочинения учащихся «Образцовые семьи нашего села».

9. Построй цепочку. Если детей не приучать добру, то …

Неумение трудиться = желание праздной жизни = пьянство , алколголизм , преступление = болезнь, смерть (духовная, физическая)

Вывод урока: Семейное согласие дороже всего (пословица)

Ты рожден человеком, но человеком надо стать! (А.Сухомлинский)

Использованная литература.

  1. В.А. Крутецкая.  Литература в таблицах и схемах. 10 класс. Санкт-Петербург, 2008
  2. М.Е.Салтыков-Щедрин. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1989
  3. Золотые россыпи. Русские народные пословицы  и поговорки. Красноярский производственно-издательский комбинат «Офсет», 1993
  4. Бегенеева Т.П. Обществознание . 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...