А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"
презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме

Лукьянова Светлана Евгеньевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы для повторения В чем состоит жанровое своеобразие повести «Капитанская дочка»? На сколько частей условно можно разделить повесть «Капитанская дочка»? Какие черты характера проявил Петр Гринев по отношению к Вожатому?

Слайд 2

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести Гринев и Швабрин (разбор III – V глав) Лукьянова С.Е.

Слайд 3

Беседа по главе «Крепость» Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович? Каким впервые предстает перед Гриневым комендант крепости, капитан Миронов?

Слайд 4

Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости? Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин? Почему во время обеда Петр смотрел на Машу с предубеждением?

Слайд 5

Беседа по IV главе Кто и почему распоряжается в крепости? Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? Чем занимался Гринев в крепости? Хороши ли по вашему «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним?

Слайд 6

Анализ эпизода Что послужило причиной ссоры между Гриневым и Швабриным? Найдите слова, показывающие отношение к дуэли Василисы Егоровны, Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича Как был ранен Гринев? Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью?

Слайд 7

Словарная работа Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Достоинство – уважение к себе Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности Благородство – Высокое достоинство, высокие нравственные качества

Слайд 8

Беседа по V главе Почему Гринев помирился со Швабриным? Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей? Как отец узнал о похождениях сына? Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

Слайд 9

4. Как эпиграф к V лаве соотносится с характером Маши Мироновой? 5. Как вы понимаете последнюю фразу главы: « Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»?

Слайд 10

Проверка домашнего задания Расскажите о жизни Гринева до начала осады в крепости

Слайд 11

Домашнего задание Перечитать главы 6, 7. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости Раскрыть роль эпиграфов к 6, 7 главам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Жанровое своеобразие. Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав) Лукьянова С.Е.

Слайд 2

Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» Повесть? Любовный роман? Исторический роман? Семейные записки? Хроника? Мемуары?

Слайд 3

Вывод: «Капитанскую дочку» можно назвать и повестью и романом. Наверное, произведение не является ни хроникой, ни мемуарами, т. к. в нем есть художественный вымысел.. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы , жизнь частных людей. Вместе с тем показаны масштабные исторические события , реальные исторические личности, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Слайд 4

«Капитанскую дочку» принято называть повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев дана не просто на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

Слайд 5

Три цикла повести I – V главы. Формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям VI – XII главы. Картины появления Пугачева, под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика XII – XIV главы. Эпилог

Слайд 6

Анализ I – II глав Расскажите о родителях Петра Гринева. Какое воспитание получил Петруша Гринев? Кто были его учителя? Какие заветы дал отец Петруше при отправлении на службу?

Слайд 7

4. Гринев и Зурин. В чем изменился герой? 5. Вожатый. Как относится к вожатому Савельич? Почему вожатый был благодарен «барскому подарку»? 6. Почему Гринева застает буран в степи? Каково символическое значение бурана? Какое значение имеет сон Гринева?

Слайд 8

Домашнее задание Главы 3 – 5. Подготовить рассказ о жизни Гринева до осады крепости Пугачевым.



Предварительный просмотр:

1 группа. Вопросы к 9 главе «Разлука»

  1. Как Пугачев обосновал перед народом то, что отпустил Гринева?
  2. Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачев велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»?
  3. Прокомментируйте две последние сцены главы. Почему Пугачев послал лошадь и шубу Гриневу вдогонку? Что держит читателя в постоянном напряжении?

(Грашкин, Александров, Шмелев, Орлов)

2 группа. Вопросы к 10 главе «Осада города»

  1. Сравните сцены «военного совета» у Пугачева и «военного совета» у генерала  в Оренбурге.
  2. Почему повествователь пишет об осаде Оренбурга «вкратце», в нескольких предложениях? Что привело к осаде города? Какое значение имеет упоминание об осаде?
  3. Как отнесся генерал к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовному чувству Гринева.

(Хафизов, Филин, Шваев, Прасол, Гладких)

3 группа. Вопросы к 11 главе «Мятежная слобода»

  1. Как поступает Гринев, получив отказ генерала? Как вы расцениваете его поступок?
  2. Как ведет себя Гринев, когда Савельича схватили мятежники, ведь он мог спастись?
  3. Прокомментируйте описание интерьера «дворца» Пугачева и его портрета. Какова роль этих описаний?
  4. Как описаны реальные участники Пугачевского восстания – Белобородов и Хлопуша?
  5. Как удалось Гриневу уговорить Пугачева спасти Машу? Прокомментируйте диалоги Гринева и Пугачева в Бердской слободе и по дороге в Белогорскую крепость.
  6. Почитайте сказку, рассказанную Пугачевым. Каков ее смысл?

(Кудрявцев, Шилова, Нагайчук, Матвеева, Батурин, Бажанов)

4 группа. Вопросы к 12 главе «Сирота»

  1. Объясните смысл эпиграфа к 12 главе.
  2. Что изменилось во внешности и поведении Швабрина? Какие чувства он вызывает у Гринева?
  3. Как Пугачев ведет себя в сцене освобождения Маши?
  4. Что помогает Гриневу выйти из сложного положения?
  5. Прокомментируйте сцену свидания Гринева и Маши.
  6. Как Гринев расстается с Пугачевым? Прокомментируйте сцену отъезда Гринева и Маши.

(Лебедев, Петрова, Парфентьева, Долгов, Хахалев, Красоткина)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. Освобождение Маши. П.Соколов

Слайд 2

Проверка домашнего задания Перескажите главы XIII и XIV . Ответьте на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки»? Дайте характеристику Швабрину. Пугачев перед казнью. Д. Шмаринов

Слайд 3

Беседа Каково первое впечатление рассказчика о Марье Ивановне? Какие качества характера проявляются в Маше во время мирной жизни крепости, в отношении к родителям, к Швабрину, к Гриневу? Какие качества раскрываются в Марье Ивановне в истории ее любви к Гриневу? Письмо от батюшки. С.Герасимов

Слайд 4

4. Отношение к Маше Мироновой других действующих лиц (Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева)? 5. Как дополняет образ девушки эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной II ? 6. Как относится автор к Марье Ивановне? 7. Как вы думаете, почему к главам, где появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц? Маша у императрицы. П Соколов.

Слайд 5

Анализ эпизода Прочитаем эпизод из XIV главы «Встреча Маши Мироновой с царицей» и проанализируем его. Маша у императрицы. П.Соколов.

Слайд 6

План анализа эпизода Место эпизода в композиции повести Действующие лица эпизода, их поступки, их речевая характеристика. Роль пейзажа, интерьера, деталей, других художественных средств. Роль эпизода в раскрытии авторской идеи.

Слайд 7

Домашнее задание Ответить на вопросы на стр. Прочитать статью «Исторический труд А.С.Пушкина»



Предварительный просмотр:

Но  едва  Владимир выехал  за  околицу  в  поле,  как  поднялся ветер и

сделалась такая  мятель,  что он  ничего не взвидел.  В одну  минуту  дорогу

занесло; окрестность  исчезла  во мгле мутной и  желтоватой, сквозь  которую

летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и

напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала  наудачу и  поминутно

то   взъезжала  на   сугроб,   то   проваливалась  в  яму;  сани   поминутно

опрокидывались.  -   Владимир   старался  только   не  потерять   настоящего

направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал

еще  до Жадринской  рощи. Прошло  еще около десяти минут; рощи всь  было  не

видать.  Владимир  ехал  полем,  пересеченным глубокими оврагами. Мятель  не

утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился

градом, не смотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

     Наконец  он увидел, что едет  не в  ту  сторону.  Владимир остановился:

начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было ваять ему

вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала.  Уже  более часа был он в

дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю  не было

конца. Всь сугробы, да  овраги;  поминутно сани опрокидывались, поминутно он

их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

     Наконец  в  стороне  что-то стало  чернеть.  Владимир  поворотил  туда.

Приближаясь, увидел  он  рощу. Слава  богу, подумал он,  теперь  близко.  Он

поехал около рощи,  надеясь тотчас попасть на  знакомую  дорогу или объехать

рощу  кругом:  Жадрино находилось тотчас  за нею. Скоро  нашел он  дорогу, и

въехал во мрак дерев, обнаженных  зимою. Ветер не  мог  тут  свирепствовать;

дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

     Но  он ехал,  ехал, а  Жадрина  было  не  видать; роще  не было  конца.

Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.  Отчаяние овладело

им. Он ударил  по лошади; бедное животное пошло  было  рысью, но скоро стало

приставать  и  через четверть  часа пошло шагом,  не  смотря  на  все усилия

несчастного Владимира.

     Мало-по-малу деревья начали редеть,  и Владимир выехал из лесу; Жадрина

было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его;

он  поехал  наудачу.  Погода  утихла, тучи  расходились,  перед  ним  лежала

равнина, устланная  белым  волнистым  ковром.  Ночь была довольно  ясна.  Он

увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти  дворов.  Владимир

поехал к ней. У первой избушки он выпрыгнул из саней, подбежал к окну и стал

стучаться.  Через  несколько  минут  деревянный  ставень поднялся,  и старик

высунул  свою  седую  бороду.  "Что те  надо?"  -  "Далеко  ли  Жадрино?"  -

"Жадрино-то далеко ли?"  - "Да, да! Далеко ли?" - "Недалече;  верст  десяток

будет". При сем ответе  Владимир схватил себя за волосы и  остался недвижим,

как человек, приговоренный к смерти.

     "А отколе  ты?  Э продолжал старик. Владимир не имел духа  отвечать  на

вопросы.  "Можешь  ли  ты,  старик",  сказал  он,  едостать мне  лошадей  до

Жадрина?" - "Каки у нас лошади", отвечал мужик. - "Да не могу ли взять  хоть

проводника? Я заплачу, сколько емy будет угодно". - "Постой", сказал старик,

опуская  ставень,  "я   те  сына  вышлю;  он  те  проводит".  Владимир  стал

дожидаться.  Не прошло минуты, он  опять начал стучаться. Ставень  поднялся,

борода показалась.  "Что  те надо?" -  "Что ж  твой сын?" -  "Сей час выдет,

обувается.  Али ты прозяб? взойди  погреться".  - "Благодарю, высылай скорее

сына".

Ворота  заскрыпели; парень вышел с дубиною, и пошел вперед то указывая,

то отыскивая дорогу,  занесенную снеговыми сугробами. "Который час?" спросил

его Владимир.  "еДа  уж скоро рассвенет" отвечал молодой  мужик. Владимир не

говорил уже ни слова.

     Пели петухи и было  уже  светло, как достигли они Жадрина. Церковь была

заперта. Владимир  заплатил  проводнику и поехал на  двор  к священнику.  На

дворе тройки его не было. Какое известие ожидало eгo!



Предварительный просмотр:

Повесть - эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.

– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете

РОМАН  – крупная форма эпического жанра литературы. Какого бы объема ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент.

Мемуары – воспоминания

Семейные записки - жанровая модификация, содержащая указание на форму повествования ( от первого лица) и жизненный материал, лежащий в основе произведения (сфера семейных отношений). Часто носит автобиографический характер.

Хроника -  литературный жанр, содержащий изложение исторически достопамятных событий в их временной последовательности. В центре Х. ‒ время как субъект исторического процесса.

Повесть - эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.

– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете

РОМАН  – крупная форма эпического жанра литературы. Какого бы объема ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент.

Мемуары – воспоминания

Семейные записки - жанровая модификация, содержащая указание на форму повествования ( от первого лица) и жизненный материал, лежащий в основе произведения (сфера семейных отношений). Часто носит автобиографический характер.

Хроника -  литературный жанр, содержащий изложение исторически достопамятных событий в их временной последовательности. В центре Х. ‒ время как субъект исторического процесса.

Повесть - эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.

– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете

РОМАН  – крупная форма эпического жанра литературы. Какого бы объема ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент.

Мемуары – воспоминания

Семейные записки - жанровая модификация, содержащая указание на форму повествования ( от первого лица) и жизненный материал, лежащий в основе произведения (сфера семейных отношений). Часто носит автобиографический характер.

Хроника -  литературный жанр, содержащий изложение исторически достопамятных событий в их временной последовательности. В центре Х. ‒ время как субъект исторического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

Внеклассное мероприятие по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Мероприятие построено по типу игры "Счастливый  случай"....

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...