Серебряный век русской поэзии
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Представлен вводный урок по литературе в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии". Прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimova_ov-stsenariy.doc | 88 КБ |
klimova_ov.ppt | 541 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.
Задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.
Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.
Развивающие
Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».
Воспитательные
Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
Воспитывать внимание к поэтическому слову.
Приемы, которые использует учитель
- составление ассоциативной цепочки
- составление таблицы
- выразительное чтение
- сопоставление музыкального произведения и стихотворений
- презентация
- слово учителя
- сообщение ученика
1.Слово учителя.
Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
Я произношу слова: «Серебряный век…»
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»
Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.
Слайд 1
Серебряный век – блеск, яркость, звон ,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…
Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Слайд 2
Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Слайд 3
Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».
Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе:«Серебряный век робко начинался в 90-х годах(ХIХ века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».
Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»
2.Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
2. Выступление подготовленных учеников:
1.Историческая справка (ученик 1)
Слайд 4
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи
- 1890 – экономический рост
- 1894 - Николай II
- С 1902 – политические партии
- 1904-1905 – русско-японская война
- 1905 – первая русская революция
- 1906 – I Государственная Дума
- 1914 – начало Первой мировой войны
- 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
Слайд 5
Научные открытия
- Открытие рентгеновских лучей
- Исследование радиации
- Создание квантовой теории
- Изобретение беспроволочной связи
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.
3. Слово учителя
Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.
Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.
Слайд 6
Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:
- МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)
Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
Слайд 7
Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.
Слайд 8
Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством
Слайд 9
2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)
Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Константин Бальмонт написал:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
3) Работа по слайду № 10
2. Искусствоведческая справка
Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
На фоне музыки «Вокализ» Рохманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.
Слайд №11
- М.Врубель «Демон поверженный» (ученик 2)
А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.
…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…
Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
Слайд №12
- В.Борисов-Мусатов «Призраки» (ученик 3)
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи,то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…
Слайд №13
- К.Петров-Водкин «Купание красного коня» (ученик 4)
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.
Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.
В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
- Анализ поэтических текстов. Коллективная работа
Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
Слайд №14
На фоне музыки «Поэта экстаза» А.Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).
Автор | Поэтическая Я-концепция |
В. Соловьев |
|
М. Лохвицкая |
|
К. Бальмонт |
|
В. Ходасевич |
|
Слайд №15
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы с сами
Тот путь, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Слайд №16 Образец заполнения карточки
Слайд №17
- Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых-
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
Слайд №18
- Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Слайд №19
- Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
Я угасну… Я угасну…
Все равно… Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь – томительный обман.
Вы – останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман – глубок.
Я уйду, закроюсь мглою…
Путь неведом и далек..
После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:
автор, годы жизни | поэтическая Я-концепция |
В.Соловьёв (1853-1900) | «…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам», «… в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам» |
М.Лохвицкая (1869-1905) | «Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…» «Мне мил и солнца луч… И шорох тайн манит меня» «…Суждено мне до конца стремиться вверх…» |
К.Бальмонт (1867-1942) | «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин» «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто» |
В.Ходасевич (1886-1939) | «Я скитаюсь здесь напрасно Путь далёк мне…» |
5. Вывод по уроку.
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.
6. Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Серебряный век. Возникновение названия Название было предложено философом Н.Бердяевым Николай Оцуп. Статья «Серебряный век»русской поэзии» (1933) Сергей Маковский «На Парнасе «Серебряного века» (1962)
Хронологические границы серебряного века 1.Наум Коржавин Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной» 2.Ефим Григорьевич Эткинд «Серебряный век робко начинался в 90-х годах(Х I Х века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его». 3.Татьяна Бек «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»
Исторические события 1890 – экономический рост 1894 - Николай II С 1902 – политические партии 1904-1905 – русско-японская война 1905 – первая русская революция 1906 – I Государственная Дума 1914 – начало Первой мировой войны 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
Научные открытия Открытие рентгеновских лучей Исследование радиации Создание квантовой теории Изобретение беспроволочной связи
МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
Цель модернизма Создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства
Литературные течения: -символизм -акмеизм -футуризм В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира.
ДЕКАДЕНСТВО (упадок) Явление в культуре конца Х I Х – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
реалисты верили в преображение человека модернисты Верили в преображение мира декаденты Не верили в преображение С помощью искусства
М.Врубель «Демон поверженный»
В. Борисов – Мусатов «Призраки»
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Работа с карточками Автор Поэтическая Я-концепция В. Соловьев М. Лохвицкая К. Бальмонт В. Ходасевич
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 Философ, богослов, публицист и поэт. Сын знаменитого историка В.Соловьева. Окончил Московский университет.
Работа с карточкой Автор Я-концепция В. Соловьев «…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам», «… в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам»
Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая 1869-1905 Родилась в семье адвоката, профессора права. Училась в Московском Александровском институте. Впервые напечаталась в 1888 году. Удостоена Пушкинской премии Академии наук.
Константин Дмитриевич Бальмонт 1867-1942 Родился в дворянской семье. 1890г.- первый сборник стихов. 1895-1905 – самый известный русский поэт. 1905-1913 – политический эмигрант. С 1921 г. жил во Франции.
Владислав Фелицианович Ходасевич 1886-1939 Родился в Москве. Учился в Московском университете. В 1922 г. эмигрировал. Умер в Париже, в больнице для бедных.
Домашнее задание Прочитать статью Брюсова «О свободе слова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....
Презентация по Серебряному веку русской поэзии
Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...