№ П /п | Учебно-тематический план | Основные знания | Составляющие качество Образования Предм.-информ. Деят.-коммуникат. Цен.-ориент. | Формы деятельности уч-ся, Коррекционные упражнения | Формы и типы контроля | Учебно-методическое сопровождение |
|
|
.
1 | 1. Повторение. Карта России. Сухопутные и морские границы России.
| Географическое положение России на карте мира. Морская граница (знать моря), сухопутная (знать пограничные государства) | Две части света Европа и Азия, граница между ними. Государства ближнего зарубежья. | Учить соотносить и сравнивать карту и контурную карту, Ориентироваться в тексте учебника.
| Важность знания географии своей страны. | Работа с контурной картой(провести границу, границу между Европой и Азией. Чтение карты атласа, настенной, выборочное чтение текста, составление устного ответа. | Устный опрос, практическая работа, взаимопроверка, самостоятельная работа (1-ый вариант) | Определение «граница» - по частям. Физич карта России. Форзац учебника. Контурные листы.
|
2. | Рельеф. Острова и полуострова. | Вспомнить и закрепить знания форм рельефа, их условное обозначение на карте. Номенклатура. | Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские о., О. Врангеля, о.Сахалин, Таймыр, Кольский, Чукотский, Камчатка. Название гор, равнин. | Нанести на контурную карту крупные формы рельефа, о-ва, пол-ва. Инд. занятия с 3 вариантом (помощь)
| Определение на карте своего местоположения. | Составление схематического рисунка острова и полуострова. Повторение форм рельефа по моделям. КРУ – прочесть назв формы рельефа. (арог,…) | Устные ответы по схематич. Рисунку + примеры по карте. Проверка заполнения контурных карт, Географический диктант.
| Модели «Формы рельефа» Опорные схемы «о-в, пол-в» Физическая карта России. Распечатка КРУ. |
3. | Административное деление России. | Название субъектов федерации. Количество, различия, положение на карте. | Области, края, округа, республики, авт. области. Центры област. Президенты, губернаторы, мэры. Дума. Правительство. | Проговаривание географических названий, составление предложений с использованием геогр. терминов
| Обсуждение вопроса – для чего правительство, губернатор… | Аналитическое чтение, составление краткой записи, «Чтение карты»- назови соседние субъекты. | Поиск субъектов на карте, игра «Найди город, проговори название области» Запоминаем цифры. | Форзац учебника, таблица «Административное деление России» Опорные слова, ряд цифр. |
4. | Реки и озера России. | Название рек, озер, положение на карте, использование водоёмов. | Водные ресурсы. Половодье. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Дон, Байкал, Онежское, Ладожское | Закрепление умения «читать карту», Работать в паре. Составление устного ответа с опорой на наглядность. (распечатка). | Значение воды для всего живого. Профессии, связанные с рекой, озером. | Составление схемы реки. Работа с контурной картой, КРУ «Найди название реки (квадрат букв) | Дать образец ответа (для 1 вар.), Устный ответ у карты (знание объектов) Географический диктант. | Загадки о реке, таблицы «Река», «Озеро», Распеч. КРУ, Конт. карты Физ. карта. Опорные слова, Распечатка «Использование рек»
|
5. | Население России, Народы России. | Изучить национальный состав, распределение населения по территории. Виды поселений. Национальности в Кировграде. | Государственный Язык, православие, мусульмане, горожане, сельские жители. Республики – места компактного проживания. Перепись населения. | Учить выборочному чтению (ищем ответ на конкретный вопрос.) Анализ иллюстраций.
| Равноправие людей различной национальности. | Изучение иллюстраций. Выборочное чтение, составление устного ответа, анализ карт. | Показ на карте Мест компактного проживания людей одной национальности Рассказ о национальных особенностях (русские-татары – в сравнении) | Политико-административная карта, таблица «Административное деление России» Распечатка «Народы России» Опорные слова, цифры. |
6. | Климат России Пояса освещения | Напомнить компоненты погоды, зависимость климата от уровня солнечного освещения. | Погода. Климат. Климатические пояса, их различие, положение на карте.
| Анализ картин, определение климатического пояса. Повторение и заучивание терминов, понятий. | Особенности климата нашей местности. | Сравнительная характеристика климата поясов, объяснение причины смены поясов. КРУ «назови лишнее» | Составление логических цепочек зависимости температуры от высоты солнца, Рм, ж.м. | Рабочая тетрадь за 6 класс. КРУ (с животными и растениями) Таблица «Освещение солнцем поверхности Земли»
|
7. | 2.Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. | Название зон, местоположение, Особенности климата, закономерности распределения тепла | Природная зона. План изучения зоны. Причина смены зон с севера на юг.
| Составление цепочки зависимости в природе (всё от солнца!)
| Особенности природы нашей местности. | Заучивание определения Выборочное чтение, составление ответа по наглядности.
| Ответ на вопросы в конце параграфа. Поиск ответов в записях, в тексте, Составление определения из частей. Распред. Зон | Таблицы по зонам, Мет. Папка «Природные зоны» Конверты с опр., Теллурий. Карта физическая и карта природных зон. |
8. | Карта природных зон. | Распределение зон на территории России. Условные знаки карты. | Соответствие цвета зоне. Взаимосвязи в природе. | Работа с приложением стр. 6, \учить соотносить карту с соответствен. изображением, рисунком. | Интерес к изучению природы своей страны. | Заучивание определения «Пр. зоны», чтение карты, выборочное чтение, составление таблицы «Пр. зоны» , рис. Усл. Цв., в тетради. | Показ на карте соответс. Зон, Объяснение причины смены зон, (запись вывода в тетрадь), Составление определения из частей. | Карта «Природные зоны», Таблицы по природным зонам, Атлас по природоведению за 4 класс, иллюстрации по зонам (для пом. на карте). |
9. | Разнообразие природных условий в России (по «Климат») | Познакомить с разнообразием климатических условий, выявить причину их смены с севера на юг | Климат. Характеристики климата. Отличие климата от погоды. Зависимость всего живого от солнца. | Анализ таблицы «Высота солнца, Работа с теллурием (виды лучей, их характероистика), Заучивание определения. | Ответ на вопрос «где бы ты хотел жить?» | Составление определения из частей, Изучение доп. литературы, Просмотр отрывков ДВД (зоны) | Дать определение климата, Доказать зависимость климата от солнца, Поиск ответов в тексте. | Опорные слова, конверт с определением, Книга «Люди и север, ДВД «По следам русского медведя» (отрывок) Таблица «Высота солнца, теллурий. |
10. | Контрольно-обобщающий урок по т «Карта России» | Проверить знание физической карты и карты Природных зон. | Основные определения по теме, номенклатура. | Устные и письменные упражнения-задания. Умение использовать при ответах наглядность, доп.литературу. | Формировать уверенность в собственных способностях | Выполнение заданий на листочках | Географический диктант, понятийный диктант (на индивид. карточках) Устно: ориентир. По карте «Природные зоны» | Физич. Карта, карта природных зон, чистые листы,атлас по природоведению, Индивидуальные карточки (по вариантам) |
11. | Зона арктических пустынь. Положение на карте. Моря и острова.
| Определить положение на карте. Найти все моря и острова. Научить их показывать. | Арктика. Белое море. Баренцево, Карское, море Лаптевых, В.- С. море, Чукотское море. Особенности морей Дрейф. Айсберг. Торосы Н. Земля, северная земля, О. Врангеля. | Заучивание названия морей, показ их на карте, «Путешествие по карте» (в паре), Определение своего местонахождения по геогр. объектам.
| Интерес к изучению предмета. | Проговаривание названий, поиск морей и островов на карте, Работа с контурной картой (нанесение и подписывание объектов) Составление предложений с новыми словами. | Показ географ. объектов на карте в атласе, на настенной карте. Дать определение новым словам, с опрой на наглядность, | Карта природных зон, атлас для 4 класса, таблица «Белый медведь», «Лето в Арктике» опорные слова, план изучения зоны, листы с конт. картой. ДВД «Зона Арктики» |
12. | Климат. Особенности природы. | Запомнить описание природы с опорой на цифры. Закрепить понятие «климат» | Полярная ночь. Полярный день. Северное сияние. | Развивать умение находить ответы в тексте учебника (аналитическое чтение), Развивать воображение (рис. Северного сияния) |
| Анализ таблиц. Прсмотр ДВД и поиск ответа на поставленный вопрос. Аналитическое чтение. Краткая запись в тетради, рисунок северного сияния. | Составление ответа с опорой на цифры и слова. Описание явления с опорой на наглядность. Узнавание явления по описанию. | Карта природных зон, ат. 4 класс, Опорные слова, Д.п. «Арктика, , Распечатка опоры для пересказа, план изучения зоны, Таблица «Северное сияние. Альбомные листы. |
13. | Растительный и животный мир Арктики. | Познакомить с представителями раст. и жтвотного мира, изучит их приспособленность к суровому климату | Планктон. Лишайники, мхи. Белый медведь, морж, тюлень, котик. | Развивать умение устанавливать логическую цепочку зависимости раст и жив. от климата. | Учить пользоваться доп. литературой | Работа с приложением, с 10, 8. изучение дополнительной литературы, Составление кроссворда. Анализ таблиц, ДВД. | Узнавание представителей раст и жив мира по иллюстрац., составление предложений, рассказа о жизни в Арктике (от первого лица), составление логич. цепочек. | Таблицы «Белые медведи», ил из набора «Окр. мир», Таблица Лето в Арктике», отрывок ДВД, опорные слова, Карта природных зон Распечатка (для лог. Цепочек) |
14. | Население и его основные занятия. | Изучить основные занятия, новые профессии, особенности населения . | Метеостанции. Сейнеры. Траулеры. Трал. Океанолог. метеоролог. Рыбаки. Нет постоянного населения. | Расширение активного и пассивного словаря . Составление предложений с новыми понятиями. | Уважение к людям, работающим в тяжелых условиях. | Анализ таблиц, поиск определений по словарю в учебнике, составление предложений, выборочное чтение. Дать прогноз погоды. | Узнать профессию по рисунку, по описанию. Дать объяснение новому слову. Нарисовать сеть-трал. Найти в учебнике новые слова. | Таблица «Полярная станция», Книга «Люди и север», «Почемучка», Флюгер, микрофон
|
15 | Северный морской путь
| Положение на карте., назначение, значение сев. М. пути. | Навигация. Порты. Диксон. Тикси. Певек, Владивосток. Ледокол. Перевозка необходимых грузов. | Умение читать карту, путешествовать по карте. \работа по плану. | Знания о профессии моряка. | Чтение слов в затрудненном варианте, Объяснение значения новых терминов. Ориентация по карте. Совм. путеш. по карте. | Устно объяснить понятия. Проговорить название морей и островов С.Л.о.( по опоре) Объяснить особенности морей. Расск. О знач. СМП | Карта природных зон, План изучения темы, таблица «Айсберг», «В тундре», опорные слова, КРУ буквенное, «Люди и север», Распеч. для путеш. |
16. | Обобщающий урок по теме «Арктические пустыни» | Закрепить знания и систематизировать представления о зона арктических пустынь. | Повторить номенклатуру, название животных, растений, их особенности, Занятия людей. | Учимся излагать знания в виде письма (для 1 варианта), Рисунок «Моя Арктика»(для 2 варианта) | Формировать уверенность В собственных способностях. | Просмотр отрывка ДВД об Арктике, объяснение увиденного. Кроссворд. | Задания по вариантам, по индивидуальным карточкам, творческие задания. | Карта п.з., Таблицы по теме, опоры по теме, ДВД «По следам русского медведя. География для малышей», инд. карточки (из Д/П) |
17. | Зона тундры. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. |
Определить положение на карте, название островов, полуостровов, формы поверхности, залежи пол. ископ. |
Тундра – безлесная. Колгуев. Вайгач. Врангеля. Воркута. Норильск. Таймыр. Чукотка. Никель. Газ. Нефть. Месторождение. |
Умение использовать в ответах географические понятия и названия (чтение карты) |
Учимся работать в паре (взаимопомощь) |
Находим зону на карте, тренируемся в показе по физической карте, рассказ о рельефе (по физ. карте) Просмотр отрывка по ДВД |
Письменно: выписать названия полуостровов. Проговаривание, показ по карте, анализ иллюстраций. Объяснение новых понятий. |
Объемные формы рельефа, цветные квадраты, Опорные слова. д/п «Тундра», «Люди и север, ДВД, Таблица «тундра» |
18. | Климат и водоёмы тундры. | Изучить особенности климата в сравнении с предыдущей зоной и нашей зоной. Отметить особенности поверхности- много озёр, болот. | Многолетняя мерзлота. Печора, Обь, Лена, Енисей, Полярные день и ночь (в сравнен).
| Чтение карты, сравнительное описание климата,
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Возможность проживания (обсуждаем) | Вспомнить определение «климат», виды водоёмов. Находим водоёмы на карте. Выборочное чтение о климате, краткая запись в тетради Рисунок «Многол. мерз.» | Устный ответ: опора в цифрах, (зима в тундре, лето в тундре) Определить по иллюстрации время года, Рассказ от первого лица. Я был… Я увидел… | Энциклопедия (ж), «Люди и север», Таблица «В тундре», «Тундра» (летом), Рисунок «Многол. Мерзлота» Опора (цифры) Магн. Запись «Вьюга» |
19
| Растительный мир тундры. | Изучить приспособленность растений тундры к суровому климату, бедность растительного мира, особенности размножения. | Ягель, карликовые деревья, ягоды лишайники. Низкий рост, короткие корни, мелкие листья, быстрое развитие. Надберезовики. | Составление логической цепочки климат – особенности растений. Развитие связной речи. | Использование ягод во время болезни (клюква, брусника…) | Аналитическое чтение текста учебника, рассматривание гербария, составление логич. цепочки, запись особенностей. Анализ таблицы
| Составление устного ответа с опорой на гербарий, на таблицу. Узнавание растений, поиск лишнего. Выбор из распечатки особенностей. | Гербарий6 ягель карликовая березка, карликовая ива, клюква, брусника, Таблица «Тундра летом» Клюква (натуральная), ДВД «География для малышей (Серия тундра) |
20. | Животный мир тундры. | Изучить представителей и их приспособленность к жизни в тундре. Их польза для людей. | Нарты. Севернеый олень, полярные совы, песец, лемминг, птичьи базары. Подкожный жир, густой мех, опоренье. | Тренируемся в запоминании животных по внешнему виду, Учимся использовать дополнительную литературу при изучении темы.
| Анализируем значение северного оленя для жителей тундры. | Изучение содержания атласа (4 класс),),запись названий в тетрадь. Прослушивание стихов, выбор названия животных. Чтение текста учебника, иллюстрации. | Узнавание животных по иллюстрациям (найди лишнего), Рассказ о приспособл. Животных. Ответы на вопросы в конце текста. Решение кроссворда | Атлас,4 класс, Набор «животные севера, таблица «Северный олень», ДВД о лемминге. Опорные слова Книга «Люди и север», Стихи из книги О народах севера. План. |
21. | Хозяйство, население и его основные занятия. | Знакомство с коренными народами (ненцы, Эвенки, эвены, чукчи, особенности жизни, основные занятия. | Чум. Поморы. Звероводческие фермы. Оленеводство. Рыболовство, охота. Теплицы. Добыча полезных ископаемых. | Анализ иллюстраций, отрывков ДВД, Пересказ увиденного, Проговаривание новых слов, их объяснение. | Уважение к людям, живущим и работающим в тяжелых условиях. | Аналитическое чтение , выписываем названия народов, Анализ иллюстраций, вывод о занятиях Населения (по книге «Л. и Север» | Оформление записи, рассказ о занятиях от первого лица. « я – оленевод..», Я работаю на звероферме..) Инд. карточки. | ДВД «Охота на Аляске», книга «Люди и север», Распечатка «На звероферме», Опорные слова, План, Таблица «Северный олень» |
22. | Города тундры. | Определение местоположения на карте, какие предприятия расположены, Чем отличаются города. | Мурманск, Архангельск, Нарьян – Мар, Норильск, Анадырь. | Работа с приложением стр.14-15, Аналитическое чтение текста, Выборочное чтение (по заданию) | Уважение к людям, живущим и работающим в тяжелых условиях. | Составление таблицы «Города тундры», Чтение текста, выбор необходимого материала. Работа с картой. | Показать города. Индивид. задание – составление рассказа об одном из городов с опорой на таблицу, учебник. (Дать образец) | Карта п.з.,распечатка названий городов, кн. «Люди и север», Отрывок из песни о Нарян – Маре, , Магн. Запись «Вьюга».
|
23. | Обобщающий урок по теме «Тундра» Охрана природы тундры. | Систематизировать знания о природной зоне, проверить уровень усвоения основных характерных признаков климата, раст., и животного мира | Проверить уровень усвоения основных понятий, новых терминов. | Составление кроссворда и его решение.(1 вар.) Составление связного рассказа с опорой на наглядность. | Интерес к изучению природы своей страны. | Выполнение письменной контрольной работы и устные ответы у карты показ зоны, Крупнейшие города, название пол-вов. | Заполнение карточек с пропущенными словами, выбор представителей животного мира, по гербарию рассказать об особен. Раст. | Карта п.з., все таблицы по теме, инд. карточки – задания,(из папки и тетради) Опорные слова, Кн. «Люди и север» ДВД (геогр. для малышей). |
24. | Лесная зона. Положение на карте, рельеф, полезные ископаемые.
|
Дать представление о положении зоны на карте, повторить формы рельефа, вспомнить условные знаки пол. ископаемых. |
В.-Европейская равнина, З.- Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Архипелаг. Разнообразие пол. ископаемых. |
Закрепить навык «чтения» карты Природных зон и физической, Использование знаний, полученных на уроках биологии. |
Запомнить, что это наша зона. Мы её должны знать лучше всех зон. |
Работа с гербарием, иллюстрациями (виды деревьев), Запись основных полезных ископаемых (Урал)-по карте. Распределение Табличек – названий на карте (рельеф) Перфок. (стр33) Раб. Тетрадь. |
Показать формы рельефа на физ. карте, Назвать полезное ископаемое по знаку.(коллекц.), Определить вид дерева: -гербарий, -иллюстрация (что лишнее) Показ зоны по карте, распр. Иллюстраций. |
Таблица «хв. И листв. Деревья», Таблицы виды лесов, гербарий, карты физическая и пр. зон, конт. карты, Набор «лес», Иллюстрации видов лесов для прикр. На карту. ДВД (лесная зона), Магн. Запись «Утро в лесу» |
25. | Климат лесной зоны. | Повторить понятие «Климат». Изучить особенности климата зоны. | Резкоконтинент., Характеристика зимы, лета. Влияние океанов. | Навык сравнения природных условий разных зон. | Учить «примерять» природные условия на себя. | Составление сравнительной Таблицы Европейской и азиатской частей.(с.33) Оформление схем. Конт. карты( | Составление понятия «Климат из частей. Устно: узнай по описанию климат.
| Распечатка из раб тетр (с.33), Стрелки с подписями о климате, Физич. Карта. Загадки о временах года. |
26. | Реки, озера, каналы. | Познакомить с названием, г. пол., Характер течения рек, значение водоёмов. | Волга, Обь, Лена, Енисей, Амур, Кама, ока, дон, Печора, Сев. Двина. Озера: Онежское, Ладожское, Байкал, Каспийское море. ГЭС. Водохранилище. | Вспомнить как определяется правый, левый берег. Анализ таблиц, составление устных ответов по таблицам, по опоре. | Значение водоемов для человека. | Заполнение перфокарты (стр.35)-Р.Т., Обоэначение рек на карте., Определение хар. Реки (по записи магн.), Выбор. Чтение (об исп. рек) | Кроссворд (с.36), Показ рек и озер на карте. Узнай реку по описанию. Рассказ об исп. рек по опоре (распечатка), Инд. задание – о Байкале. | Опорные слова (назв. Рек –в сокр. Варианте), Распечатка перфокарты. Распечатка опоры(из 6 класса. Таблица «река» «озеро». Видео |
27. | Растительный и мир тайги. | Познакомит с растительным и миром тайги. Виды хвойных деревьев, их распределение по территории, завис. от климата. | Ель, сосна, пихта, Кедр, лиственница, Можжевельник. Холодостойкие. Светолюбивые. Хвоя.
| Анализ таблиц «Восточн-европейская тайга, Зап.-сибирская тайга, Загадки(стр.38)- Р,Т,
| Мы живем в тайге. | Аналитическое чтение, оформление краткой записи, анализ карт из приложения, Определение названия дерева | Определение вида дерева по гербарию. Показ зоны на карте пр. зон. Зад.6, стр.39, 1 вар.-з.4, стр.36.
| Атлас, 4 класс, Таблицы (виды лесов), Гербарий, набор «деревья», Распечатки заданий. загадки |
29. | Животный мир лесной зоны
| Представители животного мира . Травоядные, хищные, всеядные. | Лось, косуля, кабан ,крот ,ёж, Белка, лиса ,барсук, куница, волк, рысь. Лесные этажи. Птицы леса. | Учить искать ответы на пост. вопросы в учебнике, атласе, доп. литературе. Составление схемы (з.1, стр43). | Интерес к изучению природы своего края. Учить использовать различные способы получения знаний. | Изучение планшетов в классе, выборочное чтение, анализ содержания карты атласа (4 кл.), загадки о животных. Составление буквенного задания (для 1 вар.) Ребусы.(с.47) | Узнать животного по иллюстр., По описанию, Игра «Кто это?» (по вопросам.), Задание «Кто лишний», (по стр.43), Карточка «определи животного «-по контуру-с.46, Стр.43, з3 – для 1 варианта | Набор «Жив. леса», Распечатка «Кто лишний», Распечатка «Определи по контуру». Набор «Лес». Магн. Запись. \»Звуки природы», ДВД Зона лесов, ДВД «Боровая дичь»»Дикий вепрь». «Бобры» «По следам русского медведя» (на выбор)
|
28. | Смешанные и лиственные леса. | Положение зоны на карте. Видовой состав деревьев. Причина смены видов лесов. | Смешанные. Широколиствен., Мелколиствен. Уссурийская тайга. Заповедники. Дуб, клён, липа, граб, бархатное дерево, Лимонник, Жень-шень. | Закрепить умение работать с гербарием, иллюстрациями, Картами приложения. Установить прич.следств. связь(климат-растительность) Рис. В тетради- виды деревьев | Интерес к изучению природы страны. | Анализ гербарных образцов. Составление схемы видов деревьев при анал. Чтении учебника.. Выдел. Зоны на конт. карте Задание «что лишнее», . | Показать зону на карте. Объяснить причину смены. Назвать виды деревьев с примерами. Определить вид (по иллюстрации) Зона Ус. Тайги. (перечислить Растения). | Атлас за 4 класс. Набор «Лес», Гербарий. Распечатка «Что лишнее» ДВД «Дикий вепрь» Хрестоматии, Опорные слова. Таблица «Виды лесов» ДВД «По следам русского медведя»
|
30.
| Пушные звери. | Отличие пушных зверей от других животных леса. Польза для человека. Разведение пушных зверей. | Белка, соболь, бобр, ондатра, нутрия, лисица, горностай, выдра, норка. Зверофермы. заповедники. | Составление таблицы, аналитическое чтение, Устный пересказ. Исп. доп. литературы. | Значение пушных для человека. (связь с биологией) | Найти название животного в буквенном задании. Анал. Чтение. Зап. Таблицы. З.14, стр47 | Узнать животное, Рассказать об одном из них (по таблице), Кроссворд, з.15, стр.47. | Шапка, Набор «Пушные животные», Распечатки заданий, ДВД «Бобры» |
31. | Значение леса. Охрана лесов. | Формировать представление о разнообразии животного мира. О пользе леса для человека, для природного комплекса.
| Правила поведения в лесу. Лес – дом для зверей. Лесопосадки. | Придумать схем рисунок на каждое правило, составить ответ с опорой на рисунки. Работа с гербарием. | Значение леса. | Учить находить связь между словами: Мебель-дерево- лес. Варенье-ягода- Лес.(сост. предл)
| Определи животное Стр.44, №5, Стр 46, Кроссворд «Животный мир лесной зоны.» | Определение «пр. зоны», Гербарий, Набор иллюстраций «Животные», Р.т. стр.46,47 (распечатка) Таблица «Виды деревьев» |
32
33
34 35 36 37
| Центральная Россия. Северо-запад России. Западная Сибирь. Восточная Сибирь Дальний Восток. Обобщающий урок по теме «Лесная зона» | Изучение по плану: 1. положение на карте; 2.полезные ископаемые; 3.крупнейшие города; 4.особенности хозяйства; 5.население | Названия городов – на память. Положение на карте- отмечаем на контурной карте; Аналитическое чтение (по индив. заданиям) | Рассказ от первого лица6 «Я живу…. . Мне нравится…. . У нас в городе…»
Показ района на карте, прикрепление названия. | Интерес к изучению своей страны. | Игра «Найди город», Узнай название города (по части), Узнай город по описанию. Кроссворд(стр.50 | Показ на карте крупных городов. Выполнение упр. на сравнение (стр. 49, №5) –выбор городов лесной зоны.Устный рассказ об одном из городов | Карта «пр. зон», Распечатка кроссворда, Открытки (города), Контурные карты. Распечатка упр. с названием городов. План изучения района. Пров. Работа по Р.Т. стр.50-54. |
38 | Зона степей. Положение на карте, .поверхность, полезные ископаемые.
|
Понятие «степь». Определение цвета на карте. Деление степей на сухие и чернозёмные. Определение расположения пол. ископаемых. |
Балка, бахча, КМА, дождевальные установки. Знаки пол. ископаемых. |
Анализ таблицы «степь» Находим определение в словаре (сравниваем) Карточки пол. ископаемых. |
Оценка местности для проживания. |
Игра «да – нет» - на знание пол. ископаемых. |
Р.т.-стр.56, №3, Стр.57, №2, Устный ответ у карты – показ зоны. Составление предложений по таблице «степь» |
Пр. зоны. Т. степь, Условные знаки пол. ископаемых. Распечатки (Р.Т.), Т. «дождевальная установка» Двд «дрофа»
|
39
. | Климат. Реки степной зоны. | Изучить характеристику зимы и летав сухой и черноз. Степи, проследить зависимость кол-ва рек от климата. | Составление сравнительной таблицы с использованием учебника. Водохранилище (вспомнить). | На к. карту нанести реки зона, научиться показывать водохранилища. «Читаем карту» | Ценность воды для всего живого. | Расшифровка «берегите воду!» | Р.Т. стр.58, №1, 2, 3. Рассказ по таблице о степях. Устный ответ у карты. | Опорные слова, Т. Водохранилище», Распечатка упражнений (варианты)
|
40. | Растительный мир степей. | Показать, как растения приспособились к особенностям климата. Культурные растения степей. | Изучение растений по гербарию, по рисункам в атласах. Перекати- поле. Тюльпаны. Маки. Ковыль. Типчак. | Умение составить ответ с опорой на гербарий, на таблицу, Атлас, краткую запись | Охрана растений в степи. | Упр. «найди лишнее(стр.60) | Составление ответа с опорой на атлас, 4 класс, Заполнение таблицы (стр.60) | Т. Растения и животные степей. Гербарий. Набор «Травы», Т Степь. ДВД «Сайгак», (Ц Р М)- степь весной Распечатка упражнений. |
41. | Животный мир степей. | Внешний вид. Цепи питания. Приспособление к жизни в степи. | Сайгак.шакал, лиса, черепаха, дрофа, суслик. Составляем цепи питания. | Работа по распечатке из рабочей тетради Стр.61-63. | Охрана животных степей. | Отгадай загадки (инд. карточки). | Проверка работы по распечаткам, 2 вариант – помощь. | Т. Растения и животные степей. ДВД «Дрофа, сайгак, . Распечатка листов для инд. заданий |
42 | Население степной зоны, его основные занятия
. | Основные занятия населения. с/х культуры. Отрасли промышленности. | Рудник, житница, целина. Земледелие, садоводство, огородничество, животноводство, пищевая пром.. Железная руда, уголь | Составление рисованной схемы. Использование при ответе краткой записи, рисунков, таблиц. | Подвиг целинников. Проблемы целинных земель. | Составление картинной цепочки «как хлеб на столе появился» Упр. «Что лишнее» ( с муляжами) | Устный ответ по рисованной теме, Стр. 64 (Р.Т.) Задания по вариантам. | Папка «Хлеб», Муляжи овощей и фруктов, Т. «Уборка урожая», Т «домашние животные», распечатка упражнений из Р.Т. |
43.
44. | Города лесостепной и степной зоны. Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара. Саратов. Волгоград. Росто-на-Дону. Ставрополь. Краснодар.
| Причины густонаселенности .региона. План. 1. название города. 2.предприятия, 3.полезные ископаемые. 4. достопримеча- тельности городов. 5. иллюстрации.
| Курская магнитная аномалия. Воронежский Заповедник. Оренбургский Платок. Город-герой. Мамаев курган Волго -Донский канал. Краснодарское водохранилище | Вычерчивание Таблицы, аналитическое чтение текста учебника. Заполнение таблицы (сначала вместе, затем 1 вариант – сами) | Знакомство с разнообразием природы страны ( где лучше жить). | Буквенное задание «Найди название города» (распечатка) | Кроссворд «Города степной зоны» Стр. 66 (Р.Т.) | Распечатка плана. Распечатка упражнения (с городами). Распечатка кроссворда. Карта прир. зоны. Открытки. ДВД «Сталинградская битва» (отрывок), Т «Мамаев курган» |
45. | Охрана природы зоны степей. | Какая опасность угрожает животным степной зоны. Сохранение почвы | Пастбища. Пашни. заповедники | Работа с приложением. Найти каково негативное возд. человека на степь (чтение с карандашом) | Необходимость сохранения природы. | Игра «Узнай животное»(заг) | Устный ответ – фантазия - на что жалуются животные степей - на что жалуются расте- ния.
| Набор «Грызуны» Опорные слова Кру «Найди животное», ДВД о заповедниках. Атлас по природоведению. |
46. | Обобщающий урок по теме «Степи» | Проверит знание карты, знание понятий, . Как запомнили растения, животных. | Основные термины и понятия по теме. | Заполнение перфокарты (стр. 67), Билетики ( по вариантам) | Уверенность в своих силах. | Где ошибся художник? Анализ рисунка на стр. 68.
| Устные ответы у карты, по таблицам, Письменные инд. работы. | Карта пр. зон., Таблицы по зоне. Атлас, 4 класс. Распечатка перфокарты, билетики.
|
47. | Зона пустынь и полупустынь.
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. |
Определение положения зоны, условный цвет. Сравнение с величиной других зон. |
Самостоятельное определение форм поверхности, наличия пол. иск. Оазис. Бархан. Канал. Арык. орошение |
Чтение карты. Анализ иллюстраций, отрывка из ДВД, Определение Основных признаков зоны. Аналитическое чтение.( с карандашом) |
Оценить зону с точки зрения проживания. |
Упр. на сравнение «Найди лишнее» (зоны) Слушаем звуки пустыни (магн.) |
Показ зоны на карте. Составление предложений с новыми словами. Выбор пол. иск. из ряда карточек. | Таблица «пустыня» Карта природных зон. Опорные слова. Двд «В ц.б.м.» Магнитофон (ветер в пустыне) Карточки условных знаков Набор «Пр. зоны»
|
48. | Климат. Реки. Особенности и охрана природы | Резко-континентальный климат. Характеристика времен года. | Солёные озера, мало рек. Волга. Ахтуба. Астраханский заповедник. | Сравнить климат пустыни с местным. Ответить на вопрос: Почему в пустыне мало рек? Озера соленые. Цифровой диктант с расшифровкой | Ценность воды в засушливых районах. | Ребус «Волга»,
| Вспомнить определение климата. Ответ от первого лица: «Я в пустыне летом…, зимой…» Пересказ увиденного о заповеднике. | Опорные слова. Таблицы по зоне. ДВД «Астраханский заповедник»,
|
49. | Растительный мир пустынь.
| Как приспособились растения к условиям пустыни. | Пустыня весной –Маки, тюльпаны, ирисы. Полынь, вербл. Колючка, солянка, песч акация, саксаул | Пронаблюдать по гербарию (саксаул, вербл. Колючка) – найти особенности. Анализ таблицы (по длине корней) Просмотр отрывка ДВД | Значение растений для сохранения почвы. |
|
| Презентация. |
50. | Животный мир зоны. | Как приспособились животные к жизни в пустыне. Название животных, особенности поведения. | Окраска под цвет песка, Выносливость. Змеи, ящерицы, верблюд, варан, сайгак, тушканчик, водоплавающие – вдоль рек | Инд. задания по описанию животных, подготовит чтение для записи на магнитофон.
| Интерес к дополн. литературе, познават. передачам | Найди лишнее животное. (КРУ) | Чтение рассказа о животном для записи на магнитофон, последующее прослушивание. Узнать животных на иллюстр. | Таблица «Жив. мир пустынь Евразии» «Пустыня», ДВД «Сайгаки», Магнитофон, лента Для записи. (камера) |
51. | Основные занятия населения. Города Астрахань, Элиста. | Занятия населения в оазисах, на берегу моря. Национальности. | Разведение овец, верблюдов. Выращивание фруктов, зерновых, сады, виноградники. Рыболовство. Бахча. | Распределение «работы» между Учениками, рассказ о своем занятии от первого лица. Составление кр. записи о городах. | Разбор пословицы «Труд кормит, а лень портит» | КРУ – найди слова в наборе букв ( оазис, бахча, овощи, фрукты) | Составление общего рассказа о занятиях населения пустыни. Р.т., стр. Вставить буквы. | Опорные слова. Кн. «Почемучка» Т «Виноградник, «рис», иллюстрации животных: коз, коров, верблюдов, лошадей. Иллюстр фруктов и овощей (из наб Окр. мир)
|
52. | Обобщающий урок по теме «Зона пустынь» | Закрепление основных понятий, представлений | Инд. карточки- задания по определениям,
| Устные ответы – описания по таблицам. | А ты сможешь жить в этой зоне? | Составление Карточек- заданий для буд. Семиклассников. (1 вариант) – буквенные задания. 2 вариант – Обводим контуры по кальке.
| Инд. задания из рабочей тетради – распечатки. | Опорные слова и таблицы по теме. Иллюстрации из папки «Пустыни», гербарий. |
53. | Зона субтропиков. Положение на карте. Поверхность. Климат. | Характерные черты климата субтропиков, положение на побережье Ч. Моря Пограничные зоны. | Субтропики влажные. Задержка горами влажных воздушных масс.
| Анализ схемы из раб. Тетради. Зарисовка, проговаривание Характеристики климата. Составление предложений по иллюстрациям.
| Оценить зону сточки зрения проживания. | КРУ – определи на ощупь плоды. |
| Опорные слова. Распечатка схемы. Гербарий. Иллюстрации субтропиков. Атлас природоведения, 4 класс. |
54. | Растительный и животный мир влажных субтропиков.
| Установить зависимость Климат – растительный мир, Животный мир . | Широколиств. Д., Вечнозел. Куст. Пальмы, бананы, бамбук, кипарис, Магнолии, Пробковый дуб, камфорный лавр, эвкалипт. Сочинский национальный парк. | Знакомство с гербариями, Анализ таблиц, иллюстраций. Выборочное чтение описаний и сравнение с гербарием. |
| КРУ Обведи только фрукты. |
| Карта природных зон. Гербарий. |
55. | Население и его основные занятия. Курортные города. | Значение субтропиков для хозяйства страны.
| Выращивание ценных культур: чай, табак, виноград, цитрусовые. Рыболовство. Сочи. Туапсе, Анапа. Геленджик. | Аналитическое чтение и составление плана по тексту. (постановка вопроса)
| Хорошее место для отдыха. | «Командировка»в курортный город – отчет- письмо!! | Чтение письма учителю. | Презентация «Города-курорты» Распечатка «Цитрусовые» |
56. | Высотная поясность. Положение на карте. Рельеф, полезные ископаемые | Условные цвета гор, различие по высоте. Вспомнить название гор России, найти на карте. | Высотная поясность. Высочайшие вершины. Основные пол. ископаемые | Составление таблицы Анализ таблицы «Высотная поясность» | Мы живем на Уральских горах | КРУ Название гор (составить из разрезанных частей) | Ответ возле карты. | Таблица «Высотная поясность на уральских горах (нов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|