"Мы читаем Пушкина"
проект по литературе по теме
Проект «Мы читаем Пушкина» способствует приобщению детей к книге, воспитанию грамотного читателя, прививает любовь к русскому языку, формирует умение эмоционально воспринимать произведения русской классической литературы, развивает устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина, учит школьников получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них.
Новизна выражается в дифференцированном подходе к работе в коллективе: первоначально создается индивидуальный мини - проект, а далее начинается более сложный этап компоновки полученных результатов для создания единого итогового проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_chitaem_pushkina.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережно-Морквашская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонский муниципальный район
Республика Татарстан
Проект
«Мы читаем Пушкина»
Гиниятова Наталья Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Набережные Моркваши
2013 год
Паспорт
метапредметного проекта «Мы читаем Пушкина» (русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, краеведение)
группы учащихся МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Заявитель – научное общество учащихся «Прометей» МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
Исполнитель – обучающиеся 5-9 классов МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
Участники проекта:
- Зиганшин Динар Вагизович (9 класс)
- Михайлова Яна Олеговна (9 класс)
- Чинарева Валентина Алексеевна (9 класс)
- МехтиевАриф Рагубович (8 класс)
- Хасанов Нияз Аделевич (8 класс)
- Исхакова Асия Фанисовна (7 класс)
- Сидорова Влада Валерьевна (7 класс)
- Кузнецова Яна Сергеевна (6 класс)
Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы высшей категории Гиниятова Наталья Аркадьевна
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может не состояться.
Тенденция падения интереса к чтению – тревожное явление для нашей страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников, чтобы поддерживать интерес к русской культуре, традициям и обычаям русских людей через произведения русских писателей, создавать условия для приобщения детей к классической литературе, активно внедряя произведения А.С.Пушкина в самостоятельную творческую деятельность. Интерес ребенка к книге можно пробудить с помощью проектных технологий. Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен, потому что знает точно, что никто не поставит плохую оценку за невыполненную работу. Учитель-консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Работа над проектом дает учителю возможность доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать успешными во всем. Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи, получают навыки работы в команде. Учащиеся сами планируют работу и несут персональную ответственность за нее. Кроме этого, они учатся находить необходимую информацию в библиотеке (словари, справочники, учебные пособия, художественные тексты), пользоваться компьютерными программами и выходить в Интернет.
Проект «Мы читаем Пушкина» предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А.С.Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также способствует формированию читательской культуры школьников.
Актуальность проекта. Проект «Мы читаем Пушкина» способствует приобщению детей к книге, воспитанию грамотного читателя, прививает любовь к родному языку, умение эмоционально воспринимать произведения русской классической литературы, развивает устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина, учит школьников получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них.
Новизна выражается в дифференцированном подходе к работе в коллективе: первоначально создается индивидуальный мини - проект, а далее начинается более сложный этап компоновки полученных результатов и создания единого итогового проекта.
Исходя из проблематики проекта поставлена триединая цель: развитие навыков исследовательской работы, воспитание чувства ответственности и сотрудничества в процессе работы над общим проектом, формирование знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- развивать способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений, желание играть художественными формами;
- приобщать к родному слову, формировать чувство языка;
- прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре;
- развивать умение анализировать художественное произведение; стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;
- поддерживать потребность и способность читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам;
- поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, в живописи, музыке и в других видах деятельности.
Ожидаемый результат
В ходе реализации данного проекта у школьников происходит совершенствование восприятия по линии все большего понимания произведений А.С.Пушкина, обогащения чувств детей. У обучающихся развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У учащихся повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Школьники получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении.
Формы и методы реализации проекта
Анкетирование, проблемные ситуации, беседы, диспуты, консультации, выставки, оформление презентаций и исследовательских работ.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
- Анкетирование учащихся.
- Создание проблемной ситуации для школьников.
- Оформление читательского уголка «Мы читаем Пушкина». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.
- Обсуждение и составление плана работы над проектом.
II. Основной этап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
- Классификация по группам собранного материала.
- Работа участников группы над исследовательской темой, презентацией.
- Выявление тезисов индивидуальной работы для итоговой презентации проекта.
III. Итоговый этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.
- Отчет группы перед Советом литературного кружка школы.
- Представление оформленных работ с самоанализом на заседании НОУ «Прометей».
- Выступление на школьной научно-практической конференции «Тукаевские чтения» с итоговой презентацией, объединяющей результаты творческих работ участников группы.
Метапредметные результаты работы над проектом «Мы читаем Пушкина» позволили освоить обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
В процессе работы над проектом участниками группы были представлены следующие индивидуальные работы:
№ п/п | ФИО участника | Наименование работы | Вид работы |
1 | Зиганшин Д.В. | Жизнь и творчество А.С.Пушкина | Презентация |
2 | Мехтиев А.Р. | По страницам любимых произведений А.С.Пушкина | Презентация |
3 | Исхакова А.Ф. | По литературным местам А.С.Пушкина | Авторская экскурсия |
4 | Кузнецова Я.С. | Мой Пушкин | Рисунки к произведениям А.С.Пушкина |
5 | Сидорова В.В. | Умники и умницы | Литературная викторина |
6 | Михайлова Я.О. | Чай и чайные традиции в произведениях А.С.Пушкина | Исследовательская работа |
7 | Хасанов Н.А. | Чудеса своими руками | Поделки из природного материала |
8 | Чинарева В.А. | Мы читаем Пушкина | Итоговая презентация |
Заключение
Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности и информационной культуры. Важно дать школьникам ориентиры для активизации читательской деятельности и совершенствования в дальнейшей жизни.
Большую роль в воспитании гражданина, формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет проектная технология, позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов. Эта технология направлена на развитие самоуправления своей учебной, в данном случае – читательской, деятельности. Через проект решаются задачи приобщения обучающихся к театральному искусству, развития актерских способностей обучающихся, обучения выразительному чтению лирических и прозаических произведений.
Участие в проекте «Мы читаем Пушкина» помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру, чтение как вид деятельности становится престижным для школьников, участники проекта становятся более успешны в учебной деятельности, потому что чтение как организованный процесс является такой деятельностью, в которой решаются любые задачи. Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским, что « чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как чтение учит размышлять, думать, говорить.
Список использованной литературы
1.Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. - М., 1991.
2.Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М., 1993.
3.Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М., 1997.
4.Григорян К.Н. Пушкин и классика. - М., 1964.
5.Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....
Сценарий мероприятия «Читая Пушкина»
Сценарий проведения творческого вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина....
Литературная гостиная "Читая Пушкина"
Презентация литературной гостиной по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 -х классов: конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина; викторина по сказкам; кроссворд ....
ЧИТАЯ ПУШКИНА… (литературная гостиная)
Оформление: портрет А. С. Пушкина, рисунки детей к сказкам Пушкина, свечи на столах, выставка книг А. С. Пушкина; фонотека (сказки, музыка, стихи), рисунки художников, карточки с вопросами, «тел...
Читая Пушкина...
Внеклассное мероприятие по литературе проведено в форме игры-путешествия с учащимися 5-7 классов....
Конкурсное сочинение "Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека"
Всероссийский конкурс сочинений в 2019 году. Участие ученицы 9 класса Мирзовой Зарины. Сочинение заняло 1 место на муниципальном этапе...
Литературная гостиная "Читая Пушкина"
А.С. Пушкин один из самых любимых наших писателей. Данное внеклассное мероприятие продолжет продолжить знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина, и прививать любовь к русскому языку и литерату...