Урок по повести Л. Н. Толстого "После бала".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –
нельзя считать себя знающим свою страну, нель-
зя считать себя культурным человеком.
М. Горький
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_urok1.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.
Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.
На доске написан эпиграф урока:
Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –
нельзя считать себя знающим свою страну, нель-
зя считать себя культурным человеком.
М. Горький
- Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.
- По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.
(Зачитать эпиграф)
- В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.
Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».
- Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.
Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».
Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».
Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»
А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.
Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».
- Анализ рассказа После бала»
- Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?
(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)
- Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?
( стр. 167, учебник)
- Кто рассказал нам данную историю?
(Иван Васильевич)
- Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?
- Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?
- Давайте возвратимся на бал.
- Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?
(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)
- Все эти описания передают чувства героя. Какие?
(Любовь)
- Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.
(Стр. 174)
- В кого же влюблён главный герой?
(В Вареньку)
- Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,
грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)
- На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?
(На отца Вареньки)
- Найдите описание его внешности.
(Стр. 172)
- Какое впечатление он на вас произвёл?
(Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)
-Но что настораживает в его описании?
(Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)
- Опишите его манеру танцевать.
(Стр. 172)
- Что особенно умиляло рассказчика в нём?
(«Четвероугольные носки сапог»)
- В каком настроении приехал Иван Иванович домой?
- Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?
(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)
- Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?
(К дому Вареньки)
- Что он увидел, приблизившись к дому Б.?
(Как избивали солдата) - Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.
- Как вёл себя полковник во время наказания солдата?
- Что особенно поразило Ивана Васильевича?
- Работа в тетрадях.
- Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.
На балу | В поле, на плацу | ||
Рассказчик | Счастл Счастлив, блажен, добр | Испытывает ужас, тоску, стыд | |
Полковник | Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой | Грозный, злобный | |
Варенька | Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки | ----- | |
Татарин | ----- | Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная | |
Музыка | Музыка мазурки, великолепные музыканты | Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию | |
- Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?
- Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»
- Какое было николаевское время?
- Как звали Николая Павловича? (Николай Палкин)
(Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)
- Какова тема данного рассказа?
(Любовь, избиение солдата – татарина)
- Какова идея?
(Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)
- Выражает ли автор своё отношение происходящего словами. Есть ли авторская оценка происходящего?
(Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)
- Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:
1) Полковник на балу и после бала.
2) Самая сильная сцена в рассказе «После бала»
3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.
4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой "После бала"
Прием контраста в произведении...
Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"
Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....
Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"
Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении"....
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
Конспект урока ИЗО в 5 классе "На балу"
Урок по Изобразительному искусству в 5 классе " Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу". Образовательная те...