Рабочая программа по литературе для 5 класса.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе В.Я.Коровиной. Учебная программа рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 36.41 КБ |
kalendarno-tematicheskiy_plan.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
5 - 6 классы.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Авторская программа под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» перенесена в раздел «Произведения для самостоятельного чтения», т.к. учащиеся 5 класса получат достаточно полное представление о литературной сказке при знакомстве с творчеством Пушкина, Жуковского, Бажова, Маршака.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе: | |
Развитие речи/ Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 7 | 1/1 | 1 |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 | ||
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | ||
5 | Из литературы XIX века. | 31 | 9/4 | 2 |
6 | Из литературы XX века. | 20 | 4/1 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы. | 5 | 0/2 | |
8 | Итоговый урок | 1 | ||
ИТОГО | 68 | 14/8 | 4 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел IV. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Приложение 1
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья...»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Приложение 2
Список литературы для самостоятельного чтения.
Из русской литературы XIX века.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века.
Л.Лагин. Старик Хоттабыч.
Ю.Олеша. Три толстяка.
А.Гайдар. Тимур и его команда.
А.Рыбаков. Кортик.
Из зарубежной литературы.
Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.
Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
Л.Стивенсон. Остров сокровищ.
А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельной работы учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||
1. | Введение. | 1 | |||||
1.1 | Роль книги в жизни человека. | Комбинированный урок | Путешествие в книгу, словарная работа | С.3-5,составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ. | |||
2. | Устное народное творчество. | 7 | |||||
2.1 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. | Урок изучения нового материала | Работа с терминами, знакомство с книгами, с произведениями устного народного творчества, работа с учебником, комментированное чтение, беседа | Выучить пословицы на с.6; с.7-10 пересказ. | |||
2.2 | Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | Комбинированный урок | Знакомство со сказкой; беседа по повторению; игра «Литературное лото»; работа с учебником | Выучить определения на с.10, 12, 13. | |||
2.3 | Художественный мир сказки «Царевна – лягушка». | Урок совершенствования ЗУН | «Составление» диафильма по сказке | С.13-24 читать; выучить определения. | |||
2.4 | «Иван – крестьянский сын и чудо –юдо» - волшебная сказка героического содержания. | Урок совершенствования ЗУН | Комментированная беседа, работа с текстом, характеристика героев | С.28-38. | |||
2.5 | Сказки о животных и бытовые сказки. | Урок изучения нового материала | Комментированная беседа, работа с текстом, характеристика героев | С.39-40, 41-42 пересказ. | |||
2.6 | Мои любимые русские народные сказки. | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, пересказ, викторина по сказкам, презентация иллюстраций, кроссвордов | ||||
2.7 | Подготовка к домашнему сочинению по темам: «Мой любимый сказочный герой», «За что я люблю русские народные сказки?», «Добро и зло в русских народных сказках», «Русские народные сказки в изобразительном искусстве». | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Написать сочинение на одну из тем. | |||
3. | Из древнерусской литературы. | 2 | |||||
3.1 | Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Урок изучения нового материала | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа | ||||
3.2 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Комбинированный урок | Комментированная беседа, работа с текстом, характеристика героев | ||||
4. | Из русской литературы ХVIII века. | 1 | |||||
4.1 | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру…». | Комбинированный урок | Словарная работа, работа с текстом стихотворения, беседа, выразительное чтение | ||||
5. | Из русской литературы ХIХ века. | 31 | |||||
5.1 | Басня как литературный жанр. | Урок внеклассного чтения | Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение басен, беседа | ||||
5.2 | Басенное творчество И.А.Крылова. Басни «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». | Комбинированный урок | Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа, работа по иллюстрациям | Выучить наизусть басню на выбор. | |||
5.3 | Итоговый урок по басням И.А.Крылова. | Урок развития речи | Выразительное чтение наизусть, творческая работа, аналитическая беседа | ||||
5.4 | В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». | Комбинированный урок | Словарная работа, выступления учащихся, аналитическая беседа по содержанию сказки | ||||
5.5 | Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского «Спящая царевна». | Урок развития речи | Выступления учащихся, аналитическая беседа по содержанию сказки | ||||
5.6 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Кубок». | Комбинированный урок | Знакомство со статьёй учебника, выразительное чтение, аналитическая беседа | ||||
5.7 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». | Урок совершенствования ЗУН | Работа с учебником, выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение | ||||
5.8 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок. | Урок изучения нового материала | Работа с учебником, выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение, словарная работа, просмотр отрывков из фильма | ||||
5.9 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов. | Комбинированный урок | Слушание сказки в исполнении народных артистов, беседа | ||||
5.10 | Поэтичность и музыкальность «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. | Урок развития речи | Сопоставление литературной сказки с народной, выразительное чтение | ||||
5.11 | Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | Урок изучения нового материала | Словарная работа, практическая работа, знакомство с новой терминологией | ||||
5.12 | Мои любимые сказки А.С.Пушкина. | Урок внеклассного чтения | Комментированное чтение отдельных сцен сказок, аналитическая беседа, викторина | ||||
5.13 | Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | Комбинированный урок | Выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение отрывков, беседа по содержанию | ||||
5.14 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». | Комбинированный урок | Знакомство с содержанием стихотворения, художественный анализ текста, наблюдение над развитием сюжета и поведением героев, словарная работа | Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова | |||
5.15 | Патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | Урок развития речи | Работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворения | ||||
5.16 | Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | Урок развития речи | Выразительное чтение наизусть | ||||
5.17 | Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». | Комбинированный урок | Словарная работа, беседа по сюжету повести | ||||
5.18 | Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. «Мороз, Красный нос». | Комбинированный урок | Выступления учащихся, знакомство с отрывком из поэмы, словарная работа, беседа по содержанию | Выучить отрывок наизусть | |||
5.19 | Выразительное чтение наизусть отрывка «Есть женщины в русских селеньях…» Н.А.Некрасова. | Урок развития речи | Выразительное чтение наизусть | ||||
5.20 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». | Урок внеклассного чтения | Словарная работа, беседа по сюжету произведения | ||||
5.21 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». | Урок совершенствования ЗУН | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | ||||
5.22 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». | Урок совершенствования ЗУН | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию, характеристика героев | ||||
5.23 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | Урок развития речи | Сбор материала к сочинению | Написать сочинение. | |||
5.24 | Лирика А.А.Фета. Стихотворения «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». | Комбинированный урок | Комментированное чтение стихотворений, анализ, определение выразительных средств речи | ||||
5.25 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по вопросам, аналитический пересказ эпизода | ||||
5.26 | Жилин и Костылин. | Урок совершенствования ЗУН | Работа с текстом, беседа, работа с иллюстрациями, словарная работа (обсуждение значений фамилий героев) | ||||
5.27 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Темы на выбор: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Смысл названия рассказа «Кавказский пленник», «Жилин и Дина». | Урок развития речи | Работа над планом к сочинению | Написать сочинение на одну из предложенных тем. | |||
5.28 | А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». | Комбинированный урок | Выступления учащихся, комментированное чтение и чтение по ролям, беседа по содержанию | ||||
5.29 | Рассказы Антоши Чехонте. | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, инсценирование, конкурс выразительного чтения по ролям, творческая работа | ||||
5.30 | Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе и о себе. | Комбинированный урок | Комментированное чтение стихотворений, анализ, определение выразительных средств речи | Выучить наизусть одно стихотворение о природе на выбор. | |||
5.31 | Выразительное чтение наизусть стихотворений. | Урок развития речи | Чтение стихотворений наизусть, работа с текстом | ||||
6. | Из литературы ХХ века. | 20 | |||||
6.1 | И.А.Бунин. «Косцы». | Урок внеклассного чтения | Работа со статьёй учебника о Бунине, комментированное чтение рассказа, беседа по содержанию | ||||
6.2 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Главы I и II. | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа по вопросам | ||||
6.3 | Характеристика героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | Урок совершенствования ЗУН | Выразительное чтение, работа с текстом, составление устного рассказа по плану | ||||
6.4 | Подготовка к домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Темы на выбор: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию». | Урок развития речи | Составление плана сочинения | Написать сочинение по одной из предложенных тем. | |||
6.5 | Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Комбинированный урок | Комментированное чтение стихотворений, анализ, определение выразительных средств речи | Выучить наизусть одно стихотворение на выбор. | |||
6.6 | Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина. | Урок развития речи | Чтение стихотворений наизусть | ||||
6.7 | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа по содержанию, творческая работа, устное словесное рисование | ||||
6.8 | Образы героев сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». | Урок совершенствования ЗУН | Выразительное чтение, работа с текстом, составление устного рассказа по плану | ||||
6.9 | К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб». | Комбинированный урок | Комментированное чтение, работа с текстом по вопросам | ||||
6.10 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». | Комбинированный урок | Комментированное чтение, работа с текстом по вопросам | ||||
6.11 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. | Комбинированный урок | Работа с текстом, словарная работа, комментированное чтение по ролям, анализ сцен | ||||
6.12 | Инсценированное чтение пьесы – сказки «Двенадцать месяцев». | Урок развития речи | Работа в парах | ||||
6.13 | А.П.Платонов. «Никита». | Комбинированный урок | Выступление учащихся с сообщением, комментированное чтение, работа с текстом по вопросам | ||||
6.14 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». | Комбинированный урок | Работа по содержанию, аналитическая беседа, пересказ | ||||
6.15 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». | Комбинированный урок | Работа с текстом, работа в группах, комментированное чтение эпизодов | ||||
6.16 | Поэты о Великой Отечественной войне. | Урок изучения нового материала | Работа над выразительным чтением, работа с текстом стихотворений, устное словесное рисование, словарная работа | ||||
6.17 | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | Комбинированный урок | Комментированное чтение стихотворений, анализ, определение выразительных средств речи | ||||
6.18 | Стихотворения Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка». | Урок развития речи | Сопоставительный анализ стихотворений | ||||
6.19 | Писатели улыбаются. Рассказы Саши Чёрного, стихотворение Ю.Ч.Кима. | Урок изучения нового материала | Рассказы о писателях (реализация домашнего задания), работа с текстами | ||||
6.20 | Итоговый урок по русской литературе (тест). | Урок контроля | Самостоятельная работа | ||||
7. | Из зарубежной литературы. | 5 | |||||
7.1 | Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд». | Комбинированный урок | Комментированное чтение, работа с текстом по вопросам | ||||
7.2 | Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». | Урок внеклассного чтения | Знакомство с темой путешествия в литературе, прослушивание подготовленных дома пересказов | ||||
7.3 | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». | Урок совершенствования ЗУН | Беседа по тексту, комментированное чтение | ||||
7.4 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | Урок внеклассного чтения | Работа с материалом учебника о М.Твене, выступления учащихся, беседа | ||||
7.5 | Джек Лондон. «Сказание о Кише». | Комбинированный урок | Словарная работа, знакомство со статьёй учебника, комментированная беседа | ||||
8. | Итоговый урок. | 1 | |||||
8.1 | Итоговый урок. Рекомендации на лето. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выступления учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...