Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал.
Здравствуйте, ребята! У нас на уроке присутствуют гости, давайте вместе поприветствуем наших гостей улыбкой. Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Слайд 1. Посмотрите внимательно на экран. Перед вами 6 географических объектов. Дайте общее название этим объектам. Правильно водоемы. А сейчас назовите каждый водоем в отдельности. Как называется раздел, который мы с вами изучаем ? Правильно. Вода на Земле.
Сегодня на нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!». Если у вас возникнет интересная мысль, идея или догадка воспользуйтесь этой фразой. На уроке нас ждут открытия. Какие они будут -большие или маленькие? У каждого они будут свои. А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по карте открытий. Положите ее перед собой.
Задание 1. Зачеркни лишнее слово. река, гора, озеро, море, болото Задание 2 Обведи названия водоемов, которые есть в нашем округе. река, озеро, море, болото
| Задание 3. Что относится к озеру? Что относится к реке? Соедини стрелками. вода течет река стоячая вода озеро два берега со всех сторон окружено сушей
| Задание 4. Домашнее задание Продолжить фразу: Вода в реке течет, потому что…
|
Прочитайте задание №1 в карте открытий. Прочитайте слова, записанные жирным курсивом в задании 1 вашей карты. - Какое слово лишнее? - Почему слово гора лишнее?
- Каким цветом обозначают водоемы на карте? - Покажите на карте водоемы. (работа с картой и атласом)
Прочитайте задание 2 в карте открытий. -Назовите водоемы, которые есть в нашем округе.
Ханты Мансийский округ можно без преувеличения назвать краем сотен тысяч рек и озер. На территории округа более 2 тыс. больших и малых рек. И около 290 тыс. озер разной площадью.
- Какое открытие вы сделали выполняя это задание?
-Какие 2 главные реки протекают по территории нашего округа? -Покажите их на карте.
Послушайте загадку и скажите, о каком водоеме идет речь? - Бегу я , как по лесенке, Летом бежит, По камушкам звеня. Зимой спит. Издалека по песенке Весна настала, Узнаете меня. (река) Опять побежала.
Река и ее части. Так звучит тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с рекой и ее частями, научимся определять направление течения реки.
Слайд 2. Записывают число и тему урока.
фрагмент фильма Сейчас вы увидите на экране фрагменты ,в которых показаны река и озеро. Вы должны определить, где какой водоем. - Какой водоем был на первом фрагменте? - Какой водоем был на втором фрагменте? - Как отличить озеро от реки?
Слайд 3. Прочитайте задание №3 в карте открытий. Докажите свою мысль, выполнив задание. Один ребенок выполняет у доски. Осуществляется проверка -Охарактеризуйте каждый водоем - Какое главное отличие реки от озера? - Откуда течет вода в реке? На этот вопрос мы с вами найдем ответ, зарисовав схему реки.
Сейчас возьмите карандаш синего цвета и вместе со мной зарисовывайте в тетради схему реки.
У каждой реки есть место, где она начинает свой путь и называется он исток- обычно истоком бывает бьющийся из-под земли родник, озеро или болото. Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку. Река течет все дальше, встречает на своем пути другие реки, сливается с ними в единый поток, набирается сил, стает все шире. Реки, которые впадают в данную реку называются притоки. Бесконечно река не может течь и она впадает в море, озеро или океан. Место, где река впадает в озеро, море или океан называется устье.
Слайд 4. Углубление по которому течет река называется русло. Вода в реке течет от истока к устью. Направление реки всегда показывается стрелкой. -Откуда течет вода в реке ?
Слайд 5. Дать понятие реки
Река- это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле.
-Какие части имеет река? - Какое открытие вы сделали зарисовав схему реки? На доску вывешивается: Наши открытия Исток Устье Притоки Русло на доску вывешивается Текст помощник: Исток- это место, где река берет свое начало. Устье- это место, где река впадает в другой водоем. Притоки- это другие реки , которые впадают в реку. Русло- это углубление, по которому течет река. -Что такое исток? -Что такое устье? -Что такое притоки? -Что такое русло? Это еще не все открытия. Откройте учебник на стр. 48 прочитайте 2 абзац. - Какое открытие вы сделали, читая текст? - Как определить правый и левый берег? - Как определить правый и левый притоки? ( на доску вывешивается :правый берег, левый берег) Текст помощник: Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева –левый.
Определите и подпишите на схеме в тетради правый приток и левый приток.
Мы много узнали, Мы очень устали. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе. Солнечный летний день, светит яркое солнышко. Вы сидите на берегу маленькой горной речушки. Вода течет , перекатывается с камешка на камешек. Вы зачерпнули в свои ладошки теплую водичку и умыли свое лицо. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Вашу усталость унесла с собой вода. Вы почувствовали прилив сил. У вас хорошее настроение, вы полны сил. Сейчас откройте глаза и посмотрите на экран.
Слайд 6. В зависимости от рельефа местности, по которой текут реки различают равнинные и горные реки. У равнинных рек течение медленное, спокойное. А горные реки берут начало в горах- течение у них быстрое. Горные реки встречая на своем пути крутой обрыв, падают с высоты образуя водопады. -Что такое водопад? Правильно. Водопад –это падение реки с высокого крутого обрыва. Слово водопад имеет 2 корня –вод- и –пад-, соединенных соединительной гласной – О -. - Какое открытие сделали еще? (на доску вывешивается: равнинные реки, горные реки, водопады) Возьмите ящики с песком. Сейчас я вам расскажу сказку о маленьком ручейке, а вы по ходу моего рассказа должны показать его путь в ящике с песком т.е. смоделировать схему реки.
Жил- был маленький ручеек глубоко под землей. Скучно ему стало в темном подземном царстве и решил он посмотреть на мир. Выбрался он на поверхность и побежал, напевая свою звонкую песенку. На пути ему встречались такие же любопытные ручейки и маленькие речушки и все вместе они текли гордо по равнине, образуя одну широкую реку. Однажды ручеек увидел впереди большое озеро и решил с ним подружиться. Так маленький ручеек оказался в большом красивом озере и остался там жить.
Работа по схеме в ящике с песком. Расставьте таблички с названиями частей реки. - Что такое исток? - Что такое устье? - Покажите стрелкой направление течение реки. - Как определить правый или левый приток. - Эта река равнинная или горная? Почему?
2. Работа по контурной карте. На контурной карте найти реку Обь. Обозначить у нее исток, устье, притоки, стрелкой показать течение реки.
Работа по карточкам. Подписать части реки. Взаимопроверка.
Сегодня наш урок стал уроком открытий. Что вы узнали на уроке? Теперь я знаю… Чему вы научились на уроке? Теперь я умею… -Какие открытие вы сделали сегодня на уроке? Спасибо за хорошую работу. Оценивание детей.
Теперь вы знаете, почему вода в реке течет. Дома выполните в карте открытий задание №4. Закончите предложение, высказав свою мысль.
|