урок литературы в 5 классе "Жизнь, приключения Робинзона Крузо"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республиканский профессиональный конкурс
Учителей общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан
«Урок литературы в свете требований ФГОС»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока литературы
Тема урока: Урок – экспедиция на необитаемый остров села Наумовка Стерлитамакского района по роману Д. Дефо «Жизнь, приключения Робинзона Крузо»
Класс: 5
Участник конкурса: Прядко Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения села Наумовка, Стерлитамакского района Республики Башкортостан
Домашний адрес: 453167,
Республика Башкортостан
Стерлитамакский район,
С.Наумовка, ул.Студенческая,1-66
Телефон: 8(3473)27-45-33
e-mail:dounaumovka@rambler.ru
2014
Урок – экспедиция на необитаемый остров села Наумовка Стерлитамакского района по роману Д. Дефо «Жизнь, приключения Робинзона Крузо»
Цели урока:
1. Проверить на практике понятия, которые учащиеся почерпнули из книги Д. Дефо “ Робинзон Крузо”
2. В неформальной обстановке проанализировать межличностные отношения учащихся.
3. Укрепить связь “ семья-школа”.
4. Провести наблюдение за личными качествами характера каждого ребёнка.
5. Через игру привить любовь к чтению зарубежной литературы.
Урок провожу во внеурочное время. Назвала его так: “Путешествие на необитаемый остров современных робинзонов”.
Урок рассчитан на 2 часа. Провожу его в лесном распадке за селом Наумовка в мае месяце.
Оборудование:
Большая поляна, которую окружают косогоры с лиственными деревьями, ниже – небольшое болотце с зарослями камыша и вербы. Это место и стало “классом”.
Гости:
В качестве гостей и членов жюри выступают родители.
Необходимые требования:
Класс делится на три группы. В каждой есть мэр, его помощник, картограф, летописец. Вся местность разбита на 3 сектора, флажками обозначены границы. Предупреждаю ребят, что контакты между ними запрещены. Это сразу вносит в занятие элемент состязательности.
На стыке границ трёх секторов располагается консультационный пункт: учитель, родители. Каждой группе вручается пакет с заданиями и инструкция по их выполнению. Ребятам предлагается внимательно прочитать все задания, затем распределить обязанности по их выполнению.
Задания:
- Осмотрите всю поляну. Где, на ваш взгляд, Робинзон Крузо лучше всего мог построить жилище? Докажите это. Попробуйте построить жилище, используя подручные средства, которые мог бы использовать для этого Робинзон Крузо. Необходимо сделать маленькую модель жилища.
- Вам необходимо самостоятельно приготовить пищу на костре. (В лесу на деревьях родители развесили пачки с сосисками и куриные окорочка. Их для начала нужно было найти по карте).
- Сделайте “ холодильник”. Докажите, что он охлаждает.
- Сделайте всё необходимое для загонной охоты. Если это на вашем участке невозможно, докажите почему.
- Сделайте маленький макет костра (это задание выполняется на время) из подручного природного материала и разожгите его. (Родитель-консультант следит за тем, чтобы жерди для костра были одинаковой длины. Затем привязывает х/б нитку, соединяя обе части. Участнику каждой команды выдается зажигалка, с помощью которой они должны разжечь костер. Чья нитка быстрее перегорит, та команда и победит).
- Перед вами деревянная доска. Сделайте из неё посуду. Нагрейте в ней воду, используя настоящий костер. (К этому моменту родители уже приготовят настоящий костер для приготовления пищи). Нагревание воды проводите до возникновения пара. Для оценки результата пригласите консультанта.
- Используя природный материал, изготовьте любую одежду и обувь.
- Сделайте ёмкость для хранения воды.
- Изготовьте ёмкость для сбора шишек и желудей.
- Изготовьте лук и стрелы (разрешается пользоваться для изготовления тетивы шнурком).
- Придумать и создать сигнал бедствия, чтобы его видно было с воздуха.
- Пользуясь природным материалом, написать нестираемое письмо и закупорить его в пластмассовую бутылку, чтобы потом пустить по воде (в реку бросать ничего нельзя, только приготовить всё необходимое для этого. Прежде, чем закупорить письмо в бутылку, его, без подсказок участников, должны легко прочитать члены жюри).
Инструкция:
- Сначала построить жилище.
- Приготовить и разжечь костёр.
- Придумать сигнал бедствия и т.д.
В творческих группах ребята выполняли по желанию разные виды деятельности. Одни занимались “ холодильником” и изготовлением ёмкости для воды. Костровой готовил пищу и нагревал воду. Ещё одна группа готовила “ ловушку для загонной охоты” и одежду. Остальные участники путешествия мастерили ёмкости для воды, сбора еды, а также лук и стрелы, изготавливали посуду, сочиняли и писали письмо.
Анализ:
Такой урок открывает огромные возможности для наблюдения за детьми в неформальной обстановке: как они общаются, готовы ли прийти на помощь, что умеют, как находят выход из сложных ситуаций. По истечению отведённого времени консультанты вместе с учителем обходят группы, и летописцы докладывают о выполнении заданий, на это отводится 5 минут.
Первая заслушанная группа отправляется ко второй, а потом к третьей, т.о. третью группу слушают все. Учитель комментирует ответы каждой группы, отмечает наиболее удачное выполнение заданий, интересуется, кто подал ту или иную идею. Когда весь класс соберется на “пункте” , неожиданно даётся задание:
– Представьте, Пятнице стало плохо, нужна вода, до реки 100 метров, нести больного нельзя. Найдите природную ёмкость и принесите воды. (Ребята ещё не знают, какой подвох приготовило им жюри. У жюри приготовлены одинаковые мерные прозрачные стаканчики. Участники не только быстро должны выполнить это задание, но и принести, как можно больше, питьевой воды.)
Практика показала, что соревновательный дух позволяет очень быстро находить решения, проявлять изобретательность, ловкость, фантазию. Это поиск, радость, удовольствие и практический жизненный опыт! Остаётся восхищаться тем, как много нужных предметов было в житейском обиходе Робинзона.
И ещё один удивительный итог дал этот урок: ребята по-другому посмотрели на тех, кто на уроках не отличался успехами по математике или русскому языку, но здорово мастерил жилище и – надо же – придумал принести воду в корзинке из листьев лопуха!
Оценку уроку дали сами ребята:
– Когда мы ещё пойдем в лес?
– Давайте пойдем в следующее воскресенье, только, чтобы потруднее было.
Итак, вы прекрасно справились с заданиями. А сейчас подведем итоги. Что же помогло главному герою выжить на острове и вернуться через 28 лет 2 месяца и 19 дней обратно? (Его стойкость, мужество, сила воли, трудолюбие, целеустремленность, смекалка, оптимизм). Чем вам интересен этот герой? Какие черты характера героя хотели бы иметь и вы?
А теперь домашнее задание: напишите небольшое сочинение на тему «Если бы я оказался на месте Робинзона Крузо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют на уроке учащимся...
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»""
Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-glavnogo-geroya-na-neobitaemom-ostrove-v-proizvedenii-d-defo-priklyucheniya-robinzona-kruzo-konspekt-prezentatsiya.html...
Бинарный урок по ОБЖ и литературе "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
Бинарный урок по литературе и ОБЖ в 5 классе позволит обсудить книгу Д. Дефо "Робинзон Крузо", выявить знание текста обучающимися, определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжит...
Викторина по произведению "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
Собранная из других источников и адаптированная викторина по роману...
Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.
Урок в форме читательской конференции с участием школьного библиотекаря и родителей учащихся...
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».
Маршрутный лист....
Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Автор - Гаврилова Е.А.
Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Тема: “Одиссея Робинзона Крузо” Учитель...