Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок в форме читательской конференции с участием школьного библиотекаря и родителей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robinzon_kruzo.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.
Цели: привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного; продолжить работу по привлечению родителей к участию в уроках-конференциях.
Ход читательской конференции
I. Вступительное слово учителя
Мои первые воспоминания об этой замечательной книге связаны со словами моего друга, Саши Дынкина, который был на два года старше меня и жил в соседнем подъезде. Его слова о «Робинзоне Крузо» я запомнила на всю жизнь. Он сказал: «Я люблю сесть на диван, завернуться в плед, читать Робинзона и грызть сухари». Я думаю, и уголок дивана, и плед помогали ему как бы перенестись из квартиры на необитаемый остров… почувствовать себя оторванным от привычного мира… А сухари, возможно, заставляли его почувствовать тот голод, который испытывал одинокий мореплаватель, попавший на необитаемый остров.
Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» написан от первого лица. Это не случайно.
- Как вы думаете, почему автор использовал именно этот прием – заставил героя самого рассказывать о своих приключениях?
(Это ещё больше подчеркивает реальность событий – ведь Робинзон был на необитаемом острове один, поэтому никто другой не мог знать, что он там делал, и, соответственно, никто, кроме него, не мог об этом рассказать).
- С каким чувством вы читали эту книгу? Что произвело на вас самое сильное впечатление? (…..)
- Кто же этот автор, придумавший и написавший такую занимательную историю, полную необычных и захватывающих приключений? С этим человеком нас познакомит наш школьный библиотекарь Людмила Викторовна.
II. Выступление школьного библиотекаря. Презетация.
Даниель Дефо (1660-1731) – разносторонний и плодотворный английский писатель и публицист. Считается, что именно он сделал популярным в Великобритании такой литературный жанр, как роман. В мире самым известным героем его произведений является Робинзон Крузо. Всего Дефо написал более 500 книг, журналов и памфлетов на самую разную тематику, начиная от политики с экономикой и заканчивая религией, психологией и семьёй. Он заложил основы экономической журналистики, считается основателем английской разведки.
Детские и юношеские годы
Родился Даниель Дефо около 1660 года недалеко от Лондона в небольшом местечке Криплгейте. Его отца звали Джей Фо, он был довольно состоятельным торговцем, продавал мясо и вдобавок к этому ещё имел небольшую свечную фабрику. И отец, и мать были ярыми пуританами, то есть выступали против английской господствующей церкви.
Родители хотели, чтобы сын стал священником, поэтому в возрасте 14 лет отдали его в духовную семинарию. После неё юноша окончил ещё Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне. Он, как примерный ученик, хорошо изучил греческий язык, латынь и классическую литературу, но всё это не было для молодого человека интересным. Его увлекала коммерция и торговое дело, этим Даниель готов был заниматься всю жизнь. Хотя всё равно он всегда вспоминал ньюингтонскую школу с теплотой за то, что она дала ему много необходимых знаний.
Торговля
В девятнадцатилетнем возрасте Дефо обучение завершил и, как советовал ему отец, начал коммерческую деятельность. В Лондоне имелась контора оптовой чулочной фирмы, работавшей с заграницей. Отец послал в эту контору Даниеля обучаться торговой практике и бухгалтерскому делу, учёбу юноша совмещал с работой приказчиком у чулочного торговца.
Литература
Возраст Дефо приближался уже к 60 годам, когда он услышал реальную историю о том, как моряк из Шотландии Александр Селькирк попал на необитаемый остров Хуан Фернандес в Тихом океане. Он прожил там 4 года, пока его не обнаружил и не подобрал корабль, которым командовал Вудс Роджерс. Капитан Роджерс потом описал эти события в книге «Плавание вокруг мира». А вскоре за этим на глаза Дефо попался ещё и очерк Стиля «История Александра Селькирка». Даниель всерьёз заинтересовался этим шотландским моряком, и творческое сознание Дефо превратило уникальную историю в масштабное художественное произведение. Успех этого романа был настолько феноменальным, что Даниель Дефо в скором времени взялся за его продолжение. В 1719 году увидел свет роман "Последующие приключения Робинзона Крузо".
Последние годы жизни и смерть
Умер Дефо в одиночестве, т.к. скрывался от преследований своего обманутого издателя. Его родственники ничего не знали о его смерти, он был похоронен женщиной, у которой снимал квартиру.
Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, и имя Даниэля Дефо известно во всем мире. Роман его продолжает оставаться любимым произведением подростков и взрослых на протяжении нескольких веков.
III. Обсуждение романа
Вопросы для обсуждения:
- Почему история Александра Селькирка настолько заинтересовала писателя, что он решил написать роман?
- Что вам показалось самым важным в этой книге?
- Какие качества проявил Робинзон, оказавшись на необитаемом острове?
- Что помогло ему выжить?
- А что помогло Робинзону остаться человеком?
- Какой момент жизни Робинзона на острове кажется вам самым печальным? трагичным? опасным? счастливым?
- Какой эпизод романа вам запомнился настолько, что вы смогли бы его подробно пересказать?
- Какую роль в судьбе Робинзона сыграл Пятница? Все ли вам понравилось в отношениях этих героев?
- Как вы думает, почему имя Робинзона стало нарицательным? Кого так называют?
- Кто из известных вам литературных героев играл «в Робинзона Крузо»? Почему современные дети до сих пор это делают?
- Посоветуете ли вы прочитать роман Д.Дефо своим друзьям? Почему? (Презентация книги)
IV. Обсуждение рисунков и поделок
- Почему вы выбрали для иллюстрации именно этот эпизод романа?
- О чем вы думали, когда рисовали и раскрашивали рисунок? Что представляли?
- Готовясь к конференции, вы нарисовали карту острова Робинзона. Чего на ней не хватает? Уважаемые родители, что бы вы дорисовали на этой карте?
- Что вы написали бы в письме Робинзону? О чем спросили бы его? Что посоветовали бы?
V. Викторина по роману Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
- На нашей конференции присутствуют ваши родители, которые, я уверена, читали, и возможно не один раз, книгу «Робинзон Крузо». И хотя вы готовились к конференции, а ваши родители нет ,думаю, они вполне могут посоревноваться с вами в знании этого романа.
Вопросы:
- Где родился Робинзон Крузо? (В г. Йорке)
- Во сколько лет Робинзон впервые отправился в морское путешествие? (В 28 лет)
- Умел ли Робинзон плавать? (Да)
- Где в первую ночь на необитаемом острове ночевал герой? (На дереве) Почему он это сделал?
- Что за календарь придумал Робинзон? (Большой деревянный шест, где по сторонам отмечал каждый день зарубкой; через каждые шесть зарубок делал одну длинную – воскресенье)
- Робинзон вел дневник. Почему он прекратил в нем записи? (Кончились чернила)
- Из чего был сделан зонтик героя? (Из козьих шкур мехом наружу)
- Почему Робинзону не удалась его затея с лодками? (Первая была выдолблена очень далеко от берега, вторая была ненадежной)
- Сколько времени прожил на острове Робинзон Крузо? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)
- Какие полезные растения нашел Робинзон на острове? (Кассава – дерево, из которого индейцы делали хлеб, виноград, дыни, зеленые лимоны)
VI. Определение команды победителей и награждение
VII. Заключительная беседа
- Почему роман Даниэля Дефо до сих пор пользуется такой популярностью?
- Как вы определили бы основную мысль этого произведения?
- Что нового и полезного для себя вы узнали из книги о Робинзоне?
- В каких ситуациях нам может помочь опыт Робинзона?
- Какие вещи вы обязательно взяли бы на необитаемый остров?
- Мы познакомились с замечательным произведением, которое помогло нам побывать на необитаемом острове, пережить приключения, которые в реальной жизни, скорее всего, никогда не выпадут на нашу долю. Вместе с Робинзоном мы научились многому: возделывать землю и выращивать хлеб, приручать диких животных, строить жилище и лодку, шить одежду, мастерить мебель и даже посуду. Но самое главное, чему учит роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», это всегда оставаться человеком, выживать в экстремальных ситуациях, никогда не отчаиваться и не сдаваться.
VIII. Просмотр фрагмента фильма
Анкетирование «Новый Робинзон, или Что всего дороже»
Методика «Робинзон» представляет собой ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать себе по рации или спутниковому телефону, которые работают в определенное время, что-либо из следующего списка:
- сладости, мороженое,
-книги, газеты, журналы,
-игры, игрушки,
-радиоприемник,
- телевизор,
-компьютер,
- сверстник (друг, подруга),
-мама,
-папа.
Инструкция заканчивается обращением: «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз – через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»[1]
(Проведя анкету, мы с родителями были приятно удивлены, не обнаружив в 5б классе патологической зависимости детей от компьютера).
[1] В. Абраменкова. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр., М, «Лепта Книга, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют на уроке учащимся...
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»""
Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-glavnogo-geroya-na-neobitaemom-ostrove-v-proizvedenii-d-defo-priklyucheniya-robinzona-kruzo-konspekt-prezentatsiya.html...
Бинарный урок по ОБЖ и литературе "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
Бинарный урок по литературе и ОБЖ в 5 классе позволит обсудить книгу Д. Дефо "Робинзон Крузо", выявить знание текста обучающимися, определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжит...
Викторина по произведению "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
Собранная из других источников и адаптированная викторина по роману...
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».
Маршрутный лист....
Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Автор - Гаврилова Е.А.
Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Тема: “Одиссея Робинзона Крузо” Учитель...
Самостоятельная работа по отрывку из романа Даниеля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» 5 класс
Самостоятельная работа состоит из 11 вопросов на знание текста, подразумевает краткие ответы....