РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ?..
методическая разработка по истории по теме
Данная программа была представлена на конкурс "ВУЗ-Флаэртиана" в рамках Международного фестиваля документального кино "Флаэртиана" в 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 58 КБ |
scenariy.doc | 45.5 КБ |
vuz_-_flaertiana1.ppt | 66.5 КБ |
vuz_-_flaertiana2.ppt | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
ВУЗ – ФЛАЭРТИАНА
Пермская государственная сельскохозяйственная академия
ПРОГРАММА
Русь, куда ж несешься ты?..
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Н.В.Гоголь. Мертвые души
Почти 20 лет, как нет государства под названием «Союз Советских Социалистических республик». Нечасто такое происходит в жизни: родиться в одной стране, а пригодиться в другой. Нашему поколению такое «счастье» выпало. Но парадокс: страны такой на карте больше нет, а «советское» осталось. Любой общественный строй несет в себе «родимые пятна» прошлых эпох. Когда-нибудь их будут способны обнаруживать только специалисты: историки, социологи, экономисты. Сегодня в России «советское» переживает своеобразный ренессанс. С эстрады несется «Мой адрес не дом и не улица, Мой адрес Советский Союз», с высоких трибун доносятся слова о «модернизационном крупнейшем проекте», каким был СССР. Про советских вождей снимаются фильмы, издаются монографии, кое-где восстанавливают им памятники. Молодежь танцует под «горячие восьмидесятые», да и сам государственный гимн наполовину советский. Как объяснить такое возвращение в СССР? Чем может нам сегодня помочь советский опыт? Мы ищем ответы на эти вопросы с вами и нашими экспертами.
В ходе послефильмовой дискуссии предлагается обсудить следующие вопросы:
1. В чем причины актуализации исторической проблематики в современной России?
2. Как следует относиться к собственной истории?
3. «Чем меньше мы знаем тяжелой правды о своем прошлом, тем лучше» (режиссер В.Хотиненко)?
4. Может ли история помочь в осмыслении настоящего и в предвидении будущего?
5. От какого наследства мы отказываемся?
6. «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может представить себе самое смелое воображение» (Граф А.Х.Бенкендорф)?
7. Какие дороги мы выбираем?
«Прибытие поезда»
Россия, 1995, ч/б, 35 мм 9 мин.
Режиссер Андрей Железняков
Автор сценария Андрей Железняков
Оператор Юрий Ермолин
Композитор Андрей Шонов
Звук Валентина Старокожева
Монтаж С.Боброва
Монтажная картина о метафизическом «поезде русской истории», который отправился из царской эпохи, прошел через революционные катаклизмы, три войны, времена сталинизма и «оттепели» и, наконец, прибыл на платформу нашего времени. Это платформа дикого первичного капитализма, а ее географическое положение — российско-китайская граница.
«СССР – Россия – Транзит»
Россия, Екатеринбург, 2005, цвет, Beta SP, 52 мин.
Режиссер Андрей Титов
Автор сценария Андрей Титов
Оператор Егений Цигель
Композитор Сергей Сидельников
Трое провинциальных мужиков в поисках смысла жизни. Один видит своё духовное призвание в коллекционировании раритетов рухнувшей империи,
другой – в создании помещичьей усадьбы, третий – в ожидании космической помощи землянам. Каждый блуждает по-своему….
Автор программы:
Александр Чернышев, старший преподаватель
кафедры истории и социологии ПГСХА
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПРОГРАММЫ
ФИЛЬМ “ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА»
Вопросы для обсуждения:
- Это кино о современности или о прошлом?
- Дает ли автор свою концепцию отечественной истории?
- Какова сквозная идея фильма?
- Передают ли выбранные кадры хроники дух и характер времени?
- Вы пассажир «поезда времени», где бы хотели сделать остановку?
«Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может представить себе самое смелое воображение; вот, мой друг, точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана» (Граф А.Х.Бенкендорф).
Вопросы для обсуждения:
- А у вас какие чувства вызывает наша история?
- Какие эпохи в истории России особенно интересны Вам?
- Какими достижениями в истории России, по Вашему мнению, можно гордиться?
- Какие события в истории России вызывают у Вас горечь и стыд?
- «Народ-победитель» или нация лузеров?
«У населения Томской области патриотизм в основном проявляется в виде стыда за нынешнее положение страны. Менее 10% респондентов гордятся своим народом и прошлым своей страны… Большая часть населения с равной неприязнью говорит как о периоде перестройки и эпохе Ельцина, так и о революции, гражданской войне и эпохе Сталина. Что касается периодов истории, вызывающих у народа гордость, то на первое место вышла эпоха Петра 1, которую никак нельзя назвать периодом возрождения традиций. Н а втором месте – Великая Отечественная война и послевоенные годы. Ясно, что это ностальгия не столько по традициям, сколько по сильному государству, способному строить и побеждать» //Власть. 19.03. 2002. С.52-53.
«Когда мы спрашиваем наших респондентов, что является для них предметом национальной гордости, за что вы можете любить свое отечество и его историю, все первые мест занимают факты, относящиеся к советскому периоду. Победа в Великой Отечественной, полет Гагарина в космос, достижения науки и техники, великие советские спортсмены, артисты. Лишь на 15-17 месте достижения перестройки – о них говорят по полтора – два процента людей. Смотрим по возрастным группам. Подобную гордость разделяют от 65 процентов молодежи до 90 процентов старшего поколения. То есть можно говорить об «общем мнении». Так что, когда мой сын надевает майку с надписью «СССР», я не удивляюсь, что ему это нравится. Он знает о той стране больше, чем о сегодняшней России. Он знает, какая она была сильная – а этого сознания людям сейчас не хватает. Он знает, какая она была огромная – а гражданам хочется, чтобы их родина была большой. Он знает, что никто никогда не позволял себе ее обижать на публичном уровне и попрекать наших ветеранов «куском воблы на газете». Когда молодежь слышит такие высказывания сейчас, ей обидно».
М.Горшков, директор института социологии РАН
//Российская газета. 2005. 7 дек. С.22.
По данным ВЦИОМ, почти половина россиян (47%) считают, что Россия должна не возвращать себе статус сверхдержавы, который был у СССР, а остаться в числе 10-15 экономически развитых и политически влиятельных стран мира. При этом 46% уверены, что Россия в ближайшие 15-20 лет, скорее всего, станет великой державой. Главные условия для этого: развитая современная экономика (55%) и высокий уровень благосостояния граждан (36%). Вернуть статус супердержавы, какой был у СССР, хотели бы 34%.
Профиль. 2007.29 января. С.12.
- Вопрос «Кто мы?» в фильме.
Анатолий Шикман, учитель истории //Новая газета.2006.№60.С.17:
«Даже толковому школьнику известно, что история ценна именно тем, что позволяет понять, каким образом мы стали такими, какие есть, а не фантазиями на будто бы историческом материале, ценность которых лишь в том, что их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
12) Стыдиться или гордиться мы должны своей историей?
«Думаю, что в настоящий момент мы, россияне, нуждаемся в клиотерапии – в трезвом знании своих достоинств и недостатков… Историки могут стать социальными врачами. Подобно тому как психоаналитик избавляет пациентов от различных комплексов, которые мешают им жить, путем анализа их личной истории, так и историки могут избавить свой народ от комплексов, сформировавшихся в ходе национальной истории …» (Б.Н.Миронов. «Социальная история России»).
13) На чем из истории нужно воспитывать молодое поколение?
«Чем меньше мы знаем тяжелой правды о своем прошлом, тем лучше» (В.Хотиненко)
«Микеланджело называл свой век постыдным, Шекспир устами Гамлета говорит: «Век расшатался». Самое важное, что я вынес из своего чтения истории, что хороших исторических времен не бывает. Бывает миф о светлом прошлом или иллюзорная надежда на светлое будущее. А сам процесс – штука часто гадкая и грязная. А ты не думай об этом, если тебе невмоготу, думай лучше о том, как вести себя в этих обстоятельствах, и тогда у тебя есть шанс сохранить достоинство независимо от времен, которые мы не выбираем».
В.Кантор, философ //Новая газета». 2006.№2. С.14-15.
14) Поезд «Пекин- Москва» - это временная стоянка или «конец истории»?
15) Куда сегодня мчит поезд российской истории?
ФИЛЬМ «СССР – РОССИЯ – ТРАНЗИТ»
Обсуждение фильма идет вокруг главного вопроса:
«Что такое история в жизни героев фильма?»
Коновалов, предприниматель. Человек новой эпохи?
- Как на истории зарабатывала страна и зарабатывает на ней Коновалов? История как часть интерьера.
- «Члены ЦК ели из романовского фарфора. Их же не тошнило». История для потребления, шутовства и сарказма.
- Прошлое глядит из пустых глазниц Доски Почета соцсоревнования. Царство ему небесное или это исторический вандализм? История, пригодная разве что на металлолом.
- Местный дворец культуры, как поверженный рейхстаг. Тоска по официозу и помпезности как символам величия государства, которого боятся. Снова комплекс исторической неполноценности нации, проигравшей «холодную» войну?
- Работники Коновалова. Что для них история? Повод на халяву выпить и закусить.
- Сцена в музее. Ностальгия на фоне неприятия действительности.
- Приватизация истории. История как PR для открытия нового бара.
М.Рвачев, по собственным словам, «помещик». Возвращение из прошлого?
1) Попытка реально вернуть прошлое: поместье, «вишневый сад», церковь. Образец не современное фермерство, а крепостное помещичье хозяйство?
2) Соответствие образа оригиналу. Близко ли? (Рассуждения о невозможности его переизбрать, будто он сам пришел на землю, про ключ от жизни, который у него якобы с собой и открывающий любые двери). Российский помещик: кем он был в отечественной истории?
3) Крах и разорение «помещика»: прошлое так и осталось в прошлом. «Михаил Иванович повторяет путь страны». Этот путь - развалины и над ним воронье?
4) Образ Храма – мираж или есть дорога? Что нужно было подключить еще, кроме желаний?
5) Современные Лопахины на иномарках поставят крест на современном помещичестве?
6) Кто он, Рвачев – не состоявшийся помещик, фермер или простой российский крестьянин, не вписавшийся в новую Россию?
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ФИЛЬМАМ
«Не будем забывать, что мы живем на наследство, доставшееся нам от Советского Союза, что мы пока мало сделали сами. Наши железные дороги, наши трубопроводы, наше жилищно-коммунальное хозяйство, наши заводы, наши ядерные силы – это все наследство Советского Союза».
Заместитель главы администрации президента России В.Сурков
Мне кажется последнее высказывание помощника президента России – это ключ к пониманию того, почему мы обречены постоянно возвращаться к советскому опыту, а то и еще к более далекому прошлому. Проблема в том, что у нынешней капиталистической России нет еще своей славной истории. Не сложилась! По поводу ее отсутствия В.Сурков сокрушается: «Мне кажется, проблема нашего поколения в том, что свой вклад мы пока всерьез не внесли. Мы только переходим от политики стабилизации к политике развития. Нет ни одного крупного экономического или социального достижения, которое совершило бы наше с вами поколение. Об этом надо помнить. Уже и апломб появился, уже и миллиардер на миллиардере сидит и миллиардером погоняет и говорит: «Мы самые умные и все понимаем». Миллионеров вообще девать некуда. Люди настолько горды, как будто порох изобрели. Но они ничего не изобрели». Горькое, но искреннее признание! Пока Россия не совершит нечто сопоставимое с советскими достижениями, типа полета в космос, мы обречены ностальгировать по СССР, а то и по той России, которую однажды уже потеряли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что важнее "куда надо" или "куда влечет"?
Вводное занятие по профориентации....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...