Урок-мастерская "Значение "Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина как исторического труда
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Педагогические мастерские - технология, с помощью которой учитель на данном уроке сможет решить несколько задач - привить интерес к творчеству, изучению истории, развить коммуникативные умения, умения находить решения сложных проблем, интересовавших автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pugachevskiy_bunt_pushkin.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы (по технологии педагогические мастерские) «История Пугачевского бунта».
Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.
Учитель: Известно высказывание А.С.Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Наша жизнь – продолжение жизни наших предков, знать историю своей семьи, историю своей Родины наш долг.
Знакомство с так называемым «минувшим» мы начинаем со сказок Пушкина, а вместе с поэзией Пушкина история входит в нашу жизнь. Пожалуйста, подберите и запишите ассоциации к слову ИСТОРИЯ.
РАБОТА В ПАРЕ, ДОПОЛНЕНИЕ, ОБМЕН
Историей, интересом к ней пронизано всё творчество великого поэта. Каковы, на ваш взгляд, истоки этого глубокого интереса поэта к истории? РАБОТА В ГРУППЕ-------АФИШИРОВАНИЕ ------работа с учебником.
Учитель: Сравните три высказывания:
1. «История народа принадлежит государю»
2. «История принадлежит народу»
3. «История народа принадлежит поэту»
Попробуйте определить: какое из высказываний принадлежат: декабристу Н.М. Муравьеву, историку Н.М. Карамзину, поэту А.С.Пушкину ? Попробуйте определить, прокомментируйте, как Вы понимаете эту мысль, обоснуйте ее, используя знания по истории и литературе.
Постановка образовательной задачи: на примере творчества А.С.Пушкина выяснить, насколько связаны творчество писателя с исследовательской исторической деятельностью, насколько достоверны исторические события в произведениях А.С.Пушкина . Прежде чем начать изучение исторической повести Пушкина «Капитанская дочка», мы познакомимся с историческим трудом Пушкина «История пугачевского бунта»
1 ряд - Каким вы увидели Пугачева в «Истории Пугачева»?
2 ряд-Какие чувства вы испытывали к Пугачеву?
3 ряд - Сочувствовал ли он ему? Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте произведения.
Какие проблемы в истории привлекали его?
Пушкин назвал историческую работу «История Пугачева», Николай I потребовал изменить название на «Историю пугачевского бунта». Как вы это объясните?
О пугачевщине Пушкин пишет не только в историческом труде «История Пугачевского бунта», но и в повести «Капитанская дочка». Как вы думаете, где наиболее достоверно показаны события? Ответ обоснуйте.
Учитель: В.О.Ключевский в речи 6 июня 1880 года по случаю открытия памятника Пушкину сказал: «Пушкин был историком там, где не думал быть им … «Капитанская дочка была написана между делом, среди его работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».
Как сам Пушкин определяет ценность «Истории Пугачева» так:» В ней «собрано всё, что было обнародовано правительством касательно Пугачева, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нем. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельствами живых».
Нет ли в этих словах противоречия? А какой труд, по- вашему мнению, был для Пушкина важнее? Обратимся к критической статье Кожевникова (СТР.105 учебника). Противопоставлять или считать единым целым произведения Пушкина, на ваш взгляд? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТЫ
РЕФЛЕКСИЯ. Выскажите свои впечатления от обсуждаемых на уроке проблем, закончив предложения: «Я хотел бы еще обсудить…» «Я согласен...», «Я не ожидал...»
Домашнее задание. Прочитать 1-5 главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-мастерской "Значение "Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина как исторического труда
Презентация к уроку-мастерской по изучению "Истории Пугачевского бунта"...
Урок кубановедения в 7 классе (конспект, презентация) "Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых".
Урок кубановедения в 7 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с с историческими документами, отражающие кубанскую тематику XVIII века. Так же к уроку прилагаются презентация, дополнительный матери...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.
Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом....
Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...
Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».
(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...