Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа "Смутное время в рабоах историков и исторических источниках | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа №7»
администрации муниципального образования Киреевский район
Конспект урока по истории России
конец XVI века – до конца XVIII века
7 класс
Тема урока
Практическая работа
«Смутное время в работах историков и
исторических источниках».
в рамках проведения муниципального мастер-класса
Учитель истории и обществознания
Людмила Алексеевна Башкина
Киреевск
2014
Тема урока: «Практическая работа Смутное время в исторических источниках и работах историков» - 15. 12. 2014
Цель урока: сформировать с помощью технологий групповой работы и осмысленного чтения текста:
Личностные умения: формирование гражданской идентичности, формирование позиции на основе прочитанного к событиям отечественной истории, формирование когнетивной компетентности на основе осмысленного чтения;
Предметные умения: установление причинно-следственных связей в ходе ответов на вопросы, использование предметных понятий, знания хронологии основных событий изучаемого периода, работа с исторической картой.
Метапредметные умения: целеполагание, определение последовательности деятельности, взаимодействие при решении учебной задачи, анализ текста по вопросам.
Технологии урока: групповая работа, технология развития критического при организации смыслового чтения, частично-поисковое обучение, информационно-коммуникационная
Используется также методы самоорганизации обучения при работе с источниками, учебником, взаимообучения при работе в малых группах.
План урока.
1. Повторение материала (постановка перед учащимися цели повторения и совместное определение задач) – цель повторения – актуализировать имеющиеся знания основных периодов и событий Смуты и умения для практической работы для закрепления темы;
задачи – повторить понятия, даты хронологических периодов Смуты, показать на карте основные объекты, ответить на вопросы домашнего параграфа.
Формы работы учащихся: устный фронтальный опрос с использованием карточек с понятиями и датами, работа с картой, ответы на вопросы домашнего параграфа.
2. Переход к практической работе через постановку задач практической работы, инструктажа по технологии смыслового чтения. Согласно этой технологии, обучающиеся должны в задании различными знаками (+ или !) обозначить, что из приведенного в тексте о данном событии им уже знакомо, а что они узнали нового.
3. Определение групп по три человека, распределение обязанностей в группе и общего хода работы. В группе определяется ответственный за сбор всей информации и её обработки, тот, кто будет представлять работу в публичном ответе и тот, кто оценить вклад каждого участника в работу группы.
4. Выполнение заданий по группам, взаимообучение и взаимодействие в группах.
Учитель выступает в роли консультанта.
5. Ответы групп на вопросы к своим заданиям. Рефлексия.
Приложение к практической работе
«Смутное время в работах историков и
исторических источниках».
ЗАДАНИЕ № 1.
Прочитайте внимательно отрывки из документов и ответьте на вопросы к ним.
Из «Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде
…Бысть в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть старейшим… Ивашка Болотников…
Из «Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших.
… А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…
1. О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты?
2. Каковы выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что нового вы узнали из документов.
3. Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отечству, Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»? Свои суждения обоснуйте.
ЗАДАНИЕ № 2.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из работы С. М. Соловьева «Взгляд на историю установления
государственного порядка в России до Петра Великого»
… Но в начале XVII века для московского боярства настало время хуже времени Грозного… Явились два царя, два двора; кто не мог получить высшей чести при одном дворе, переходили к другому; Тушино наполнилось людьми разного происхождения, которые там искали случая подняться. Когда Тушино рассыпалось, эти люди забежали под Смоленск к королю Сигизмунду, предложили ему свои услуги… Бояре крепко держались за королевича, но земля не хочет его, увидев за ним старого короля с изуитами; земля встала, выставила ополчение для борьбы с поляками и казаками…
1. О каких событиях идет речь в работе историка, назовите даты этого события?
2. О каких царях идет речь в тексте?
3. Назовите перечисленные в тексте события и явления этого исторического периода. Что вам было уже известно о событиях, связанных с периодом Смуты, а что нового из источника вы узнали?
ЗАДАНИЕ № 3.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…
Вам самим известно, что в прошлом году Карл Ходкевич приходил со всем полевым войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию, не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас. Сдайтесь нам пленными…»
1. К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С какими событиями связан этот документ?
2. Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного источника по изучаемым событиям.
3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.
ЗАДАНИЕ № 4.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из произведения Н. И. Костомарова
«О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия»
… Борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. Воспоминание о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что Дмитрий не зарезался и не зарезан, а спасся от убийцы и где-то живет… Борис сделался тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность в существовании Дмитрия и явилась надежда на его появление.
1. О каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий? Определите, что вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.
2. Как характеризует историк в этих событиях Бориса Годунова?
3. Какую роль «угличское дело» сыграло в причинах Смуты?
ЗАДАНИЕ № 5.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из работы Г. В. Абрамовича «Князья Шуйские и российский трон»
…Поражение на реке Пахре несколько ослабило силы Болтникова, однако после того, как к нему примкнули рязанские дворяне во главе с Григорием Сумбуловым и Прокпием Ляпуновым, а затем веневские служилые люди, которыми командовал сотник Истома Пашков, войско вновь увеличилось, и после взятия Коломны, соединившись на Оке, восставшие подошли к Москве и стали лагерем в селе Коломенском и в Загорье… Почувствовав слабость царя, на сторону Болотникова переходят Малый Ярославец, Боровск, Можайск, Руза, Волоколамск, Ржева, Зубцов и Старица. Затем движение начинает распространяться и на народы Поволжья, на города Арзамас, Алтырь и Свияжск…
1. Какое событие описано в тексте, назовите его даты? Определите, что вам уже знаете о данном событие, а какая информация для вас является новой?
2. Какой вывод о социальном составе армии восставших можно сделать на основе текста?
3. Сделайте выводы о масштабах восстания на основе документа. Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
конспект урока по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетова
Урок повторения и закрепление по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетовой...
Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».
Методическая разработка контрольной работы № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...
Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».
Методическая разработка контрольной работы № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...
словарь по Истории России (XVII-XVIII века)
словарь по истории...
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...
Проверочные работы по разделам к учебнику Е.В.Пчелова "История России XVII-XVIII века" 7 класс
Данный материал позволит учителю диффиринцированно и индивидуально проверить знания учащихся по различным разделам учебника...