Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Примерная рабочая программ по литеретуре по УМК Коровиной с НРК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit-re_8_kl.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.
Распределение учебных часов по разделам
Название раздела | Количество часов | |
1 | Введение | 1 час |
2 | Устное народное творчество | 2 часа |
3 | Из древнерусской литературы | 2 часа |
4 | Из русской литературы18 века | 3 часа |
5 | Из русской литературы 19 века | 32 часа |
6 | Из русской литературы 20 века | 21 час |
7 | Из зарубежной литературы | 5 часов |
8 | Региональный компонент | 6 часов |
9 | Итоговые уроки | 2 часа. |
Дополнительная литература:
- По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
- И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
- Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
- Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
- Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004
- Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980
А также:
- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 А классе
№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся, форма урока | Формы контроля | Планируемые результаты освоения материала. Информационное сопровождение | Домашнее задание | Дата |
Введение (1час) | |||||||
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя Урок-исследование | Фронтальный опрос | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства; Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков. | Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни» | |
Устное народное творчество (2ч.+НРК) | |||||||
2 | Отражение жизни народа в народных песнях. Лирическая песня как жанр народной поэзии. | Изучение нового материала. | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни; Исполнение песни «Моей семьи». Урок-концерт | Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Аудиозапись русских народных песен. | Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях. | |
3 НРК | Произведение УНТ. «Что Петерез сделал для нартов» | Изучение нового материала. | Выразительное чтение. | Ответы на поставленные вопросы. | Способствовать воспитанию любви к Отечеству | ||
4 | Предание как исторический жанр русской народные песни. | Изучение нового материала. | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. Урок-практикум | Самостоятель-ная работа. | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А. Невского | |
Из древнерусской литературы (2ч.) | |||||||
5 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | Изучение нового материала. | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа Урок-наблюдение | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет) | Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 . | |
6 Вн. чт. | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | Изучение нового материала. | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Урок проблемный | Ответы на вопросы | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ. | |
Из литературы XYIII века (5ч.) | |||||||
7 | Д.И. Фонвизин, биография. Понятие о классицизме. «Недоросль» | Изучение нового материала. | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. Урок - беседа | Участие в аналитической беседе | Уметь различать черты сентиментализма и романтизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Схема характеристики героя. | Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов. Подготовьте характеристику одного из героев. | |
8. | Действие первое. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического | Совершенствование знаний | Изучение нового материала.эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. | Ответы на вопросы | Уметь различать черты сентиментализма и романтизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. | ||
9. Р/Р | Действие второе. Анализ эпизода комедии. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; | |||
10. | Действие третье, четвертое и пятое… Уроки Стародума | Комбинированный урок | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа | Ответы на вопросы Фронтальный опрос | Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. | ||
11. К | Написание контрольного сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Контрольный урок | Написание сочинения Урок развития речи | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
| |||
12. НРК | Хатков А.Д. Лирика | Комбинированный урок | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. | Ответы на вопросы | Уметь анализировать лирическое произведение, делая соответствующие выводы; | ||
Из литературы XIX века (35ч.) | |||||||
13. | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Изучение нового материала. | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. Урок-викторина | Ответы на вопросы урока и вопросы викторины | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; Иллюстрации к басням. | Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?» | |
14. Р/Р | Обучение выразительному чтению. Викторина по басням Крылова. | Урок-концерт | Индивидуальные ответы на вопросы. | ||||
15. | К.Ф.Рылеев, слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» | Изучение нового материала. | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к биографии Рылеева. | Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака» | |
16. | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Стих-я «Туча», «К***», «19 октября» | Изучение нового материала. | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать стихотворение. | Любое стих-е выучит наизусть. | |
17. | Творческая история повести «Капитанская дочка». | Изучение нового материала. | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Урок-лекция | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Дополнительный материал из сети Интернет. | Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». | |
18. | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | Совершенствование знаний. | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Урок-анализ | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать основы сравнительной характеристики героя. Схема сравнения двух героев. | Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. | |
19. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | Совершенствование знаний | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-беседа | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом; Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении. | Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра? | |
20 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | Совершенствование знаний | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-исследование | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Развитие устной речи; Навыки сжатого пересказа. Иллюстрации к повести. | Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу? | |
21. | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-погружение в историю | оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины. Карта по истории 17-18 века. | Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Прочитать повесть до конца. | |
15 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | Совершенствование ЗУН | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. Урок-беседа | Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно) | Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события; Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её. Критическая литература. | Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте? | |
16 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы. Урок-анализ образа | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Владение разными видами чтения, выборочного пересказа; Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия; Формировать в характере учащихся положительные качества характера. Рисунки ребят. Портреты героев повести. | Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве. | |
17 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта. Урок-представление. | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям; Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка». | Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» | |
18-19 | Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка» | Контрольный урок | Написание сочинения Урок развития речи. | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
| Повторить все сведения по теме. | ||
20 | Обобщающий урок-игра | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Участие в блиц-опросе, , игра в команде. Урок-игра | Оценка выполнения предложенных заданий | Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Иллюстрации учащихся к теме урока. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама» | |
21 | «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа. Урок-путешествие в мир мистики. | Оценка ответов учащихся на уроке | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Иллюстрации к драме «Пиковая дама». | Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности. | |
22 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. Урок-отчёт. | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | Совершенствование умения анализировать стихотворения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. ИКТ Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова». | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения | |
23 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | Комбинированный урок | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. Урок -практикум | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы. | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы: 1)какова цель побега Мцыри? 2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3)почему погиб Мцыри? | |
24 | Образ Мцыри в поэме | Урок совершенствования ЗУН | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. Урок-соревнование | Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы | Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, Критическая литература к поэме. | Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы. | |
25 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Комбиниро-ванный урок | Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка ответов на поставленные вопросы | Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ; уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое. | |
26 | Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | Совершен-ствование ЗУН | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. Урок - поиск | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру; Развивать устную и письменную речь; Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Сбор материала к сочинению из дополнительных источников. | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем. | ||
27 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа. Проблемный урок | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; Словарь В.И.Даля. | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. | |
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Комбинированный урок | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Урок-практикум | Оценка ответов учащихся в ходе урока | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Интеграция. Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение о жизни людей в то время. | Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»? | |
29 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | Комбинированный урок | Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа. Урок-практикум | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах. | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;; Портретная галерея героев Гоголя. | Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229 | |
30 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | Комбинированный урок | Работа над 4-м действием 4комедии. Урок-практикум | Оценка ответов во время работы с текстом | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Критическая литература. В.Г.Белинский. | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. | |
31 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Комбинированный урок | Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы. Урок-анализ | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы. | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ; Уметь критически относиться к своим деяниям. Таблица характеристики героя. Материал из дополн. источника. | Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор». | |
32 | Практическая работа по комедии «Ревизор» | Контрольный урок | Ответы на предложенные вопросы и задания. Урок-беседа | Уровень выполнения практической работы | Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания; Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста. Иллюстрации к комедии. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С.Тургенева. вспомнить ранее изученные произведения писателя, составить устный рассказ о них. | |
33 | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | Совершенствование ЗУН. | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя. Урок-лекция | Индивидуаль-ный . | Подготовка к восприятию повести «Ася»; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. ИКТ Презентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева. | Прочитать повесть «Ася». Какое впечатление она оставила у вас? Какова тема повествования? | |
34 | История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. | Комбинированный урок | Беседа по содержанию повести, работа над содержанием понятия «герой-повествователь». Урок-исследование | Оценка ответов во время беседы на знание текста | Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Расширить представление учащихся о произведениях русских классиков о любви. | Выразительное чтение 16 главы. Составить план анализа этой главы. Познакомить-ся самостоя-тельно со статьёй Чернышевско-го «Русский человек на rendez-vous» и ответить на поставленные вопросы. | |
35 | Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя. | Комбинированный урок | Анализ 16 главы. Беседа. Работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка умения анализировать произведение | Развитие умения анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Ответить на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»? подготовьте пересказ о свидании молодых людей и последующем отъезде героини от лица одного из героев: фрау Луизе, Ганина, Аси. | |
36 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | Совершенствование ЗУН | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. Урок-практикум | Оценка ответов во время беседы | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации учебника. | Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором. | |
37 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест. Урок комбинированный | Ответы во время беседы, тест | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
| Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат». Написать план сочинения на одну из тем: 1)утро, изменившее жизнь 2)полковник на балу и после бала 3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании? | |
38 | Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат» | Совершенствование ЗУН | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов. Урок-беседа | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | Написать план сочинения на одну из тем: 1)утро, изменившее жизнь 2)полковник на балу и после бала 3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании? | |
39 | Р.Р. Написание контрольного сочинение | Контрольный урок. | Работа над сочинением. Урок развития речи | Индивидуаль-ный опрос. | Умение высказывать свою точку зрения на письме; создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; | Познакомиться с стихотворениями о родной природе на с. 38-41, выучить одно из них наизусть, обосновать свой выбор. | |
40 | Поэзия родной природы. | Комбинированный урок. | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. Урок-концерт | Оценка выразительного чтения наизусть. | Умение анализировать лирический текст; Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; Конкурс презентаций «Природа моего края». | Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов. | |
41 | А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье. | Совершенствование ЗУН. | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Урок-практикум | Оценка за выполнение домашнего задания. | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово. Презентация. Проект. | Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?» | |
42 | И.А.Бунин. слово о писателе | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником. Урок-лекция | Выборочная проверка составленных тезисов | Уметь отбирать основной материал из лекции учителя; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; Выставка книг И.Бунина. | Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?» | |
43 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-практикум | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Иллюстрации о быте и природе Кавказа. | Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «куст сирени» Куприна | |
44-45 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Совершенствование ЗУН | Работа в группах, дискуссия. Урок-дискуссия | Индивидуаль-ный, групповой | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы; Иллюстрации – пейзажные зарисовки. | Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа. | |
46-47 | Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | Комбинированный урок | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа. Урок-диспут | Индивидуальная | Умение выявлять способы характеристики героев автором; Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа; Бережно относиться к своим близким. Сочинения с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной» | Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю» | |
48 | А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя | Изучение нового материала | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа. Урок-встреча с творчеством нового писателя. | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | Умение высказывать свою точку зрения по проблеме; Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького. | Сравнитель-ная характеристи-ка Челкаша и Гаврилы | |
49 | Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | Совершенствование ЗУН | Анализ рассказа. Урок-практикум | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Выставка книг Горького. | Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока. | |
50 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом». Урок-практикум | Индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох. Стенд о биографии и творчестве А.Блока. | По материалам учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Подготовить выразительное чтение цикла. | |
51 | А.Блок «На поле Куликовом» | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений. Урок-практикум | Коллективная, групповая, индивидуальная | Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию; Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим. ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России. | Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника. . | |
52 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Совершенствование ЗУН | Чтение наизусть стихотворений. Урок-концерт | Индивидуальная | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Иллюстрации. | Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. | |
53 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. Урок-исследование | Коллективный, индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин». | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | |
54 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. Урок-практикум | Оценка ответов во время урока | Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации к поэме. | Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника) | |
55-56 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом. Урок-диспут | Оценка ответов во время урока. Тест | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора» | |
57 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | Комбинированный урок | Анализ главы, работа с учебником, творческая работа. Урок-открытие | Индивидуальная | Совершенствование литературоведческих знаний и умений; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; ИКТ ПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..» | Подумайте, какой памятник герою вы соорудили бы. Составьте письменный проект. Выразительное чтение понравившегося отрывка | |
58-59 | Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину. Р.Р. Написание контрольного сочинения. | Контрольный урок | Выразительное чтение отрывков, защита проектов; Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения. | Индивидуаль-ный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение. | Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Материалы уроков изучения поэмы. | Подготовиться у уроку внеклассного чтения. Прочитать повесть Ч.Айтматова «Ранние журавли». Как раскрыта тема войны в повести. | |
60-61 | Уроки внеклассного чтения «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» | Комбиниро-ванный урок | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-дебаты | Индивидуаль-ный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. Презентация «Дети на войне» | Подготовиться к обобщающему уроку по русской литературе за курс 8 класса. | |
62 | Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса | Контрольный урок | Творческая работа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, тест | Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания. ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира. | Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». | |
63-64 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа | Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении. Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта» | Перечитать философскую сказку «Маленький принц» | |
65-66 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | Изучение нового материала | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. Урок-диспут | Оценка ответов на участие в беседе | Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы; ИКТ Проект «Останься с нами, Маленький принц!» | ||
.67 | Урок внеклассного чтения | Рекомендации на лето | формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Список литературы. | ||||
68 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....