Урок по сказкам Г.Х. Андерсена "Как становятся сказочниками?"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Урок по сказкам Г.Х. Андерсена "Как становятся сказочниками?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andersen.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Как становятся сказочниками?
(По сказкам Г. Х. Андерсена)
Цели урока.
-Обсудить важные нравственные проблемы: верности своему предназначению, отношения к миру при внешне неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
-Работать над первичным представлением о стиле, о соотношении художественного образа и прототипа.
-В результате анализа сказок о животных подойти к важнейшему в творчестве Андерсена противопоставлению двух взглядов на мир: рационального и поэтического.
-Учить слышать авторский голос, находить прямые авторские оценки, замечать в тексте авторскую иронию, подтекст.
-Учить внимательно читать текст, вглядываться в мелкие детали, находить образы-мотивы и образы-символы.
-Учить делать выводы и обобщения.
-Развивать речь и навыки выразительного чтения, инсценирования.
-Подготовить к творческой стилизации.
Вступление.
- Слово учителя.
Сегодня у нас в гостях сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Нет сомнений, что чтение произведений этого сказочника доставляет нам много счастливых минут. Как на крыльях они уносят нас в мир фантазии, заставляют удивляться богатству его выдумки. Сказки Андерсена – это чудо, сотворенное гением. К нам в гости пришел добрый волшебник – герой сказок.
- Выступление ученика, играющего роль Оле-Лукойе.
Вот и я. Вы меня наверняка узнали. Я Оле-Лукойе. Я сказочник. Никто не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я никогда и ни к кому не прихожу по приказу или за деньги. Я рассказываю свои сказки только хорошим, добрым людям. Для вас я принес очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч…
- Слово учителя.
Ребята, вы догадались, о ком идет речь? Как же стать королем сказок? Каким нужно быть, чтобы покорить мир? Андерсен говорил: «Вся моя жизнь в сказках». Давайте вспомним героев произведений писателя, перечитаем любимые страницы, может быть, тогда ответим на вопрос: как становятся сказочниками.
Основная часть урока.
Учитель: Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Какая же черта характера сказочника помогла ему преодолеть все трудности и невзгоды? Кроссворд поможет нам назвать ее.
Вопросы.
- Какая черта характера проявилась у Дюймовочки, когда она спасла от холода ласточку?
- Главное качество короля из сказки «Новый наряд короля»?
- Что руководило действиями Русалочки?
- Что не хватало гадкому утенку для того, чтобы противостоять обидчикам?
- Главная черта характера мачехи Элизы из сказки «Дикие лебеди»?
- Что помогла Герде спасти Кая?
- Благодаря чему дурень-Ганс женился на принцессе в сказке «Свинопас»?
Учитель: Какое слово зашифровано в кроссворде? Оно определяет и главную особенность сказок, и самую важную черту характера Андерсена.
Ученики: Доброта.
Учитель: Ребята, слышали ли вы такие выражения: «чудак», «странный человек», «чучело гороховое»? Про кого так говорят? Как обычно относятся к таким людям?
Ученики: …
Учитель: Андерсена тоже считали чудаком. А сам он однажды сравнил себя с тонущей собакой, которую мальчишки забрасывают камнями, но не со зла, а ради забавы.
(Работа с иллюстрациями). Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите сказки, в которых речь идет об испытаниях «не такого, как все» героя.
Ученики: «Гадкий утенок», «Жаба», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Русалочка».
Учитель: «Гадкий утенок». Работа с текстом. Кто дает утенку определение гадкий?
Ученики: Мать-утка: «Ужасно велик и совсем не похож на остальных».
Утки: «А один-то какой безобразный».
Утки-забияка: «Он такой большой и страшный».
Весь птичий двор: «Он очень велик».
Учитель: Дело не в том, что утенок действительно безобразен. Он безобразен, потому что «не похож на остальных». Он не умеет «приносить пользу»: мерить его по своим меркам. А сам автор как относится к герою?
Ученики: Андерсен считает, что он прекрасен, потому что утенок искренний, естественный, потому что на мир он смотрит «взглядом поэта».
Учитель: Какими же должны быть стремиться быть люди, чтобы, как Андерсен, из гадкого утенка превратиться в лебедя?
Ученики: Сказочник убеждает нас в том, что за счастье надо бороться, нужно учиться преодолевать обстоятельства, искать опору в себе, уметь смотреть на мир «глазами поэта»
Учитель: И любить. Любовь может совершать чудеса. Кто из героинь сказок Андерсена обладал в полной мере этим даром?
Ученики: Краткий пересказ сказки «Дикие лебеди».
Учитель: Любовью было наполнено сердце «короля сказок». Он убеждает нас в том, что «любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».
Учитель: Когда вы читали название сказок «Воротничок», «Старый дом», «Штопальная игла», «Бутылочное горлышко», «Старый уличный фонарь», о чем вы подумали?
Ученики: …
Учитель: Своеобразие этих сказок в том, что Андерсен придает фантастичность обыкновенным реальным вещам. Игрушки, предметы домашнего обихода становятся героями произведений, переживают невиданные приключения, страдают, любят, ссорятся и мирятся. Писатель вдохнул в них жизнь, дал им живую душу. Сказки Андерсена не о вещах, а о людях, о таинственной связи вещи и хозяина. Какие качества писателя помогли ему по-новому увидеть и представить окружающий мир?
Ученики: Фантазия, оригинальность.
Учитель: Да, Андерсен не похож на других сказочников. Вспомним, как начинаются русские народные сказки? А сказки Андерсена?
Ученики: Работа по тексту, инсценирование. Сказки «Огниво», «Снежная королева», «Пастушка и трубочист».
Учитель: А кто рассказывает нам сказки?
Ученики: Ласточка, бутылочное горлышко, фонарь, дом, сюжет заимствован из газет.
Учитель: Как вы думаете, Андерсен – веселые человек? Какие сказки вы читали с улыбкой? К кому относится ирония автора?
Ученики: «Соловей», «Новое платье короля», Принцесса на горошине».
Учитель: Как создается ирония?
Ученики: Работа по тексту. Ирония создается с помощью несоответствия между тем, что говорится, и тем, что делается, между высоким и низким.
Учитель: Чтение начала сказки «Подснежник». Как называется сказка? Что необычного в ней?
Ученики: В каждом слове чувствуется любовь к природе, умение радоваться всему интересному и хорошему, что попадется на каждой тропинке, на каждом шагу. Это редкая способность замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
Учитель: Разве не прекрасна каждая травинка, каждое летучее семечко липы? Какие пейзажи в сказках вам особенно понравились?
Ученики: Чтение наизусть пейзажных зарисовок из сказок.
Учитель: В волшебный мир сказок нас вводит не только природа, но и театр. Яркие декорации, музыка, танцы, герои – все это никак не походит на действительность и, конечно, может происходить только в сказке. Маленький Кристан был раз и навсегда ошеломлен и покорен театром. Может быть, поэтому спектакли по сказкам Андерсена постоянно идут на театральных подмостках. Недавно мы смотрели спектакль по сказке «Снежная королева». Поделитесь своими впечатлениями о спектакле.
Ученики: Устная рецензия на спектакль.
Обобщение.
Учитель: Как вы думаете, достоин ли Г. Х. Андерсен того, чтобы считаться сказочником мира? Как можно выразить (увековечить) нашу признательность писателю?
Ученики: Защита проекта памятника Г. Х. Андерсену.
Учитель: Вокруг памятника я предложила бы разбить цветник. Какие цветы вы предлагаете посадить? (Розы – образ-символ). Подножие памятника можно оформить афоризмом писателя. Вспоминая сказки, мы пришли к выводу, что Г. Х. Андерсен был добрым, стойким, веселым, оригинальным человеком с любящим сердцем. Какой афоризм, на ваш взгляд, вмещает все перечисленные качества?
«Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное».
Я желаю вам и нашим гостям сохранить в себе детство на долгие годы. В Святочные вечера на Руси всегда было принято гадать и дарить подарки. Уважаемые гости, мы хотим вам подарить афоризмы писателя, которые, возможно, определят вашу судьбу. Пусть каждый выберет для себя подарок.
На дом: Написать сказку о вещи в духе Андерсена.
Афоризмы.
- Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.
- Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас.
- Песнями сыт не будешь, чириканьем весной не согреешься.
- Искренние слезы восторга – самая драгоценная награда певцу.
- Вода мягче твоих нежных рук и все же шлифует камни.
- Как ужасно быть одиноким! – но какое счастье сознавать, что тебя не забыли!
- Всему на свете бывает конец. Все на свете постоянно идет вперед, к совершенству.
- Радость, которую не с кем разделить – только полрадости.
- Если ты личность, из тебя всегда выйдет что-нибудь путное.
- Он был рад, что перенес столько горя и бедствий - он мог лучше оценить свое счастье
- Доброе сердце не знает гордости.
- Лучше быть хоть чем-нибудь, нежели ничем!
- От старой дружбы всегда что-нибудь остается.
- В ком есть толк, тот не пропадет.
- Чистота души – лучшая красота!
- Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное
- Всякое удовольствие только тогда бывает истинным, полным, когда можешь им поделиться с другими.
- Что значит телесная боль, если сердце изнывает от тоски и жалости к братьям!
- Они любят меня таким, какой я есть.
- Волны неутомимо катятся одна за другой и сглаживают все твердое, буду и я неутомимой!
- Цени настоящее, живое, доброе, но не променяй его на подделку.
- Красота не на лице, а в душе.
- Любящее сердце готово и способно на все.
- Не надо падать духом – надо знать себе цену!
- Познать себя – большой шаг вперед.
- Мир создан для нас, так найди в нем место для себя.
- Не вечно мы можем жить в свое удовольствие.
- Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость моей жизни.
- В вашем собственном сердце находится истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.
- Если ты знаешь себе цену, то этого у тебя никто не отнимет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок мужества «Героями не рождаются, героями становятся»
Урок мужества «Героями не рождаются, героями становятся»...
Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе
Проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина....
Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....
Урок Мужества «Героями не рождаются – героями становятся»
Сценарий проведения Урока Мужества о Героях....