Урок по сказкам Г.Х. Андерсена "Как становятся сказочниками?"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Егорова Елена Анатольевна

Урок по сказкам Г.Х. Андерсена "Как становятся сказочниками?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andersen.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Как становятся сказочниками?

(По сказкам Г. Х. Андерсена)

Цели урока.

-Обсудить важные нравственные проблемы: верности своему предназначению, отношения к миру при внешне неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

-Работать над первичным представлением о стиле, о соотношении художественного образа и прототипа.

-В результате анализа сказок о животных подойти к важнейшему в творчестве Андерсена противопоставлению двух взглядов на мир: рационального и поэтического.

-Учить слышать авторский голос, находить прямые авторские оценки, замечать в тексте авторскую иронию, подтекст.

-Учить внимательно читать текст, вглядываться в мелкие детали, находить образы-мотивы и образы-символы.

-Учить делать выводы и обобщения.

-Развивать речь и навыки выразительного чтения, инсценирования.

-Подготовить к творческой стилизации.

Вступление.

  1. Слово учителя.

Сегодня у нас в гостях сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Нет сомнений, что чтение произведений этого сказочника доставляет нам много счастливых минут. Как на крыльях они уносят нас в мир фантазии, заставляют удивляться богатству его выдумки. Сказки Андерсена – это чудо, сотворенное гением. К нам в гости пришел добрый волшебник – герой сказок.

  1. Выступление ученика, играющего роль Оле-Лукойе.

Вот и я. Вы меня наверняка узнали. Я Оле-Лукойе. Я сказочник. Никто не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я никогда и ни к кому не прихожу по приказу или за деньги. Я рассказываю свои сказки только хорошим, добрым людям. Для вас я принес очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч…

  1. Слово учителя.

Ребята, вы догадались, о ком идет речь? Как же стать королем сказок? Каким нужно быть, чтобы покорить мир? Андерсен говорил: «Вся моя жизнь в сказках». Давайте вспомним героев произведений писателя, перечитаем любимые страницы, может быть, тогда ответим на вопрос: как становятся сказочниками.

Основная часть урока.

Учитель: Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Какая же черта характера сказочника помогла ему преодолеть все трудности и невзгоды? Кроссворд поможет нам назвать ее.

Вопросы.

  1. Какая черта характера проявилась у Дюймовочки, когда она спасла от холода ласточку?
  2. Главное качество короля из сказки «Новый наряд короля»?
  3. Что руководило действиями Русалочки?
  4. Что не хватало гадкому утенку для того, чтобы противостоять обидчикам?
  5. Главная черта характера мачехи Элизы из сказки «Дикие лебеди»?
  6. Что помогла Герде спасти Кая?
  7. Благодаря чему дурень-Ганс женился на принцессе в сказке «Свинопас»?

Учитель: Какое слово зашифровано в кроссворде? Оно определяет и главную особенность сказок, и самую важную черту характера Андерсена.

Ученики: Доброта.

Учитель: Ребята, слышали ли вы такие выражения: «чудак», «странный человек», «чучело гороховое»? Про кого так говорят? Как обычно относятся к таким людям?

Ученики: …

Учитель: Андерсена тоже считали чудаком. А сам он однажды сравнил себя с тонущей собакой, которую мальчишки забрасывают камнями, но не со зла, а ради забавы.

(Работа с иллюстрациями). Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите сказки, в которых речь идет об испытаниях «не такого, как все» героя.

Ученики: «Гадкий утенок», «Жаба», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Русалочка».

Учитель: «Гадкий утенок». Работа с текстом. Кто дает утенку определение гадкий?

Ученики: Мать-утка: «Ужасно велик и совсем не похож на остальных».

Утки: «А один-то какой безобразный».

Утки-забияка: «Он такой большой и страшный».

Весь птичий двор: «Он очень велик».

Учитель: Дело не в том, что утенок действительно безобразен. Он безобразен, потому что «не похож на остальных». Он не умеет «приносить пользу»: мерить его по своим меркам. А сам автор как относится к герою?

Ученики: Андерсен считает, что он прекрасен, потому что утенок искренний, естественный, потому что на мир он смотрит «взглядом поэта».

Учитель: Какими же должны быть стремиться быть люди, чтобы, как Андерсен, из гадкого утенка превратиться в лебедя?

Ученики: Сказочник убеждает нас в том, что за счастье надо бороться, нужно учиться преодолевать обстоятельства, искать опору в себе, уметь смотреть на мир «глазами поэта»

Учитель: И любить. Любовь может совершать чудеса. Кто из героинь сказок Андерсена обладал в полной мере этим даром?

Ученики: Краткий пересказ сказки «Дикие лебеди».

Учитель: Любовью было наполнено сердце «короля сказок». Он убеждает нас в том, что «любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

Учитель: Когда вы читали название сказок «Воротничок», «Старый дом», «Штопальная игла», «Бутылочное горлышко», «Старый уличный фонарь», о чем вы подумали?

Ученики: …

Учитель: Своеобразие этих сказок в том, что Андерсен придает фантастичность обыкновенным реальным вещам. Игрушки, предметы домашнего обихода становятся героями произведений, переживают невиданные приключения, страдают, любят, ссорятся и мирятся. Писатель вдохнул в них жизнь, дал им живую душу. Сказки Андерсена не о вещах, а о людях, о таинственной связи вещи и хозяина. Какие качества писателя помогли ему по-новому увидеть и представить окружающий мир?

Ученики: Фантазия, оригинальность.

Учитель: Да, Андерсен не похож на других сказочников. Вспомним, как начинаются русские народные сказки? А сказки Андерсена?

Ученики: Работа по тексту, инсценирование. Сказки «Огниво», «Снежная королева», «Пастушка и трубочист».

Учитель: А кто рассказывает нам сказки?

Ученики: Ласточка, бутылочное горлышко, фонарь, дом, сюжет заимствован из газет.

Учитель: Как вы думаете, Андерсен – веселые человек? Какие сказки вы читали с улыбкой? К кому относится ирония автора?

Ученики: «Соловей», «Новое платье короля», Принцесса на горошине».

Учитель: Как создается ирония?

Ученики: Работа по тексту. Ирония создается с помощью несоответствия между тем, что говорится, и тем, что делается, между высоким и низким.

Учитель: Чтение начала сказки «Подснежник». Как называется сказка? Что необычного в ней?

Ученики: В каждом слове чувствуется любовь к природе, умение радоваться всему интересному и хорошему, что попадется на каждой тропинке, на каждом шагу. Это редкая способность замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

Учитель: Разве не прекрасна каждая травинка, каждое летучее семечко липы? Какие пейзажи в сказках вам особенно понравились?

Ученики: Чтение наизусть пейзажных зарисовок из сказок.

Учитель: В волшебный мир сказок нас вводит не только природа, но и театр. Яркие декорации, музыка, танцы, герои – все это никак не походит на действительность и, конечно, может происходить только в сказке. Маленький Кристан был раз и навсегда ошеломлен и покорен театром. Может быть, поэтому спектакли по сказкам Андерсена постоянно идут на театральных подмостках. Недавно мы смотрели спектакль по сказке «Снежная королева». Поделитесь своими впечатлениями о спектакле.

Ученики: Устная рецензия на спектакль.

Обобщение.

Учитель: Как вы думаете, достоин ли Г. Х. Андерсен того, чтобы считаться сказочником мира? Как можно выразить (увековечить) нашу признательность писателю?

Ученики: Защита проекта памятника Г. Х. Андерсену.

Учитель: Вокруг памятника я предложила бы разбить цветник. Какие цветы вы предлагаете посадить? (Розы – образ-символ). Подножие памятника можно оформить афоризмом писателя. Вспоминая сказки, мы пришли к выводу, что Г. Х. Андерсен был добрым, стойким, веселым, оригинальным человеком с любящим сердцем. Какой афоризм, на ваш взгляд, вмещает все перечисленные качества?

«Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное».

Я желаю вам и нашим гостям сохранить в себе детство на долгие годы. В Святочные вечера на Руси всегда было принято гадать и дарить подарки. Уважаемые гости, мы хотим вам  подарить афоризмы писателя, которые, возможно, определят вашу судьбу. Пусть каждый выберет для себя подарок.

На дом: Написать сказку о вещи в духе Андерсена.


Афоризмы.

  1. Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.
  2. Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас.
  3. Песнями сыт не будешь, чириканьем весной не согреешься.
  4. Искренние слезы восторга – самая драгоценная награда певцу.
  5. Вода мягче твоих нежных рук и все же шлифует камни.
  6. Как ужасно быть одиноким! – но какое счастье сознавать, что тебя не забыли!
  7. Всему на свете бывает конец. Все на свете постоянно идет вперед, к совершенству.
  8. Радость, которую не с кем разделить – только полрадости.
  9. Если ты личность, из тебя всегда выйдет что-нибудь путное.
  10. Он был рад, что перенес столько горя и бедствий -  он мог лучше оценить свое счастье
  11. Доброе сердце не знает гордости.
  12. Лучше быть хоть чем-нибудь, нежели ничем!
  13. От старой дружбы всегда что-нибудь остается.
  14. В ком есть толк,  тот не пропадет.
  15. Чистота души – лучшая красота!
  16. Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное
  17. Всякое удовольствие только тогда бывает истинным, полным, когда можешь им поделиться с другими.
  18. Что значит телесная боль, если сердце изнывает от тоски и жалости к братьям!
  19. Они любят меня таким, какой я есть.
  20. Волны неутомимо катятся одна за другой и сглаживают все твердое, буду и я неутомимой!
  21. Цени настоящее, живое,  доброе, но не променяй его на подделку.
  22. Красота не на лице, а в душе.
  23. Любящее сердце готово и способно на все.
  24. Не надо падать духом – надо знать себе цену!
  25. Познать себя – большой шаг вперед.
  26. Мир создан для нас, так найди в нем место для себя.
  27. Не вечно мы можем жить в свое удовольствие.
  28. Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость моей жизни.
  29. В вашем собственном сердце находится истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.
  30. Если ты знаешь себе цену, то этого у тебя никто не отнимет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Урок мужества «Героями не рождаются, героями становятся»

Урок мужества «Героями не рождаются, героями становятся»...

Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе

Проявлять интерес к  чтению и изучению творчества А.С.Пушкина....

Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....

Урок Мужества «Героями не рождаются – героями становятся»

Сценарий проведения Урока Мужества о Героях....