Тематическое планирование уроков литературы.Программа Коровиной
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Тематическое планирование уроков литературы в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_urokov_literatury_v_9_klasse.doc | 209 КБ |
poyasnitelnye_zapiski691011_kl.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
2011- 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п\п | Содержание урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Дата проведения | Прим | |
план | факт | ||||
1 | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | беседа | |||
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…» | Лекция, беседа | |||
3 | Художественные особенности «Слова»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова» | практикум | |||
Из литературы 18 века (10 часов) | |||||
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. | лекция | |||
5 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.». особенности содержания и формы произведения. | Лекция, практикум | |||
6 | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. | беседа | |||
7 | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости В стихотворении «Властителям и судиям» Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Урок внеклассного чтения 1 | |||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | Практикум | |||
9 | А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | Рассказ, беседа. | |||
10 | Особенности повествования в «Путешествии». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Практикум | |||
11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Лекция | |||
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | Практикум | |||
13 | Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» | Урок развития речи 1 | Дом соч | ||
Из русской литературы 19 века (52 часа) | |||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Лекция | |||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | Лекция, практикум. | |||
16 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Беседа, практикум. | |||
17 | А.С.Грибоедов: Личность и судьба драматурга | лекция | |||
18 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. | Беседа | |||
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | беседа | |||
20 | Изображение фамусовского общества в комедии | беседа | |||
21 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | беседа | |||
22 | Чацкий: победитель или побеждённый? | Беседа, дискуссия | |||
23 | Язык комедии А.С .Грибоедова «Горе от ума» Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. | Урок развития речи 2 |
| ||
24 | И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи 3 | |||
25 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина. | Лекция, беседа | |||
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | беседа | |||
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики Пушкина. | семинар | |||
28 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения | практикум | |||
29 | Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.Пушкина | Урок контроля 1 | |||
30 | А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | Урок внеклассного чтения 2 | |||
31 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | Лекция | |||
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Беседа | |||
33 | Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга | беседа | |||
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Практикум | |||
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | Беседа | |||
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | семинар | |||
37 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман Пушкина и опера Чайковского. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин» | Урок развития речи 4 | Дом соч 2 | ||
38 | А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Урок внеклассного чтения 3 | |||
39 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон..», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | Лекция, беседа | |||
40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу», «Есть речи – значенье…» | практикум | |||
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы,…», «Нищий». | практикум | |||
42 | Эпоха безвременья в лирике М.Лермонтова. «Дума», «Предсказанье», Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. | семинар | |||
43 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Лермонтова в романе. | лекция | |||
44 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в главах «Белла» и «максим Максимыч». | беседа | |||
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | Беседа | |||
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | беседа | |||
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | практикум | |||
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | практикум | |||
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | семинар | Дом соч 3 | ||
50 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | Урок контроля 2 | |||
51 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел ,история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | лекция | |||
52 | Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода | Беседа, практикум. | |||
53 | Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода | Беседа, практикум | |||
54 | Образ города в поэме «Мёртвые души» | беседа | |||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | беседа | |||
56 | «Мёртвые души – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме . Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | семинар | |||
57 | «Мёртвые души – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | семинар | Дом соч 4 | ||
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Лекция, беседа | |||
59 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | беседа | |||
60 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Лекция, беседа | |||
61 | Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | беседа | |||
62 | Роль истории Настеньки в повести»Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского . Развитие понятия о повести | Беседа | |||
63 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Толстого в повести«Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя | Урок внеклассного чтения 4 | |||
64 | А.П.Чехов Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «Маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | Лекция | |||
65 | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Беседа | |||
66 | Подготовка к домашнему сочинению ответу на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | Урок развития речи 5 | Дом соч 5 | ||
Из поэзии 19 века (1 час) | |||||
67 | Беседа о стихах Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. | Урок внеклассного чтения 5 | |||
Из русской литературы ХХ века(23 часа) | |||||
68 | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений. | лекция | |||
69 | И.А.Бунин Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Лекция, беседа | |||
70 | Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования | практикум | |||
71 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально- философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести . Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров. | Лекция, беседа | |||
72 | Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и художественная роль в повести. | практикум | |||
73 | М.А.Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба родины. Образ главного героя | беседа | |||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа , автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа , широта реалистической типизации, особенность жанра. Реализм Шолохова. | практикум | |||
75 | А.И.Солженицын . Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | беседа | |||
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | беседа | |||
77 | Зачётное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века | Урок контроля 3 | |||
78 | Русская поэзия Серебряного века. | Лекция. | |||
79 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека», «О, весна…», «О, я хочу бездумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | Беседа, практикум | |||
80 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный». | беседа | |||
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики Есенина. | Практикум | |||
82 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», А вы могли бы?», «Люблю». | беседа Практикум | |||
83 | Новаторство поэзии В.Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | Практикум | |||
84 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, жизни, смерти. «Идёшь, на меня похожий», «бабушке», «Мне нравится, …», «Стихи к Блоку», «откуда такая нежность». Особенности поэтики Цветаевой. | Лекция, беседа | |||
85 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Практикум | |||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле…», «Можжевеловый куст», «о красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого. | беседа | |||
87 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | беседа | |||
88 | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | Практикум | |||
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе, любви. «Красавица моя,…», «перемена», «весна в лесу», «быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака. | Беседа, практикум | |||
90 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | Беседа, практикум | |||
91 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | Беседа | |||
Песни и романсы на стихи поэтов 19- 20 веков (2 часа) | |||||
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Урок внеклассного чтения 6 | |||
93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Урок внеклассного чтения 7 | |||
94 | Зачёт по русской лирике ХХ века | Урок контроля 4 | |||
Из зарубежной литературы (6 часов) | |||||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я памятник воздвиг». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | Урок внеклассного чтения 8 | |||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. | лекция | |||
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | лекция | |||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Урок внеклассного чтения 9 | |||
99 | И.-В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | лекция | |||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Урок внеклассного чтения 10 | |||
101 | Контрольная работа по курсу. | Тестирование 5 | |||
102 | Итоговый урок по курсу Литература в 9 классе | беседа |
Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
№ п\п | Содержание раздела | Количество часов | Примечание |
1 | Введение | 1 | |
2 | Из древнерусской литературы | 2 | |
3 | Из литературы 18 века | 10 | |
4 | Из русской литературы 19 века | 52 | |
5 | Из поэзии 19 века | 1 | |
6 | Из литературы 20 века | 23 | |
7 | Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков | 2 | |
8 | Из зарубежной литературы | 6 | |
9 | Уроки контроля | 5 | |
10 | ИТОГО: | 102 |
Выполнение практической части программы
по литературе в 9 классе:
№ п\п | Содержание практической части: | Количество | Примечание |
1 | Уроки развития речи | 5 | |
2 | Уроки внеклассного чтения | 10 | |
3 | Сочинения: Классные домашние | -- 5 | |
4 | Уроки контроля | 5 |
Произведения для заучивания наизусть
9 класс
1.Слово о полку Игореве – «Плач Ярославны»
2.М.В.Ломоносов – отрывок из произведений по выбору учащихся
3.Г.Р.державин – «Властителям и судьям»
4.А.С.Грибоедов – «Горе от ума» (монолог Чацкого, Фамусова)
5.А.С.Пушкин - «К Чаадаеву», «Пророк», «Я вас любил», «Анчар», «Письмо Татьяны»
6.М.Ю.Лермонтов – «Смерть поэта», «Родина», «Молитва»
7.А.А.Блок – «Ветер принёс издалека», «О, весна»
8.С.А.Есени – «Не жалею, не зову», «Отговорила роща золотая»
9.В.В.Маяковский – «Люблю» (отрывок)
10.М.И.Цветаева – «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку»
11.Н.А.Заболоцкий – «Я не ищу гармонии в ироде», «О красоте человеческих лиц»
12.А.А.Ахматова – «Не с теми я, кто бросил землю», «Молитва», «И упало каменное слово»
13.А.Т.Твардовский – «Я убит подо Ржевом» (отрывок)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г) и программы по литературе для 5- 11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин и т.д. – М.: Просвещение, 2008). Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены произведения, не предусмотренные стандартом для изучения в 9 классе: Г.Р.Державин «Властителям и судиям», Л.Н. Толстой «Юность», И.А.Бунин «Тёмные аллеи», песни и романсы на стихи русских поэтов 19- 20 веков.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», обеспечивающие процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ 9подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование статьи, лекции, статьи учебника, сочинение на литературную тему
- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
-общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления)
-основные теоретические понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм, романтизм, баллада, роман в стихах, реализм ,трагедия как жанр драмы ,психологизм художественной литературы, психологический роман, понятие о герое и антигерое, понятие о комическом, комедия как жанр драматургии, повесть, развитие понятия о жанровых особенностях рассказов, художественная условность, фантастика, притча, системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-определять идейную и эстетическую позицию писателя.
-анализировать произведение литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
-анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;
-различать героя, повествователя, автора в художественном произведении;
-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешений, общее и различное в них;
-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элемент стилизации.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г) и авторской программы по русскому языку для 5- 11 классов (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М. «Дрофа», 2009 год). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки контроля.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник по русскому языку 9 класса под редакцией М.Разумовской, методические рекомендации к учебнику (под. ред. М.Разумовской).
Основная тема курса 9 класса традиционна – сложное предложение. В соответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей. Этот подход как нельзя лучше согласуется с языковой подготовкой школьников, которые, начиная с 5 класса, учились дифференцировать простое и сложное предложение, исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении.
Подача грамматического материала (и связанной с ним пунктуации) в учебнике, ориентированном на программу, сопровождается опорой на средства наглядности: где возможно, даются схемы, таблицы, наглядные памятки, рассчитанные на облегчение восприятия подростками синтаксической теории.
В соответствии с общей концепцией курса русского языка подача грамматического материала («Сложное предложение») сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определенных стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в собственной речи.
В 9 классе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте.
Подробно рассматриваются такие жанры, как эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь.
Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, в рабочей программе много внимания уделяется повторению в начале и конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне.
Основные умения навыки учащихся 9 класса, изучивших раздел «Речь»
Восприятие высказывания. При восприятии:: устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности: русского национального языка: литературные язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать : собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от не; литературного языка; фиксировать замеченные е: рушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочеты, исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в текст анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стиле речи.
Воспроизведение текста. Писать изложен: по текстам публицистического, художественно стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально- этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные; продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическими словарями и словарями иностранных слов, словарем антонимов;
• по морфемике и словообразован и ю: владеть приемом разбора слова по составу значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и с иноязычными элементами типа лог, поли, фон, и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г) и авторской программы по русскому языку для 5- 9 классов (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М. «Дрофа», 2009 год). Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).
Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), однако, на преподавание русского языка в 6 классе по авторской программе М.Разумовской выделено 170 часов в год, БУП-2009-2010 учебного года предполагает 204 часа. Основываясь на «Методических рекомендациях для 6 класса» в планирование уроков из курса 7 класса в курс 6 класса переносится раздел «Наречие», на изучение данного которого отводится 25 часов
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки контроля.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник по русскому языку 6 класса под редакцией М.Разумовской, методические рекомендации к учебнику (под. ред. М.Разумовской).
Основные умения навыки учащихся 6 класса, изучивших раздел «Речь»:
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языков -средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи : языковые средства, решать вопрос о способах : средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое общение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорит: Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении и устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повтор, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г) и программы по литературе для 5- 11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин и т.д. – М.: Просвещение, 2008). Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник под ред. В.Я.Коровиной.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ 9подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование статьи, лекции, статьи учебника, сочинение на литературную тему
- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
Учащиеся должны уметь:
Устно:
- выразительно читать и комментировать текст художественного произведения
- владеть устным пересказом всех видов – подробный, сжатый, краткий, от другого лица, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи;
- давать характеристику герою крупного художественного произведения;
- делать сообщение о мастерстве писателя, особенностях его произведения, анализировать отрывки, комментировать прочитанное;
- создавать рецензию 9устно и письменно0 на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм, спектакль, выставку картин художника;
- подготовить доклад, сообщение, лекцию на литературную или свободную тему
- свободно владеть монологической и диалогической речью
- использовать словари разных типов, каталогов школьной, городской библиотек.
Письменно:
- составлять планы, тезисы рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
- писать сочинения проблемного характера, сочинения-рассуждения в виде характеристики героя произведения;
- создавать оригинальное произведение (рассказ, частушка, поговорка, эссе, очерк)
- подготовить доклад, лекцию
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г) и программы по литературе для 5- 11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин и т.д. – М.: Просвещение, 2008). Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник - «Русская литература хх века» (2 части) - под ред. В.П.Журавлёва.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение 9в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование статьи, лекции, статьи учебника, сочинение на литературную тему
- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
Учащиеся должны уметь:
Устно:
- выразительно читать и комментировать текст художественного произведения
- владеть устным пересказом всех видов – подробный, сжатый, краткий, от другого лица, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи;
- давать характеристику герою крупного художественного произведения;
- делать сообщение о мастерстве писателя, особенностях его произведения, анализировать отрывки, комментировать прочитанное;
- создавать рецензию 9устно и письменно0 на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм, спектакль, выставку картин художника;
- подготовить доклад, сообщение, лекцию на литературную или свободную тему
- свободно владеть монологической и диалогической речью
- использовать словари разных типов, каталогов школьной, городской библиотек.
Письменно:
- составлять планы, тезисы рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
- писать сочинения проблемного характера, сочинения-рассуждения в виде характеристики героя произведения;
- создавать оригинальное произведение (рассказ, частушка, поговорка, эссе, очерк)
- подготовить доклад, лекцию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.: "Просвещение").
В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...
Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И...
Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коро...