Тематическое планирование уроков литературы.Программа Коровиной
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Куделина Инна Валерьевна

Тематическое планирование уроков литературы в старшей школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

2011- 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п\п

Содержание урока

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Дата проведения

Прим

план

факт

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

беседа



Из древнерусской литературы (2 часа)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» -  величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»

Лекция, беседа

3

Художественные особенности «Слова»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова»

практикум


Из литературы 18 века (10 часов)


4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика  русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

лекция

5

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве  при случае великого северного сияния.». особенности содержания и формы произведения.

Лекция, практикум

6

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

беседа

7

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости

В стихотворении «Властителям и судиям» Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.  

Урок внеклассного чтения 1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Практикум

9

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Рассказ, беседа.

10

Особенности повествования в «Путешествии». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум

11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Лекция

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Практикум

13

Подготовка к домашнему  сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Урок развития речи 1

Дом соч



Из русской литературы 19 века (52 часа)

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Лекция

15

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение  романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

Лекция, практикум.

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Беседа, практикум.

17

А.С.Грибоедов: Личность и судьба драматурга

лекция

18

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

Беседа

19

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

беседа

20

Изображение фамусовского общества в комедии

беседа

21

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание  образов персонажей

беседа

22

Чацкий: победитель или побеждённый?

Беседа, дискуссия

23

Язык комедии А.С .Грибоедова «Горе от ума» Преодоление канонов  классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

Урок развития речи 2

 

24

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи 3

25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Лекция, беседа

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения  Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

беседа

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики Пушкина.

семинар

28

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения

практикум

29

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.Пушкина

Урок контроля 1

30

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.  

Урок внеклассного чтения 2

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

Лекция

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Беседа

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга

беседа

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух  писем.

Практикум

35

Автор как  идейно-композиционный  и лирический центр романа.

Беседа

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин»  как энциклопедия русской жизни

семинар

37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман Пушкина и опера Чайковского. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»

Урок развития речи 4

Дом соч 2

38

А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия  персонажей трагедии.

Урок внеклассного чтения 3

39

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон..», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

Лекция, беседа

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу», «Есть речи – значенье…»

практикум

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы,…», «Нищий».

практикум

42

Эпоха безвременья в лирике М.Лермонтова. «Дума», «Предсказанье», Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер  лирического героя и его поэзии.

семинар

43

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Лермонтова в романе.

лекция

44

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в главах «Белла» и «максим Максимыч».

беседа

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Беседа

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

беседа

47

Печорин в системе  мужских образов  романа. Дружба в жизни Печорина.

практикум

48

Печорин в системе  женских  образов  романа. Любовь в жизни Печорина

практикум

49

Споры о романтизме и реализме романа  «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

семинар

Дом соч 3

50

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

Урок контроля

2

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел ,история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

лекция

52

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

Беседа, практикум.

53

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

Беседа, практикум

54

Образ города в поэме «Мёртвые души»

беседа

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

беседа

56

«Мёртвые души – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме . Поэма в оценке Белинского. Подготовка  к сочинению.

семинар

57

«Мёртвые души – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке Белинского. Подготовка  к сочинению.

семинар

Дом соч 4

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Лекция, беседа

59

Любовь в патриархальном мире и её  влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

беседа

60

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Лекция, беседа

61

Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

беседа

62

Роль истории Настеньки в повести»Белые ночи». Содержание и смысл  «сентиментальности»  в понимании Достоевского . Развитие понятия о повести

Беседа

63

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания  автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт  с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Толстого  в повести«Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

Урок внеклассного чтения 4

64

А.П.Чехов Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «Маленького человека» в русской литературе  19 века и чеховское отношение  к нему.  Боль и негодование автора.

Лекция

65

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества  человека в мире. Образ многолюдного города  и его роль в рассказе.  Развитие представлений  о жанровых особенностях рассказа.

Беседа

66

Подготовка к домашнему  сочинению ответу на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира  героев русской литературы 19 века?»

Урок развития речи 5

Дом соч 5

Из поэзии 19 века (1 час)

67

Беседа о стихах Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах  лирических произведений.

Урок внеклассного чтения 5


Из русской литературы ХХ века(23 часа)


68

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.

лекция

69

И.А.Бунин Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Лекция, беседа

70

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

практикум

71

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце»  как социально- философская сатира  на современное общество.  История создания и судьба повести . Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.

Лекция, беседа

72

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика,  сатира, гротеск и художественная роль  в повести.

практикум

73

М.А.Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.  Судьба человека и судьба родины. Образ главного героя

беседа

74

Особенности авторского повествования  в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа , автор и рассказчик, сказовая манера  повествования. Роль пейзажа , широта  реалистической типизации, особенность жанра. Реализм Шолохова.

практикум

75

А.И.Солженицын . Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

беседа

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

беседа

77

Зачётное занятие  по произведениям второй половины  19  и 20 века

Урок контроля

3

78

Русская поэзия Серебряного века.

Лекция.

79

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека», «О, весна…», «О, я хочу бездумно жить…». Высокие идеалы  и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Беседа, практикум

80

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный».

беседа

81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики Есенина.

Практикум

82

В.В.Маяковский. Слово о  поэте. «Послушайте!», А вы могли бы?», «Люблю».

беседа Практикум

83

Новаторство поэзии В.Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

Практикум

84

М.И.Цветаева. Слово  о  поэте. Стихи  о поэзии, жизни, смерти. «Идёшь, на меня похожий», «бабушке», «Мне нравится, …», «Стихи к Блоку», «откуда такая нежность». Особенности поэтики Цветаевой.

Лекция, беседа

85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Практикум

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле…», «Можжевеловый куст», «о красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.

беседа

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

беседа

88

Стихи А.Ахматовой   о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Практикум

89

Б.Л.Пастернак. Слово  о поэте. Вечность и современность в стихах о природе, любви. «Красавица моя,…», «перемена», «весна в лесу», «быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.

Беседа, практикум

90

А.Т.Твардовский. Слово  о поэте. Раздумья о родине и о природе  в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

Беседа, практикум

91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Беседа


Песни и романсы на  стихи поэтов 19- 20 веков (2 часа)


92

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Урок внеклассного чтения 6

93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Урок внеклассного чтения 7

94

Зачёт по русской лирике ХХ века

Урок контроля

4


Из зарубежной литературы (6 часов)




95



Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте.  «Я памятник воздвиг». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.



Урок внеклассного чтения 8

96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.  

лекция

97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

лекция

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения 9

99

И.-В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и  смысла человеческой жизни.

лекция

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения 10

101

Контрольная работа по курсу.

Тестирование

5

102

Итоговый урок по курсу Литература в 9 классе

беседа

Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

№ п\п

Содержание раздела

Количество часов

Примечание

1


Введение

1

2

Из древнерусской литературы

2

3

Из литературы 18 века

10

4

Из русской литературы 19 века

52

5

Из поэзии 19 века

1

6

Из литературы 20 века

23

7

Песни  и романсы на стихи поэтов 19-20 веков

2

8

Из зарубежной литературы

6

9

Уроки контроля

5

10

ИТОГО:

102

Выполнение практической части программы

по литературе в 9 классе:

№ п\п

Содержание практической части:

Количество

Примечание


1


Уроки развития речи


5


2


Уроки внеклассного чтения


10

3

Сочинения:

Классные


домашние


--


5


4


Уроки контроля


5

Произведения для заучивания наизусть

9 класс

1.Слово о полку Игореве – «Плач Ярославны»

2.М.В.Ломоносов – отрывок из произведений по выбору учащихся

3.Г.Р.державин – «Властителям и судьям»

4.А.С.Грибоедов – «Горе от ума» (монолог Чацкого, Фамусова)

5.А.С.Пушкин -  «К Чаадаеву», «Пророк», «Я вас любил», «Анчар», «Письмо Татьяны»

6.М.Ю.Лермонтов – «Смерть поэта», «Родина», «Молитва»

7.А.А.Блок – «Ветер принёс издалека», «О, весна»

8.С.А.Есени – «Не жалею, не зову», «Отговорила роща золотая»

9.В.В.Маяковский – «Люблю» (отрывок)

10.М.И.Цветаева – «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку»

11.Н.А.Заболоцкий – «Я не ищу гармонии в ироде»,  «О красоте человеческих лиц»

12.А.А.Ахматова – «Не с теми я, кто бросил землю», «Молитва», «И упало каменное слово»

13.А.Т.Твардовский – «Я убит подо Ржевом» (отрывок)



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)  и программы по литературе для 5- 11  классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин  и т.д.  – М.: Просвещение,  2008). Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

     Авторская программа в основном соответствует  Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены произведения, не предусмотренные стандартом для изучения в 9 классе:  Г.Р.Державин «Властителям и судиям», Л.Н. Толстой «Юность», И.А.Бунин «Тёмные аллеи», песни и романсы на стихи русских поэтов 19- 20 веков.

     Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

      Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», обеспечивающие процесс обучения.

   

 Виды контроля:

- промежуточный: пересказ 9подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения,  комментирование художественного текста,  характеристика героя, конспектирование статьи, лекции, статьи учебника, сочинение на литературную тему

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса:

 Учащиеся должны  знать:

- образную природу словесного искусства;

-общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления)

-основные теоретические понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм, романтизм, баллада, роман в стихах, реализм ,трагедия как жанр драмы ,психологизм художественной литературы, психологический роман, понятие о герое и антигерое, понятие  о комическом, комедия как жанр драматургии, повесть, развитие понятия о жанровых особенностях рассказов, художественная условность, фантастика, притча, системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки.

Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

-определять индивидуальное и  общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

-определять идейную  и эстетическую позицию писателя.

-анализировать произведение литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

-анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;

-различать героя, повествователя, автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешений, общее и различное в них;

-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элемент стилизации.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку   в 9 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)  и авторской  программы по русскому языку  для 5- 11  классов (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М. «Дрофа», 2009 год). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

    Авторская программа  соответствует  Госстандарту (его федеральному компоненту).

     Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки контроля.

      Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник по русскому языку 9 класса под редакцией М.Разумовской, методические рекомендации к учебнику (под. ред. М.Разумовской).

 Основная тема курса 9 класса традиционна – сложное предложение. В соответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей.  Этот подход как нельзя лучше согласуется  с языковой подготовкой школьников, которые, начиная с 5 класса, учились дифференцировать простое и сложное предложение, исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении.

Подача грамматического материала (и связанной с ним пунктуации)  в учебнике, ориентированном на программу, сопровождается опорой на средства наглядности: где возможно, даются схемы, таблицы, наглядные памятки, рассчитанные на облегчение восприятия подростками синтаксической теории.

       В соответствии с общей концепцией курса русского языка  подача грамматического материала («Сложное предложение») сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определенных стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в собственной речи.

       В 9 классе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте.

Подробно рассматриваются такие жанры, как эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь.

    Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, в рабочей программе  много внимания уделяется повторению в начале и конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне.

Основные умения навыки учащихся 9 класса, изучивших раздел «Речь»

Восприятие высказывания. При восприятии:: устного и письменного высказывания определять  его принадлежность к той или иной разновидности: русского    национального    языка:    литературные язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать : собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от не; литературного языка; фиксировать замеченные е: рушения норм, различать грубые и негрубые нарушения  (языковые  ошибки и речевые  недочеты, исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в текст анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стиле речи.

Воспроизведение текста. Писать изложен: по  текстам  публицистического,   художественно  стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического  стилей на свободные темы, как правило морально- этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные; продумывать  общий замысел, основную мысль высказывания, планировать  ход развития основной темы и мысли,  отбирать   и   систематизировать   материал   учётом замысла стиля,  определять типологическую  структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).

Строить  устные и письменные  высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.

Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).

Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.

Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять;   пользоваться   толковым,   фразеологическими словарями и словарями иностранных слов, словарем  антонимов;

•  по    морфемике    и    словообразован и ю:  владеть приемом разбора слова по составу значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя  из его морфемного состава (в том числе и с иноязычными элементами типа лог,   поли,  фон, и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;

  • по  морфологии: распознавать изученные  в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать  литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
  • по   орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами,   слова  общественно-политической  и  морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно    выразительно произносить предложения изученных видов;
  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку   в 6 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)  и авторской  программы по русскому языку  для 5- 9  классов (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М. «Дрофа», 2009 год). Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

    Авторская программа  соответствует  Госстандарту (его федеральному компоненту), однако, на преподавание русского языка в 6 классе по авторской программе М.Разумовской выделено 170 часов в год, БУП-2009-2010 учебного года предполагает 204 часа. Основываясь на «Методических рекомендациях  для 6 класса» в планирование уроков из курса 7 класса в курс 6 класса переносится раздел «Наречие»,  на изучение данного которого отводится  25 часов

     Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки контроля.

      Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник по русскому языку 6 класса под редакцией М.Разумовской, методические рекомендации к учебнику (под. ред. М.Разумовской).

 

Основные умения навыки учащихся 6 класса, изучивших раздел «Речь»:

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи описанием места и (или) состояния   природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую  структуру исходного текста и языков -средства выразительности.

Создание   текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи : языковые средства,  решать вопрос  о способах : средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое общение (аннотацию) о содержании книги, фильма  двух видов: а) о чем говорится; б) что говорит: Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении и  устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение  о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повтор, неудачное употребление стилистически окрашенных    слов и оборотов.

К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
  • по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)  и программы по литературе для 5- 11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин  и т.д.  – М.: Просвещение, 2008). Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

     Авторская программа в основном соответствует  Госстандарту (его федеральному компоненту).    

      Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

      Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы,  учебник  под ред. В.Я.Коровиной.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ 9подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения,  комментирование художественного текста,  характеристика героя, конспектирование статьи, лекции, статьи учебника, сочинение на литературную тему

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:

Учащиеся должны уметь:

Устно:

  • выразительно читать и комментировать  текст художественного произведения
  • владеть устным пересказом всех видов – подробный, сжатый, краткий, от другого лица, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи;
  • давать характеристику герою крупного художественного произведения;
  • делать сообщение о мастерстве писателя, особенностях его произведения, анализировать отрывки, комментировать прочитанное;
  • создавать рецензию 9устно и письменно0 на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм, спектакль, выставку картин художника;
  • подготовить доклад, сообщение, лекцию на литературную или свободную тему
  • свободно владеть монологической и диалогической речью
  • использовать словари разных типов, каталогов школьной, городской библиотек.

Письменно:

  • составлять планы, тезисы рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
  • писать сочинения проблемного характера, сочинения-рассуждения в виде характеристики героя произведения;
  • создавать оригинальное произведение (рассказ, частушка, поговорка, эссе, очерк)
  • подготовить доклад, лекцию

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)  и программы по литературе для 5- 11  классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин  и т.д.  – М.: Просвещение, 2008). Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

     Авторская программа в основном соответствует  Госстандарту (его федеральному компоненту).    

      Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

      Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник - «Русская литература хх века» (2 части) -  под ред.  В.П.Журавлёва.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ  (подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение 9в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения,  комментирование художественного текста,  характеристика героя, конспектирование статьи, лекции, статьи учебника, сочинение на литературную тему

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 11  класса:

Учащиеся должны уметь:

Устно:

  • выразительно читать и комментировать  текст художественного произведения
  • владеть устным пересказом всех видов – подробный, сжатый, краткий, от другого лица, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, критической статьи;
  • давать характеристику герою крупного художественного произведения;
  • делать сообщение о мастерстве писателя, особенностях его произведения, анализировать отрывки, комментировать прочитанное;
  • создавать рецензию 9устно и письменно0 на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм, спектакль, выставку картин художника;
  • подготовить доклад, сообщение, лекцию на литературную или свободную тему
  • свободно владеть монологической и диалогической речью
  • использовать словари разных типов, каталогов школьной, городской библиотек.

Письменно:

  • составлять планы, тезисы рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
  • писать сочинения проблемного характера, сочинения-рассуждения в виде характеристики героя произведения;
  • создавать оригинальное произведение (рассказ, частушка, поговорка, эссе, очерк)
  • подготовить доклад, лекцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.: "Просвещение").

В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...

Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И...

Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коро...