конкурс сочинение о родном городе
материал по литературе (6 класс) по теме
В данной работе используется сочинение-рассуждение о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение-рассуждение о родном городе | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Любой человек, хоть немного знающий Бугуруслан, непременно скажет: «Это город с богатой историей и славными самобытными традициями». Трудолюбивые люди разных поколений и национальностей строили и благоустраивали его. И сейчас наш небольшой город остается многонациональным. В дружбе и согласии здесь проживают русские, мордва, татары, украинцы, немцы… Всего представители более 20 национальностей!
Основанный в середине 18 века уездный купеческий Бугуруслан постепенно превращался, в основном, в город нефтяников. В 1937 году именно у нас была добыта первая нефть Оренбуржья, а спустя шесть лет состоялся пуск первого в СССР магистрального газопровода Бугуруслан-Куйбышев. Бугурусланцам посчастливилось первыми оценить газ в быту.
В годы Великой Отечественной войны бугурусланцы мужественно и самоотверженно боролись с фашистским захватчиком. Победа ковалась на фронте и в тылу. Бугурусланская земля в этот период дала стране почти миллион тонн нефти, получив известность «Второго Баку». 20 тысяч наших земляков были призваны на фронт. Более половины из них не вернулись в родной город с полей сражений. Тысячи бугурусланцев награждены орденами и медалями, десять стали Героями Советского Союза, двое – полными кавалерами ордена Славы. Это в память о них на берегу Большого Кинеля горит Вечный огонь, установлен Мемориал Памяти, на 12 стелах увековечены имена Героев Советского Союза.
Сегодня муниципальное образование « город Бугуруслан » – значимый социально-экономический центр северо-западного Оренбуржья, город сложившихся деловых, политических и культурных традиций.
Развивается экономика Бугуруслана. Мы продолжаем добывать и транспортировать нефть. Основные предприятия данной отрасли представлены ООО «Бугурусланнефть» (на его долю приходится 80-85% добычи), ООО «Байтекс», ЗАО «Оренбургнефтеотдача».
Активно ведется строительство жилья. За последние годы введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома по ул. Челюскина, Московская, Ленинградская, Тимирязева, три дома во 2-м микрорайоне. В основном строительство осуществляется силами организаций ООО «Модуль» и «Днепр». Новые жилые площади, безусловно, делают Бугуруслан привлекательным для проживания.
В городе около 6 тысяч учащейся молодежи, более 5 тысяч школьников. Образовательная сфера представлена 6 средними школами, 18 дошкольными и 3 учреждениями дополнительного образования детей, 2 профессионального учреждениями, 5 колледжами и техникумами, 5 филиалами высших учебных заведений.
Богатый культурный потенциал Бугуруслана находит свое воплощение в целой гамме культурных мероприятий, связанных как с акциями самодеятельности, массовой культуры, так и с проявлениями высокого искусства. В городе действуют драматический театр имени Н.В. Гоголя, краеведческий музей, Дома культуры, школа искусств, музыкальная школа, выставочный зал.
Значительно модернизируется система здравоохранения Бугуруслана: повышается качество обслуживания, улучшаются условия, в которых горожанам оказывается медицинская помощь. Здоровье бугурусланцев поддерживают врачи 10 учреждений здравоохранения.
Поистине гордостью Бугуруслана являются его спортсмены – ребята, которые своими достижениями прославляют малую родину. Наши борцы, акробаты, атлеты не раз становились победителями и призерами областных, общероссийских и международных соревнований. Подготовку спортсменов осуществляют 4 спортивные школы. Для занятий физической культурой и спортом на территории города действуют 56 спортивных объектов, 2 футбольных поля, стадион «Нефтяник», лыжная база, ледовый дворец.
Мы стремимся идти в ногу со временем, и в то же время чтим и бережно храним жемчужины своего прошлого.
Город Бугуруслан - один из старейших городов Оренбургской области, ему уже более 260-ти лет. Основателем Бугуруслана стал первый оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев. Впервые в документах Бугурусланская слобода упоминается в 1748 году в Указе Оренбургской губернской канцелярии. По Указу Императрицы Екатерины II от 23 декабря 1781 года Бугуруслан становиться уездным городом. Бугуруслан изначально был город купеческий, торговый. Сейчас наш город промышленный, студенческий, центр большого сельскохозяйственного района. Пятого июня 1937 года скважина №1 дала первую Бугурусланскую нефть. В годы войны для фронта, для Победы отправлен почти миллион тонн нефти. Во время Великой Отечественной войны 15 сентября 1943 года был сдан в эксплуатацию первый в СССР газопровод протяженностью 160 км. И сегодня эти отрасли являются основной экономической составляющей города Бугуруслана. В нашем городе располагаются колледжи: нефтяной, педагогический, медицинский, Бугурусланский сельскохозяйственный техникум, Бугурусланское летное училище – филиал Санкт-Петербургской летной академии, профессиональное училище №19, профессиональный лицей №8, филиалы ВУЗов. Ежегодно в этих учебных заведениях обучаются порядка 9 000 студентов. Достоянием нашего города является старейший театр Оренбургской области – Бугурусланский городской театр им. Н. В. Гоголя, созданный прогрессивным купечеством в 1900 году.
Бугуруслан имеет большую, насыщенную событиями историю и современность, перспективу дальнейшего развития.
Экономика
Бугуруслан — один из центров нефтегазовой промышленности Волго-Уральского нефтегазоносного района (нефть обнаружена в 1936). 25 июля 1937 из скважины № 1 на восточной окраине города Бугуруслана с глубины 285 м получен фонтан первой промышленной нефти.
Предприятия пищевой промышленности: мелькомбинат, мясокомбинат и др. Мебельная фабрика. Заводы: «Радиатор», «Базальт».
В Бугурусланском районе выращивают пшеницу, гречиху, подсолнечник, картофель, лук. Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Культура, образование
В городе имеются Бугурусланский городской театр драмы имени Н. В. Гоголя, основанный в 1898 г., Бугурусланский краеведческий музей, музей-квартира М. В. Фрунзе (бывший дом купца Сурошникова К. М.).
В 30 км севернее Бугуруслана на левом берегу реки Бугурусланки между живописными холмами стоит старинное (ему больше двух столетий) село Аксаково. Здесь прошли детские годы писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, здесь расположен его музей-заповедник[3]. Окрестности Бугуруслана часто называют аксаковскими местами.
В селе Сапожкино расположен музей писателя Дмитрия Ивановича Морского-Малышева, уроженца этого села.
Село Рычково расположено примерно в 40 км севернее Бугуруслана. Село Рычково возникло в 60-х годах XVIII века. Основано оно Оренбургским историком, географом, этнографом, экономистом, первым членом корреспондентом Российской Академии наук (с 1759) — Петром Ивановичем Рычковым (1712—1777 г.г). В настоящее время сохранились руины усадьбы и спиртового завода.
Из образовательных учреждении в городе имеются: филиалы Оренбургского государственного университета (ОГУ) и Самарского государственного технического университета (СамГТУ), Бугурусланское летное училище гражданской авиации (БЛУГА), Бугурусланский нефтяной колледж, педагогический колледж, медицинский колледж, сельскохозяйственный техникум, профессиональный лицей и два ПТУ.
В городе действуют школа борьбы (СДЮШОР им. Борова), детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), центр детско-юношеского творчества (ЦДЮТ), школа искусств, спортивный клуб «Антей». В городе существует футбольный клуб Нефтяник.
Бугурусла́н — город в Оренбургской области России. В городе находится административный центр Бугурусланского муниципального района, причём город Бугуруслан входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Оренбургской области — городской округ Бугуруслан.
Население — 52,1 тыс. жителей (2009).
Город расположен на южных склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, реке Большой Кинель, в 180 км от г. Самара, в 360 км к северо-западу от Оренбурга и в 1200 км от Москвы. Высота центральной и южной части города над уровнем моря - около 80 м.
Демография
Показатель 2001
Число родившихся, на 1000 населения 8.8
Число умерших, на 1000 населения 16.1
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения -7.3
Город Бугуруслан - город в Оренбургской области России. В городе находится административный центр Бугурусланского муниципального района, причём город Бугуруслан входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Оренбургской области - городской округ Бугуруслан. Население - 52,1 тыс. жителей (по состоянию на конец 2011 года). Город расположен на южных склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, реке Большой Кинель, в 180 км от г. Самара, в 360 км к северо-западу от Оренбурга и в 1200 км от Москвы. Высота над уровнем моря-80м. В городе имеются Бугурусланский городской театр драмы имени Н. В. Гоголя, основанный в 1898 г., Бугурусланский краеведческий музей, музей-квартира М. В. Фрунзе (бывший дом купца Сурошникова К. М.). В 30 км севернее Бугуруслана на левом берегу реки Бугурусланки между живописными холмами стоит старинное (ему больше двух столетий) село Аксаково. Здесь прошли детские годы писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, здесь расположен его музей-заповедник. Окрестности Бугуруслана часто называют аксаковскими местами. В селе Сапожкино расположен музей писателя Дмитрия Ивановича Морского-Малышева, уроженца этого села. Село Рычково расположено примерно в 40 км севернее Бугуруслана. Село Рычково возникло в 60-х годах XVIII века. Основано оно Оренбургским историком, географом, этнографом, экономистом, первым членом корреспондентом Российской Академии наук (с 1759) - Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777 г.г). В настоящее время сохранились руины усадьбы и спиртового завода. Во время Великой отечественной войны в Бугуруслане работало Центральное справочное бюро по розыску эвакуированных.
Образование в городе Бугуруслан
Из образовательных учреждении в городе имеются: филиалы Оренбургского государственного университета (ОГУ) и Самарского государственного технического университета (СамГТУ), Бугурусланское летное училище гражданской авиации (БЛУГА), Бугурусланский нефтяной колледж, педагогический колледж, медицинский колледж, сельскохозяйственный техникум, профессиональный лицей и два ПТУ.
Экономика города Бугуруслан
Бугуруслан - один из центров нефтегазовой промышленности Волго-Уральского нефтегазоносного района (нефть обнаружена в 1936). 25 июля 1937 из скважины № 1 на восточной окраине города Бугуруслана с глубины 285 м получен фонтан первой промышленной нефти.
Предприятия пищевой промышленности: мелькомбинат, мясокомбинат и др. Мебельная фабрика. Заводы: «Радиатор», «Базальт».
В Бугурусланском районе выращивают пшеницу, гречиху, подсолнечник, картофель, лук. Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Герб города Бугуруслан - Современный герб Бугуруслана 1782 г., основан на историческом гербе 1782 г.
Флаг города Бугуруслан - Прямоугольное желтое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, по вертикальным краям имеющее голубые полосы шириной в 1/5 длины полотнища; в центре полотнища изображен красный цветок из герба района, а на лазоревых краях изображен желтый колос со стеблем.
Обоснование символики:
В Бугурусланском районе находиться музей-усадьба русского писателя С.Т. Аксакова певца Оренбургской природы, талант которого так дорог всем жителям района, Оренбуржья и России, автора известной сказки "Аленький цветочек". Красный цветок в гербе района, знакомый изгиб его листьев, перекликается с красным сердцем в гербе рода Аксаковых.
Бугурусланский район является сельскохозяйственным районом Оренбургской области. Основным видом деятельности сельхозтоваропроизводителей является возделывание зерновых культур. В связи с этим на гербе района - колосья пшеницы.
Происхождение названия Бугуруслан некоторые ученые связывают со словом "буг", в значении "урема - пойма, поросшая ивняком, осокорником, кустами вербы", или "река с широкой, затопляемой вешними водами лесистой поймой". Лазоревые края герба района - символически отражают не только это понятие, но и многочисленные пойменные озера, пруды и родники, расположенные на территории района.
Золото - символ прочности, богатства, величия, интеллекта и прозрения.
Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Красный цвет символ праздника, красоты, активности, мужества.
Гимн города Бугуруслана
Муз. С.Шамкаева
Сл. В.Левановского
Бугуруслан - и быль и сказка
Смешались в имени твоем
Бугуруслан с сыновьей лаской
Тебя мы Родиной зовем.
Частица малая России
У вод Большого Кинеля,
Ты - город - сад под небом синим
В уральских солнечных полях
Припев:
Так расцветай, любимый город –
Ты нам судьбой и Богом дан!
Как мать, ты нам и свят и дорог,
Навек родной Бугуруслан
Ты - город-труженник, ты - воин,
Преодоленье всех преград.
Ты самых добрых слов достоин
И самых доблестных наград.
Трудом геройским знаменитых
Бугурусланцев чтит страна:
В гранит и сталь навечно вбиты
Их золотые имена.
Припев:
Так расцветай, любимый город –
Ты нам судьбой и Богом дан!
Как мать, ты нам и свят и дорог,
Навек родной Бугуруслан
Прекрасен ты зимой и летом
И ярок, как звезды полет.
Ты - вдохновение поэтов,
Ты - устремление вперед.
Пусть над твоей кинельской чашей
Сияют, как салют года.
Ты - гордость наша, слава наша
И наше счастье навсегда.
Информационно-аналитическая справка о деятельности МБОУ «СОШ№1» муниципального образования «город Бугуруслан».
1.1. Характеристика окружающего социума
- Любой человек, хоть немного знающий Бугуруслан, непременно
скажет: «Это город с богатой историей и славными самобытными традициями». Трудолюбивые люди разных поколений и национальностей строили и благоустраивали его. И сейчас наш небольшой город остается многонациональным. В дружбе и согласии здесь проживают русские, мордва, татары, украинцы, немцы… Всего представители более 20 национальностей!
Основанный в середине 18 века уездный купеческий Бугуруслан постепенно превращался, в основном, в город нефтяников. В 1937 году именно у нас была добыта первая нефть Оренбуржья, а спустя шесть лет состоялся пуск первого в СССР магистрального газопровода Бугуруслан-Куйбышев. Бугурусланцам посчастливилось первыми оценить газ в быту.
В годы Великой Отечественной войны бугурусланцы мужественно и самоотверженно боролись с фашистским захватчиком. Это в память о бугурусланцах - Героях Советского Союза на берегу Большого Кинеля горит Вечный огонь, установлен Мемориал Памяти, на 12 стелах увековечены имена Героев Советского Союза.
Сегодня муниципальное образование « город Бугуруслан » – значимый социально-экономический центр северо-западного Оренбуржья, город сложившихся деловых, политических и культурных традиций.
Развивается экономика Бугуруслана. Мы продолжаем добывать и транспортировать нефть. Основные предприятия данной отрасли представлены ООО «Бугурусланнефть» (на его долю приходится 80-85% добычи), ООО «Байтекс», ЗАО «Оренбургнефтеотдача».
Активно ведется строительство жилья. Новые жилые площади, безусловно, делают Бугуруслан привлекательным для проживания.
В городе около 6 тысяч учащейся молодежи, более 5 тысяч школьников. Образовательная сфера представлена 6 средними школами, 18 дошкольными и 3 учреждениями дополнительного образования детей, 2 профессионального учреждениями, 5 колледжами и техникумами, 5 филиалами высших учебных заведений.
Богатый культурный потенциал Бугуруслана находит свое воплощение в целой гамме культурных мероприятий, связанных как с акциями самодеятельности, массовой культуры, так и с проявлениями высокого искусства. В городе действуют драматический театр имени Н.В. Гоголя, краеведческий музей, Дома культуры, школа искусств, музыкальная школа, выставочный зал.
Поистине гордостью Бугуруслана являются его спортсмены – ребята, которые своими достижениями прославляют малую родину. Наши борцы, акробаты, атлеты не раз становились победителями и призерами областных, общероссийских и международных соревнований. Подготовку спортсменов осуществляют 4 спортивные школы. Для занятий физической культурой и спортом на территории города действуют 56 спортивных объектов, 2 футбольных поля, стадион «Нефтяник», лыжная база, ледовый дворец.
Мы стремимся идти в ногу со временем, и в то же время чтим и бережно храним жемчужины своего прошлого.
- МБОУ «СОШ №1» сотрудничает с Ассоциацией промышленников и
предпринимателей Оренбургской области, Оренбургским Государственным Педагогическим Университетом, ДНТО Интеллект будущего г. Обнинск, центр «Образование(ИНОС) г. Москва, Академией творческой педагогики г. Сочи, ОЦДЮТ им.Поляничко, г. Оренбург, ИПК и ППРО Оренбург, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования города Москвы,
+ ТАБЛИЦА Г,А,
По социальному составу дети из самых разных семей: рабочих, интеллигенции, ИТР, управленцев, многие родители были выпускниками нашей школы и работают на предприятиях нашего города. Около 70% из них имеют высшее образование, поэтому заинтересованы в том, чтобы их дети получили качественное обучение. В связи с этим и возник социальный заказ на развитие интеллектуальной и нравственной личности.
МБОУ «СОШ №1» находится в самом центре города, где много учреждений
культуры, ОУ, ДОУ, УДО. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1» является одним из лучших образовательных учреждений в городе, обеспечивающих повышенный уровень образования. Прием в школу осуществляется по заявлениям родителей как по микрорайону, так и вне его. 59 % от числа учеников проживает в других микрорайонах города. Школа предоставляет каждому ученику возможность реализации творческого потенциалах своих способностей в учении, активном участии в ее жизни.
1.2. Общие сведения о режиме работы школы
Образовательный процесс в школе осуществляется в две смены, продолжительность уроков по ступеням обучения составляет 40 минут. Для учащихся первых классов рабочая неделя составляет 5 дней, для 2-11 классов – 6 дней. Занятия начинаются в 08.30 и заканчиваются в 13.30 (1,2,5-11 классы, 19 классов-комлектов); вторая смена начинается в 14.00 и заканчивается в 17.55 (3-4 классы, 4 класса-комплекта). С 14.00 проводятся кружки, работа ученического научного общества, секций, занятия по подготовке к ЕГЭ и ГИА, работает группа продленного дня. На первой ступени обучения происходит внедрение ФГОС. Для учащихся 1 и 2 классов в школе созданы благоприятные условия пребывания в течение целого дня. Учащиеся имеют возможность не только получать знания, но и развивать свои творческие и физические способности благодаря занятиям в различных творческих и спортивных объединениях на базе школы. Реализуются дополнительные образовательные программы:
«Юные Россияне» - 42 чел.
«Основы православной культуры» - 14 чел.
«Родное слово» - 15 чел.
«Юные инспектора движения» - 10 чел.
«Дружина юных пожарных» - 10 чел.
«Историческое краеведение» - 13 чел.
«Чемпион» - 30 чел.
«Книжная страна» - 27 чел.
В основной школе учащиеся (5-9 классы) имеют возможность реализовать свои способности в следующих объединениях по интересам:
«В сложном мире русского языка» - 12 чел.
«Физика вокруг нас» - 15 чел.
«Наше Отечество» - 13 чел.
«Русский язык без секретов» - 20 чел.
«Избранные вопросы математики» - 25 чел.
«Счастливый английский» - 12 чел.
«Город мастеров» - 16 чел.
«Общая физическая подготовка» - 70 чел.
«Волейбол» - 30 чел.
«Театральная студия «Непоседы» - 10 чел.
«Юный журналист» - 16 чел.
«Музееведение» - 14 чел.
«Сочиняем лингвистические сказки» - 10 чел.
«Волонтеры» - 27 чел.
«Обществоведение» - 14 чел.
В старшем звене учащиеся уже более осознанно относятся к выбору будущей профессии, поэтому в школе реализуется профильное обучение. В зависимости от выбранного профиля учащиеся посещают следующие творческие объединения:
«Русский язык: вопросы и ответы» - 20 чел.
«Практическая физика» - 15 чел.
«Живой организм» - 17 чел.
«Химия без секретов» - 17 чел.
«Общество и мы» - 15 чел.
«Основы правовых знаний» - 16 чел.
«Общая физическая подготовка» - 20 чел.
Наполняемость классов 20-25 человек.
Классы комплектуются по уровню подготовки детей к обучению. Школа создает условия для подготовки дошкольников к успешному обучению. Осуществляется тесная связь дошкольного и школьного обучения. Для этого в течение всего учебного года работает предшкольная подготовка дошкольников «Школа АБВГДейка», ДОУ № 9 и 2 являются базовыми для подготовки к обучению в школе. В них формируются группы по программе раннего развития детей. Для развития способностей ребенка в период обучения в начальных классах используются развивающие программы ФГОС, «Гармония». В 8-9 классах осуществляется предпрофильное обучение. Для правильного профессионального выбора в 10-11 классах реализуется программа профильного обучения (социально-экономический, химико-биологический).
1.3. Информация о контингенте учащихся
Динамика учащихся по ступеням образования
2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | |
I | 205 | 204 | 210 | 276 |
II | 321 | 324 | 292 | 238 |
III | 58 | 60 | 70 | 66 |
Всего учащихся | 584 | 588 | 572 | 580 |
Демографические изменения отразились и на динамике учащихся нашей школы. Снижение рождаемости в 90-е годы привело к сокращению количества учащихся нашего образовательного учреждения. Это просматривается в таблице.
Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса – динамика состояния здоровья обучающихся за 3 последних учебных года – положительная.
В школе уменьшился процент учащихся, пропускающих уроки по болезни: с 10,4% до 7,2%, снижается процент пропусков уроков учащихся, имеющих хронические заболевания: с 18,9% до 11,6%, уменьшается число учащихся, освобожденных от физической культуры: с 14,5% до 8,6%.
Общее количество учащихся – 580 человек
Состояние здоровья учащихся
Показатели | 2008-2009 Учебный год | 2009-2010 Учебный год | 2010-2011 Учебный год |
Количество обучающихся по группам здоровья(в % к общему числу) | 100 | 100 | 100 |
I группа | 25,5 | 28 | 24,8 |
II группа | 58,9 | 58,6 | 61,9 |
III группа | 13,6 | 11,7 | 11,9 |
IV группа | 2 | 1,7 | 1,4 |
V группа | |||
Количество обучающихся по физкультурным группам (в % к общему числу) | 100 | 100 | 100 |
Основная группа | 60,9 | 63,4 | 62,4 |
Подготовительная группа | 34,8 | 32,1 | 34,1 |
Специальная группа | 4,3 | 4,5 | 3,5 |
Статистические данные об оценке здоровья обучающихся по различным параметрам (в %): - инфекционные заболевания - нарушения зрения и слуха - нарушения опорно-двигательного аппарата - нарушения речи - хронические заболевания | 0 11,9 17,1 0,6 11,7 | 0 10,8 15,3 1,2 9 | 0 10,5 13,3 1 8 |
1.4. Информация о педагогических кадрах
- Сохранность контингента педагогического коллектива:
Показатель | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год |
Количество педагогических и руководящих работников | 35 | 41 | 45 |
- Образовательный ценз педагогических и руководящих работников:
№ п/п | Показатель | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год |
1. | Количество педагогических и руководящих работников, имеющих высшее педагогическое образование | 29 | 34 | 39 |
2. | Количество педагогических и руководящих работников, имеющих среднее педагогическое образование | 6 | 7 | 5 |
3. | Количество педагогических и руководящих работников, получающих высшее педагогическое образование | 1 | 3 | 1 |
4. | Количество педагогических и руководящих работников, обучающихся в аспирантуре | - | - | - |
5. | Количество педагогических и руководящих работников, имеющих учёные степени | - | - | - |
6. | Количество педагогических и руководящих работников, не имеющих высшего педагогического образования | 6 | 7 | 5 |
- Повышение квалификации педагогических работников:
Учебный год | Всего педагогических работников | Из них прошли обучение на курсах повышения квалификации | |
число | % от общего числа | ||
2008-2009 | 35 | 9 | 25.7 |
2009-2010 | 41 | 7 | 17 |
2010-2011 | 45 | 16 | 35.5 |
- Наличие у педагогических работников квалификационных категорий:
№ п/п | Квалификационная категория | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | |||
число | % от общего числа | число | % от общего числа | число | % от общего числа | ||
1. | Высшая | 10 | 28.9 | 13 | 35 | 14 | 35.8 |
2. | Первая | 19 | 54.1 | 16 | 47 | 24 | 61.5 |
3. | Вторая | 6 | 17 | 8 | 18 | 7 | 2.7 |
Награждения:
Грамотами Министерства образования Оренбургской области – 4чел.;
Грамотами Министерства образования России – 3 чел.;
Орденами и медалями – 1 чел.;
Отличник народного просвещения – 5 чел.;
Грамотами управления образованием МО г. Бугуруслан – 16 чел.
Число учителей, принимавших участие в конкурсах «Учитель года» на уровне города, области – 5 чел.
Число лауреатов премии губернатора Оренбургской области – 2 чел.;
Число лауреатов конкурсов «Учитель года» - 2 чел.
Средний педагогический стаж учителя в школе – 17 лет.
Средний возраст учителя в школе – 36 лет.
Педколлектив стабилен, текучести кадров нет (пополнение молодых специалистов идет за счет открытия новых вакансий, ухода учителей в декретный отпуск, на пенсию). За последние 5 лет в школу пришли 4 молодых специалиста.
Морально-психологический климат педколлектива по исследованиям школьного психолога хороший.
Отчет
о проведенном психодиагностическом исследовании морально-психологического климата в педагогическом коллективе МБОУ «СОШ № 1»
Дата проведения исследования 22 октября 2011 года
Педагог-психолог: Захарычева Т.Г.
Количество педагогов: 45
Количество педагогов, принимающих участие в обследовании: 32
Таблица 1
Взаимопонимание в педагогическом коллективе
Взаимопонимание в коллективе | Отсутствие взаимопонимания в коллективе | |
Количество педагогов | 32 | - |
% | 100% | - |
Процент взаимопонимания составляет в коллективе 85,5%.
Таблица 2
Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов
Потребность в развитии блокирована | Слабо выражена возможность проф. роста | Склонность к проф. росту | Высокая оценка условий, способствующих проф. росту | |
Препятствующие факторы | ||||
кол-во педагогов | 0 | 6 | 15 | 11 |
% | 0% | 18,8% | 46,8% | 34,4% |
Стимулирующие факторы | ||||
кол-во педагогов | 0 | 1 | 13 | 18 |
% | 0 % | 3,1% | 40,6% | 56,3% |
Среднее арифметическое по препятствующим и стимулирующим факторам
11 – 27б. – 0 чел; 0%
27 – 33 – 0 чел; 0%
33 – 44 – 19 чел; 59,4%
44 -55 -13 чел; 40,6%
Психологический климат в педагогическом коллективе
Высокая степень благопр. с-п климата | Средняя степень благопр. с-п климата | Низкая степень благопр. с-п климата | Начальная степень неблагопр. с-п климата | Средняя степень неблагопр. с-п климата | Высокая степень неблагопр. с-п климата | |
Кол-во педагогов | 32 | - | - | - | - | - |
% | 100 | - | - | - | - | - |
Высокая степень благоприятности социально-психологического климата составляет в коллективе 91,4%
Обеспечение ОУ педагогическими кадрами
Общее количество учителей | Из них имеют образование (в % к общему числу) | В том числе имеют квалификационную категорию (в % к общему числу) | ||||||||
ВП | ВН | НВ | СП | СН | СО | ВК | I | II | без категории | |
35 | 68,6 | 17,1 | 11,4 | 20 | - | - | 14,3 | 62,9 | 17,1 | 5,7 |
1.5. Характеристика содержания деятельности психологической, специализированной коррекционной, медицинской служб
Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа по первичной социально-психологической коррекции. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся, быть здоровыми физически и психически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.
В нашей школе формирование здорового образа жизни происходит непрерывно и целенаправленно: имеется лицензированный современный медицинский кабинет, а медицинское обеспечение оказывает квалифицированный медицинский работник.
Сопровождающая деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- медико-социальная подготовка детей к поступлению в образовательное учреждения и контроль за течением адаптации;
- выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательном учреждении через привлечение узких специалистов;
- контроль за организацией рационального питания детей разновозрастных групп;
- работа с родителями по профилактике и оздоровлению учащихся школы;
- просветительская работа с классными руководителями, родителями.
Сопровождающая работа осуществляется в соответствии с требованиями к организации работы специалистов, через следующие направления: просветительское, коррекционно-развивающие, консультативное, диагностическое, организационно-методическое, экспертное. Используя данные направления, создаются комфортные условия для развития личностных компетенций участников образовательного пространства.
Школьный социальный педагог проводит социально-педагогическую работу, в основе которой решение проблемы социально-педагогической помощи и поддержки детей из социально не защищенных семей и группы риска их родителям, а также рассматривает вопросы организационно-воспитательного, профилактического и коррекционного характера в отношении обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и в ПДН. Социальный педагог оказывает посильную помощь социального характера обучающимся и их родителям, формирует у их родителей чувство ответственности за свои поступки, за воспитание детей. В школе оказывается административное и педагогическое воздействие на учащихся с отклоняющимся поведением; создается ситуация успеха для каждого ребенка группы риска. Специалист содействует формированию у школьников уважительного отношения к Уставу школы, общественным нормам поведения и здоровому образу жизни, способствует разрешению конфликтных ситуаций в школе среди учеников. Через коррекционно-развивающую деятельность педагог-психолог содействуем полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе. Формирует у учащихся психологическую готовность к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Работает над проблемой: Эмоциональное благополучие участников образовательного процесса как фактор формирования личностных компетенций. Работу строю с соблюдением профессиональной этики. Дети народ открытый и простой, они не прощают ошибок и оскорблений. Взаимодействие строю на следующих принципах:
- не навреди;
- не вместе, а рядом
- безоценочно принятие ребенка;
- учет возраста и конкретной ситуации;
- умение работать «здесь и сейчас».
Диагностическая работа педагогом-психологом строится по следующим основным направлениям:
Учащиеся:
Дети шести лет.
- Готовность детей к школе
- Диагностика мотивации
-Диагностика уровня взаимодействия
- Диагностика познавательной сферы
1 класс
Диагностика адаптации
Мотивация
Диагностка УУД
Познавательные процессы
Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения
Диагностика процесса адаптации к новым условиям обучения в школе
2класс
диагностика динамики развития УУД
4 класс
изучения уровня мотивации
тревожность
5 класс
Уровень тревожности – тест школьной тревожности Филипса.
Мотивация
Уровень взаимодействия
6 класс
Мотивация – анкетирование
8-11 классы Социально психологическое состояние
9 класс
Диагностика стрессоустойчивости
10, 11 классы
Адаптация
мотивация
Диагностика ценностных ориентаций
Удовлетворенность обучением в школе
Педагоги:
Удовлетворенность образовательным процессом
Эмоциональное выгорание
Психологический климат в коллективе
Диагностика родителей
Удовлетворенность образовательным процессом
Родители:
Удовлетворенность образовательным процессом
В своей практической деятельности службой применяются современные образовательные технологии: сотрудничества, проблемного, модульного, развивающего и личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, групповой деятельности, опережающего обучения, информационно-коммуникационные технологии. Использование данных технологий подтверждают высокую эффективность коррекционно-развивающих занятий, просветительской деятельности, консультаций. Педагогом-психологом используются поисковые, игровые, интерактивные методы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности познавательной деятельности учащихся, формируют умения вырабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые продуманные решения, активно используются элементы тренинга, прививается интерес к предмету. На уроках применяется проблемный метод, дискуссии и элементы круглого стола преимущественно в старших классах. Данные формы работы стимулируют развитие коммуникативных умений учащихся. В результате использования данных методов повышается мотивация учащихся, формируются обще учебные умения, навыки. Школьным педагогом-психологом разработана серия коррекционно-развивающих программ для разных возрастов: «Семицветик» (будущие первоклассники), «Тропинка к своему Я» (1,2,3,4,5 кл), Тренинг личностного роста для старшеклассников, «В гармонии с миром» (сопровождение уч-ся VIII вида), элективный курс «Психология личности» и «Межличностных отношений» (10-11 класс). Адаптация к школе у первоклассников на протяжении трёх лет (с 2009 по 2011) составляет 92%, безболезненный переход в среднее звено у пятиклассников составило более 82%, а при переходе в 10 классы 90%. Положительная динамика в социализации отмечена у 86% детей, 51% детей получили психокоррекционную помощь. В результате проделанной работы через проведение повторной диагностики процент положительной динамики в развитии детей повысился с 62% в 2007 году до 89% в 2011 году. Консультативная деятельность проводится как с учащимися, так и с их родителями. Так количество первичных консультаций увеличивается ежегодно от 20 до 30. Осуществляется психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях, прояснение проблемы, выбор программы и плана действий, обсуждение путей в решении проблем, координация усилий ближайшего окружения личности, целенаправленное создание полноценной ориентировки способствующей разрешению той или иной жизненной проблемы - все эти аспекты используются в работе на консультациях. В рамках работы по предупреждению профессионального выгорания педагогов – провожу:
- релаксационные тренинги;
- обучающие семинары по профилактике профессионального выгорания;
- обучение приемам профессионального самосохранения;
- индивидуальную психодиагностику с последующим консультированием.
Просвещение родителей проводится в виде групповых консультаций, родительских собраний и лекториев, выпускаю методические рекомендации «Как подготовится к сдаче ЕГЭ и ГИА » «Техники психологической защиты», «Эмоциональное благополучие детей», «Профилактика эмоциональных нарушений у учащихся».
Также затрагиваются вопросы создания условий для школьника в семье. Провожу тренинг ненасильственного взаимодействия родителей и детей. Тренинг помогает родителям снять с себя тревожность за детей, лучше понять своих детей, увидеть себя со стороны, приобрести опыт взаимодействия с детьми. Экспертная деятельность социально-психологической службы направлена на то, чтобы оценить состояние образовательной среды, соответствие программ поставленным целям и задачам. Данное направление хорошо осуществляется через участие в работе школьного ПМПк, Совета профилактики, в работе по экспертизе образовательных программ и эффективности их влияния на интеллектуальное и психологическое развитие детей. Данная работа позволяет отслеживать возникающие проблемы как в интеллектуальном, эмоциональном плане так и на уровне социального благополучия. Соответственно выявив проблемы и проанализировав их, разрабатывается структура занятий с детьми. Могут быть определены как индивидуальные маршруты работы с ребенком, так и комплексные меры по преодолению возникающих проблем.
1.6. Состояние материально-технической базы
Школа функционирует в типовом учебном корпусе, имеет центральное отопление, холодное водоснабжение, канализацию. Имеются оборудованный спортивный зал, спортивная площадка, актовый зал, библиотека с книжным и учебным фондом – 35582, музей «Жемчужина», столовая, медицинский кабинет, оснащенный в соответствии с требованиями СанПиНа, кабинет психолога, социального педагога, вожатой, кабинет зубного врача.
В школе функционирует 1 компьютерный класс, установлен свободнораспространяемый программный продукт «Alt linux» создана локальная сеть в учреждении, имеется подключение к Интернету (скоростная линия АDSL). Всего компьютеров – 30, из них в учебном процессе используется 30, в 2008-2010 году приобретены и установлены 3 интерактивные доски, оборудование для кабинета физики, химии, 14 видеопроекторов, 10 МФУ (принтер, сканер, ксерокс), 5 ноутбуков, 3 DVD –плеера, дидактический материал, методические пособия.
1.7. Состояние учебно- методической базы
Школа работает в режиме кабинетной системы. Проведена паспортизация кабинетов, каждым заведующим кабинетом составлен план работы кабинета, создан Совет кабинета, идет систематическое обновление дидактической и методической литературы. Ежегодно в каникулярное время проводится смотр учебных кабинетов с целью проверки пополнения методического банка и соблюдения санитарно-гигиенических требований в кабинетах. Всего в школе 18 учебных кабинетов, специализированных кабинетов – 5. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием для проведения учебно-воспитательного процесса.
Площадь кабинета технологии для девочек - 48кв.м
Оснащение: электрическая плита, СВЧ печь, холодильник, набор кухонной мебели, электрический проточный водонагреватель, 5 электрических швейных машинок, набор кухонной посуды, гладильная доска, утюг, методические таблицы
Площадь кабинета технологии для мальчиков – 129,5 кв.м
Кабинет состоит из слесарной и столярной мастерских.
Оснащение: мультимедийный комплекс, станки токарные по дереву, станки сверлильные, 2 деревообрабатывающих станка, 2 электрических дрели, 2 электролобзика,2 заточных станка, 2 электрорубанка, наборы слесарного и столярного инструмента, верстаки солярные и слесарные.
Площадь кабинета биологии, географии - 48кв.м
Оснащение: мультимедийный комплекс, рабочие таблицы и карты по географии, комплекты электронных образовательных ресурсов, методические таблицы, коллекции полезных ископаемых, гербарии растений по природным зонам, разноуровневая учебная мебель.
Рабочее место учителей оснащено компьютерами.
Площадь методического кабинета – 20 кв.м
Оснащение: компьютер, МФУ, методические материалы.
Установлены и используются программы автоматизированного управления образовательным процессом: «Хронограф 2.5 Школа ПРОФ» и ХроноГраф 3.0 Мастер».
Площадь кабинета ИЗО и черчения – 47 кв.м
Оснащение: компьютер с выходом в интернет., методические таблицы, наглядные пособия, демонстрационный чертежный набор.
Площадь кабинетов английского языка – 62,9 кв.м
Оснащение: магнитофон, разноуровневая мебель, методические таблицы , наглядные пособия, материалы для аудирования, методическая литература.
Площадь учительской– 10 кв.м
Оснащение: информационные стенды
Здесь можно получить информацию об учебно-воспитательном процессе, познакомиться с новинками литературы, обсудить проблемы и совершенствовать педагогическое мастерство. Современное оборудование позволяет оперативно диагностировать и обрабатывать информацию.
Площадь кабинетов начальных классов – 238 кв.м
Оснащение: интерактивная доска, 5 компьютеров, 3 мультимедийных комплекса, методические таблицы, регулируемая мебель, конторки Базарного, детские мебельные стенки, методический комплекс для начальной школы.
Площадь двух кабинетов математики- 94 кв. м.
Оснащение: интерактивная доска, мультимедийные комплексы, рабочие таблицы по математике, комплекты электронных образовательных ресурсов, чертежные принадлежности, разноуровневая учебная мебель.
Рабочее место учителей оснащено компьютерами и выходом в интернет.
Площадь двух кабинетов русского языка – 96, 8 кв.м Оснащение: мультимедийный комплекс, рабочие таблицы по русскому языку, комплекты электронных образовательных ресурсов, разноуровневая учебная мебель.
Рабочее место учителей оснащено компьютерами.
Кабинет психолога.
Площадь кабинета - 10 кв.м
Оснащение: ноутбук, МФУ, магнитофон, методические таблицы, набор для релаксации, набор мягких игрушек и наборы для детского творчества.
Библиотечно-информационный центр МБОУ «СОШ №1» является структурным подразделением школы, в которой имеется:
- художественная и методическая литература – 18605 экземпляров, учебников – 16 143 экземпляров.
Периодические издания: 40 наименований (8 газет, 32 журнала). Создан электронный каталог учебников. Фонд нетрадиционных носителей информации составляет 195 экземпляров, из них – 20 видеокассет, 30 аудиокассет, 145 электронные носители (диски, дискеты).
Учебниками укомплектованы все классы. За счёт школы учащиеся обеспечены учебной литературой на 90 %, родителями приобретено 10 % учебников.
Библиотечно-информационный центр занимает изолированное помещение площадью 100 м2, а также помещение фонда учебников, площадью 20 м2.
В 2010-2011 учебном году в библиотеке полностью заменена мебель. Абонемент, площадью 50 м2, оборудован столами (2), стулом (1), каталожным шкафом, двусторонними стеллажами (21), односторонним стеллажом (1), шкафами для книг (2),угловой полкой (1), выставочный стеллаж (1), подставкой под цветы(2). Имеются подставки под журналы и газеты (4), стремянка, необходимая по технике безопасности в библиотеке.
На абонементе оборудован уголок отдыха. Имеются диван, часы.
Читальный зал занимает отдельное помещение, площадью 50 м2, соединенное с абонементом. Зона читального зала на 33 посадочных места.
В читальном зале находятся 15 столов, 33мягких стула, трёхсекционный стеллаж, выставочные стеллажи (2), книжные шкафы (2) для газет и журналов. Медиатека – специализированный отдел БИЦ укомплектован музыкальным центром «Караоке», компьютерами (3), принтером, сканером, ксероксом, ДВД-проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор «Самсунг», имеются три компьютерных стола. В 2010-2011 учебном году приобретен брошюратор. Имеется выход в Интернет (беспроводной).
Освещение абонемента и читального зала соответствует санитарно-гигиеническим и пожарным нормам.
Для хранения фонда учебников оборудовано книгохранилище площадью 20 кв.м..
Книгохранилище для учебников размещено в 2-х комнатах. Книгохранилище оборудовано двусторонними стеллажами (5), односторонним стеллажом (4), 2 столами, стулом.
Значительно облегчает работу библиотекаря в поиске необходимой литературы для учащихся наличие электронного каталога учебников и художественной литературы, медиатеки.
Для детей 1 классов действует программа внеурочной деятельности «Книжная страна», для 2 – 4 классов действует курсовая программа «Библиотечно–библиографические и информационные знания младшим школьникам», с помощью, которой происходит привитие навыков самостоятельного выбора книг; формирование сознательного и заинтересованного отношения к книге; знакомство с разными видами справочной литературы.
С 2001 года в школе при БИЦ работает творческое объединение «Юный журналист», театральная студия «Непоседы». Юные корреспонденты творчески работают над выпуском номеров школьной газеты «ШОК: школьная объективная корреспонденция».
Библиотека призвана помогать учащимся в организации внеклассного чтения, прививать любовь к чтению, интерес и бережное отношение к книге, способствовать лучшему усвоению основ наук, нравственному и эстетическому воспитанию, прививать любовь к труду.
1.9. Система управления ОУ:
Огромную роль в совершенствовании и эффективности обучения, в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся играет контроль за учебно-воспитательной работой. Школьный контроль спланирован с учетом методических требований. В рамках усиления демократизации контроля распределение целей и задач проводится по следующим направлениям:
- дидактическая деятельность учителя;
- воспитательная;
- развитие учащихся средствами предмета;
- уровень педагогического мастерства учителя;
- работа с учебной и учетной документацией;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима;
-организационно-управленческая деятельность учителя.
Способы внутришкольного контроля:
- наблюдение за речью учащихся на уроках, во внеклассных мероприятиях;
- актуальность получения информации для учащихся (трансляция, учитель – ученик);
- анкетирование учащихся, родителей, педагогов;
- взаимопосещение уроков коллегами, родителями;
- наблюдение за организацией работы учителя и учащихся на уроках (формы, методы, приемы);
- предварительный анализ полученных результатов на заседаниях, совещаниях;
- собеседование с учащимися, родителями, педагогами;
- проверка знаний, умений, навыков учащихся через контрольные срезы;
- творческие работы учащихся (интервью, репортаж).
В процессе контроля за качеством преподавания предметов проверке подвергаются и учитель, и учащиеся. Основными субъектами деятельности в принятии управленческих решений являются учителя, учащиеся и родители.
При школе создан и функционирует Попечительский Совет. Попечительский Совет при школе является органом общественного управления родителей учащихся школы, преподавателей и заинтересованных в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения лиц, созданный по инициативе родителей учащихся школы или преподавателей и строящий свою работу на основе самоуправления в соответствии с п.2 ст. 35 Закона «Об образовании».
Членами ПС являются родители (законные представители) обучающихся, избранные родительской общественностью на добровольной основе, учредитель, педагоги, депутаты районного совета и другие, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развития школы. Правом голоса на заседаниях ПС обладают только его члены.
Директор Образовательного учреждения является единственным не избираемым членом ПС.
Заседания ПС проводятся в соответствии с планом работы Образовательного учреждения на текущий год, а также во внеочередном для решения неотложных вопросов осуществления образовательной деятельности, но не реже 4 раз в год.
Попечительский Совет служит содействию в решении насущных задач и проблем в системе образования МБОУ «СОШ №1», обеспечению физического, душевного и духовного здоровья учащихся и условий для их полноценного обучения, воспитания и развития, созданию необходимых материально-технических, финансовых, социальных и прочих условий для практического осуществления программы развития школы.
Для осуществления этих целей ПС содействует привлечению внебюджетных и иных видов благотворительных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного процесса в школе; принимает активное участие в разработке и осуществлении образовательной программы школы;
участвует в принятии управленческих решений; содействует организации и улучшению условий труда и материального стимулирования педагогических и административно-технических работников школы; содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству территорий и ремонту помещений; оказывает школе помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т.п.); содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий; может выступать в роли третейского судьи в проблемных ситуациях, возникающих в процессе жизнедеятельности школы.
1.10. Источники и основные параметры финансирования.
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
Сочинение-описание"Мой родной город-Каменск-Шахтинский"
урок развития речи...
Всероссийский детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «Исаковский на родном»
Перевод стихотворений М.В.Исаковского на родной (осетинский) язык (работы моих учеников)...
Грантовый конкурс "Родные города"
Грантовый конкурс "Родные города"...
Всероссийский детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «Легендарные люди моего народа»
И вот, живу с душой поэта,Душой, поделенной на лето,На звуки арфы и рояля,На обе стороны медали,На притяженья и забвенья,На поиски и откровенья,На философские дилеммы,Мечты, заоблачные темы…Жив...