Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Рыбкина Наталья Викторовна

Цели:

  • познакомить   с жизнью  и  творчеством  сибирского писателя Анатолия Шастина;  раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам  интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.

 

  • развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
  •   побуждать  школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей  такие  нравственные качества,  как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_shastin.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА урока:

Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

Цели:

  • познакомить   с жизнью  и  творчеством  сибирского писателя Анатолия Шастина;  раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам  интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.

  • развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
  •   побуждать  школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей  такие  нравственные качества,  как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом  

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вступление учителя.

 

Сегодня мы познакомимся   с жизнью и творчеством замечательного иркутского писателя Анатолия Михайловича Шастина и  поразмышляем над нравственными вопросами его рассказа «Пример для подражания».

1) Запись в тетради темы урока:

« Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

2)Чтение учителем цитаты из воспоминаний Анатолия Шастина:

«Я знаю свой город не понаслышке. Я был мальчишкой, но был его частью. Я учился в его едва обогретых школах. Я стоял в очередях у его пустых магазинов. Я ходил с мамой, обессилевшей от голода, далеко за город сажать картошку и вместе с мамой ждал осени, которая должна была накормить.   Я ходил во Дворец пионеров, где иркутские художники-педагоги И.А. Шафер и Л.Н. Пушкарева учили меня рисовать. Я помню прекрасные спектакли и зрительные залы, расписной потолок кинотеатра «Художественный» и атлантов, поддерживавших портик кинотеатра «Гигант», где фильмы приходилось смотреть в несколько заходов, потому что постоянно гас свет. Я помню тишину и шорох страниц в читальных залах научной библиотеки, которая стала для меня, как и для мамы, вторым домом. Я часть этого города от рождения. И его земля накроет меня в свой срок. И дотоле  этот город военной поры будет жить в моей памяти  как город-рабочий, город-кузнец и лекарь, город, действительно, интеллигентный, сострадательно принявший под свой кров не только многочисленных беженцев, но и радостно приветствовавший оказавшихся здесь в эвакуации многих выдающихся ученых из Москвы и Ленинграда, актеров, музыкантов и режиссеров Московского театра сатиры, Ленинградского Нового ТЮЗа».

Вопросы на выявление восприятия прочитанного: 

- Что пришлось пережить этому человеку? В какой атмосфере он воспитывался? Развивали ли родители его творческие способности? Как вы это поняли?

3. Презентация жизни и творчества А.М. Шастина.

4. Показ видеоотрывка из мультфильма о «воспитанном» мальчике

(«Приключения Мурзилки», киностудия «Союзмультфильм», 1957 г.)

Выявление восприятия: 

- Как вы думаете, встречаются ли в жизни такие «воспитанные» мальчики?

5.Работа над рассказом «Пример для подражания».

  1. Чтение учителем рассказа вслух.
  2. Беседа:

- В чем сходство между   отрывком из мультфильма и рассказом Шастина?  

(Речь идет о невоспитанных мальчиках,  которые за маской  добродетели скрывают безобразное поведение и плохое  отношение к окружающим людям).

-  От чьего имени ведется повествование в рассказе?  (От имени автора).

    3.  Групповая работа.

Задание 1-й группе: 

Как можно охарактеризовать  рассказчика через его речь и поступки? 

«Тут дед выбросил мне в окошко деньги, сумку и приказал пулей слетать в булочную. Я полетел. Когда я вернулся, то увидел, что бабушка никак не может сдвинуть с места коляску… Мальчишки сидели рядом. Я показал им кулак и отвязал веревку, которой коляска была привязана к ножке скамейки.

- Всё в порядке, бабушка, - сказал. - Но бабушка ухватила меня за ухо, и я едва спасся».

«Борька по-прежнему действовал исподтишка. Я решил его проучить…

Когда все было готово, я крикнул Борьке, что его зовет мать. Секунду спустя внизу заскрипела дверь. С лестницы раздался грохот и звон, будто рухнула целая полка кастрюль. Истошный Борькин вопль разнесся по всем пяти этажам».

 (Поступки рассказчика направлены на то, чтобы восстановить справедливость: помочь бабушке, проучить   хулиганов).

Задание 2-й группе:  

Как поступки и  речь   деда, мамы,  характеризуют их?

« - Видишь? Вот это мальчик! Вот пример, достойный подражания, - сказал мне дед».

« Мой дед изумленно поднял на лоб очки и уронил газету.

 - Действительно, - сказал он, - кто же это вас так, молодой человек?»

 (Слова и поступки деда говорят о его интеллигентности, воспитанности, он и не мог подозревать, что Боря может оказаться таким плохим мальчиком!)

 « Борькина мать выскочила из комнаты и всплеснула руками:

 - Ах, кто же это тебя, Боренька? Бедный ребенок!»

(Как и всякая мать, эта женщина очень любит своего сына, и перед ней сын не показывает своего истинного лица. Женщине  кажется, что не Боря является причиной конфликта).

 Задание 3-й группе:

 Как речь и поступки характеризуют малышей?

«В песочнице ссорились малыши:

- Отдай пуговицу!

- Какую пуговицу?!

- Мою! Моряческую-капитанскую. Она тут лежала, а ты её взял. Отдай!

- Да не брал я твою пуговицу. Чего ты?

- Брал, брал! Лучше отдай, а то как…

Мальчишка побледнел и дал своему приятелю по шее. Началась потасовка».

«Мальчишки смотрели ему (Борьке)в рот и краснели от счастья».

(Малыши еще маленькие,  и не понимают, что такое хорошо, а что - плохо. Они подражают Борьке, думая, что это «круто»; он такой сильный, смелый, и  они хотят стать   такими!)

Задание 4-й группе:

Как речь и поступки характеризуют Борьку?

« - Извините… Пожалуйста… Спасибо… Простите…

- Дай ему по шее. Ты что струсил? Ха-ха! Струсил!

 - Ой, не могу! Ха-ха! Вот это да! Вот это здорово! О-хо-хо! Эй вы! Возьмите пуговицу! Ой-ёй-ёй! Вон она под скамейку закатилась!

 - Молодцы, - сказал Борька. -  Люблю отчаянный народ! Уважаю храбрецов!

- Между прочим, видите, бабушка гуляет? Вот если бы вы взяли вот эту веревку. А потом…»            

 «Мальчишки при моем приближении разлетелись кто куда, а  Борька сказал с невинным видом:

- Удивительные хулиганы. Даже представить себе невозможно, что такие встречаются в наше время».

 « - Тоже мне, защитник слабых нашелся! Презираю…  А вы молодцы. Вот если бы вы взяли ведро, налили его  водой и укрепили над дверью так, чтобы когда он её откроет…  Ха-ха-ха! А не хотите, так я скажу, что это вы привязали коляску.

Борька по-прежнему  действовал исподтишка».

«Дверь распахнулась, и мы увидели Борьку. С него потоками стекала вода, а лицо было испуганное и жалкое, и щёки тряслись».

«Бедный ребенок стоял раскорячась. Вода журчала, капала и растекалась повсюду.

 - Извините, пожалуйста, - пробормотал он, - это я сам… Я больше не буду, - и побежал в ванную».

4.  Вопросы, направленные на развитие творческих способностей:

- Чему вы больше доверяете - слову или делу? 

(Дети говорят о том, что лишь по делам можно сказать, каков человек, приводят примеры пословиц).

- Как вы понимаете слово «лицемерие»? Какие слова «живут» в нем? (Обсуждение в группах: лицо, мерить - надевать маску. Лицемер - человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым,  чистосердечным).

- Вспомним поступки мальчика из мультфильма и Борьки, героя рассказа. Можно ли их назвать  лицемерами?

 - А почему в конце рассказа Борька извиняется за свои поступки?

(В нем проснулось чувство стыда, или как говорят иначе, проснулась Совесть!)

 - Какие ассоциации возникают у вас при слове «совесть»?

(Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Свои поступки человек должен оценивать сам. Это способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять свое поведение с нормами морали,  действующими в обществе. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми и есть СОВЕСТЬ).

- О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Знаете ли вы их?

(«Совесть без зубов, а грызет».

«У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится».

«За совесть да за честь хоть голову снесть».

«Врет без зазрения совести».)

5. Слово учителя.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость, делает его уверенным в себе. Но как тяжело бывает на душе, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой Высший Суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе, испытывать неприятное чувство   стыда и раскаяния. Совесть – это самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - все это неотделимо от совести.

6. Творческие задания:

1) написать определение совести.

(Совесть - внутренняя правда человека.

Совесть - внутренний голос человека, чувство вины перед собой.

Совесть - ответственность за свои поступки.)

 2) нарисовать совесть.

7. Подведение итогов  урока:

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие нравственные  проблемы  затронули? Чему научились? Поставьте этому уроку оценку.

8. Д/з: на основе рассказа «Пример для подражания» написать свой рассказ об истинном значении слова и дела.   

Литература

  1. О.Н. Шахерова. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 104 с.
  2. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/Сост. О.Н. Шахерова. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 304 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"

В наше время  очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....

Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"

Урок  литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово  с  творчеством  писателя. Предлагаются проблемные  вопросы, пресс-опрос, работа  в  группах....

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....