Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством сибирского писателя Анатолия Шастина; раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.
- развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
- побуждать школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей такие нравственные качества, как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_shastin.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА урока:
Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».
Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством сибирского писателя Анатолия Шастина; раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.
- развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
- побуждать школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей такие нравственные качества, как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Вступление учителя.
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного иркутского писателя Анатолия Михайловича Шастина и поразмышляем над нравственными вопросами его рассказа «Пример для подражания».
1) Запись в тетради темы урока:
« Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».
2)Чтение учителем цитаты из воспоминаний Анатолия Шастина:
«Я знаю свой город не понаслышке. Я был мальчишкой, но был его частью. Я учился в его едва обогретых школах. Я стоял в очередях у его пустых магазинов. Я ходил с мамой, обессилевшей от голода, далеко за город сажать картошку и вместе с мамой ждал осени, которая должна была накормить. Я ходил во Дворец пионеров, где иркутские художники-педагоги И.А. Шафер и Л.Н. Пушкарева учили меня рисовать. Я помню прекрасные спектакли и зрительные залы, расписной потолок кинотеатра «Художественный» и атлантов, поддерживавших портик кинотеатра «Гигант», где фильмы приходилось смотреть в несколько заходов, потому что постоянно гас свет. Я помню тишину и шорох страниц в читальных залах научной библиотеки, которая стала для меня, как и для мамы, вторым домом. Я часть этого города от рождения. И его земля накроет меня в свой срок. И дотоле этот город военной поры будет жить в моей памяти как город-рабочий, город-кузнец и лекарь, город, действительно, интеллигентный, сострадательно принявший под свой кров не только многочисленных беженцев, но и радостно приветствовавший оказавшихся здесь в эвакуации многих выдающихся ученых из Москвы и Ленинграда, актеров, музыкантов и режиссеров Московского театра сатиры, Ленинградского Нового ТЮЗа».
Вопросы на выявление восприятия прочитанного:
- Что пришлось пережить этому человеку? В какой атмосфере он воспитывался? Развивали ли родители его творческие способности? Как вы это поняли?
3. Презентация жизни и творчества А.М. Шастина.
4. Показ видеоотрывка из мультфильма о «воспитанном» мальчике
(«Приключения Мурзилки», киностудия «Союзмультфильм», 1957 г.)
Выявление восприятия:
- Как вы думаете, встречаются ли в жизни такие «воспитанные» мальчики?
5.Работа над рассказом «Пример для подражания».
- Чтение учителем рассказа вслух.
- Беседа:
- В чем сходство между отрывком из мультфильма и рассказом Шастина?
(Речь идет о невоспитанных мальчиках, которые за маской добродетели скрывают безобразное поведение и плохое отношение к окружающим людям).
- От чьего имени ведется повествование в рассказе? (От имени автора).
3. Групповая работа.
Задание 1-й группе:
Как можно охарактеризовать рассказчика через его речь и поступки?
«Тут дед выбросил мне в окошко деньги, сумку и приказал пулей слетать в булочную. Я полетел. Когда я вернулся, то увидел, что бабушка никак не может сдвинуть с места коляску… Мальчишки сидели рядом. Я показал им кулак и отвязал веревку, которой коляска была привязана к ножке скамейки.
- Всё в порядке, бабушка, - сказал. - Но бабушка ухватила меня за ухо, и я едва спасся».
«Борька по-прежнему действовал исподтишка. Я решил его проучить…
Когда все было готово, я крикнул Борьке, что его зовет мать. Секунду спустя внизу заскрипела дверь. С лестницы раздался грохот и звон, будто рухнула целая полка кастрюль. Истошный Борькин вопль разнесся по всем пяти этажам».
(Поступки рассказчика направлены на то, чтобы восстановить справедливость: помочь бабушке, проучить хулиганов).
Задание 2-й группе:
Как поступки и речь деда, мамы, характеризуют их?
« - Видишь? Вот это мальчик! Вот пример, достойный подражания, - сказал мне дед».
« Мой дед изумленно поднял на лоб очки и уронил газету.
- Действительно, - сказал он, - кто же это вас так, молодой человек?»
(Слова и поступки деда говорят о его интеллигентности, воспитанности, он и не мог подозревать, что Боря может оказаться таким плохим мальчиком!)
« Борькина мать выскочила из комнаты и всплеснула руками:
- Ах, кто же это тебя, Боренька? Бедный ребенок!»
(Как и всякая мать, эта женщина очень любит своего сына, и перед ней сын не показывает своего истинного лица. Женщине кажется, что не Боря является причиной конфликта).
Задание 3-й группе:
Как речь и поступки характеризуют малышей?
«В песочнице ссорились малыши:
- Отдай пуговицу!
- Какую пуговицу?!
- Мою! Моряческую-капитанскую. Она тут лежала, а ты её взял. Отдай!
- Да не брал я твою пуговицу. Чего ты?
- Брал, брал! Лучше отдай, а то как…
Мальчишка побледнел и дал своему приятелю по шее. Началась потасовка».
«Мальчишки смотрели ему (Борьке)в рот и краснели от счастья».
(Малыши еще маленькие, и не понимают, что такое хорошо, а что - плохо. Они подражают Борьке, думая, что это «круто»; он такой сильный, смелый, и они хотят стать такими!)
Задание 4-й группе:
Как речь и поступки характеризуют Борьку?
« - Извините… Пожалуйста… Спасибо… Простите…
- Дай ему по шее. Ты что струсил? Ха-ха! Струсил!
- Ой, не могу! Ха-ха! Вот это да! Вот это здорово! О-хо-хо! Эй вы! Возьмите пуговицу! Ой-ёй-ёй! Вон она под скамейку закатилась!
- Молодцы, - сказал Борька. - Люблю отчаянный народ! Уважаю храбрецов!
- Между прочим, видите, бабушка гуляет? Вот если бы вы взяли вот эту веревку. А потом…»
«Мальчишки при моем приближении разлетелись кто куда, а Борька сказал с невинным видом:
- Удивительные хулиганы. Даже представить себе невозможно, что такие встречаются в наше время».
« - Тоже мне, защитник слабых нашелся! Презираю… А вы молодцы. Вот если бы вы взяли ведро, налили его водой и укрепили над дверью так, чтобы когда он её откроет… Ха-ха-ха! А не хотите, так я скажу, что это вы привязали коляску.
Борька по-прежнему действовал исподтишка».
«Дверь распахнулась, и мы увидели Борьку. С него потоками стекала вода, а лицо было испуганное и жалкое, и щёки тряслись».
«Бедный ребенок стоял раскорячась. Вода журчала, капала и растекалась повсюду.
- Извините, пожалуйста, - пробормотал он, - это я сам… Я больше не буду, - и побежал в ванную».
4. Вопросы, направленные на развитие творческих способностей:
- Чему вы больше доверяете - слову или делу?
(Дети говорят о том, что лишь по делам можно сказать, каков человек, приводят примеры пословиц).
- Как вы понимаете слово «лицемерие»? Какие слова «живут» в нем? (Обсуждение в группах: лицо, мерить - надевать маску. Лицемер - человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым, чистосердечным).
- Вспомним поступки мальчика из мультфильма и Борьки, героя рассказа. Можно ли их назвать лицемерами?
- А почему в конце рассказа Борька извиняется за свои поступки?
(В нем проснулось чувство стыда, или как говорят иначе, проснулась Совесть!)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «совесть»?
(Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Свои поступки человек должен оценивать сам. Это способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять свое поведение с нормами морали, действующими в обществе. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми и есть СОВЕСТЬ).
- О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Знаете ли вы их?
(«Совесть без зубов, а грызет».
«У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится».
«За совесть да за честь хоть голову снесть».
«Врет без зазрения совести».)
5. Слово учителя.
Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость, делает его уверенным в себе. Но как тяжело бывает на душе, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой Высший Суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе, испытывать неприятное чувство стыда и раскаяния. Совесть – это самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - все это неотделимо от совести.
6. Творческие задания:
1) написать определение совести.
(Совесть - внутренняя правда человека.
Совесть - внутренний голос человека, чувство вины перед собой.
Совесть - ответственность за свои поступки.)
2) нарисовать совесть.
7. Подведение итогов урока:
- О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие нравственные проблемы затронули? Чему научились? Поставьте этому уроку оценку.
8. Д/з: на основе рассказа «Пример для подражания» написать свой рассказ об истинном значении слова и дела.
Литература
- О.Н. Шахерова. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 104 с.
- Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/Сост. О.Н. Шахерова. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 304 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....
Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"
В наше время очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово с творчеством писателя. Предлагаются проблемные вопросы, пресс-опрос, работа в группах....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени" ( продолжение)
Продолжение презентаци к уроку...
Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»
Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....