Литературный ринг по повести М. Булгакова "Собачье сердце"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Цель игры:
расширить представление учеников 9 классов о личности писателя; помочь осознать роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.
Задачи:
- ввести обучающихся в художественный мир М.А. Булгакова;
- формировать интерес к произведениям М.А. Булгакова, особенностям его писательской манеры;
- воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус, внимание к литературной детали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный ринг по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Цель игры:
расширить представление учеников 9 классов о личности писателя; помочь осознать роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.
Задачи:
- ввести обучающихся в художественный мир М.А. Булгакова;
- формировать интерес к произведениям М.А. Булгакова, особенностям его писательской манеры;
- воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус, внимание к литературной детали.
Описание игры.
Настоящая игра может проводиться после изучения произведения как заключительный этап, с тем чтобы проверить знание текста.
В игре участвует 2 команды во главе с капитанами. Игра состоит из разминки, пяти раундов и суперигры для победившей команды. Команды получают задания в конвертах. Время на обдумывание вопроса – 1 минуты. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Ход игры.
Ведущий: Михаил Афанасьевич Булгаков – очень интересный и популярный писатель. Его произведения пришли к читателю уже после его смерти. Сегодня мы будем говорить о повести «Собачье сердце», которая была впервые напечатана спустя 62 года после создания. Один из партийных лидеров Октябрьской революции Л.Б. Каменев после её прочтения сделал такое заключение: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Это сатирическое произведение, направленное против насилия, бескультурья, невежества и революционной демагогии. Оно не устарело: и по сей день в нашей печати не прекращается сатирическое разоблачение того, что получило название «шариковщина». Повесть читается с неослабевающим интересом.
Сегодня у нас необычное событие: сборные команды учеников 9 классов будут бороться за право называться лучшими читателями повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». А беспристрастными судьями этого соревнования будет уважаемое жюри (ведущий представляет жюри, которое может состоять из учителей и учащихся старших классов)
Приглашаем на сцену команды: (названия команд).
РАЗМИНКА (вопросы задаются командам по очереди)
- В каком году была написана повесть? (1925 год)
- Какими словами она начинается? (У-у-у-у-у-гу-гу-гуу!)
- Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.
(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)
- Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)
- Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)
- Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)
- Кто называл Шарикова «Телеграф Телеграфович» (Домработница Дарья Петровна)
- Сколько лет профессору Преображенскому? (60)
- Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)
- На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)
- Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на колчаковском фронте)
- На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На польта»)
1 РАУНД – «Разрешите представиться!»
Задание: назвать полное имя героя
- Профессор Преображенский (Филипп Филиппович)
- Доктор Борменталь (Иван Арнольдович)
- Шариков (Полиграф Полиграфович)
- Дарья (Дарья Петровна Иванова)
- Зина (Зинаида Прокофьевна Бунина)
- Фамилия невесты Шарикова (Васнецова)
2 РАУНД – «Портрет героя»
Задание: назвать героя по приведённому портрету
- «Господин с французской остроконечной бородкой и усами, седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей» (Профессор Преображенский)
- «Очень красивый молодой человек с острой бородкой в приличном костюме» (Доктор Борменталь)
- «На голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос» (Швондер)
- «Человек маленького роста и несимпатичной внешности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух» (Шариков)
- «Очень красивая молодая женщина в белом фартуке и кружевной наколке» (Зина)
- «Лицо лоснилось и отливало жаром. В модной причёске на уши и с корзиной волос на затылке светились 25 поддельных бриллианта» (Дарья Петровна)
3 РАУНД – «Определите героя по его высказыванию»
- «Разруха не в клозетах, а в головах» (Профессор Преображенский)
- «Тело моё изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно» (Шарик)
- «О глаза – значительная вещь. Вроде барометра» (Шарик)
- «Боже, пропал Калабуховский дом!» (Профессор Преображенский)
- «Ошейник – всё равно, что портфель» (Шарик)
- «Я сам на свой риск накормлю его мышьяком» (Доктор Борменталь)
4 РАУНД - «Кто о ком сказал?»
- «Личность мужского пола в халате…Тяпнутый» (Шарик о Борментале)
- « Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодёр в позументе» (Шарик о швейцаре)
- «Божество», «жрец», «величина мирового значения» (Шарик о профессоре Преображенском)
- «Где же вы такого взяли, Филипп Филиппович? Батюшки! До чего паршивый!» (Зина о Шарике)
- «Шариков для него более грозная опасность, чем для меня» (Преображенский о Швондере)
- «Я ему устрою бенефис, когда он протрезвится» (Доктор Борменталь о Шарикове)
5 РАУНД – «Закончите фразу»
- «Преступление созрело и упало как (камень)»
- «Доживите до старости с (чистыми руками)»
- «Я не господин, господа все в (Париже)»
- «Завтра я тебе устрою (сокращение штатов)»
- «Успевает всюду тот, кто (никуда не торопится)»
- «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая (тишина)»
Ведущий: Вот и подошла к концу наша литературная игра. Нам было бы интересно узнать мнение зрителей об участниках соревнования, об игре в целом. (Интервью у зрителей). Надеемся, вы, наши уважаемые болельщики, свои впечатления выскажете в своих отзывах, которые напишете на своих уроках литературы или дома.
Подведение итогов. Жюри подсчитывает жетоны, набранные командами, и объявляет результаты игры.
СУПЕРИГРА для команды-победительницы - «Чёрный ящик»
- В этом ящике находится то, что Шарику показалось самым занятным в кабинете профессора Преображенского, с чем он потом расправился. (Чучело совы)
Награждение.
Заключительное слово ведущего:
«Рукописи не горят», - так утверждал Михаил Булгаков в своём самом интересном и загадочном романе «Мастер и Маргарита». Посмертная судьба его произведений подтвердила этот афоризм-предсказание. Мы с неослабевающим интересом читаем шедевры великого писателя и восхищаемся его талантом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».
Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...
Литературный ринг
Может использоваться как воспитательный или классный час....
Литературный ринг (7 класс)
внеклассное мероприятие 7 класс...
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Литературный ринг
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...
Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"
Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...