"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,
определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_urok_po_povesti_m.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха"
Цель:
- познакомиться с фактами биографии М.Булгакова;
- определить особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”.
Ход урока
1. Выявление первичного восприятия.
- Ваши впечатления от повести М.Булкакова “Собачье сердце”?
- Кто является главными героями произведения?
- Каков, по-вашему, основной конфликт повести?
2. Анализ первой главы.
- Какова роль Шарика в I главе повести?
Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы
Москва старая | Москва новая |
Настоящая личность Господин Тухлой солонины такой лопать не станет Ест обильно и не ворует Бескорыстная личность Величина мирового значения Ничего не боится Личность | Негодяй в грязном колпаке Жадная тварь Вор с медной ложкой Самая гнусная тварь Мерзавцы Великая сушь в душе Дрянной магазинчик Едят гадость Голодные глаза, воруют Боятся Нарушают порядок Из вонючей солонины щи варят |
Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.
3. Анализ главы III.
- Как наблюдения Шарика дополняются рассуждениями профессора Преображенского?
Работа с текстом. Нахождение и чтение цитат.
“Не угодно ли – калошная стойка…”.
“Что такое ваша разруха?...”
“Успевает всюду тот, кто никуда не торопится…”
Вывод: Если в первой главе Булгаков показывает Москву в восприятии пса Шарика, то в третьей главе о Москве новой рассуждает уже профессор Преображенский. Его Москва новая отличается только масштабом разрушения, коснувшегося всех сфер человеческой жизни: от грязных калош и отсутствия электричества до разрухи в головах и падения нравов.
4. Фронтальная беседа.
- Какая картина Москвы новой и старой получается у М.Булгакова? Почему?
- Как вы можете это объяснить?
5. Чтение переписки М.Булкакова с И.Сталиным.
Попробуем объяснить такое изображение Москвы новой, обратившись к биографии М.Булгакова. (Ребятам раздается материал, который они самостоятельно читают. Материал взят из книги Л.Я.Шнейберга, И.В.Кондакова “ От Горького до Солженицына”. М.: Высшая школа, 1994)
“Генеральному секретарю партии И.В.Сталину, председателю Ц.И.Комитета М.И.Калинину, начальнику Главискусства А.И.Свидерскому, Алексею Максимовичу Горькому от литератора Михаила Афанасьевича Булгакова.
Заявление.
В этом году исполняется десять лет с тех пор, как начал я заниматься литературной работой в СССР….
….. К настоящему театральному сезону все мои пьесы оказываются запрещенными, в том числе и выдержавшие около 300 представлений “Дни Турбиных”….
….По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика в СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений…. не только никогда и нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но напротив чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростней становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.
Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но и в таких изданиях, как Большая Советская энциклопедия и Литературная энциклопедия.
Бессильный защищаться, я подавал прошения о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ.
Мои произведения “Дни Турбиных” и “Зойкина квартира” были украдены и увезены за границу. В г. Риге одно издательство дописало мой роман “Белая гвардия””, выпустив в свет под моей фамилией книгу с безграмотным концом. Гонорар мой за границей стал расхищаться.
Тогда моя жена Любовь Евгеньевна вторично просила о разрешении ей отправиться за границу одной для устройства моих дел. Мы получили отказ.
…. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к вам и прошу вашего ходатайства перед Правительством СССР об ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ, которая к прошению этому присоединяется.
Москва
….июля 1929 года”
Ответа на заявление М.А. Булгакова не последовало.
“…. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:
Сочинить “коммунистическую пьесу”, а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.
Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
Этого совета я не послушал. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо….. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил. Зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.”
“….. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…..”
“Выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, …. А главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е.Салтыкова – Щедрина.
…. М. Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ, и как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР абсолютна немыслима.
ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕТСКИЙ СТРОЙ.
Мыслим ли я в СССР?”
“И, наконец, последние мои черты….: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи …. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.
Но такого рода изображения приводит к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия…. – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.”
“ Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.
Я именно и точно и подчеркнуто прошу О КАТЕГОРИЧЕКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу …. потерпели полное фиаско. Мое имя стало настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ…
Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских и вплоть до сегодняшнего дня.
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.
Если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель.
28 марта 1930г.”
6. Фронтальная беседа.
Что нового вы узнали о Булгакове? Как складывалось отношение Булгакова с новой властью? В чем причина?
7. Вывод: сочинение-миниатюра.
Почему у Булгакова возникает такая картина Москвы новой?
Вот ответ одного ученика.
Когда мы читаем “Собачье сердце” Булгакова, то сразу замечаем, что симпатии автора на стороне Москвы старой. Москва новая представлена в грязных, мрачных тонах, а люди, населяющие её, сплошь и рядом непорядочные. Возникает вопрос: почему? Ответ можно найти в письмах М.Булгакова к И.Сталину. В них он пишет о том, что жить в данной стране нельзя, нельзя свободно писать, высказываться, нет свободы слова и мысли. Поощряется и печатается только та литература, которая пишется на заказ, в которой прославляется пролетариат и очерняется интеллигенция. Булгаков так не мог: он считал русскую интеллигенцию – “лучшим слоем нашей страны”, и тем самым вызывал недовольство властей. Кроме того, не принимается никакая критика в адрес правящего класса. Булгаков не мог и не хотел жить в такой стране и много раз просил Сталина о разрешении выехать за границу, но все время получал отказ. Поэтому Москва новая такая мрачная, что полностью соответствует настроению автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце". "Эпоха и её герой в изображении Булгакова.
Урк-беседа, работа с текстом, использование информационных цифровых технологий....
Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" 11 класс "Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?"
Проблемное обучение при изучении повести Булгакова...
Первый урок по повести Л.Н.Толстого "Юность" 9 класс
«Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого «Юность»)»...
«Спорт в школе», № 8(523) 2012 год сентябрь, стр.28-30. Издательский дом «Первое сентября», Москва, 2012 год, Интернет сайт издательского дома «Первое сентября» г. Москва, spo.1september.ru
В программе физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений особое внимание уделяется играм. Это, в первую очередь, различные подвижные и спортивные игры. Игра – это исторически с...
"Новые приключения старых друзей" . Первый урок алгебры в 9 классе
Материал содержит презентацию, составленную по основным темам курса алгебры 8 класса , на основе мультфильма "Ну, погоди!"...
Первый урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Первичная работа с повестью, предвосхищение, предположение. Историческая основа произведения....
М. А. БУЛГАКОВ: Жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце»
Конспект урока в 9 классе...