Урок-игра "Жемчужины народной речи"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме
Данную разработку можно использовать на уроке в 5 или 6 классе при повторении пословиц, поговорок, загадок, фразеологизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные формы урока как средства активизации творческо-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
Нетрадиционные формы урока – это фактор стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.
Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Умелое их применение способствует интенсификации процесса формирования личности
школьника.
Чем же характеризуется нетрадиционный урок?
По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки - это... уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» .
И.П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру).
Таким образом, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Такой урок отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.
Для меня нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяю современные педагогические технологии: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.
Основные группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок- подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Что же дают такие уроки? Они формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний. На уроках с использованием групповых форм работы дети осознают важность делового партнёрства, творческого содружества. На уроках проблемного обучения ученики самостоятельно ищут пути решения оригинальных идей.
Тема: Жемчужины народной речи.
Тип урока: урок- игра
Цели: образовательные: - повторить пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы.
Развивающие: - развить умение работать в группе,
- развить творческие способности,
- развить устную речь,
- развить умение объяснять значение пословиц.
Воспитательные: -воспитать любовь к жемчужинам русской речи (пословицам, фразеологизмам, загадкам, скороговоркам)
Наглядность: рисунки с пословицами и фразеологизмами
Оборудование: шкатулка с бусинками- жемчужинами, иголки с ниткой, кружочки- жетончики.
I. Подготовка к новой теме
Цель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам принесла шкатулку, не простую, а волшебную. Волшебство ее в том, что она хранит жемчужины народной речи. Что же это такое? Мы узнаем на сегодняшнем уроке.
(Разделяем класс на 3 группы) Каждой группе даем по иголке с ниткой, куда они должны нанизывать заработанные бусинки- жемчужины.
II. Изучение новой темы.
1. Первую жемчужину народной речи вы должны угадать сами. В этом вам поможет этот рисунок.
Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой.
1-я жемчужина: пословица
2. Беседа: Что такое пословица? ( кто даст определение получит еще жемчужину).
Пословица – это поучающее краткое изречение, в котором содержится мудрость народа.
3. «Словесная дуэль»
м/ц Проверим как много вы знаете пословиц про учебу, книги. (Кто больше назовет, того и жемчужина). За каждую названную пословицу жетон.
4. «Угадай пословицу»
м/ц: Ученик показывает жестом, мимикой, пантомимой пословицу, его команда должна догадаться.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Не плюй в колодец — придётся напиться.
5. Беседа.
Объяснение значений пословиц: (жемчужина за правильное объяснение). Рисунки.
Яблоко от яблони недалеко падает, шишка от сосны недалеко откатится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Камень с души упал. (фразеологизм)
6. Следующая жемчужина- это уже не пословица, а что? фразеологизм:
А что такое фразеологизм? - это устойчивое сочетание слов…
Мчаться на всех парусах.
Глаза на лоб полезли.
Прикусить язык. (объяснить)
7. Угадай фразеологизм по рисункам и картинкам. (жетоны)
8. 3-я жемчужина- загадка.
9. Отгадаем- ка загадки.
Рассыпался горох на четырнадцать дорог (звезды).
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Дедушка без топора мост мостит (мороз).
Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб).
Летит – воет, сядет – землю роет(жук).
Всякому мальчику по чуланчику(парчатки).
Два кольца, два конца – в середине гвоздь(ножницы).
У двух матерей по пяти сыновей(руки).
Два брата глядятся, а вместе не сойдутся( пол и потолок)
10. Придумать загадку.
м/ц: Это русские народные загадки, а теперь вы сами попробуйте придумать загадки.
11. Следующую жемчужину вы должны угадать. Даю три подсказки:
- она тренирует речь,
- она бывает в рифму, также в ней преобладают отдельные звуки,
12. Скороговорка.
Кто быстрее и правильней всех прочитает скороговорку?
У попа папа кок, у кока папа поп.
III. Итог урока.
Итак, мы узнали все жемчужины народной речи. Как вы думаете, почему их так назвали?
Жемчужина- богатство, ценность, красота.
Заслуживают ли они это название?
( Подведение итогов игры) У кого бусы длиннее?
Изучайте, узнавайте и пользуйтесь ими.
Жемчужины народной речи делают нашу речь богатой и красивой
В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности. Также можно заинтересовать учащихся какой-нибудь историей или сказкой, как на следующем уроке.
Загадки
- К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
(они были на разных берегах)
- У двух шоферов был брат Иван, а у Ивана братьев не было? (шоферы-девушки)
- Сын у сына жил….
- По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил? (по млечному)
- Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (превратить в творог)
- Он не ёжик и не ёлка,
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует
И окружности рисует (циркуль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Русский народный женский костюм"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» Женщиною быть – самосожженье.Или самовозрожденье из огня. Андрей Вознесенский «Кижи» План – конспектот...
Старые русские меры в истории и речи народной
Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых услов...
Урок развития речи в 6 классе "Описание народной игрушки"
Урок развития речи по русскому языку "Описание народной игрушки" включает в себя знакомство с народным промыслом (игрушками, сделанными руками народных умельцев); выставку музейных экспонатов, рассказ...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"
Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...
Исследовательская работа по литературе «Отражение народной речи в сказках А.С. Пушкина»
Художественные традиции сильны в изобразительном искусстве, в народных промыслах, в музыке, танцах. Но основой, во многом определяющей национальный характер, всегда было именно устное народное творчес...