Конспект урока «Поэзия начала XX века»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическое обоснование.
Школьная программа по литературе по теме «Поэзия начала XX века» включает довольно большое количество имён и предлагает познакомить учащихся с И. Анненским, В. Брюсовым, Н. Гумилёвым, Б. Пастернаком, В. Ходасевичем, К. Бальмонтом, В. Хлебниковым и др. Творчество каждого из этих авторов представляет собой сугубо индивидуальный поэтический мир, полный красок, звуков, образов. Они по-разному мыслили, видели и понимали окружающий мир, имели свои собственные пристрастия, увлечения, что-то не принимали.
Предлагаем вниманию словесников урок, посвящённый изучению творческого наследия футуриста Велимира Хлебникова, которое поражает своеобразием и глубиной содержания. Его поэзия привлекает неподражаемым звуковым построением, образами и метафорами, ритмическим многообразием, но в тоже время обращена к общечеловеческим проблемам.
С учётом этой особенности считаем целесообразным использовать нестандартные формы как в ходе подготовки, так и в проведении занятия. Эффективным будет применение цифровых образовательных ресурсов и ИКТ.
Работа требуется кропотливая и предполагает подготовительный этап в виде знакомства с критической и мемуарной литературой, Интернет-ресурсами и собственно с самим творчеством поэта. Это даст возможность расширить кругозор учащихся, углубить их знания, научить самостоятельному поиску нужной информации, поможет совершенствовать коммуникативные навыки.
Подготовительный этап работы позволяет подходить к учащимся дифференцированно, с учётом психо-физиологических особенностей и не препятствует участию школьников разного возраста. Важно, что на всех этапах подготовки данного занятия возможным становится использование творческих задатков каждого ребёнка и поможет учащимся реализовать себя.
В ходе подготовки предлагаем поделить класс на следующие творческие группы: биографы, литературоведы, искусствоведы и артисты.
Биографы собирают материал по вопросам:
- Когда и где родился поэт В.Хлебников?
- Кто были его родители, чем они занимались?
- Какое образование и воспитание он получил?
-Что можно сказать о характере поэта?
-Какие воспоминания сохранились о В.Хлебникове?
Литературоведы изучают творчество поэта:
- К какому литературному течению принадлежал В.Хлебников?
- Кто из представителей отечественной литературы считал его своим учителем?
- Откуда взялась поэтическая «заумь» В.Хлебникова? Что послужило её источником?
-В чём достоинство стихов поэта, особенность его творческих изысканий?
-Какое его стихотворение вы назвали бы программным в плане словотворчества?
-Почему в своё время В.Хлебников был понят далеко не всеми?
-Что обеспечивает интерес к его стихам наших современников?
Искусствоведы обращаются к культурному наследию эпохи В.Хлебникова, знакомятся с живописью и помогают ответить на вопросы:
-Существует ли связь творчества В.Хлебникова с современной ему живописью? Какова она? В чём выражается?
-В чём особенность художественной манеры импрессионистов? Каковы лучшие образцы их творений?
-Как случилось так, что В.Хлебников был избран Председателем Земного шара?
Чтецы готовят выразительное чтение наизусть стихотворений В.Хлебникова:
«Птичка в клетке» (1897г.)
«Кому сказатеньки…» (1908 – 09гг.)
«Заклятие смехом» (1908 – 09гг.)
«Когда умирают кони – дышат…» (1912)
«Написанное до войны» (1913г.)
«Годы, люди и народы …» (1915г.)
«Если я обращу человечество в часы…» (1922г.)
«Ещё раз, ещё раз…» (1922г.)
«Курган»
«Кубок печенежский»
И мелодекламацию стихотворения «Там, где жили свиристели …» (1908г.)
Артисты играют роли поэта В. Хлебникова и его современников, инсценируют песню русалок из «Ночи в Галиции» (1913г.) и отрывок из поэмы-исповеди «Зангези» (1922г.)
Цель:
- раскрыть глубину творческой личности Велимира Хлебникова.
Задачи:
- ввести школьников в сложный мир хлебниковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей; подчеркнуть неподражаемость звукового построения образов, изысканность метафор, ритмическое многообразие; удивить неистощимостью словесного эксперимента;
- раскрыть особенности поэтического дара В.Хлебникова;
- определить место лирики поэта в русской и мировой культуре.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, скрипка, ресурсы Интернета, выставка печатных изданий, посвящённых творчеству В.Хлебникова, сборники стихотворений, костюмы артистов, клетка с певчей птицей, записи голосов птиц.
Конспект урока.
1-ый слайд.
Эпиграф.
2-ой слайд. Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
В. Хлебников.
3-й слайд. (Музыкальный фон – стук колёс поезда).
1 Ведущий. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий «на длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами у него мешок из большущей холщовой наволочки.
2 Ведущий. Кто он? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей? Он растерянно смотрит по сторонам своими «первобытными, мудрыми и светлыми» глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.
Учитель. Этот человек – Велимир Хлебников, поэт и философ, который исходил и изъездил тысячи вёрст в поисках правды, размышляя о смысле жизни, о мироздании и назначении человека.
Хлебников. Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звёзды – невод, рыбы – мы,
Боги – призраки у тьмы.
1 Ведущий. Больной, измученный приступами малярии, без денег, полуголодный, провёл Хлебников зиму и весну последнего года своей жизни в Москве, думая только об одном – «об издании поэмы-исповеди «Зангези» и «книги книг «Доски судьбы». Он впервые спешил и торопил других: «Доски судьбы», философское учение о законах времени, которое может осчастливить человечество, он хотел подержать в руках, полюбоваться пахнущей типографскими красками обложкой, показать друзьям.
2 Ведущий. Он торопился, потому что предчувствовал близкую смерть. Ему оставалось жить несколько месяцев.
Хлебников. Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
4-5 слайды.
Учитель. Перенесёмся в 1908 год и представим Хлебникова, студента Казанского университета, естественного отделения физико-математического факультета, увлекающегося историей, поэзией, философией и наукой о языке.
6-ой слайд.
Из воспоминаний современников.
1 Современник. «Был он застенчив, скромен, знакомств почти не поддерживал … и мы были, вероятно, единственным семейством, в котором он чувствовал себя просто. Приходил он ежедневно, садился в углу , и бывало так, что за вечер не произносил ни одного слова; сидит, потирает руки, улыбается, слушает. Слыл он чудаком..» (Из воспоминаний Дамперова).
2 Современник. «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. Где он жил, не знаю … Писал Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял … Читать свои вещи вслух совсем не мог, ему делалось нестерпимо скучно. Он начинал и в середине «стиха способен был сказать» и так далее … (Вспоминала хорошо знавшая поэта Лилия Юрьевна Брик. Это строчки из её письма.)
3 Современник. «Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был всегда молчалив и страшно рассеян. Помню, обедая у меня, он задумался и поднёс ко рту коробку со спичками вместо хлеба и тут же начал высказывать замечательные мысли о новом слове … В эти минуты высшей рассеянности он был глубоко собран внутренне. Его огромный лоб производил впечатление горы. Работал целыми днями в Публичной библиотеке, забывая есть и пить и возвращался измученный, серый от усталости и голода, в глубокой сосредоточенности.» (Вспоминал художник Юрий Анненков).
Учитель. Эти воспоминания относятся к 1915 году. Таким Хлебников оставался до конца жизни. Великий чудак, предметом наблюдения которого были судьбы народов и цивилизации, законы развития истории, связь чисел с силами природы и многое другое, что должно было позволить «заглянуть в будущее», помочь преобразовать жизнь всего человечества.
Хлебников. Я не смотрел на жизнь отдельных людей, но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность.
Если я обращу человечество в часы,
и покажу, как стрелка столетия движется,
неужели из нашей времён полосы
не вылетит война, как ненужная ижица?
Там, где род людей себе нажил почечуй,
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
Я знаю, что вы – правоверные волки,
Пятёркой ваших выстрелов пожимаю свои,
Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
Этой чудесной швеи?
Я затоплю моей силой, мысли потопом
Постройки существующих правительств,
Сказочно выросший Китеж
Открою глупости старой холопам…
7-ой слайд.
1 Ведущий. Идеальный мир представляется Хлебникову великим содружеством народов. В первобытном обществе, в языческой культуре видел поэт проявление общечеловеческих ценностей, лишённых классовых, национальных и исторических предрассудков.
2 Ведущий. Отсюда – глубокий интерес Велимира Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери – Екатерины Николаевны Вербицкой – историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков. Киевская Русь, Смутное время, Запорожская Сечь так или иначе отразились в его поэзии.
8-ой слайд.
Чтец. Стихотворение «Курган».
9-ой слайд.
Чтец. Стихотворение «Кубок печенежский».
10-ый слайд.
1 Ведущий. Необыкновенной образностью и выразительностью, непреходящей свежестью и правдивостью привлекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение «Кому сказатеньки…» невольно вспоминаешь сказку о царевне-лягушке.
Чтец. Стихотворение «Кому сказатеньки…»
Кому сказатеньки,
Как важно жила барынька?
Нет, не важная барыня.
А, так сказать, лягушечка:
Толста, низка и в сарафане,
И дружбу вела большевитую
С сосновыми князьями
И зеркальные топила
Обозначили следы,
Где она весной ступила
Дева ветреной воды.
11-й слайд.
Музыкальная инсценировка «Ночи в Галиции».
(Музыкальный фон – Руслана Лыжичко «Дикие танцы»)
Действующие лица: русалки, витязь, ведьмы.
2 Ведущий. Большой знаток славянской мифологии, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойдённый экспериментатор.
12-й слайд.
1 Ведущий. Программным стихотворением Хлебникова – экспериментатора является «Заклятие смехом» - произведение, похожее на языческий заговор, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.
Чтец. «Заклятие смехом».
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешниц надсмеяльных –
Смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
Смех надсмейных смеячей!
2 Ведущий. Попытка создать особый, «заумный» мир принадлежал прежде всего художникам – футуристам, чьё творчество, несомненно, наложило отпечаток на поэзию Хлебникова.
13-21 слайды.
Доклад «Художники – импрессионисты».
22-ой слайд.
1 Ведущий. Желая быть понятым теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к своим произведениям.
Хлебников. Стихотворение «Ещё раз, ещё раз…»
Ещё раз, ещё раз
Я для вас
Звезда.
Где моряку, взявшему
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьётесь о камни
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мною.
23-25 слайды.
2 Ведущий. Импрессионист по натуре, Велимир Хлебников создаёт картину первозданной природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми, как краски, звуками, свободу выбора, присущую только миру пернатых.
1 Ведущий. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени. Связь между народами и континентами, единый, чем-то похожий на птичий «всеземлянский» язык.
Чтец. Стихотворение « Там, где жили свиристели»
(Мелодекламация. Музыкальный фон - З. Фибих. «Поэма». Скрипка)
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стаи легких времирей.
Стаи легких времирей.
Ты поюнна и вабна
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюнны
Славу лёгких времирей!
26-ой слайд.
2 Ведущий. Интерес к миру пернатых зародился у поэта ещё в раннем детстве. Его отец, Владимир Александрович, был учёным – орнитологом. Он был одним из организаторов Астраханского заповедника, автором ряда научных работ. От него у Хлебникова тонкое понимание природы птиц, знание их повадок, умение различать по голосам.
27-37 слайды.
1 Ведущий. В «сверхповести» «Зангези» есть глава, в которой мастерски воспроизводится щебет птиц, их утренние песни. Безусловно, это звукоподражание, имитация. Но у какого ещё поэта можно встретить подобное? У кого так органически вплетается звукоподражание в структуру поэтического текста?
«Утро в лесу». (Инсценировка. Музыкальный фон – голоса птиц.)
Пеночка (с самой вершины ели, надувая серебряное горлышко).
- Пить пэт твичан! Пить пэт твичан! Пить пэт твичан!
Овсяночка (спокойная на вершине орешника)
- Кри – ти – ти – ти – ти – и – цы – цы – цы – сссыы.
Дубровник.
- Вьер – вьор виру сьек – сьек – сьек! Вэр – вэр виру сек – сек – сек.
Вьюрок.
- Тьорти едигреди. (Заглянув к людям, он прячется в высокой ели).
- Тьорти едигреди!
Овсянка (качаясь на ветке).
- Цы – цы – цы – сссыы.
Пеночка зелёная (одиноко скитаясь по зелёному морю, по верхним вечно качаемым ветром вершинам бора).
- Прынь! Пциреб – пциреб! Пциреб! Цэсэсэ!
Овсянка.
- Цы – сы – сы – ссы (качается на тростинке).
Сойка.
- Пиу! Пиу! Пьяк, пьяк, пьяк!
Ласточка.
- Цивить! Цизить!
Славка черноголовая.
- Бебо – тэу – вевять!
Кукушка.
- Ку – ку! Ку – ку! (качается на вершине)
38-ой слайд.
2 Ведущий. Сильно звучат в творчестве поэта и социальные мотивы. В годы революции по инициативе Хлебникова был создан союз Председателей земного шара. Поэты и учёные должны быть во главе народов мира, а не правительства, которые научились только угнетать и подавлять, считал он.
39-ый слайд.
1 Ведущий. В 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, власть в Харькове, где оказался поэт Хлебников, неоднократно переходила из рук в руки. Убийства, грабежи, аресты, голод, белый и красный террор, гибель беззащитных людей. Поэт был свидетелем этих кровавых событий. Он сам подвергался аресту, несколько месяцев скрывался от мобилизации в белую армию, болел тифом и голодал, но писал стихи.
Чтец. Русь, ты вся поцелуй на морозе!
Синеют ночные дорози.
Синею молнией слиты уста,
Синеют вместе тот и та.
Ночами молния взлетает,
Порой из ласки пары уст
И шубы вдруг проворно
Обегает, синея, молния без чувств,
А ночь блестит умно и чёрно.
2 Ведущий. Кочуя летом 1921 года из Баку в Персию и обратно (вместе с Красной Армией), работая то плакатным текстовиком, то сторожем при тех же плакатах, Хлебников пишет поэмы о революции: «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск».
1 Ведущий. Лучше всего расскажут о Хлебникове времён Гражданской войны стихи поэта Михаила Кульчицкого, написанные в 1940 году (подражание Хлебникову). К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:
Чтец. В глубине Украины,
На заброшенной станции,
Потерявшей название
от немецкого снаряда,
Возле умершей матери –
чёрной и длинной
Окоченевшая девочка
У колючей ограды.
В привокзальном сквере
лежали трупы;
Она ела веточки и цветы,
И в глазах её, тоненьких
и глупых,
Возник бродяга из темноты.
В золу от костра,
Розовую, даже голубую.
Где сдваивались красные
червячки,
Из серой тюремной наволочки
Он вытряхнул бумаг охапку тугую.
А когда девочка прижалась
К овалу тёплого света
И начала спать,
Человек ушёл – привычно устало,
А огонь стихи начал листать.
Но он, просвистанный,
Словно пулями роща,
Белыми посаженный
в сумасшедший дом,
Сжигал
Свои
Марсианские
Очи,
Как сжёг для ребёнка свой
лучший том.
40-й слайд.
Учитель. В 1922 году Велимира Хлебникова не стало. Проповедник свободы и равенства, он жил вольно, как птица, сообразно с законами природы. Не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа!
И сегодня в память об этом одиноком мечтателе, истинном гуманисте и правдолюбце мы с вами дадим свободу этой птице, которую кто – то по неразумению запер в клетке.
Чтец. Стихотворение «Птичка в клетке».
О чем поешь ты, птичка в клетке?
О том ли, как попалась в сетку?
Как гнездышко ты вила?
Как тебя с подружкой клетка разлучила?
Или о счастии твоем
В милом гнездышке своем?
Или как мушек ты ловила
И их деткам носила?
О свободе ли, лесах,
О высоких ли холмах,
О лугах ли зеленых,
О полях ли просторных?
Скучно бедняжке на жердочке сидеть
И из оконца на солнце глядеть.
В солнечные дни ты купаешься,
Песней чудной заливаешься,
Старое вспоминаешь,
Свое горе забываешь,
Семечки клюешь,
Жадно водичку пьешь. 6 апреля 1897
Учитель подходит с клеткой к окну и выпускает птицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Лирика начала 19 века
Применение КСО (коллективного способа обучения) на уроке литературы....
Конспект урока "Поэзия на рубеже 19-20 веков.
Интегрированный урок история -литература. Обзор поэзии Серебряного века....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-873186-1634312464.jpg)
Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии
Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии. ...
Революция 1917 года в поэзии начала XX века
Дать обзор поэзии периода Октябрьской революции...