Революция 1917 года в поэзии начала XX века
план-конспект урока по литературе

Дать обзор поэзии периода Октябрьской революции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_o_revolyutsii.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

Революция 1917 года в поэзии начала XX века

  Цели урока:

- Обучающие: дать обзор поэзии периода Октябрьской революции;

- Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся;

- Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; развивать читательский интерес, творческие способности обучающихся; воспитывать чувство патриотизма.

 Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, беседа.

Оборудование: мультимедийная презентация “Октябрьская революция глазами поэтов начала 20 века»”; медиапроектор, листы с заданиями.

Тип урока: изучение новой темы.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии

Ход урока

7 ноября 2017 года страна отметила 100-летие Октябрьской революции 1917 года. До сих пор не утихают споры о её значении и роли.

Кто-то считает, что революция стала настоящей трагедией для России, ввергнувшей страну в хаос гражданской войны. 

Другие, напротив, утверждают, что революция была для нашей страны подлинным рывком вперёд и дала ей возможность не только выжить в тяжелейших условиях, созданных  Первой мировой войной, но и превратиться впоследствии в одно из сильнейших государств планеты.

Песня «Нет у революции начала» (не до конца-до Гагарина)

Революцию, действительно, ждали, революцию хотели. Люди жаждали свободы, равенства, обновления, перемен. Пкоснулись Как утверждал в одной из статей В.И. Ленин, творец Октябрьской революции: «Жить в обществе  и быть свободным от общества нельзя».

Поэтому нач. 20

Сегодня мы попытаемся представить различные взгляды (безусловно, далеко не все) на революцию 1917 года поэтов той далёкой эпохи.

 Мучительный вопрос : «Принимать или не принимать революцию?» - стоял для многих из них. Каждый отвечал на него по-своему.

 Поэтому единая национальная литература была разделена на три ветви:

1.советскую литературу, где писатели мечтали переделать весь мир. Это были поэты- романтики ( Багрицкий, М. Светлов, Н. Тихонов…), молодые пролетарские поэты  (Кириллов, Герасимов,  Казин и др.) 

Советскую литературу представляли поэты, уже приобретшие известность к 1917 году. Это были представители «Серебряного века»

О готовности сотрудничать с Советской властью практически сразу заявили А.А. Блок,

В.В. Маяковский, ,  В. Я. Брюсов, С.А. Есенин.

2.литературу русского зарубежья (или эмигрантскую),  где поэты мечтали сохранить и восстановить былые культурные ценности. Это поэты, не признавшие новой власти, воспринявшие Октябрьскую революцию как катастрофу для России и выехавшие за границу. Они составили «первую волну» русской эмиграции. Это  Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус,  М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году), И.А. Бунин и мн. другие.

3.«задержанную» литературу (некоторые поэты не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»): А.А. Ахматова, О.Мандельштам, М.А. Волошин, А. Белый и др. Произведения этих поэтов не печатались, были преданы забвению очень долгое время.

Итак. первыми на события революции 1917 года откликнулись поэты- романтики (Багрицкий, М. Светлов, Н. Тихонов…) Они выступили с гимнами в честь революции, оценивая её как праздник раскрепощения и были убеждены, что в «солнечный край непочатый» можно прийти и через кровь и террор.

Нас водила молодость

В сабельный поход,

Нас бросала молодость

На кронштадтский лед.

Боевые лошади

Уносили нас,

На широкой площади

Убивали нас.

Но в крови горячечной

Подымались мы,

Но глаза незрячие

Открывали мы.

           Возникай содружество

Ворона с бойцом,-

Укрепляйся мужество

Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая

Кровью истекла,

Чтобы юность новая

Из костей взошла                     (Э.Багрицкий)

Основная тема в творчестве молодых пролетарских поэтов (Кириллов, Герасимов,  Казин и др.) - защита революции, гимны и оды в честь неё, а также построение нового мира, созидательный труд.  

«Рабочий май»

Стучу, стучу я молотком,

Верчу, верчу трубу на ломе,-

И отговаривается гром

И в воздухе, и в каждом доме.

Кусаю ножницами я

Железа жесткую краюшку,

И ловит подо мной струя

За стружкою другую стружку.

А на дворе-то после стуж

Такая же кипит починка.

Ой, сколько, сколько майских луж –

Обрезков голубого цинка!

Как громко по трубе капель

Постукивает молоточком,

Какая звончатая трель

Гремит по ведрам и по бочкам!

1919   В.Казин

Революция в их творчестве была сражением «мы» против «я», коллективного против личного:

Мы, несметные, грозные Легионы Труда 
Мы
победили пространства морей, океанов и суши,
Светом искусственных солнц
мы зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши гордые души.


Мы во власти мятежного, страстного хмеля, 
Пусть кричат
 нам: «Вы палачи красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
               В.Кириллов «Мы».

 

На примере данного стихотворения видно, что культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы».

«Единица – вздор, единица – ноль, голос единицы тоньше писка», — утверждал Маяковский.  Позднее в  своей автобиографии поэт напишет: .

Не испугавшись кровавых событий гражданской войны, ни разрухи, ни голода, весь свой поэтический голос и талант поэт принёс в дар освободительной силе революции.

 Предлагаю послушать отрывок стихотворение «Ода революции» (1918).

Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,

изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

"О"!

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Поэт прекрасно осознаёт, что революция несёт не только свободу простому народу, но и разруху, пьяный разгул, болезни, голод, т.е. за очень короткий период времени поэт увидел не только достижения новой власти, но и ее грубость, несостоятельность 

 «Как обернешься еще, двуликая?», —теряется поэт в догадках. Он не знает, что именно сулят его родине  перемены, пугающие своей беспощадностью. 

В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!».

Решающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в ряды советской литературы лучших представителей старой интеллигенции -  Блока, Брюсоа, которые сумели порвать со старым миром, приветствовали пролетарскую революцию и заявили о готовности сотрудничать с Советской властью.

Блок писал: революцию «встретил радостно, с новой верой в очистительную её силу...  ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у меня в ушах».

   

Эта « музыка» революции врывается очищающим вихрем в поэме   « Двенадцать», в которой Блок приветствовал крушение старого мира:

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним . поджавши хвост.

Поэт пишет:,  ветер. В,и и должна распространиться на весь мир:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослави!

Блок был полон надежд на великое преображение России. В статье  «Интеллигенция и революция» звучит призыв поэта:  «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию».  

В. Брюсов в 1919 году вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участие в литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов. 

                                   Воплощены сны вековые
                                   Всех лучших, всех живых сердец.
                                   Преображенная Россия
                                   Свободной стала наконец!

С воодушевлением С. Есенин принял Октябрьскую революцию.  Для Есенина она была чем-то великим и религиозным. В одной из своих биографий он писал: «В годы революции был всецело на стороне  Октября, но принимал все  по-своему, с крестьянским уклоном» ( т.е.он мечтал о «мужицком» рае)

Революция  виделась поэту и на земле, и на небе:

                                  Небо — как колокол,
                                  Месяц — язык,
                                  Мать моя родина,
                                  Я — большевик. 
                                       Ради вселенского
                                        Братства людей
                                        Радуюсь песней я
                                        Смерти твоей. 
                                    Крепкий и сильный,
                                    На гибель твою
                                    В колокол синий
                                    Я месяцем бью. 
                                              Братья-миряне,
                                              Вам моя песнь.
                                              Слышу в тумане я
                                              Светлую весть. 

Жажду свободы, перемен, лихого разгула мы находим у футуриста Василия Каменского, который. (как и многие поэты- футуристы) считал, что революция – это весело. Это гуляй душа без картуша. Флаги, песни, винные погреба – пей не хочу… В кожаной тужурке соскочить со ступеньки автомобиля, помахивая маузером… Ну что, буржуйские морды, страшно… То-то же… И в Смольный.

Сарынь на кичку!

Кистень за пояс.

 В башке зудит

Разгул до дна.

Свисти – глуши,

Зевай — раздайся!

 Слепая стерва — не попадайся!

Вввва!

(Сарынь на кичку — древний боевой клич казаков. Использовалось как призыв врагам отступить или как боевой клич).

Что до эксцессов, то о них сказал А.Блок: «Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ — паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит?..»

Вспоминаются строчки самого поэта из «Двенадцати»: «Отпирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!

Революция обернулась анархией, разрушением, разгулом жестокости и ненависти. Это послужило тому, что многие поэты не приняли революцию и уехали из России (эмигрировали).

Мы переходим к анализу эмигрантской литературы или как её называют по-другому – к литературе русского зарубежья.

2. литература русского зарубежья

 Для поэтов-эмигрантов существовал  иной образ революции: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».. Дмитрий Мережковский Иван Бунин 

           

             Стой, солнце!

                Летят, блестят мелькающие спицы,

                Тоскую и дрожу,

                А все вперед с летящей колесницы,

                А все вперед гляжу.

                Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

                Кровавый след зари?

                О, если б власть и властный крик Навина:

                «Стой, солнце! Стой, замри!»

Так писал поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, который с самого начала  резко отрицательно отнесся к Октябрьской революции. 

С 1918 года  он сначала в Москве, а затем в Одессе  стал очевидцем расстрелов, насилия, грабежей. С 1918 по 1920 годы вел дневник, который назвал «Окаянные дни» в нашей стране (опубликованы  лишь в 80-ых годах  прошлого столетия). Рефреном  в этом произведении звучат слова: « Опозорен русский человек!» В революции 1917 года  он увидел кровавую игру, которая ведет к разрушению вековых устоев, сеет ненависть к интеллигенции, уничтожает культуру: 

            Презренного, дикого века

               Свидетелем быть мне дано,

                      И в сердце моем так могильно,

                                                             Ак мерзлое это окно.

 Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. И до конца своих дней он так не признал советскую Россию.

В 1920 году уезжают из России известные  поэты Зинаида Гиппиус и  Дмитрий Мережковский, её муж, которые приняли революцию 1917 года как событие, похоронившее культуру России. Глубокой горечью пропитаны слова поэтессы в и:

Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно жить!
                 Лежим, заплеваны и связаны, 
                 По всем углам.
                 Плевки матросские размазаны 
                 У нас по лбам.
       Мы стали псами подзаборными, 
       Не уползти!
       Уж разобрал руками черными 
       Викжель — пути...                            9 ноября 1917

Для Гиппиус Октябрь был «предательством и святотатством». «Грабят и продают церкви, военные музеи… грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно продать, продают все, что можно продать…» Воспитанная в старой христианской морали, она считала, что Россию посетил Антихрист.

                          Смеются дьяволы и псы над рабьей схваткой,

                  Смеются пушки, разевая рты,

                  И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

                  Народ, не уважающий святынь.

Песня в исп. Ж.Бичевской (до слов «пощёчиной вам будет навсегда»)

Любить Родину, но жить вдали от нее – всегда трагедия.

Над церко́вкой — голубые облака,
Крик вороний…
И проходят — цвета пепла и песка —
Революционные войска.
Ох, ты барская, ты царская моя тоска!
         
Нету лиц у них и нет имён, —
           Песен нету!
          Заблудился ты, кремлёвский звон,
          В этом ветреном лесу знамён.
          Помолись, Москва,

          Ложись, Москва, на вечный сон!

Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Революция для неё Мракобесие. Смерч. Содом. Это время было трудным периодом в её жизни.

Беззаботные времена, когда можно было позволить себе жить тем, что хотелось, отступали все дальше в прошлое. «Из Истории не выскочишь» - эти слова, сказанные ею позднее, сбывались, можно сказать, на каждом шагу:

                                     

                                      Из строгого, стройного храма
                                     Ты вышла на визг площадей…
                                      - Свобода! - Прекрасная Дама
                                      Маркизов и русских князей.

                                        Свершается страшная спевка, -
                                       Обедня еще впереди!
                                      - Свобода! - Гулящая девка
                                       На шалой солдатской груди!

Среди поэтов были и такие, которые объединились на почве лютой ненависти к пролетарской революции. Одним из них был Леонид Каннегисер.

Так, в  ночь с 25 на 26 октября 1917-го он  вместе с другими юнкерами  защищал в Зимнем дворце Временное правительство.

На битву! — и бесы отпрянут,
И сквозь потемневшую твердь
Архангелы с завистью глянут
На нашу весёлую смерть
             Когда у блаженного входа
             В предсмертном и радостном сне
             Я вспомню – Россия, Свобода
             Керенский на белом коне.

Весёлая смерть настигла его в подвалах ЧК, когда в августе 1918-го  он  убил председателя петроградской ЧК Урицкого. Им двигала, по словам современников, и горячая любовь к России, и ненависть к большевикам.

3.Представители «задержанной» литературы

Некоторые поэты не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками». Это поэты М. Волошин, А.Белый. А.Ахматова…

Социальный переворот осмысливался ими как уничтожение культурных и моральных ценностей.  В «музыке революции» они слышали «крики убиваемых, пьяный смех, плач, треск револьверов, винтовок, пулеметов …», т.е. на первый план они выдвигали мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения.

                                           И не смолкает грохот битв

                                           По всем просторам русской степи

                                           Средь золотых великолепий

                                           Конями вытоптанных жнив.

                       И там и здесь между рядами

                       Звучит один и тот же глас:

                        Кто не за нас - тот против нас.

                        Нет безразличных,  правда с нами.

                                           А я стою один меж них

                                           В ревущем пламени и дыме

                                           И всеми силами своими

                                          Молюсь за тех и за других.

Прозвучал отрывок из стихотворения поэта Максимилиана Волошина «Гражданская война». По Волошину, виноваты и красные, и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам:  и те и другие- вероотступники, они впустили бесов в Россию:

Расплясались, разгулялись бесы

 По России вдоль и поперек…

(Вспоминаются слова М.Цветаевой, которая тоже была против всякого кровопролития: 

Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть побелила)

Поэт Осип Мандельштам однозначно не принял революцию и с самого начала не имел никаких иллюзий насчет происходящего. В стихотворении «Век» поэт осмысливает своё время как время смертельного надлома, разрыва традиций, краха культуры.

Мандельштам создает страшные в своей физиологической обнаженности образы: век-«зверь», хлещущая горлом кровь, сломанный позвоночник столетий, принесенная в жертву «темя жизни»:

                       Век мой, зверь мой, кто сумеет

                        Заглянуть в твои зрачки

                        И своею кровью склеит

                        Двух столетий позвонки?

                                      Кровь - строительница хлещет

                                      Горлом из земных вещей,

                                      Захребетник лишь трепещет

                                      На пороге новых дней…

                           И с высокой сетки птичьей,

                           От лазурных влажных глыб

                           Льется, льется безразличье

                           На смертельный твой ушиб.

Боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов, в том числе в стихотворении Андрея Белого «Родина»:

                                             Роковая страна, ледяная,

                                   Проклятая железной судьбой –

                                   Мать Россия, о Родина злая,

                                   Кто же так подшутил над тобой?

Октябрьский переворот Анна Ахматова принять не могла. В 1921 году на долю поэтессы выпали страшные потрясения, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и брат А. Горенко. Но перед ней никогда не стоял вопрос о том, покидать родину или нет. 

В 1917 году она пишет стихотворение “Мне голос был...”, направленное против тех, кто в годину суровых испытаний собирался уезжать из России.

  • Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил:
     «Иди сюда,
    Оставь свой край, глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда.
  • Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид».
  • Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.

Представители «задержанной литературы  готовились или умереть с “обугленной” Россией, или с ней же, “как Лазарь, встать из гроба”.

Заключение.

Как видите, взгляд поэтов на революцию 1917 года был очень неоднозначен.

Восторженное приятие революционных преобразований, последующее её разочарование в идеалах, резкое осуждение или молчаливое созерцание - какой бы ни была реакция на происходящие в стране перемены, творчество каждого поэта стало выражением идейной позиции автора, изменений в его мировоззрении.

Непосредственные участники или свидетели революции, поэты оставили незабываемые страницы художественной летописи пламенных лет. Сегодня они представляют для нас ценность подлинных документов эпохи, которые  помогают  нам ощутить дух времени столетней давности, лучше понять и оценить значение и последствия Октябрьской революции 1917 года.

Президент В.В. Путин сказал: «В истории России было очень много тяжёлых и кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

Да,   обязанызнать историю своей страны, Обращаясь к ней, мы сможем осмыслить, переоценить, сделать выводы и не допустить  ошибок, заводящих страну в тупиковые ситуации, выход из которых всегда является болезненным для всего народа.

Мы должны помнить слова «кто владеет прошлым, тот владеет будущим». А будущее России, , конечно, зависит от каждого из нас.

Звучит е  А.,

Викторина (см. презентацию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революции 1917 года

Представлен материал из книги "История Отечества в схемах и таблицах". Работа со слайдами облегчит объяснение темы "От октября к февралю"...

Революция 1917 года

Схемы  об основных событиях революции 1017 года...

Итоговый тест по истории.Революция 1917 года в России

Тест разработан для учащихся 11 классов,материал подобран в соответствии с учебной программой...

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года

Задание1. Ответьте на вопросы:   -   Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России?   -   Назовите признаки эконом...