Конспект урока "Поэзия на рубеже 19-20 веков.
план-конспект урока литературы (9 класс) на тему
Интегрированный урок история -литература. Обзор поэзии Серебряного века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 739.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7-м классе по биологии : "Многообразие земноводных»
Тема урока: «Многообразие земноводных»
Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.
Форма проведения урока: урок – экскурсия.
Цели урока:
Образовательные
- продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
- обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
- определять характеристику класса.
Развивающие
- развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.
Воспитательные
- привитие навыков коммуникативного общения,
- способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
- воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.
Методы обучения: частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока «Многообразие земноводных», диск Кирилл и Мефодий «Животные: многообразие земноводных».
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя. (Презентация).
Сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию в мир земноводных. А кто знает, что такое земноводные? (ответы учащихся).
Действительно, это великолепное достижение эволюции – выход животных на сушу. И сегодня на этой экскурсии мы должны привести в систему знания, которые мы получили на уроках при изучении класса земноводных, познакомиться с многообразием земноводных на примере родного края, а так же с редкими и исчезающими видами, мерами их охраны.
Эту экскурсию я хотела бы начать со слов: «Человек образованный тот, который знает где найти то, чего он не знает» ( а кто нам может объяснить смысл этих слов : ответ учащихся) .
Давайте запишим число и тему урока.
- продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
- обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
- определять характеристику класса.
воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю
Презентация (слайд).
А для начала мы проведем разминку. Условие! Кто ответит правильно, на поставленные вопросы получит жетон. В ходе экскурсии мы должны выявить самого интеллектуального, любознательного, активного.
Слайд. Презентация.
II. Разминка.
1. Охарактеризуйте особенности размножения и развития лягушки.
2. Как изменяется активность земноводных в связи с сезонными явлениями.
3. Какую роль играет кожа в жизни земноводных.
4. Почему оплодотворение земноводных называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком.
Игра: « Верю - не верю!»
Выслушав утверждение учащиеся должны ответить «да - верю» или «нет - не верю»
- У Земноводных постоянная температура тела (Нет)
- Земноводные не живут в морях (Да)
- Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей (Да)
- Сердце взрослых земноводных двухкамерное ( Нет)
- У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок - один (Да)
- Органы дыхания взрослых земноводных – лёгкие и кожа (Да)
- Конечности земноводных имеют пальцы (Да)
- Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде (Да)
- Личинки земноводных дышат лёгкими (Нет)
- Амфибии – гермафродиты (Нет)
- Взрослые земноводные – хищники (Да)
- Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык (Да)
Ребята, сколько вы же знаете, молодцы. Уважаемые экскурсанты, перейдемте в следующий зал.
1. Каких земноводных вы знаете? .
2. К какому типу относятся перечисленные вами земноводные? (ответы учащихся).
3. Какие признаки позволяют объединить животных в класс земноводные?
(Презентация).
Огромное количество земноводных,нуждается в классификации. А что означает это биологическое понятие?
Классификация –это описание и размещение всех существующих и вымерших организмов.
Давайте посмотрим понятие - класс (запись определения в тетради).
Слайд (презентация).
Составим классификацию земноводных (работа со слайдами, презентация).
Перейдем в следующий зал.
.Царство Животные
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Надкласс Четвероногие
Класс Земноводные
Отряд Хвостатые
Отряд Бесхвостые
Отряд Безногие
И сегодня я вам расскажу про эти 3 отряда.
Давайте запишем эти отряды.
Новая тема:
IV. Физминутка.
Давайте представим.
Мы идем на рыбалку. Перед нами чудное озеро. Посмотрели налево, посмотрели направо. Встает солнышко, посмотрели на него, протянули руки к солнцу ( потянулись и зарядились энергией.) Вдруг увидели лягушку, наклонились, что бы лучше ее рассмотреть. Присели, в траве увидели еще одну. На озере тихо, спокойно, мы встали. Закинули удочку, Ура! Есть улов. Тянем. Ух, и тяжелая работа началась. Какая замечательная рыбалка. Здоровье это все, все без здоровья ничто.
V. Переходим в следующий зал. Презентация: земноводные долины нижней Волги (сообщение учащихся). Раздаем каждому ученику маршрутный лист, который необходимо заполнить во время путешествия.
Уважаемые экскурсанты мы должны с вами оценить результат нашей экскурсии.
Подведение итогов (выявление самого любознательного, активного по числу жетонов).
Обращение к эпиграфу «Человек образованный тот, который знает где найти то, чего он не знает».
Закрепление материала:
1.Где встречается большинство видов земноводных?
2.Назовите отряды земноводных и их представителей?
3.Какова роль амфибий в природе и жизни человека?
VI. Домашнее задание:
- Параграф 39 изучить
- стр.188-189. Проверь себя, выписать верные утверждения.
- Найти приметы, связанные с земноводными, утверждение что лягушки - настоящие «живые барометры».
V. Рефлексия.
Урок по биологии по теме "Красная книга растений Астраханской области"
Непомнящая Татьяна Борисовна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Цель: дать представление о Красной книге; об уменьшении численности многих видов растений в результате деятельности человека; познакомить школьников с растениями Астраханской области, занесенными в красную книгу, подвести к выводу о необходимости охраны растительного мира
Оборудование: Красная книга Астраханской области; рисунки, фотографии редких растений области, Красная книга России, выставка книг по теме урока
На доске эпиграф: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» (Г.Х.Андерсен)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос.
- Какие растения относят к цветковым?
- Какие растения называют дикорастущими?
- Перечислите органы цветкового растения.
- Какую функцию выполняют листья и цветок.
- Какие лекарственные растения вы знаете?
2. Дополни недостающие слова.
Задания на листках даются на каждую парту класса.
а) В тканях и органах растений накапливаются красящие вещества, которые называются __________________.
б) У всех цветущих растений есть удивительный орган – _____________.
в) Группа растений, которую человек специально выращивает для использования в повседневной жизни, называется ________________.
г) «Одамашнивание» диких предков современных культурных растений началось в _______________________.
д) Корень – это ______________ часть ______________.
е) Особое ___________ среди дикорастущих _____________________ занимают________________ растения.
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы постараемся узнать много нового о растениях, которые нас окружают, какое они имеют значение в природе и жизни человека. А ведь многие, и , как правило, наиболее красивые, растения становятся редкими и нуждаются в нашей помощи. Узнать о таких растениях нам помогает Красная книга.
История красной книги
О том, что такое Красная книга, сегодня знают все – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов. В Красную книгу заносятся животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям планеты Земля. Их подают нам растения и животные, нуждающиеся в помощи человека.
Первая Красная книга – международная – появилась в 1966 году. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги не случаен. Красный цвет предупреждает нас – стой. Остановись! Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно.
Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких и даже вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 году и повторно в 1988 году.
Название «Красная книга» вполне конкретное и в то же время символическое. Все виды, занесенные в нее разделены на категории: 1 категория – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность достигла критического уровня; 2 категория – виды, численность которых быстро сокращается; 3 категория – редкие виды, встречающиеся в небольшом количестве; 4 категория – неопределенные виды – малоизвестные, недостаточно изученные; 5 категория – виды, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека.
А вот Красная книга Астраханской области вышла в свет в 2004 году. Сегодня на уроке мы перевернем с вами страницы этой книги, посмотрим, какие растения нуждаются в охране, подумаем, что нужно делать для охраны растений в целом, а также для восстановления численности видов, занесенных в Красную книгу.
2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленными дома.
Лотос каспийский (орехоносный)
Незабываемо красив и нежно душист лотос – «каспийская роза». Это – растение жарких стран. Оно является самым замечательным и редкостным растением в дельте реки Волги. В Индии и Египте лотос считается священным. Лотос изображен на статуе Будды. В дельте Волги он растет в слабопроточной воде ильменей и ериков. Весной на его длинных черешках развиваются широкие круглые листья. Они почти до одного метра в поперечнике. В середине июля высоко над листьями на крепких стеблях распускаются крупные цветы и наполняют воздух тонким и нежным ароматом. Окраска цветов меняется от ярко – розовой до совершенно белой. Лепестки сказочного растения нежные и полупрозрачные. Они раскрываются только при солнечном свете. К сокращению численности лотоса приводят загрязнение воды химическими элементами, сбор семян, увеличение глубин в связи с подъёмом уровня воды. В настоящее время численность вида восстановлена, но требует постоянного контроля. Для этого лотос вводят в культуру, искусственно расселяют по территории дельты , а также он охраняется в Астраханском биосферном заповеднике.
Тюльпаны
Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,
Колышется симфония тюльпанов
Возвышенной мелодией земли.
Они переполняют счастьем душу,
Рассудок заставляют ликовать,
А потому их надо сердцем слушать,
Восторженной душой воспринимать.
Такое буйство красное в зените
Несет крутой тюльпановый прибой,
Что вы в зените этом захотите
Однажды искупаться с головой.
Тогда-то и услышите нежданно,
Что сердца плеск с цветами за одно, –
Подобно сердце венчику тюльпана
И тою же зарей напоено!
Когда зацветают тюльпаны, земля радуется: от избытка счастья каждому встречному протягивает она разноцветные бокальчики: и снежно-белые, и алые, бархатисто-фиолетовые, темно-красные и звенящие солнечным светом, желтые. Дикие виды тюльпанов известны на Руси еще с 12 века, а садовые культивируются с начала 17 века. Длительное время их выращивали только в усадьбах состоятельных людей. Сегодня цветы можно встретить во всех городах и деревнях нашей страны. В Красную книгу Астраханской области занесены три вида тюльпанов: тюльпан Шренка, тюльпан двуцветковый, тюльпан Биберштейна. Сокращению численности этих тюльпанов приводит сбор цветков на букеты, осушение почв вблизи мест их произрастания, а также распашка земель и выпас скота.
Ландыш майский
Много можно перечислить цветов, которые считаются символами весны, и в их число входит непременно ландыш. Этот скромный и нежный цветок распускается в мае – июне, под пологом уже зеленого леса. В природе ландыш начинает цвести лишь на седьмом году жизни. Отцветая, приносит плоды – красные круглые ягодки. Одно старинное немецкое предание говорит, что это кровавые слезы, которыми цветок оплакивает ушедшую весну. Ландыш майский произрастает в Астраханской области в северных районах Волго-Ахтубинской поймы, в основном по естественным дубовым лесам, в районе сел Каменный Яр, Грачи. В лесах ландыш встречается на влажных полянах с богатой почвой. Помимо того, что ландыш – это красивое растение, оно является еще и лекарственным. Препараты из этого растения издавна на Руси употреблялись в качестве сердечных, успокаивающих, противосудорожных средств. К сокращению численности ландыша приводит сбор этих прекрасных растений на букеты, уничтожение естественных местообитаний, вырубка дубовых лесов, выпас скота.
Водяной орех (чилим)
Орех водяной, или чилим, чертов орех, водяной каштан, рогатый орех – это названия одного растения. Оно необыкновенное по своему развитию. На поверхности речной и тихой глади плавает розетка небольших зубчатых листиков в виде ромбов. От них ко дну водоема идут стебли со множеством отростков – темно-зеленых корней. К осени вместо цветков начинают развиваться орехи. Воздушные камеры в черешках листьев удерживают орехи в подвешенном состоянии, а острые крючки спасают от водяных крыс, уток и рыб. Орехи постепенно увеличиваются в весе, и корень не может удержать их даже при не большом волнении. Поздней осенью, когда стебель и листья сгниют, орехи падают на дно, прикрепляются к нему своими крючьями и к весне прорастают. В Китае, Индии, Японии, Юго-Восточной Азии и в Шри-Ланке чилим разводят на озерах и болотах для пищевых целей. Места обитания – стоячие или медленнотекущие воды, небольшие озера, пруды, лагуны, речные старицы с глубиной от 0,8 до 2 м. История знает много случаев, когда чилим спасал людей от голода. Чилим едят сырым, печеным, отваренным с солью. Из него готовят муку и крупу, различные блюда и кондитерские изделия. У нас в стране этого ореха было так много, что в Краснодарском крае его привозили на рынок целыми мешками и возами. Численность чилима сокращается в связи со сбором орехов как пищевого продукта, загрязнением водоемов.
Сейчас водяной орех занесен в Красною книгу. Его нельзя уничтожать, а наоборот – надо заниматься его разведением в местных водоемах.
IV. Закрепление знаний
– Как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы Красная книга из года в год становилась все тоньше и тоньше?
В ходе обсуждения вопроса учащиеся определяют перечень мер по охране растений:
- Необходимо запретить сбор диких цветковых растений в целях продажи; выработать меры наказания для нарушителей и осуществлять строгий контроль в местах возможной торговли.
- Создавать микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.
- Культивировать редкие растения в ботанических садах и питомниках.
- Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.
- Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом обьеме, исключить из этого списка растения занесенные в Красную книгу.
– Почему возникла необходимость охраны растений, о которых мы говорили с вами на уроке?
Задание «Третий лишний»
Одно из перечисленных растений лишнее:
- Роза, лотос, ромашка.
- Орех водяной, орех земляной, грецкий орех.
- Ландыш, пион, астра.
- Лук репчатый, лук-порей, лук Регеля.
Загадки
1) Какой орех не растет на дереве и земле? (Чилим)
2) Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
3) Меж цветов он знатный пан,
Колпачком цветет… (Тюльпан)
4) Какой цветок изображен на статуе Будды?
V. Знакомство с книгами, представленными на выставке
VI. Домашнее задание: найти интересный материал о растениях, занесённых в Красную книгу А
Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"
Захарова Людмила Алексеевна, учитель технологии и кубановедения
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Цели и задачи:
- расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани;
- показать необходимость охраны природы;
- познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника;
- прививать любовь к родному краю;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески.
Задачи:
- развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- образовательные: закрепить и пополнить знания;
- воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой работы.
Тип урока:
- лекция,
- дискуссия.
Оборудование:
- презентация,
- фотографии детей с природой края и нашего района.
План урок
- Вступительное слово учителя.
- Сообщения учащихся.
- Дискуссия о необходимости охраны природы.
- Викторина.
Ход урока
Здесь чистый воздух, гор сквозняк
Не сможешь их забыть никак.
Пусть не затронет чистоты
И люди не сорвут цветы.
Прозрачный блеск не засорят
Оставят вечный здесь наряд.
Не надо брать все лишь себе
Оставьте что-то и Земле.
Она все это родила
Пусть будет счастлива она.
Организационный момент:
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами обобщим знания о природе родного края и поговорим об истории создания Кавказского биосферного заповедника, о редких, исчезающих видах растений и животных, охраняемых на его территории. Проведём дискуссию о необходимости охраны природы.
Темы сообщений учащихся:
- “Из глубины веков”.
- “ Кубанская Охота”.
- “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.
И так ребята, давайте послушаем первое сообщение:
Сообщение “ Из глубины веков”
Кавказ — богатейший в природном отношении регион с древней историей. О ней на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника свидетельствуют более 100 культурно-исторических памятников различных эпох. Это погребальные сооружения эпохи ранней бронзы — дольмены, с которыми мы подробно знакомились в 5 классе и раннесредневековые пастушеские постройки, оборонительно-жилые комплексы, мегалиты с петроглифами — памятники древней письменности, с символикой которых мы уже знакомы.
Возникали и исчезали государства, а богатейшая природа Кавказа оставалась восхищать и манить человека. Воду из рек, текущих по территории Кавказского заповедника, пили византийцы и римляне, а в средневековье из генуэзских городов-факторий с побережья Черного моря, по этой местности, на Северный Кавказ проходили купеческие караваны.
Нынешняя территория заповедника издавна была заселена горскими племенами, известными под общим названием “черкесы”, с их своеобразной культурой, тесно связанной с жизнью природы — лесов и гор. Путешественники отмечали наличие хорошо разработанных участков пашни возле горских аулов, но лес тоже был кормильцем, а также защитником и лекарем: ведь малярии, распространенной на морском побережье в горных аулах не было. И среди местного населения в числе религиозных верований — сначала христианства, а затем мусульманства, неизменным оставалось языческое поклонение священным рощам и деревьям. Символическое “Дерево-господин”, украшенное яркими ленточками, давало надежду на благополучие в жизни.
Из сообщения вы с вами видим, что люди с древних времен покланялись природе Кавказа, берегли и охраняли ее.
Давайте послушаем дальше.
Сообщение “Кубанская Охота”.
После Кавказской войны (1817-1864 г.г.) царское правительство России предложило горцам принять русское подданство и переселиться на Кубанскую низменность. Под влиянием турецкой пропаганды они решили переселиться в единоверную Турцию. Есть сведения, что это решение старейшины принимали в священной самшитовой роще.
Свидетель переселения горцев краевед П. Короленко писал: “В дремучих лесах, покрывающих сплошной массой горы, тихо, как в пустыне. На небольших полянах — обгорелые остатки аулов и лишь жалобный вой голодных собак, да рокот бушующих рек и моря нарушали глубокое безмолвие, царившее повсюду. Печальными кажутся одичавшие сады. Медведи и кабаны приходят по ночам собирать падающие с деревьев плоды”.
Когда в 1866 г. был образован Черноморский округ, большая часть переселенцев — русских, украинцев, молдаван устремились в прибрежные районы, а в предгорьях оставалось много свободных участков, покрытых лесом и богатых дичью.
В 1888 году двое князей Романовых арендовали около 480 десятин земли в горах Западного Кавказа (бассейн реки Лабы и часть бассейна реки Белой). Так возникла “Кубанская Охота”, в 1892 г. перешедшая к великому князю Сергею Михайловичу Романову, — писал автор первого путеводителя “По Кавказскому заповеднику”, заведующий Зоологической станцией заповедника А. Насимович. В станице Псебай было организовано управление, а на периферии Охоты в ряде точек (Бескес, Черноречье, Киша, Хамышки) размещалась охрана — егеря. Кроме того, для временных остановок в горах были построены деревянные балаганы (Малый и Большой Бамбак, Мастакан, Аспидный, Зубровый).
Почти весь год территория “Кубанской Охоты” была предоставлена на усмотрение егерей и управляющего, охотничьи выезды князей происходили в августе и сентябре, и то не каждый год. Такие виды как медведь, кабан и ряд ценных пушных, вроде куницы и выдры, признававшиеся “вредными хищниками”, истреблялись в течение круглого года, а на красную дичь (олени, серны и др.) охотился только хозяин и его гости, но и их отстрел достигал значительных размеров. Несколько лучше обстояло дело с зубрами, отстрел которых был невелик, и турами, придерживающимися труднодоступных районов.
М. Андриевский (1909 г.) свидетельствует, что в 1888 году в великокняжеской охоте участвовало 125 казаков, 25 гостей, было использовано 160 лошадей! А для обеспечения 99 участников охоты в Капустиной балке.
Поскольку в “Кубанской Охоте” для борьбы с браконьерством была проведена большая работа по прокладке троп, строительству мостов, и круглый год территория охранялась, можно считать, что с момента ее организации началась история сохранения уникального природного комплекса. Долгое время наблюдатели созданного позже Кавказского заповедника пользовались тропами и старыми сооружениями, производя их ремонт. С того времени в Кавказском заповеднике сохранились некоторые названия: “Княжеская тропа”, “Княжеский мост”, “Егерская поляна”, “Сергеев Гай” и др.
Договор аренды был действителен до 1907 г., и Казачья Рада приняла постановление о передаче земель великокняжеской охоты станичникам.
Из сообщения мы с вами узнали, что началось уничтожение животных в лесах Кавказа, но вместе с тем проводились мероприятия по борьбе с браконьерством и охраной животных.
Какие мероприятия проводились правительством России в царское время и после революции по охране территории нынешнего заповедника мы с вами узнаем из следующего сообщения.
Сообщение “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.
- 1906 г. - Рада Кубанского казачьего войска разделила земли бывшей “Великокняжеской охоты” между станицами и продлила срок их аренды до 1 сентября 1909 г.
- Апрель 1909 г. - На заседании Императорской Академии Наук директор Зоологического музея Академии Наук академик Н.В. Насонов докладывает о чрезвычайной необходимости принять экстренные меры для сохранения зубра на Кавказе в интересах науки.
- 1910 г. - Создается специальная комиссия для уточнения ряда вопросов на месте (от Академии Наук в ней был ученый А.А. Бялыницкий-Бируля).
- 9 марта 1911 г. - Проект Положения о Кавказском зубровом заповеднике утверждается на заседании Академии Наук (докладчик В.Н. Насонов).
- 1916 г. - Проект извлекается из архива для нового рассмотрения.
- Март 1920 г. - Х.Г. Шапошников, лесничий Белореченского лесничества, выезжает в Армавир к уполномоченному Реввоенсовета Кавказского фронта Штейнгаузу, который обещает поддержку в организации заповедника.
- Май 1920 г. - Х.Г. Шапошникову выдается мандат Реввоенсовета Кавказского фронта как уполномоченному по организации заповедника.
- Декабрь 1920 г. - Принимается Постановление Кубано-Черноморского ревкома “О создании Кубанского высокогорного заповедника” в границах, намеченных до Октябрьской революции Императорской Академией Наук. (Опубликовано 3 декабря 1920 г.). Х.Г. Шапошников назначается директором Кавказского заповедника. В связи с отсутствием средств на содержание заповедника он работает на этой должности на общественных началах.
- 21 апреля 1921 г. - Начальник Главнауки Тер- Оганесов направляет наркому просвещения А.В. Луначарскому докладную о необходимости в срочном порядке объявить нагорную полосу Кубанской области государственным зубровым заповедником.
- 12 мая 1924 г. - Утвержден Декрет СНК РСФСР “О создании Кавказского зубрового заповедника”.
Из ваших сообщений мы узнали много интересного о создании Кавказского биосферного заповедника. Давайте продолжим знакомство с этим удивительным местом нашего края.
Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным “хранилищем” растительного и животного мира региона. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов, из которых реликтовых – 22 %, эндемичных – 24 %. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений. Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. Фауна заповедника включает 89 видов млекопитающих, 253 вида птиц, в т.ч. 112 гнездящихся, 9 видов земноводных, 16 пресмыкающихся, 21 вид рыб, 1 вид - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Требует уточнения количественные характеристики многих групп беспозвоночных животных. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу – 3 вида.
Показ презентации: Приложение 1.
Слайд 2: Кавказский государственный биосферный заповедник - "резервуар" уникальной природы Западного Кавказа. Расположен он в координатах: 44-45,5 градусов северной широты и 40-41 градус восточной долготы. Ландшафт заповедника характеризуется отметками 260 - 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли расположены на территории Краснодарского края (Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики Российской Федерации, вплотную примыкает к границам Республики Абхазия. Непосредственно в Сочи (Хоста), в трех километрах от морского побережья находится заповедная тисо - самшитовая роща.
Общая площадь заповедных территории 280335 га.
Слайд 3: Географическое положение региона, близость теплого Черного моря, Главный Кавказский хребет обусловили формирование на территории заповедника различных климатов - от влажного субтропического до сурового высокогорного. А вообще территория заповедника характеризуется большим разнообразием климатических условий. 62 процента территории заповедника занято лесами, луга занимают 21 процент площади, снежно-скальные ландшафты занимают 16 процентов, и около 1 процента территории приходится на реки и озера.
Слайд 4: Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины сосудистые растения. В составе дендрофлоры - 165 видов, из них 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Реликтовых видов - 22 процента, эндемичных - 24 процента от общего числа видов. Высокогорная флора включает 819 видов травянистых растений, из которых 287 - эндемики. В Красную книгу России занесено 30 видов редких и исчезающих растений. Фауна Кавказского заповедника насчитывает около 70 видов млекопитающихся, 241 вид птиц, в том числе 112 гнездящихся, 10 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся, 18 видов рыб. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.
Слайд 5: Папоротник является реликтовым растением- это означает, что он произрастает на территории нашего края, как пережиток флоры минувших геологических эпох. Много лет растение произрастает в лесах до верхнего пояса, имеет ремневидную пластинку листа, споры его созревают в июле-августе, используется в народной медицине. Рододендрон понтийский вечнозеленый реликтовый кустарник, который произрастает от уровня моря до высоты 2000 м. Цветет в апреле-июне иногда второй раз осенью, является лекарственным растением. Нуждается в охране. Еще не стаял февральский снег, а уже пробиваются в лесах нижнего и среднего пояса лекарственный Цикламен Черкесский. К сожалению, эти цветы усиленно уничтожаются, поэтому необходимо запретить продажу букетиков из цикламенов. Цветок нуждается в охране.
Слайд 6: Зимовник или морозник кавказский многолетнее вечнозеленое растение. Свое название он получил, потому что цветет зимой. Он тоже является лекарственным, поэтому массовая заготовка его для продажи и разрушение мест обитания привели к резкому сокращению его запасов. Требуется запрет на продажу его цветов. В марте в лесу цветут лилии и ароматная Примула. Ее тоже собирают на букеты, а недобросовестные садоводы выкапывают примулу и пересаживают в свои сады. В настоящее время этому цветку грозит полное уничтожение. Касатиковые (Ирисовые) уязвимый вид. Эндемик Предкавказья.
Распространение: Встречается малочисленными популяциями в Краснодарском, Ставропольском краях, в Чечено-Ингушетии и в Дагестане. Лимитирующие факторы: Сбор на букеты и выкопка корневищ садоводами-любителями для переноса в сады.
Слайд 7: Тюльпан Биберштейна. Кавказский биосферный заповедник. Очень редкий эндемичный вид белого колокольчика - колокольчик Лескова Campanula leskovii. Это очень красивое, но ядовитое многолетнее растение, которое цветет в лесах нижнего и среднего пояса гор в мае-июне. Пион уничтожается на букеты и потому нуждается в охране.
Слайд 8-9: Ознакомительные слайды о Кавказском биосферном заповеднике. Кавказский заповедник представляет собой выдающийся пример ненарушенного протекания природных процессов.
Он - один из центров, где из-за особенностей климата, обусловленного понижением западной части Главного Кавказского хребта, сохранились реликтовые растения - представители древней третичной флоры Кавказа (тис, понтийский рододендрон, лавровишня, пробковый дуб, граб и др.).
Своеобразие кавказскому лесу придают лианы, папоротники, орхидеи, здесь большое число декоративных растений. Один из многих уникальных объектов заповедника - гора Магишо (3161 м.). Здесь тысячелетиями сохраняются степные виды растений и животных.
Флора заповедника насчитывает около 3000 видов. Здесь 165 видов деревьев и кустарников, в том числе 16 - вечнозеленых лиственных и 7 хвойных.
Это - единственная территория обитания некоторых крупных млекопитающих, таких, как зубр, западно-кавказский тур, кавказский благородный олень, подвид бурого медведя и др. Обширная площадь заповедника позволяет сохранять репродуктивно и эволюционно-способные популяции.
Большую эстетическую ценность представляют разнообразные ландшафты заповедника.
Слайд 10: По данным ученых осталось: тис ягодный 199 веток. иглица колхидская 11 622 веток; подснежник Воронова 300 экземпляров растений; морозник кавказский 12 665 экземпляров растений; цикламен кавказский 30 430 экземпляров растений.
Слайд 11-12: Богат и животный мир заповедника, включающий 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, кавказский лесной кот, лесная и каменная куницы и др. Гордость заповедника – могучие зубры.
Слайд 13: Наиболее уязвимым звеном природных экосистем заповедника являются крупные млекопитающие: зубр, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, переднеазиатский леопард, рысь, косуля и кабан. В середине 80-х гг. прошлого века обозначилась тенденция снижения численности крупных млекопитающих. Приняло беспрецедентные масштабы лесное и охотничье браконьерство. Снижение численности животных значительно усилило уязвимость популяций не только к антропогенным, но и естественным факторам среды. До настоящего времени браконьерство продолжает оставаться одной из основных проблем Кавказского заповедника.
Слайд 14: Наиболее критическая ситуация сложилась с популяцией зубра. По учетам 2003 г., на территории заповедника обитает 150 зубров. Интенсивное снижение численности зубра вызвано увеличением масштабов браконьерства, а также неблагоприятными условиями зимовки, складывающимися в последние годы на Северном Кавказе.
Слайд 15-16: В орнитофауне – 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут и др., в том числе 112 гнездящихся видов.
Слайд 17-20: Информационные слайды о Кавказском биосферном заповеднике.
Слайд 21:Кавказский государственный природный биосферный заповедник — один из старейших в России. Учрежден в мае 1924 года декретом Совнаркома. Известен же еще с 1888 года — с “великокняжеской кубанской охоты”. Это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Расположен по обе стороны Главного Кавказского хребта. Включает в себя все ландшафтные зоны Большого Кавказа. Отличается высоким биоразнообразием: три тысячи редких видов растений, 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц и 18 видов рыб. А главная гордость — с трудом восстановленная популяция горных зубров. В 1999 году заповедник включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО — это высший природоохранный статус мирового значения. Кавказский заповедник за годы своей деятельности стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция “Джуга”, включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки.
Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа.
Дискуссия (о необходимости охраны природы):
Как влияет хозяйственная деятельность человека на флору и фауну Черного моря в районе поселка Большой Утриш?
Ответ: Уникальные средиземноморские экосистемы Утриша имеют мировое значение. Они чрезвычайно уязвимы и в последние десятилетия происходит их стремительная деградация в результате хозяйственной деятельности и неупорядоченной рекреации. Это грозит обернуться утратой уникального биологического и ландшафтного биоразнообразия можжевелово-фисташковых редколесий Утриша. Здесь планируют создать развитую курортную зону. Это приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. Территория представляет собой вековой можжевеловый лес. Этот один из наиболее интересных в природном отношении участков на Большом Утрише. Не трудно догадаться, что станет с этим лесом, с уникальной флорой и фауной и ландшафтами в результате строительств. Мы считаем, что необходимо провести мероприятия, которые позволят сохранить уникальную природу этой местности .
2.На основании какого закона, создан зоологический заказник в нашем районе и какие мероприятия проводятся для охраны природы?Ответ. Законом, на основании которого создан наш заказник является Постановление Главы Администрации края от 02.12. 1999года №852 “Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края”. “…Организовать на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники “Калининский”, “Тихорецкий”, “Причерноморский”.
В нашем районе производится постоянный контроль за работой промышленных предприятий на предмет выброса в атмосферу вредных веществ. Проводится работа по озеленению населённых пунктов, создаются новые парки, высаживается очень много деревьев и кустарников. С ранней весны, до глубокой осени своим цветением нас радуют сотни цветов на улицах нашего города. Усилен контроль за производством и применением пестицидов, гербицидов, удобрений, оказывающих вредное влияние на живые организмы.
Викторина:
- Почему в реке Челбас не водится форель? (Форель водится в чистых горных реках, а река Челбас таковою не является).
- Какую самую большую в мире птицу выращивают в станице Хоперской? (Страус).
- Почему необходимо охранять Цикламен Черский? ( Так как, это лекарственное и очень красивое растение, его уничтожают на букеты и выкапывают луковицы. Он занесен в Красную книгу и нуждается в охране).
- Какая птица находится под охраной в зоологическом заказнике нашего района? (Фазан).
- Когда был основан Кавказский биосферный заповедник? (В мае 1924 года).
- Какую часть биосферного заповедника занимает лес?(22% площади) .
- Какая рыба, которую теперь называют реликтовой, смогла выжить при осолонении морской воды, прячась в дельтах рек? ( Это знаменитый азово-черноморский осётр) .
- Какое могучее животное, которое появилось в глубокой древности, практически исчезло в 20 веке и восстанавливается сейчас в Кавказском биосферном заповеднике? (Зубр).
- Какой свирепый хищник - брюхоногий моллюск, который прибыл сюда из Тихого океана в 1947 году, съел всех гребешков и почти всех устриц в Черном море, теперь уничтожает других двустворчатых моллюсков? ( Рапан).
- Почему брюхоногий - моллюск рапан сильно размножился в черном море? (Сильно расплодиться здесь он смог благодаря тому, что в Черном море нет его главных естественных врагов - морских звезд: они поедают рапанов на их родине - в Тихом океане).
Этот урок мне бы хотелась закончить стихами С. Островского
- Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут.
И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды…
Земля защиты требует.
Защиты!
Она спасенья просит у людей.
Задумайтесь! И помните Вы тоже частичка живой природы и в ваших силах спасти эти прекрасные цветы, реликтовые деревья, редких животных
При подготовке к уроку использовались:
1.Фотографии природы, выполненные детьми, и оформлены в виде газет.
Урок по теме "Земноводные", 7-й класс
Степаненко Лариса Викторовна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Цели:
- обобщение и укрепление знаний по теме.
- воспитание бережного отношения к природе.
- укрепление знаний по эволюционному развитию животных рыбы-земноводные (далее з-в).
Оборудование:
- таблицы: “Внешнее и внутреннее строение з-в”.
- раздаточный материал:
- мозг з-в (мозаика).
- перфокарты
- листочки для перфокарт, графического диктанта.
- крупная идеограмма “Мозг рыбы”.
- экологическая шкатулка.
- магнитофон.
- презентация к уроку (Приложение 1).
На доске: “Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. А.Брем.
Таблица №1.
Органы тела | Особенности з-в по сравнению с рыбами |
|
|
Таблица №2.
признаки | лягушка | головастик |
местообитание передвижение. части тела. способ питания. органы дыхания. строение сердца. боковая линия. кровообращение хорда. |
|
|
Вступление
Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что касается земноводных (слайд 1).
Лягушкам не повезло, правда, в далекие времена, некоторые народы считали их причастными к сотворению мира. Но эти времена для лягушек прошли давно, и сейчас отношение к ним более чем прохладное. “Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!”. Самым страшным проклятием считается – Чтобы на тебя напала саранча, вредные мухи и жабы. Хотя одно время, врачеватели готовили из жаб лекарства от болезней, закапывали в землю – для урожая и совали в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки.
Один из героев “Мертвых душ” Собакевич сказал: “Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот!” (слайд 2).
Вот такие нелестные мнения об этом классе животных, и все же давайте попытаемся доказать, что вовсе не такое бесполезное это животное жаба.
Для начала проведем небольшую разминку, и посвящена она будет внешнему строению
з-в, приспособленности их к среде обитания.
В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов з-в, а в тропиках до 15 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение з-в по земле?
Какое значение в дыхании з-в имеет кожа?
Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?
Какие признаки приобрели з-в в связи с наземным образом жизни?
Почему у класса такое двойное название?
По какому признаку класс относится к типу Хордовые?
Закончите предложения (на доске):
В отличие от рыб, тело з-в покрыто … кожей, которая богата …, выделяющими …. Через увлажненную кожу осуществляется …. У некоторых з-в кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.
При изучении зоологии, да и не только ее, мы часто сталкиваемся с загадками, с неразрешенными фактами.
Например, тритоны Сибирские углозубы – их находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор Банников считает, что “во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался, и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение”. Так как ультразвуковое исследование показывало их истинный возраст – 75-105 лет.
Вопросов очень много, но мы с вами тоже можем ответить на некоторые из них. Вот, например, ЗАЧЕМ?
- Краснобрюхая жерлянка при опасности переворачивается на спину, демонстрируя ярко окрашенное брюшко?
- З-в обладают максимальным среди позвоночных зрением в 360?? Но у разных видов она имеет разную направленность: у квакши – вниз, у прудовой лягушки – вверх, у серой жабы – горизонтально.
Или ПОЧЕМУ?
- Слизь, покрывающая тело лягушки, является приспособлением, как к наземной, так и к водной среде обитания?
- Кое-где в деревнях сажают в бидон с молоком лягушку, когда хотят, чтобы молоко долго не скисло?
- У з-в нет боковой линии, хотя вода так же является их местом обитания?
За это время мы с вами несколько раз упомянули рыб, давайте попытаемся все вместе заполнить таблицу №1 на доске (змейкой), (слайд 3).
Теперь я предлагаю вам перейти к следующей части нашего урока – повторению особенностей внутреннего строения з-в.
“Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб” (Арман Лейриц начало 20 века).
Мы с вами так же не будем уподобляться хирургу, и следующий этап своей работы проведем ни со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой.
Графический диктант: + да, - нет.
Вопросы (слайд 4):
- Можем ли мы назвать основной причиной изменения скелета з-в переход к наземному образу жизни?
- Плечо, голень, стопа – все это составные части передней конечности.
- В черепе з-в лучше развит лицевой отдел, чем мозговая коробка.
- Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей.
- У з-в так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей.
- Подвижность головы з-в связана с наличием шейного позвонка.
Ответ: (слайд 5)+-++-+.
А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:
“Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 6).
Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?
Ответ: 1 млн. 260 тысяч.
- Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?
- Какая система органов з-в здесь работает, прежде всего?
(зарисуйте ее на доске и кратко расскажите о ней – проследить сходство и различие с рыбами).
Герой “Отцов и детей” Тургенева Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: “Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается”.
Уже сотни лет с первых опытов Спаллациани, возможно, и раньше, лягушки работают на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке, второй – в Токио на деньги студентов.
В школе, к счастью, нет острых опытов, а потому наши знания по кровеносной системе мы проверим по перфокартам.
- работа с перфокартами.
Итак, в чем же проявляется сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и з-в? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске (слайд 7-8):
РЫБЫ: сердце-тело-сердце
З – В :
…-…-…
…-…-…
А теперь мы с вами перейдем к повторению системы, которая регулирует у всех животных работу органов – к нервной системе. Попытайтесь из частей мозаики правильно воссоздать строение головного мозга з-в. (работа с мозаикой)
1. Какие отделы мозга развиты у з-в лучше, чем у рыб?
2. С чем это связано?
Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух.
Почему?
3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?
4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочкою то в дальнейшем, она будет хватать за палочку, даже если на ней нет корма?
5. Какие органы чувств помогают з-в ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы?
Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) стали вдоль автострад устанавливать специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: “Осторожно, лягушки!”.
Но все же это гибель взрослых особей… А мне кажется, что лягушка может погибнуть еще до того, как станет лягушкой. Какие экологические условия являются благоприятными для их размножения?
В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?
Почему оплодотворение з-в называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком?
Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?
Заполним таблицу №2 змейкой на доске (слайд 9-10).
О чем, с точки зрения эволюции, мы можем с вами сказать, глядя на эту таблицу?
Заключение
(слайд 11).
Кривин в своей экологической сказке “Почему вы не любите жабу?” сказал: “ Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть.”
Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? возвратившись к основному вопросу урока: В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
РЕЗЕРВ
Загадки:
Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брасом
Многих переплыть смогу. (лягушка) – (слайд 12).
Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (квакша) – (слайд 13).
Кто в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (тритон) – (слайд 14).
Перепутав, вроде, сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги
Ноги задние растут? (головастик.) – (слайд 15).
У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. ( лягушка кокон – Ю.Америка).
Кроссворд:
ЖАБ
КВАКШ
ЛЯГУШК А
ЖЕРЛЯНК
САЛАМАНДР
(слайд 16 - 17).
Составьте название земноводного:
Я ШАГ ЛУГ (Лягушка)
КОЛ ИВА СТОГ (Головастик)
РАНА САД МОЛ (Саламандра)
ЖАР ЯК ЛЕН (Жерлянка)
ВАШ КАК (Квакша)
(слайд 18 -19).
Урок по теме "Класс Земноводные"
Буянкина Наталья Михайловна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Цели урока:
- Познакомиться с многообразием класса Земноводные; систематизировать знания учащихся об отдельных представителях класса; выявить общие черты в строении отрядов земноводных.
- Продолжить формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой по предмету.
- Воспитание бережного отношения к животным.
Оборудование: таблица «Класс Земноводные. Лягушка травяная», презентация
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Вряд ли еще какие-нибудь животные на Земле, вызывают у людей столько негативных чувств, как земноводные или амфибии – животные скромные, даже невзрачные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде. Так ли это? Мы узнаем об этом сегодня на уроке.
Оба названия – земноводные и амфибии (в переводе с греческого означает «двоякоживущие») - подчеркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются, развивается их икра, здесь же земноводные проводят своё детство. Как только молодое поколение подрастает, у амфибий возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. В этот период животных можно встретить очень далеко от водоёмов – даже в засушливых степях и пустынях.
Слайд 2.
Среди существующих ныне земноводных самый малочисленный класс – он насчитывает около 4000 видов.
- Отряд Бесхвостые
- Отряд Хвостатые
- Отряд Безногие
Слайды 3 - 4.
Бесхвостые – самый высокоорганизованный и богатый видами отряд амфибий. Однако при всём многообразии они похожи друг на друга.
Загадка:
Летом в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?
Вопрос. Какое животное нашло отражение в загадке? Почему оно получило такое название? Как передвигается животное? Какие мышцы животного наиболее сильно развиты?
Ответ. Лягушка. Название ей дано за мощные ноги – «ляги». Лягушки передвигаются прыжками. Так как лягушки не только прыгают, но и плавают, то у них сильно развились мышцы: ягодичные, бедренные, икроножные.
Другое общее свойство этих амфибий – все во взрослом состоянии хищники.
Вопрос. Почему говорят, что у лягушек язык «шиворот – навыворот»?
Ответ. Язык лягушки – мясистый, широкий и липкий. Передний конец его прикреплён ко дну рта, а задний – свободный и обращен внутрь. Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды. Лягушка «стреляет» языком только по движущимся насекомым.
Вопрос. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?
Ответ. Кожа лягушки – одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред – суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у лягушек происходит до 4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают.
Лягушки одно из самых больших семейств бесхвостых земноводных, объединяет более 555 видов 45 родов, самый крупный из которых — настоящие лягушки.
Длина тела от 3 до 32 см. Тело обычно стройное, с длинными (прыгательными) задними конечностями. В окраске наземных форм превалируют коричневые и бурые тона, у водных форм — зеленые. Зубы расположены на верхней челюсти.
В настоящее время распространены по всему миру, кроме арктических районов, юга Южной Америки, Южной Австралии и Новой Зеландии. В России наиболее распространены травяная, прудовая, озерная, остромордая лягушки. Питаются в основном насекомыми, крупные особи могут употреблять в пищу и мелких позвоночных, в том числе земноводных.
Слайд 5.
Жалоба животного.
Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая. Кто это?
Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Сообщение учащегося.
Жабы - семейство бесхвостых земноводных; включает 21 род, свыше 300 видов.
Длина тела от 2 до 25 см (жаба-ага). Почти у всех видов зубы полностью или частично редуцированы. Туловище грузное, широкое, конечности короткие. Кожные выделения вызывают раздражение слизистых оболочек у других животных.
Обитают на всех материках, кроме Антарктиды. Преимущественно наземные животные, прыгают и плавают плохо, передвигаются медленно, часто зарываются в землю. Ведут сумеречный образ жизни.
В лесной и степной зонах России обитает серая жаба длиной 20 см, а также зеленая жаба длиной 14 см, живущая также в горах и пустынях.
Слайд 6.
Загадка:
Кто в пруду под ряской пышной,
Под раскидистым кустом,
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (Тритон)
Сообщение учащегося.
Отряд хвостатые земноводные, объединяющий представителей нескольких родов, в том числе настоящих, иглистых, азиатских, американских тритонов и др.
Длина тела до 18 см, из них около половины — хвост. Туловище веретеновидное. Хвост сжат с боков, имеет кожную плавниковую оторочку.
Распространены в Европе и прилежащих частях Азии, самый крупный из которых — иглистый тритон, достигающий 20 - 25 см. В России встречается 3 вида — обыкновенный, гребенчатый и малоазиатский тритоны. Обитают главным образом в лесах, в горах поднимаются до 2700 м. В период размножения тело самцов приобретает яркую окраску.
Весной или в начале лета тритоны переселяются в стоячие или слабопроточные водоемы, где самка откладывает от 30 до 650 яиц. Питаются червями, слизнями, мокрицами, мухами, сверчками и улитками.
Слайд 7.
Вопрос. Ядовита и в огне не горит.
Это существо породило множество странных и загадочных легенд. Кто это?
Ответ. Саламандра. Всему виной совершенно безвредная слизь, которую выделяет кожа этого животного. Если животное бросить в огонь, то оно, действительно, благодаря усиленному выделению слизи, не будет гореть и даже может спастись бегством.
Длина тела от 10 до 28 см. Имеют зубы на верхних и нижних челюстях. Хорошо развиты веки. Выделения кожных желез ядовиты и служат средством пассивной защиты: выбрызгиваются при травмировании кожных покровов или сильном возбуждении.
Распространены в Евразии, Северной Африке и Северной Америке. Известны как наземные, так и водные виды. Живут в тенистых лесах, на берегах горных рек и ручьев. Активны в сумерках и ночью. Питаются мелкими беспозвоночными. На западе Украины обитает черная с яркими желтыми пятнами огненная саламандра длиной до 70 см, а на Кавказе — кавказская саламандра длиной не более 20 см.
Слайд 8.
Отряд Безногие земноводные состоит из 4 семейств 33 родов и около 170 видов: настоящие червяги, рыбозмеи, водные червяги и африканские червяги.
Внешне похожи на крупных червей или мелких змей. Червеобразное тело длиной 30-120 см, разделено кольцевыми перехватами (до 400), конечности отсутствуют. Кожа голая, богатая железами, выделяющими едкую слизь, у некоторых видов покрыта мельчайшей чешуей. Барабанная перепонка и среднее ухо отсутствуют. Глаза очень малы и скрыты под кожей или под костями черепа. На голове в специальной кожной ямке имеется маленькое щупальце, служащее органом обоняния и осязания.
Распространены в тропиках Африки, Азии и Америки. Большинство обитает в почве, ведя роющий образ жизни, иногда селятся в термитниках и муравейниках, некоторые живут в воде. Передвигаются по земле путем змееобразных изгибаний тела. Питаются червями и другими почвенными беспозвоночными.
Слайд 9.
Сообщение учащегося.
Волосатая лягушка. В Западной Африке самцы одного вида лягушки в период размножения обрастают волосом длиной 1-1,5 см. Борода, да и только! Но не там, где мы привыкли ее видеть, а на ногах и боках. Для чего лягушке волосы? Это дополнительные органы дыхания. Конечно, они не имеют никакого отношения к настоящим волосам!
Лягушка-голиаф - самая крупная лягушка. Встречается в Африке - в Камеруне, Анголе и Экваториальной Гвинее. Лягушка-голиаф имеет тело длиной до 25 см, массой до 3,25 кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длиной 40 см. Она обладает хорошим слухом, осторожна, ведет дневной образ жизни, охотится на тритонов, головастиков, мелких рыб.
Лягушка-бык - самая крупная из североамериканских лягушек, длина ее тела 20 см, масса 600 г. Эти лягушки съедобны, в США они являются объектом промысла, их добывают до 100 шт. ежедневно.
Исполинская саламандра - чемпион по величине среди земноводных, достигающая в длину 1,5 м. Живет это редкое животное в быстротекущих реках Японии Южного Китая, Исполинская саламандра редко выходит на сушу, ведет ночной образ жизни.
Самая маленькая лягушка-кокоа. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водиться кокоа в тропических лесах Колумбии. Не смотря на крошечные размеры, они обладают очень сильным ядом. Брать их голыми руками очень опасно. Яда одной лягушки достаточно, для того чтобы обработать 50 стрел. Яд на наконечниках стрел сохраняет токсичность до 15 лет.
Наиболее плодовитые – жаба–ага и лягушка-бык из Северной Америки. За сезон размножения их самки откладывают более 20 000 икринок.
Слайд 10.
Народные приметы утверждают, что лягушки – настоящие «живые барометры».
Вопрос. Какие вы знаете приметы, связанные с земноводными.
Кожа лягушки серого цвета – к …, желтого – к …. (дождю, хорошей погоде.)
Лягушка молчит перед … погодой. (холодной)
Лягушка прыгает на берегу и квакает – к …. (дождю.)
Зашумит река, и закричит лягушка - …. (будет дождь)
Лягушка квакает с приятной трелью к …. (ясной погоде.)
Лягушки держатся на поверхности воды и квакают, выставляя мордочки наружу – к …. (ненастью.)
Слайд 11.
Вопрос. Где установлены памятники лягушкам?
Ответ. В Париже, у здания Института Пастера, установлен первый памятник лягушке. Это животное с давних времен служит объектом всевозможных лабораторных опытов, которые позволили человеку решить множество медицинских проблем.
Второй памятник был сооружен в Токио, на средства, собранные студентами медиками.
Слайд 12.
Отгадайте загадки и определите систематическое положение видов.
1. Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брассом
Многих перегнать могу. (Лягушка)
2. Перепутав вроде сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги,
Ноги задние растут. (У головастика)
3. Повелось уж так издревле,
Что живу я не везде,
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (Квакша)
Слайд 13.
Подведение итого урока.
Какое значение земноводные имеют в природе и жизни человека?
Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.
Сегодня на уроке мы выяснили общие черты в строении земноводных; узнали, чем лягушки отличаются от жаб, а тритоны от червяг; познакомились с отдельными представителями класса амфибий.
Слайд 14.
Домашнее задание: § 24, В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные.
Творческое задание:
Выбрать отдельного представителя класса земноводные, охарактеризовать его по плану:
- Систематическое положение вида.
- Описать особенности строения вида.
- Образ жизни животного.
- Значение вида в природе и жизни человека.
Список литературы:
- Аксёнова М. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - М.; «Аванта +», 2000.
- Зарудняя Т.В. Занимательные материалы по биологии. ИТД «Корифей» 2006.
- Касаткина Н.А. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград; 2005.
- Кузьмин С.Л. Самые-самые среди земноводных. Рыбы и земноводные. – М.; «Первое сентября», 2000.
- Ляхов П.Р. Я познаю мир. Животные. – М.; АСТ, 1995.
- Стишковская Л.Л. Вечные странники. Жизнь амфибий как она есть. «Знание». – М.; 1988.
Поделиться
урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс
Пранис Наталья Борисовна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Цели урока:
- Познакомиться с особенностями жизнедеятельности лягушки, выявить приспособления к жизни в воде и на суше.
- Помочь учащимся составлению опорных конспектов, схем.
- Создание условий для работы в группах, воспитание чувства долга, ответственности перед одноклассниками, чувства сопереживания, взаимовыручки.
Оборудование:
- макет лягушки,
- таблица “Класс земноводные”,
- алгоритм индивидуальной работы с карточкой,
- алгоритм работы в ПСС,
- карточка 1 - внешнее строение лягушки,
- карточка 2 - скелет лягушки,
- карточка 3 - внутреннее строение лягушки,
- карточки с названием отделов конечностей лягушки,
- листы контроля,
- тест - выбрать правильные утверждения.
Эпиграф урока - Великое достижение эволюции - выход животных на сушу.
Ход урока
- Объяснение слова “земноводные” и выяснение среды обитания лягушки.
- Проблема - благодарное человечество поставило два памятника лягушке. Где они находятся и за какие заслуги?
(Первый памятник установлен во Франции, в Парижском университете. Поставлен в XIX веке по настоянию французского естествоиспытателя Клода Бернара – за заслуги в научных исследованиях.
Второй памятник установлен в Японии, в Токио. Поставлен в XX веке, студентами-медиками, за лабораторные опыты на этих животных.)
- Как особенности строения лягушки связаны с образом жизни?
Самостоятельная работа учащихся с карточками по “алгоритму индивидуальной работы с карточкой”.
Для учащихся 1-го ряда – карточка 1 - Внешнее строение лягушки
Для учащихся 2-го ряда – карточка 2 - Скелет лягушки
Для учащихся 3-го ряда – карточка 3 - Внутреннее строение лягушки
- После контроля учащихся учителем, консультантом или самопроверки по листу контроля происходит объединение учащихся в малые группы из 3 человек (по 1 человеку с каждого ряда) и дальнейшая работа по алгоритму работы в ПСС.
Закрепление.
- Каждой группе предлагается небольшой тест по изученному материалу.
Тест
Выбрать правильные утверждения:
- Жизнь земноводных связана с сушей и морской водой
- Шейный отдел позвоночника амфибий представлен одним позвонком.
- Лягушки имеют 6 ушей.
- Сердце земноводных двухкамерное.
- В желудочке сердца у лягушки находится смешанная кровь.
- Нервная система представлена центральным и периферическим отделами.
- Слизь на коже предохраняет амфибий от иссушения на суше.
- Задняя конечность лягушки состоит из бедра, голени и кисти.
- Непереваренные остатки пищи лягушка удаляет через анальное отверстие.
- Лягушка всеядное животное.
- В воде лягушка дышит кожей, а на суше кожей и легкими.
(Правильные ответы - 2,5,6,7,11)
- Игра на внимание по отделам конечностей. Учитель показывает карточки с названием отделов конечностей лягушки, а учащиеся называют переднюю или заднюю конечность.
Карточки (каждое слово на отдельном листе)
БЕДРО | ГОЛЕНЬ | СТОПА | ПЛЕЧО | ПРЕДПЛЕЧЬЕ | КИСТЬ |
Подведение итогов урока, ответ на вопрос – Как особенности строения лягушки связаны с образом жизни?
Задание на дом – На странице 195, под рисунком, есть задание, выполните его письменно в тетради.
Карточка 1. Внешнее строение лягушки.
Карточка 2. Скелет лягушки.
Карточка 3. Внутреннее строение лягушки.
Лист контроля к карточке 1. Внешнее строение лягушки.
Лист контроля к карточке 2. Скелет лягушки.
Лист контроля к карточке 3. Внутреннее строение лягушки.
Алгоритм индивидуальной работы с карточкой.
- Запиши название карточки в тетрадь.
- Прочитай задание № 1 карточки.
- Приступай к его выполнению, делая записи в тетради.
- После того, как ты выполнил задание № 1 карточки, еще раз про себя проговори изученный материал.
- Если ты уверен, что сможешь без особого труда передать информацию своему партнеру: то приступай к выполнению задания № 2 карточки.
- Если при выполнении задания № 2 возникли трудности, то возвратись к заданию № 1, попроси помощи у товарища по парте или обратись за помощью к учителю.
- После завершения работы над карточкой, подготовься выйти на контроль к учителю или консультантам.
Алгоритм работы в ПСС
| ||||||||
© 2012 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» Эл. адрес: festival@1september.ru Телефон: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия на рубеже XVI – XVII веков».
Урок повторения по истории в 7 классе...
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута
Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....
Россия на рубеже XIX-XX веков
Презентация к уроку История России 9 и 11 класс...
Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI - XVII веков"
Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI-XVII веков"....
Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX - XX веков
Проектная работа показывает, как влияли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь? Цели работы: •Изучить труды русских философов ...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...