Статья "Применение приемов технологии РКМЧП на уроках родного языка и литературы"
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»
«Применение элементов РКМЧП
на уроках тувинского языка и литературы»
Учитель родного языка и литературы
Ховалыг А.К.
Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
- Во-первых – это мышление самостоятельное
- Во-вторых – это мышление обобщенное
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
- В четвертых – это мышление аргументированное
- В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
- Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов, осмысление, рефлексия.
Задачи фазы вызова
(пробуждение интереса к предмету)
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над ним)
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал
- Помочь соотнести старые знания с новыми
Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Формы и средства развития КМ
- сбор данных
- анализ текстов
- сопоставление альтернативных точек зрения
- коллективное обсуждение
- разные виды парной и групповой работы
- дебаты
- дискуссии
- публикации письменных работ учащихся
КМ – письменная работа
Роль учителя в ТРКМ:
- направляет усилия учеников в определенное русло
- сталкивает различные суждения
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Ш\г\мч\лелдиг угаазылал 5 талалыг (Д. Клустер):
- тускай, хамаарышпас угаазылал;
- т\ёнээшкинниг угаазылал;
- проблемниг болгаш \нелээшкинниг угаазылал;
- бадыткалдыг угаазылал;
- социал байдалдыг угаазылал.
Технологияныё кол сорулгазы – уругларныё угаап боданыр чаёчылдарын сайзырадыры. Ындыг чаёчылдар ч\гле ==редилгеге эвес, х\н б\р\н\ё чуртталгазынга эргежок чугула. Ол дээрге айтырыгны бодамчалыг шиитпирлеп билири, информация-биле ажылдап билири, болуушкуннарныё янзы-б\р\ талаларын сайгарып билири дээш оон-даа =ске.
Ш\г\мч\лелдиг угаазылалды сайзырадыр технологияныё \ндезини - \ш чададан тургустунган кичээл:
Кыйгырыг (вызов), угаап бодаары (осмысление), рефлексия (т\ёнээри).
Кыйгырыг чадазыныё сорулгазы – (темага сонуургалды оттурары):
- ==реникчилерниё ооё мурнунда билиглери биле чаа ==ренир материалын холбаары;
- ==ренир материалынга сонуургалды оттурары;
- ==ренир темазыныныё уг-шиин уруглар боттары шын тодарадып алырынга дузалажыр.
Угаап бодаары чадазыныё сорулгазы – (материал-биле ажылдап турар \еде ону угаап бодаары).
- +=ренип турар материалын идепкейлиг шиёгээдип алырынга дузалажыр;
- Ооё мурнунда билиглери биле чаа билиглерин харылзаштырыарынга дузалажыр.
Рефлексия чадазыныё сорулгазы – (теманы т\ёнээри)
- боттары т\ёнел \нд\реринге дузалажыр;
- теманы улаштыр шиёгээдириниё уг-шиин боттары тодарадып алырынга дузалажыр.
Ш\г\мч\лелдиг угаазылалды сайзырадырда чорудар ажылдарныё хевирлери:
- барымдааларны чыыры;
- с=з\глелдерни сайгарары;
- янзы-б\р\ бодалдарны деёнээри;
- коллективтиг сайгарылганы кылыры;
- эжеш болгаш б=л\ктер-биле ажылдарныё янзы-б\р\ хевирлери;
- маргылдаалыг айтырыглар тургузары;
- уругларныё бижимел ажылдарын солун-сетк\\лге парлаары.
Ш\г\мч\лелдиг угаазылалды сайзырадыр технологиянга башкыныё ролю:
- ==реникчилерниё угаап боданыышкыннарын шын углап бээр;
- аёгы-аёгы бодалдарны \ск\лештирер;
- уруглар айтырыгларны бот-тускайлаё шиитпирлеп шыдаптар кылдыр эптиг байдалды тургузар;
- т\ёнелди боттары \нд\р\п шыдаар арганы бээр.
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП»
«Верно-неверно» («Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы?»)
Учитель предлагает учащимся выделить из предложенных им утверждений верные и неверные. Выполняя задание, учащиеся описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил), обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учитель возвращает учащихся к выделенным ранее группам «верные» и «неверные», и предлагает им оценить их первоначальный вариант, используя полученные на уроке сведения.
Приём можно использовать как для индивидуальной и групповой работы, так и для фронтальной на начальной стадии урока, когда идёт подведение к теме и актуализация знаний. Приём позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемому вопросу. Приём помогает детям обучаться аргументации фактов, устанавливать причинно-следственные связи. Очень часто при этом возникают коллизии, что делает урок более продуктивным. Как известно, именно в споре рождается истина (Л.В. Чупина).
Вопросы метапознания
(из опыта работы Е.В. Дозморовой)
Для развития критического мышления целесообразно применять специальные приемы, которые систематически создают условия постановки вопросов учащимися, помогают определить суть понятия, выяснить причинно-следственные связи, найти причину по следствию, отделить существенное от несущественного и т.д.
В классе необходимо создать атмосферу, вызывающую у обучающихся желание задавать вопросы. Любой вопрос ученика представляет большую ценность для учителя, т.к. это собственный продукт обучающегося. Чтобы сформулировать вопрос, часто требуется большего понимания проблемы, чем для того, чтобы ответить на вопросы.
Иногда, задавая вопрос, ученик, скорее, ищет подтверждения своих мыслей, а не информацию. Тогда хорошо повторить вопрос и спросить самого ученика, каков, по его мнению, ответ. Если он отвечает правильно, необходимо одобрение и похвала в том, что он сам способен ответить на свой вопрос. А если он затрудняется ответить, учитель показывает ему, как искать ответ самому.
Кроме вопросов типа «Что ты делал?» или «Каков вывод?», учителю следует спрашивать: «Как ты это сделал?», «Как ты пришел к такому выводу?». Такие вопросы, направленные на процесс, стимулируют самостоятельность мышления.
Стимулировать учащихся задавать вопросы помогают игровые ситуации, заданные учителем. Приведем некоторые из них.
Конкурс на лучший вопрос. Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Еще раз прочитаем текст и придумаем интересный вопрос. Немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать. А теперь послушаем вопросы.
Команды по порядку будут их задавать, а остальные — отвечать на них как можно полнее. После вместе решим, кто задал самый интересный вопрос, кто лучше всех ответил и был самым активным.
Понимание текста с позиции любимого героя. У вас есть любимый герой художественной книги? А может быть это любимый герой учебного текста по математике? Выбирай! Теперь прочитай заданный отрывок текста как бы глазами выбранного специалиста. Теперь задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы - этот выбранный герой. Т.е. вопросы задаем по тексту, но математический смысл изменять нельзя. Старайтесь задавать как можно больше вопросов по существу текста, используя подходы к решению вопроса, особенности характера выбранного героя.
Ответ – слово. Каждый должен задать вопрос и каждый ответить на чужой вопрос. Отвечать нужно в одно слово. Это слово должно выражать суть ответа на заданный вопрос, быть ключевым словом ответа. Выигрывает тот, у кого, по общему мнению, будет самый удачный вопрос или ответ. Прочитаем еще раз текст и приступим к перекрестному опросу. Задавать вопросы и отвечать на них будут игроки, выбранные ведущим. Ведущий выбирает победителя.
Сказочное королевство. Прочитаем текст. Выберем двух стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Сегодня здесь бал и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по учебному тексту. Сейчас внимательно еще раз прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Можно по очереди подходить к стражникам - вдруг пропустят?
Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли были каверзными вопросы? Если кто-нибудь еще может задать вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула.
Волшебная шляпа. Внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный, на ваш взгляд, вопрос по тексту. Возьмем ручку, лист бумаги, придумаем и запишем вопрос.
Заверните записку, положите ее в волшебную шляпу. Теперь по очереди подходим к шляпе берем записку и как можно более полно отвечаем на вопрос. Вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Фехтование. Дома вы прочитали учебный текст. Ведущий задает вопрос. Разделимся на пары. Противник слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать ответ на данный вопрос, а противник слева - выдвинуть контраргументы. Затем ведущий задает новый вопрос. Противники меняются ролями. Ведущий определяет, какая пара активней обсуждала поставленные проблемы (роль ведущего может выполнять учитель).
Почта. Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата. Каждый задает вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдает выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведенное время (5 -7 минут), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию - ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.
Пытливый ученик. Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и интереснее, тот и выиграл в этом соревновании. Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости. Запишите, пожалуйста! Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определим самого пытливого ученика.
Образная память. Прочитайте текст. Попробуйте представить каждый абзац текста схемой, рисунком или таблицей (по вашему желанию). А может быть, кто-то захочет представить части текста в виде нескольких образов. Сейчас устройте презентацию своим рисункам, а ваши товарищи зададут вам вопросы к ним. Постарайтесь задать интересные, оригинальные вопросы.
Дополни вопрос. Ведущий предлагает начало вопроса, например: ведущий: «Можно ли утверждать, что, если представить...» 1-ый ученик: «...число в виде суммы двух слагаемых,...» 2-ой ученик: «...каждый из которых делится на три,...» 3-ий ученик: «...тогда это число разделится на три». Затем ведущий предлагает ученикам начало следующего вопроса, а ученики дополняют его.
«Дерево предсказаний»
Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (О.В. Евстифеева). Дерево предсказаний может выглядеть так:
В.В. Бурякова (http://home-edu.ru) считает, что прием «Дерево предсказаний» целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий, текущих общественных процессов. Прием помогает учащимся глубже вникнуть в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.
В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебников, но и материалы средств массовой информации, собственные наблюдения за событиями и процессами текущей политической жизни. Подбор аргументов можно продолжить и на основе их сопоставления по количеству, значимости, перспективности.
Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал»
Приём разработан Донной Огл - профессором словесности университета г. Чикаго.
Приём используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии (О.В. Евстифеева). Учащиеся обучаются мыслить категориями, замечать увеличение своих знаний (Н.А. Хазова). Приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно (Н.С. Сизых).
З - Знаю | Х – Хочу узнать | У - Узнать |
Как правило, отрывочные сведения | Различные аспекты данной темы | Конкретные аспекты, освещенные на занятии |
Задание по работе с таблицей ученики могут выполнять индивидуально, в паре или в группе, в зависимости от поставленных целей. Результаты их работы обязательно обсуждаются с учителем и записываются на доске.
Учащимся до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вы знаете или думаете, что знаете, по заданной теме?». Важно обращать вопрос к ребенку: что именно он знает, а не вообще известно кому-то по этому вопросу. Все предлагаемые формулировки записываются в столбец «Знаю» для общего внимания без корректировки и без оценивания(!). Нельзя не только произносить: «правильно-неправильно-спорно-интересно», но и выражать эти мысли на лице. Нужно просто записывать поступающие варианты.
Возможен вариант, когда сначала учащиеся записывают свои мысли в тетрадь в течение минуты, потом в течение минуты-двух обсуждают записи в паре. Во второй столбец таблицы они при этом записывают все разногласия и вопросы, возникшие в ходе обсуждения. Важно обратить внимание учащихся на то, что записывать можно кратко, так, чтобы им было понятно, с помощью сокращений, значков и т.п. После при заполнении общей таблицы на доске варианты предлагаются уже от пары: сначала по одному, чтобы дать возможность всем желающим высказаться.
Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии рефлексии осуществляется возврат: вносятся корректировки в первый столбик, и проверяется, найдены ли ответы на поставленные во втором столбце вопросы.
В том случае, если на некоторые вопросы ответы не были найдены, их авторам предлагается найти ответ по дополнительным источникам информации и подготовить сообщение. Как показывает опыт, учащиеся с удовольствием такое задание выполняют, так как этот вопрос заинтересовал именно их.
На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы. Обсудите, какая часть полученной информации произвела на вас наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из вашей собственной жизни… Или просто озадачила… Какие мысли статья у вас вызвала? Какие вопросы возникли в связи с ней?
Инсерт (чтение с пометками)
Название приема представляет английскую аббревиатуру: I – interactive, N – noting, S – system, Е – effective, R – reading and, Т – thinking. Переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления». Инсерт - прием маркировки текста, который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.
Во время чтения текста необходимо предложить читателям делать особые пометки (значки), а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки становятся заголовками столбцов таблицы.
- (минус) | ? (вопрос) | + (плюс) | √ (галочка) |
Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям | Непонятно или захотелось узнать подробнее | Новое для меня | Мне это известно |
Сведения из текста в таблицу заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его сокращению в конспект. Эту работу каждый проводит индивидуально [О.В. Евстифеева].
Повторное обращение к тексту на стадии осмысления для заполнения таблицы обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение, что делает зримыми процессы накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы является обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Кластер
В.В. Бурякова, г. Москва (http://home-edu.ru)
Прием графической систематизации учебного материала используется при изучении нового материала или при его повторении.
Рисунок – Модель кластера |
На основе чтения текста выделяют основные положения по теме, графически оформляют тему и ее составляющие в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяя прямыми линиями тему с ее основными блоками, получают графическое отображение прочитанного текста (Рисунок). Каждая основная характеристика имеет свои составляющие (каждая планета – свои спутники, у них – свои спутники и т.д.). Далее легко можно закончить составление схемы.
В результате графической систематизации текста его разные положения и сюжеты уже не громоздятся в голове, а «гроздятся», располагаются в определенном порядке. Приём позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.
Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.
Прием предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц;
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними;
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.);
умение презентовать свою графическую схему текста.
Ключевые слова
Стадию вызова на уроке можно осуществить с помощью приёма «Ключевые слова». Для этого необходимо выбрать из текста 4—5 ключевых слов и выписать их на доску. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления, искать подтверждение своим предположениям (О.В. Евстифеева). Другой вариант: парам учащихся отводится 5 минут на то, чтобы «мозговым штурмом» дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте данной темы (О.В. Самарцева).
Таблица «Линии сравнения»
О.В. Евстифеева, Ямало-Ненецкий АО (www.it-n.ru)
Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения | |
Персоналии, факты | |||
Персоналии, факты |
Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Обучая ребят работать с информацией обдуманно, системно, мы обеспечиваем их навыками, необходимыми во внешкольной жизни.
Существует множество способов графической организации материала. Самым из них распространенным являются таблицы.
Эти таблицы помогают учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление таких таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего предлагать ребятам заполнять её карандашом, так как после работы с текстом может возникнуть необходимость в исправлениях, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Таблица по линиям сравнения позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.
При использовании этого приема желательно, чтобы параметров сравнения было не меньше трёх, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны интересны. Дети постарше обязательно должны выделять параметры сравнения сами, так как гораздо интереснее придумал сам.
Данная работа способствует развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать материал.
Также у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы освещаются на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
Перепутанные логические цепочки
О.В. Самарцева, Новосибирская обл. (http://www.websib.ru)
Для применения перепутанных логических цепочек нужно выписать 5-6 отдельных событий из хронологической цепи либо из причинно-следственной цепи, причём каждое событие — на отдельный лист. Листы перетасовываются, группе учащихся предлагается восстановить правильный порядок цепочки. Когда приходят к единому мнению, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить, верно их предположение или нет. Данный приём можно применить, например, при изучении на уроках биологии трудных для шестиклассников процессов митоза и мейоза, что даёт им возможность осмысленно усвоить особенности деления клеток.
«Плюс-минус-интересно» (ПМИ)
Прием помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или на стадии осмысления. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции предлагается фиксировать в соответствующих столбцах таблицы информацию, отражающую положительные и отрицательные последствия явления, информацию, которая просто заинтересовала читателя.
Плюс | Минус | Интересно |
Информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер | Информация негативного характера | Наиболее интересные и спорные для ученика факты |
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Синквейн
«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Приём применяется для «присвоения» новой информации.
Строка | Вопрос | Число слов, часть речи |
1-я | Кто? Что? | 1 существительное |
2-я | Какой? | 2 прилагательных |
3-я | Что делает? | 3 глагола |
4-я | Что автор думает о теме? | Фраза из 4 слов |
5-я | Кто? Что? (Новое звучание темы) | 1 существительное |
Не обязательно четко следовать алгоритму: в 4 строке возможно использование фразеологизма или пословицы, 1 и 5 строка допускает использование эпитетов и вспомогательных слов. Самая главная – 5 строка, она передает отношение автора синквейна, поэтому наиболее употребительны здесь бывают абстрактные существительные.
Ода синквейну
И. Викентьева, Эстония (http://lib.1september.ru)
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Однако наш опыт показывает, что есть и другие возможности.
Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:
Стадия | Задача использования синквейна | |
Вызов | → | Краткое обобщение имеющихся знаний |
Осмысление | → | Вдумчивая работа с новыми знаниями |
Рефлексия | → | Интеграция новых и имеющихся знаний |
Подобная работа:
- обогащает словарный запас учащихся;
- подготавливает его к краткому пересказу;
- учит формулировать идею произведения (4 – я строка синквейна);
- позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновенье) творцом и философом, т.к. написать синквейн каждый.
Следует подчеркнуть, что синквейны очень полезны в качестве:
- инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
- средства оценки словарного запаса учащихся;
- средства творческого самовыражения.
И в заключение – синквейн о синквейне:
Синквейн, Стройный, лаконичный, Мыслит, обобщает, собирает. Помни: краткость – сестра таланта. Резюме. |
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Н.А. Хазова, г. Москва (http://www.casadelsol.ru)
Иногда встречаются вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», но гораздо чаще на вопросы нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые столь определенно ответить невозможно («толстые» вопросы).
Обучать детей составлять вопросы можно со 2 класса:
1 этап - учащиеся учатся задавать вопросы, записывая продолжение вопросительного предложения. Сначала ребята придумывают тонкие вопросы, потом толстые. Тематика на этом этапе не ограничивается.
2 этап - учащиеся учатся составлять вопросы по тексту: сначала тонкие, а потом толстые.
3 этап – по каждой части текста дети записывают по одному тонкому и толстому вопросу, которые после задают своим товарищам.
Прием можно использовать на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при осмыслении - демонстрация понимания пройденного.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, заставляет вдумываться в текст и лучше усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к формированию умения вести диалог.
Поначалу учащиеся затрудняются составлять толстые вопросы. Проблема заключается в вариативности ответов на толстые вопросы, так как для младших школьников характерно подражание товарищам в вопросах и ответах. Также у них не достаточно развито умение выделять главное.
Рекомендации по работе с толстыми и тонкими вопросами:
1. После составления вопросов необходимо обсудить их содержание: ребенку нужно знать, как выполняют это задание его сверстники.
2. В ходе обсуждения необходимо обратить внимание детей на тот факт, что толстые вопросы могут иметь несколько ответов, а тонкие - только один.
3. Для части учеников составление вопросов – сложнейшее задание. Необходимо поощрять даже незначительные успехи.
5. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче.
Применение элементов РКМЧП на уроках тувинского языка и литературы
Вопросы метопознания. Волшебная шляпа.
Урок тувинской литературы. 10 класс. Тема роман М.Кенин-Лопсан «Ч\г\р\к Сарала».
Цель: Систематизировать знания учащихся по содержанию произведения.
Дается домашнее задание: прочитать определенные главы и придумать один интересный вопрос к ним. На следующем уроке прошу ребят записать свой вопрос на листке, завернуть его и положить в волшебную шляпу (можно просто собрать). После этого ребята по очереди подходят к шляпе, берут записку и как можно полно отвечают на вопрос. Вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Если кто-то затрудняется ответить на вопрос, прошу автора этого вопроса самому ответить. В конце этой работы спрашиваю у ребят: у кого был самый интересный вопрос, а у кого лучший ответ.
Ребята с интересом включаются в работу, каждый ученик старается придумать вопрос и ответить.
Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал»
Урок тувинской литературы по теме «С.К.Тока. Намдары болгаш чогаадыкчы ажыл-чорудулгазы».
Цель: актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового.
В начале объяснения темы предлагаю ребятам: вы уже читали главы из автобиографического романа писателя «Араттын с=з\». Вспомните, и кратко запишите в течение 2 минут всё, что вам известно о писателе, его произведениях, в первый столбец таблицы «Билир мен – билип алыксап тур мен – билип алдым». (Главы из автобиографического романа писателя «Араттыё с=з\» изучаются в 5-7 классах). Ребята сначала в тетрадях заполняют первый столбец таблицы. Вопрос обращен к ребёнку: что ТЫ знаешь, а не что известно науке, учёным, учителю. Говорим детям, что на задание даём определённое время, чтобы они не расслаблялись, а сразу приступали к его выполнению.
Можно обсудить в парах, что знает каждый, и дополнить свои записи. Обсуждение в парах формирует умение коммуникации, обмена информацией, умение сравнивать, находить общий смысл в по-разному сформулированных фразах и различия в текстах.
Например:
Билир мен | Билип алыксап тур мен | Билип алдым |
Авазы – Тас-Баштыг Чогаалчы Каа-Хемниё Мерген деп черге т=р\тт\нген. Ч\гле чогаалчы эвес, а дарга база чораан. |
Затем каждый ученик или пара по очереди зачитывает по одному пункту из своих записей: заполняем общую таблицу на доске. Говорить только то чего нет на доске.
Все предлагаемые формулировки записываем в столбец «Билир мен». После этого учащиеся заполняют второй столбец, все формулировки записываем на доске. Например:
Билир мен | Билип алыксап тур мен | Билип алдым |
Чогаалчыныё =г-б\лези, ажы-т=л\? «Араттыё с=з\» ч\н\ё-биле т=нерил? Тываны удуртуп баштап тургаш, эки ч\н\ кылганыл? |
Запись на доске позволяет визуализировать и упорядочить знания, построить общее информационное поле, сформировать познавательный мотив.
После объяснения темы и работы с текстом в учебнике возвращаемся к таблице (на доске) и заполняем третий столбец и проверяем, найдены ли ответы на поставленные во втором столбце вопросы.
Сначала обсуждаем первую колонку. Подчёркиваем то, что нашло подтверждение в тексте. Если какой-то вопрос в тексте не обсуждался, соответствующую запись из первой колонки переносим во вторую. Вторая колонка: нашли ли мы ответы на поставленные нами ранее вопросы? Если вопросы остались без ответа, возможно, их авторы захотят найти на них ответ в других источниках и выступить с докладом на следующем уроке или оформить как реферат.
Таблица «Линии сравнения»
Так выглядела сравнительная таблица учеников 10 класса, когда мы сравнивали главных героев произведения О.К.Саган-оола «Д=спестер».
О.Саган-оол «Доспестер» (10 класс)
Стадия «Осмысление»
Деннелге шугуму | Хеймер-оол | Агар-оол | Боражык |
Эртем-билии | |||
Ажыл-ижи | |||
Хой ажыл-агыйынын сайзыралынын дуг. бодалы | |||
Аажы-чанынын кол шынары |
Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. В первом (можно в среднем) столбце перечислены те категории, по которым необходимо сравнивать какие-то явления, события, факты. В столбцах, расположенных справа от «Линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Синквейн
На тувинском языке синквейн будет выглядеть примерно так
Одуруг | Айтырыг | С=стернин саны, чугаа кезээ |
1 дугаар | Кым? Чуу? | 1 чуве Ады |
2 дугаар | Кандыг? | 2 демдек Ады |
3 дугаар | Чуну канчап турар? | 3 кылыг созу |
4 дугаар | Авор чуну бодап турарыл? | 4 с=стен домак |
5 дугаар | Кым? Чуу? (Синоним бооп болур) | 1 чуве ады |
1. Тувинская литература. 6 класс
Рассказ М.Дуюнгар «Авамнын тону»
Стадия «Рефлексия».
Задача: интеграция новых и имеющихся знаний.
Творческая работа: составление синквейна
Назовите существительное, которое, на ваш взгляд, является основной темой (мыслью) рассказа (возможные варианты: ава, тыва тон азы тыва хеп, малчын …)
Далее работа по алгоритму. Например:
Тыва тон
Онзагай, чараш
Каастап турар, чылдып турар, сагындырып турар.
Авазынын чылыг, чымчаа синген.
Огбелернин хеви
Кластер.
- Урок тувинского языка. Тема «Эвилелдер». 7 класс.
Цель: изучение новой темы.
Предлагаю ребятам прочитать внимательно правило, выделить главное и оформить графически тему.
Например:
Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.
«Плюс-минус-интересно» (ПМИ)
Урок народоведения. Тема «Обряд подстилания козьего пуха под новорожденную девочку» («Свадебные обряды»). 9класс.
Стадия вызова. Задача: активизировать, систематизировать работу с текстом
По ходу чтения параграфа ученикам предлагаю фиксировать в соответствующих столбцах таблицы информацию, отражающую положительные и отрицательные последствия явления, информацию, которая просто заинтересовала читателя.
Плюс | Минус | Интересно |
С малых лет детей готовили к семейной жизни. | Не спрашивали разрешения у детей, родители сами договаривались. | Сватовство начиналось тогда, когда девочка еще находится в колыбели. |
После этой работы заслушиваем каждого, проводим обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Выводы
У учащихся формируется стойкий интерес к предмету, в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направление своего развития, сами определяют конечный результат. На этом же этапе ученики готовы к усвоению новых способов деятельности. У них развиваются мыслительные операции, навыки самоконтроля, адекватной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках родного языка и литературы
file:///media/disk/Доклад Д.docx...
Статья "РКМЧП на уроках русского языка и литературы"
Статья по технологии РКМЧП...
Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...
Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....
Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС.
Из опыта работы....
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...
Приёмы технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Презентация к урокам, построенным с применением приёмов технологии РКМЧП. Презентация содержит краткое описание наиболее продуктивных приёмов и примеры их использования на уроках русского языка. Данна...