Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Жигулина Олеся Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе:

 программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

МКОУ «ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Принято»                                                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель МО _________Васильева О.А.                                                            Директор школы

Протокол №____________                                                                                           __________ Н.Н.Галдак

От «___»_________20____года                                                                                   Приказ №_________

                                                                                                                                        От «___» сентября 20___года              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на

                                  2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

 программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.

Составитель программы: Жигулина Олеся Валерьевна,

 учитель русского языка и литературы, 9 разряд

 

с.Луговое – 2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 5 класса составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010. и государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи организации учебной деятельности:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения,  доклады,  творческие работы.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Формы и методы, технологии обучения: фронтальная, парная, групповая работа; методы словесной передачи информации и слухового ее восприятия, методы наглядной передачи информации и зрительного ее восприятия, игровые и здоровьесберегающие технологии и технология проблемного обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- Выделение характерных причинно-следственных связей

- Сравнение и сопоставление

- Умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома

- Самостоятельное выполнение различных творческих работ

- Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

- Осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое  др.)

- Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем(текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей

- Составление плана, тезиса, конспекта

- Подбор аргументов, формулирование выводов

- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.)

В тематическом планировании в соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: тесты, включающие задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико–литературные знания; контрольные работы и сочинения, анализ лирического текста, ответы на вопросы, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); развернутый ответ на вопрос, составление сравнительной характеристики по заданным критериям.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1. Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5-8 классы. – Волгоград:Учитель, 2008.

2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2007

3. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. В 2 ч. – М.:Просвещение, 2010.

       4. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2006

      5. festival.1september.ru/

Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» в 5 классе

(102 ч в год, 3 часа в неделю)


урока

Тема

Кол-во уроков

Развитие речи Контрольные работы

Внеклассное чтение

Примечание

1

1

Введение. Книга в жизни человека

1

2

Устное народное творчество

10

2

2.1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

1

3

2.2

Детский фольклор

1

4

2.3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1

5

2.4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

1

6

2.5

Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

1

7

2.6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

8

2.7

Система образов сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Особенности сюжета сказки

1

9

2.8

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости

1

10

2.9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

1

11

2.10

Р/р  Обучающее сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки»

1

сочинение

3

Древнерусская литература

2

12

3.1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».

1

13

3.2

 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

1

4

Русская литература 18 века

2

14

4.1

Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов

«Случились вместе два астронома в пиру…».

1

15

4.2

Роды и жанры литературы

1

5

Русская литература 19 века

44

16

5.1

В/ч Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

1

1

17

5.2

И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягненок»

1

18

5.3

И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

1

19-20

5.4-5.5

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне».

2

21-22

5.6-5.7

В.А.Жуковский Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.

2

23

5.8

В.А.Жуковский «Кубок» Понятие о балладе. Герои баллады

1

24

5.9

А.С.Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

25

5.10

 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

26

5.11

Тест  по творчеству М.В.Ломоносова, В.А.Жуковского, И.А.Крылова

1

тест

27

5.12

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Истоки рождения сюжета сказки

1

28

5.13

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Противостояние добрых и злых сил.

1

29

5.14

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа

1

30

5.15

Р/р Обучающее сочинение по «Сказке о мертвой царевне…» А.С.Пушкина

1

сочинение

31

5.16

В/ч Мои любимые сказки А.С.Пушкина

1

1

32

5.17

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

1

33

5.18

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и  сюжет сказки.

1

34

5.19

В.М.Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.

1

35

5.20

М.Ю.Лермонтов «Бородино» Историческая основа и патриотический пафос.

1

36

5.21

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1

37

5.22

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1

38-39

5.23-5.24

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Юмор

2

40

5.25

Н.А.Некрасов.  «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

41

5.26

 В/ч Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

1

42

5.27

В/ч Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

1

1

43-44

5.28-5.29

И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни.

2

45

5.30

Нравственный облик Герасима

1

46

5.31

И.С.Тургенев. «Муму». Осуждение крепостничества

1

47

5.32

Р/р Сочинение по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

1

сочинение

48

5.33

Контрольная  работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

1

Контрольная работа

49

5.34

А.А.Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1

50

5.35

Л.Н.Толстой.  «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

51

5.36

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев

1

52

5.37

Р/р Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

сочинение

53-54

5.38-5.39

А.П.Чехов.  «Хирургия» как юмористический рассказ

2

55

5.40

В/ч. Рассказы Антоши Чехонте

1

1

56

5.41

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

1

57

5.42

Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

1

58

5.43

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А,Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

1

59

5.44

Р/р Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста

1

сочинение

6

Русская литература 20 века

29

60

6.1

В/ч И.А.Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1

1

61

6.2

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

62

6.3

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

1

63

6.4

Портрет как средство изображения героев

1

64

6.5

Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

65

6.6

Р/р Обучающее сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

сочинение

66

6.7

 С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы

1

67

6.8

П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1

68

6.9

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова

1

69

6.10

К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке  «Теплый хлеб».

1

70

6.11

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

1

71

6.12

В/ч  К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении

1

1

72

6.13

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы

1

73

6.14

Положительные и отрицательные герои в пьесы «Двенадцать месяцев».

1

74

6.15

Художественные особенности пьесы-сказки

   С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Юмор в сказке

1

75

6.16

Р/р  Сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

сочинение

76

6.17

А.П.Платонов «Никита». Быль и фантастика.

1

77

6.18

А.П.Платонов «Никита». Душевный мир главного героя

1

78

6.19

Контрольная работа по произведениям Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.П.Платонова и др

1

Контрольная работа

79

6.20

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

1

80

6.21

 «Открытие» Васюткой нового озера.

1

81

6.22

Р/р  Сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 века»

1

сочинение

82

6.23

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.

1

83

6.24

Образ Родины в стихотворениях о природе (А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов)

1

84

6.25

Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения

1

сочинение

85

6.26

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

86

6.27

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.

87

6.28

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети

88

6.29

А.Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы войны.

1

7

Зарубежная литература

14

89

7.1

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед».Бережное отношение к традициям предков

1

90

7.2

В/ч Д.Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1

1

91

7.3

В/ч Д.Дефо «Робинзон Крузо»Характер главного героя

1

1

92

7.4

Х.К.Андерсен «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

1

93

7.5

Х.К.Андерсен «Снежная королева». В поисках Кая. Друзья и враги Герды

1

94-95

7.6-7.7

Р/р Сочинение по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

2

сочинение

96

7.8

В/ч Ж.Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном

1

1

97

7.9

В/ч М.Твен «Приключения Тома Сойера».Том Сойер и его друзья.

1

1

98

7.10

В/ч Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

1

99

7.11

В/ч Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1

1

100

7.12

В/ч  Мастерство автора в изображении жизни северного народа

1

1

101-102

7.13-7.14

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

2

ВСЕГО

102

Сочинений -11 контрольных работ – 2

Тест - 1

14

Требования к уровню подготовки учащихся

  В результате изучения литературы ученик должен

 Знать/понимать

- Образную природу словесного искусства

- Содержание изученных литературных произведений

- Основные факты жизни и творческого пути писателей

- Изученные теоретико-литературные понятия

Уметь

- Воспринимать и анализировать художественный текст

- Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного

- Определять род и жанр литературного произведения

- Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев

- Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

- Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев

- Выявлять авторскую позицию

- Выражать свое отношение к прочитанному

- Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

- Владеть различными видами пересказа

- Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением

- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

- Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...