рабочая программа по литературе 2013-2014 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
рабочая программа составлена на основе программы В.В. Агеносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_kl.docx | 61.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе для 11 классана 2013-2014 учебный год
1.Пояснительная записка:
- Статус документа (на основе каких нормативных документов составлен)
Данная рабочая программа для учащихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: В.В. Агеносов, и другие.-М.:Дрофа,2013), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Агеносова, Архангелського.- М.: Дрофа, 2012.
.
- Общая характеристика курса
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы.
Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать, сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, определяется как требованиями УМК, так и уровнем сформированностиобщеучебных умений и навыков, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения
- Цели и задачи курса
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
- воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
- Описание места курса в учебном плане
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
- Результаты обучения:
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
- Тесты (типа ЕГЭ).
- Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
- Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
- Изложения с творческим заданием.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.
- Содержание курса
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облаков штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина»— поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...»,«Тоска по родине! Давно...», «Москве»,«Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame»,«Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»,«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...»,«Мне ни к чему одические рати...»,«Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Поэт и стихи»,«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,«Во всем мне хочется дойти...»,«Любить иных— тяжелый крест...»,«Никого не будет в доме...»,«Сосны»,«Иней»,«Снегидет», «Гамлет»,«3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега»,«Дар», «Защита Лужина»,«Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...»,«Памяти матери»,«Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью— даль»— поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи»,«Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича»,«Архипелаг ГУЛАГ»(главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж.Лондон.
"Любовь к жизни".
Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.
"Пигмалион".
Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.
Лирика ("Мост Мирабо" и др.).
Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
- Учебно-методическое обеспечение курса (УМК, материально-техническая база, список литературы, информационно-компъютерная поддержка учебного процесса)
Учебное пособие «Литература (Русская литература ХХ века). 11 класс». Под общей ред.В.В. Агеносова. М., Дрофа 2013
Дополнительная литература:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
- Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
- И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
- Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»
2.Календарно-тематическое поурочное планирование:
№ урока | дата | Наименование раздела программы/кол-во часов | Тема урока | Форма/тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню усвоения | Вид/форма контроля | Оборудование.Информационное сопровождение, демонстрации. Лабораторные и практические работы | |
план | факт | ||||||||
Русская литература рубежа 19-20 веков (42 часа) | |||||||||
1 | 1 | Введение. Судьба России в 20 веке. | Лекция | Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия. | Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике | ||||
2 | 1 | И. А. Бунин.Жизнь и творчество. | Беседа | Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, выразительно читать произведение | Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы | |||
3 | 1 | И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе. | Беседа с элементами дискуссии | Символика бунинской прозы. | Воспроизводитьконкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||||
4 - 5 | 2 | Тема любви в прозе И. Бунина. Цикл «Тёмные аллеи». | Беседа | Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы | |||
6 | 1 | А.И. Куприн.Жизнь и творчество. | Беседа | Основные темы и проблемы творчества Куприна. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы | |||
7-8 | 2 | Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». | Беседа | Библейские мотивы в рассказе | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | Письменный ответ на вопрос | |||
9 | 1 | А.М. Горький. Жизнь и творчество | Беседа | Творческий путь писателя. Становление человека | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы | |||
10 | 1 | Ранние романтические рассказы писателя. | Беседа с элементамии анализа | «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||||
11 | 1 | Пьеса «На дне» как социально-философская драма. | Беседа | Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы. Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения. | Воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям | ||||
12 | 1 | Роль Луки в пьесе. | Беседа | Истинное и ложное понимание доброты | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||||
13 | 1 | Вопрос о правде в драме Горького «На дне». | Дискуссия | Библейские мотивы в драме | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему | Наизусть отрывок, тест по произведениям, домашнее сочинение | |||
14-15 | 2 | Жизнь и творчество Л. Андреева | Беседа | Рассказ «Иуда Искариот». Тема человека в рассказе | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | Письменный анализ рассказа | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | ||
16-17 | 2 | Модернизм. Русский символизм и его истоки | Лекция | Причины становления символизма как литературного течения | Знать основные литературоведческие понятия | ||||
18 | 1 | В. Брюсов. Жизнь и творчество | Беседа | Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Чтение стихотворений наизусть | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | ||
19 | 1 | К. Бальмонт. Жизнь и творчество | Беседа | Основные темы и мотивы лирики | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
20 | 1 | А. Белый. Тема Родины в творчестве поэта | Беседа | Основные темы в творчестве поэта | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
21 | 1 | А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты | Беседа | Влияние символизма на творчество Блока | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
22 | 1 | Темы и образы ранней лирики Блока | Беседа с элементами устного анализа | «Стихи о Прекрасной Даме» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть одно из стихотворений цикла | |||
23 | 1 | Тема страшного мира в лирике Блока. | Беседа, устный анализ | Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть одно из стихотворений цикла «Город» | |||
24 | 1 | Тема Родины в лирике Блока. | Практикум | Чтение и анализ стихотворений. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Письменная работа – анализ стихотворения | |||
25-27 | 3 | Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | Беседа, анализ | Идейное содержание произведения. | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Домашнее сочинение по творчеству А.А. Блока | |||
28 | 1 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма | Беседа с элементами лекции | Акмеизм, неоромантизм, символизм – общее и разница в идеологии течений | Уметь находить черты литературных направлений в произедениях | ||||
29 | 1 | Н. Гумилев. Слово о поэте | Беседа | Проблематика и поэтика лирики Н.С. гумилева | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
30 | 1 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | Беседа с элементами лекции | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | Уметь находить черты литературных направлений в произведениях | ||||
31 | 1 | Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова. | Беседа с элементами устного анализа | Направления футуризма в русской литературе | Знать основные факты о жизни и творчестве писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
32-33 | 2 | В. Маяковский. Жизнь и творчество | Беседа | Основные этапы творчества Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведения | Наизусть стихотворения | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | ||
34 | 1 | Своеобразие любовной лирики Маяковского | Беседа, анализ | Чтение и анализ произведений. | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||||
35 | 1 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. | Беседа, анализ | Чтение и анализ произведений | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Мини-сочинение | |||
36 | 1 | В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности. | Беседа | Сатирическая направленность драматических произведений Маяковского | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты | Домашнее сочинение | |||
37 | 1 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор) | Беседа | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
38 | 1 | С. Есенин. Жизнь и творчество | Урок-экскурсия (медиа ресурсы) | Имажинист или новокрестьянский поэт? Особенности творчества С.А. Есенина | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
39 | 1 | Тема России в лирике Есенина | Аналитическая беседа | Чтение и анализ стихотворений. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть стихотворения | |||
40 | 1 | Любовная тема в лирике Есенина | Анализ стихотворений | Чтение и анализ стихотворений. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть стихотворения | |||
41 | 1 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. | Аналитическая беседа | Чтение и анализ стихотворений | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть стихотворения | |||
42 | 1 | «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины. | Беседа | История создания поэмы | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | Сочинение по творчеству Есенина | |||
Русская литература 20-40 годов (32 часа) | |||||||||
43 | 1 | Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет | Лекция | Историческая ситуация в стране, ее влияние на развитие литературы | Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии | ||||
44 | 1 | А.Толстой.«Петр Первый» - первый советский исторический роман. | Обзорная лекция | Интерес к истории – путь развития литературы | Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
45-46 | 2 | А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции. | Беседа | Знакомство с романом «Разгром». | Знать основные факты из жизни писателя. Давать оценкуизученномупроизведению на основе личностного восприятия | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
47-48 | 2 | М.Цветаева. Жизнь и творчество.Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля. | Аналитическая беседа | Чтение и анализ стихотворений. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть по выбору учащихся | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | ||
49 | 1 | О.Мандельштам. Жизнь и творчество.Трагический конфликт поэта и эпохи. | Беседа | Особенности творчества О.Э. Мандельштама | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
50, 51 | 2 | А.Ахматова. Жизнь и творчество.Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. | Беседа | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть стихотворения | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | ||
52 | 1 | Поэма Ахматовой «Реквием». | Беседа | Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Мини-сочинение | |||
53 | 1 | Б.Пастернак. Страницы жизни и творчества. | Беседа | Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
54 | 1 | Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении. | Беседа | Роль человека в истории страны | Дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||||
55 | 1 | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». | Беседа | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». | Дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||||
56 | 1 | Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа. | Беседа | Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа. | Знать понятие лирический герой произведения | Сочинение по роману | |||
57 | 1 | М.Булгаков. Жизнь и творчество. | Беседа | Влияние политической обстановки в России на творчество писателя | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
58 | 1 | История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения | Беседа | История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям | ||||
59-60 | 2 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» | Анализ | Многослойность романа Булгакова | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты | ||||
61 | 1 | Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». | Анализ | Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||||
62 | 1 | Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита». | Анализ | Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита». | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||||
63-64 | 2 | Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение | Сочинение | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему | Сочинение – контрольная работа | |||
65 | 1 | А. Плаьонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» | Беседа | Творчество А. Платонова в русской литературе | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
66 | 1 | М. Шолохов. Жизнь и творчество | Беседа | Судьба казачества в произведениях Шолохова | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
67 | 1 | История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения. | Беседа | История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения. Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения | DVD диск с фильмом «Тихий Дон» | |||
68-69 | 2 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | Беседа | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения | ||||
70-71 | 2 | Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова. | Беседа | Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова. | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения | Тест ЭОР | |||
72 | 1 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | Беседа | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения | ||||
73 | 1 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | Беседа | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения | ||||
74 | 1 | Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон». | Кр | Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон». | Уметь письменно излагать свои мысли | Кр | |||
Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час) | |||||||||
75 | 1 | Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор) | Обзорная лекция | Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор) | Знать основных писателей, поэтов того времени | ||||
Великая Отечественная война в литературе (3 часа) | |||||||||
76 | 1 | Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.) | Урок-концерт | Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.) | Знать жанровое разнообразие, уметь анализировать произведение | Наизусть по выбору | |||
77-78 | 2 | Проект «Человек на войне и правда о нем». | Защита проектов. | Человек в годы войны. Правда о войне глазами писателей-ветеранов | Навыки монологической речи, умение давать оценку произведению | Проект | |||
Русская литература 50-90 годов 20 века(17 часов) | |||||||||
79 | 1 | Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). | Беседа | Тематическое и жанровое разнообразие литературы | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике | ||||
80 | 1 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество | Беседа | Страницы жизни поэта | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
81 | 1 | Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. | Беседа с элементами анализа | Чтение и анализ стихотворений | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Наизусть по выбору учащегося | |||
82 | 1 | Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль» | Беседа | Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||||
83 | 1 | И. Бродский. Слово о поэте.Проблемно-тематический диапазон его лирики. | Беседа с элементами анализа | Чтение и анализ стихотворений. | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
84 | 1 | А. Солженицын. Жизнь и творчество | Беседа | А. Солженицын. Жизнь и творчество | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
85 | 2 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя | Беседа | Анализ повести «Один день Ивана Денисовича». | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | Письменный анализ произведения | |||
86 | 1 | В Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | Беседа | Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
87- 88 | 2 | В. Астафьев. Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор) | Обзорная беседа | Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор) | Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
89-91 | 3 | В. Распутин. Нравственная проблематика повестей писателя | Беседа | Нравственная проблематика повестей писателя | Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | Анализ эпизода | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | ||
92-93 | 2 | В. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина | Беседа | Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
94 | 1 | А. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы | Беседа | Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы | Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
95 | 1 | Авторская песня – особый пласт культуры | Урок-концерт | Авторская песня – особый пласт культуры | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике | ||||
Зарубежная литература 20 века | |||||||||
96 | 1 | Общий обзор европейской литературы 20 века | Лекция | Общий обзор европейской литературы 20 века | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике | ||||
97 | 1 | Д. Лондон. Раздумья писателя о человеке и его жизненного пути. | Беседа | Раздумья писателя о человеке и его жизненного пути. | Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
98 | 1 | Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии | Беседа | Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии | Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы DVD диск с фильмом «Моя прекрасная леди» | |||
99 | 1 | Г. Аполлинер «Экспериментальная направленность лирики» | Беседа | Лирика Аполлинера | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||||
100 | 1 | Э. Хемингуэй. Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | Беседа | Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание | Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы | |||
101-102 | 2 | Читательская конференция «Современная литература – истоки, направления, идеология» | Беседа | Современная литература глазами молодого читателя | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей | Контрольный тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс
Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авто...
Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...
Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...
Рабочая программа по математике 2013-2014 уч. год 6 класс
Рабочая программа составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования(утв. Приказом Министерства образования и науки от 05.03.2004 №1089)приме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по литературе для 5 класса.2013-2014 г.
Учебник «Литература.5 класс»В.Я.Коровина,, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Москва, «Просвещение» 2012 год.Планирование составлено на основеПримерной программы по учебным предметам «Литература.5-9 классы».4М...