Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Передериева Галина Анатольевна

Конспект урока по литературе, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_uroka_po_teme_borodino.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Передериева Галина Анатольевна,  

                                                                              учитель русского языка и литературы,

                                                                                      МБОУ Щедровская ООШ,

                                                                                           Чертковского района,

                                                                                               Ростовской области

                         Конспект урока по теме «М.Ю. Лермонтов «Бордино»

Цели урока:

  •  познакомить с биографией автора, с сюжетом и с героями произведения;
  •  показать особенности повествования;
  •  воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации;
  • воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения;
  • выявить художественную идею стихотворения;
  • формировать навыки выразительного чтения;
  • учиться  работать с учебником и иллюстрациями;
  • учиться проводить исследовательскую  работу с текстом;
  • учиться работать с презентацией.

Оборудование: Мультимедийная презентация.

                                               Ход урока.

  1. Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»

  1. Инициация. Приветствие.

  1. Фаза 2. «Работа над темой»
  1. Интерактивная лекция. Работа с презентацией «Славный год войны народной»
  2. Слово учителя.

В презентации рассказывается о сражении под Бородино с помощью слайдов, где помещены картины художников-баталистов о героях войны 1812 года. Каждый слайд описан и подписан.

  1. Составьте, пожалуйста, вопросы по презентации.
  2. Задайте свои вопросы соседу (в группе).
  3. Оцените ответы товарища.
  4. Расскажите всему классу о проделанной работе.

 Слово учителя.

- В процессе этой работы мы увидели и узнали героев, сражавшихся на поле брани, почувствовали трагизм событий, увидели пылающую Москву, поняли, что русские люди умеют отражать натиски врагов. Наш народ победил в Отечественной войне 1812 года.

Слово учителя

               Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского

          поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814

          году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны,

          урожденной Арсеньевой. Невеселым был детство этого мальчика. Плохо

          помнил он ласковые руки и  голосок матери, напевавшей ему грустную

          песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет. Воспитанием

          маленького Миши занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньевна.

          Детские   годы проходили в усадьбе Тарханы, Пензенской губернии.

          Здесь наблюдал он жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая

          предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, войне 1812 года.

             В 1830 году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу

       гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Все это

       время Лермонтов занимался литературной работой, писал стихи. После

       окончания школы служил в лейб – гвардии Гусарского полка, затем в драгунском

       полку, располагавшемся на Кавказе.

           В 1841 году в возрасте 27 лет М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли.

           За свою короткую жизнь М.Ю. Лермонтов создал огромное количество

      замечательных произведений. С одним из них мы сегодня

      познакомимся

            Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было откликом на 25 – летнюю

       годовщину Бородинской битвы.

    1.Выразительное чтение стихотворения «Бородино»

     2. Эвристическая беседа.

         - О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

         - Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года?

         - Кто рассказывает о сражении?

           (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя – это

            распространенное  в нашей стране обращение к незнакомому старшему

           человеку).

        - Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет?

          (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу

           молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком. И сейчас, спустя 25 лет, в

          1837 году он служит последний год).

        - С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

        - Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

        - О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»?

        - Что означает фраза: «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?

          (По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска

           располагались на зимних квартирах).  

        - Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?

        - «И вот нашли большое поле…»Что это за поле? (Это Бородинское поле, в селе

          Бородино).

  1. Работа с текстом

Словарная работа.(Лексическая работа)

    Сеча – сражение, битва.

   Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

  Бивак – стоянка под открытым небом.

  Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

Булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата      

      изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.)

  1. Нахождение художественных выразительных средств языка с доказательством из текста

 Аллитерация – Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Ассонанс – Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.

Риторическое восклицание – Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.

Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы «как», «словно», «будто» и др. (Французы двинулись, как тучи).

Метафора – Это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создаётся художественный образ. (Небо засветилось).

Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.

  1. Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
  1. Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения  «Бородино» М.Ю. Лермонтова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе

Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...