Открытый урок Денис Иванович Фонвизин «Недоросль». «Есть в русской истории много смешного, но мало веселого»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Драматическое произведение специфично, поэтому, с одной стороны, сложно для восприятия детей, с другой – позволяет использовать на уроке инсценировку. Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» содержит как веселые, комедийные сцены, так и дидактические, поучающие. Это позволяет показать особенности жанра комедии и литературного направления классицизма. Кроме того эта комедия несет большой воспитательный потенциал и возможность интегрирования с историей России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fonvizinu.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара
Открытый урок
Денис Иванович Фонвизин «Недоросль».
«Есть в русской истории много смешного, но мало веселого»
Автор – составитель: Долгова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
Самара
Тема урока: Д.И. Фонвизин «Недоросль». «Есть в русской истории много смешного, но мало веселого» В.О. Ключевский.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технологии: Информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология-«Дебаты».
Место урока в теме: На изучение творчества Д.И. Фонвизина отводится два урока. Данный урок является первым.
Оценка педагогической ситуации
Возможности учащихся.
В 8 классе Б учатся способные, но довольно инертные дети, которые не любят проявлять инициативу, поэтому для активизации их деятельности необходимо давать творческие задания с домашней подготовкой. Учащиеся прочитывают заданный текст, но обсуждают его обычно неохотно. В классе есть дети, имеющие артистические способности. Исходя из этого, в урок включены творческие элементы.
Возможности учителя.
Зная особенности класса, учителю можно предложить, при подаче нового материала разные методы и приемы.
Дидактические возможности темы.
Драматическое произведение специфично, поэтому, с одной стороны, сложно для восприятия детей, с другой – позволяет использовать на уроке инсценировку. Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» содержит как веселые, комедийные сцены, так и дидактические, поучающие. Это позволяет показать особенности жанра комедии и литературного направления классицизма. Кроме того эта комедия несет большой воспитательный потенциал и возможность интегрирования с историей России.
Цели урока:
1. Обучающая. Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.
2. Воспитательная. Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.
3. Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные, драматические).
Оборудование.
- Компьютер, проектор для презентации.
- Тексты произведения.
Предварительная работа (кроме чтения произведения).
- Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам или портреты полюбившихся героев.
- Группа учеников вместе с учителем готовят инсценировки фрагментов пьесы (первое явление, третье действие, диалог Стародума и Правдина; явление восьмое, действие четвертое в сокращении).
- Четыре ученика готовят исторические справки.
Ход урока.
Слово учителя о писателе (на экране портрет Д.И. Фонвизина и обложка произведения).
Слово учителя. Дома вы познакомились с пьесой «Недоросль», многие нарисовали иллюстрации к произведению, которые вы видите на экране. Давайте попросим «художников» прокомментировать, почему они выбрали именно эти эпизоды или этих героев.
Выступления учащихся.
Слово учителя. (На экране слова В.О. Ключевского) Прочитав на экране слова Ключевского, вы наверное поняли, что наш урок необычный. Необычность его заключается в том, что нам придется доказать, много ли смешного в русской истории. Рассмотрим одного из главных героев комедии дворянского сынка Митрофана.
Инсценировка явления восьмого, действия четвертого.
Беседа – дискуссия.
- Вам смешно?
- А что вас насмешило?
Слово учителя. – А я хочу заступиться за него. Ведь он размышляет по -своему находчиво и умно, только недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступков, а чтобы только вывернуться из одной неприятности, и потому тотчас попадает в другую. Он очень забавен со своей оригинальной теорией грамматики, со своим изобретенным учением о двери существительной и прилагательной. Взрослые люди, экзаменовавшие Митрофана, награждают его званием дурака.
- Только ли смешные поступки Митрофана? (Нет. Его поступки вовсе не смешны, а только гадки.)
Слово учителя. Обратимся к группе историков, которые помогут нам проникнуть в ту далекую эпоху, разобраться в положении того времени и судьбе Митрофана.
Первый ученик. Еще Белинский заметил, что «… перед нами сатира на нравы, то есть, как бы слепок с реальных событий и положений той эпохи» (на экране портрет Белинского и его слова). Любой смешной сюжетный поворот комедии может привести в ужас, стоит лишь представить себе на минуту, что такое могло происходить и происходило в действительной жизни российского XVIII века.
- А кто такой Белинский?
- Как Белинский назвал комедию Фонвизина? (сатира на нравы)
Сейчас мы узнаем, на чем были основаны эти исторические нравы
Второй ученик. Дворянская вольность по указу 1762 года многими понята была как увольнение сословия от всех специальных сословных обязанностей с сохранением всех сословных прав. Это была роковая ошибка.
Напротив, прямо и настойчиво оговорены были некоторые обязанности. Закон говорил: «…будьте так добры, служите и учите своих детей, а если кто не станет делать ни того, ни другого, то будет изгнан из общества. (На экране высвечивается указ).
- О каких обязанностях шла речь?
- Почему многие не поняли этого закона?
- Какое отношение имеет к этому закону Митрофан ?
Слово учителя. Таким образом, мы видим, что фонвизинский недоросль – это жертва непонимания данного закона. Теперь нам понадобится еще одна историческая справка.
Третий ученик. Дворянский недоросль – подросток, поступивший в государеву ратную службу и ставший взрослым в 15 лет. С царствования Петра Великого служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее прежней, поэтому «отлынивание» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства (на экране высвечивается объяснение слова недоросль из словаря С. Ожегова).
- Как вы поняли, кого называют недорослем?
- Сколько лет Митрофану?
- Почему он не на службе?
- Кто виноват в том, что Митрофан оказался в таком положении?
- Можете ли вы теперь, опираясь на пьесу Фонвизина, объяснить почему Ключевский сказал: «Есть в русской истории много смешного, но мало веселого»?
Ответы учеников.
Слово учителя. Конечно, нам весело наблюдать за семейкой Простаковых, но их взаимоотношения, отношение к крепостным крестьянам, к своему государству вовсе не смешно. Рассмотрим дальше нашу версию о том, что в русской истории много смешного, но мало веселого. Для этого обратимся к другому герою пьесы – Стародуму. Этот человек тоже дворянин, но к своему званию относится совсем по иному: видит свой долг в служении Отечеству. Но это его большое желание (как вы помните) встречает серьезные препятствие.
Инсценировка первого явления, третьего действия. Диалог Стародума и Правдина.
Учитель. Д.И. Фонвизин очень хорошо знал те обстоятельства, о которых говорит его герой Стародум. По этому поводу нам нужна опять историческая справка.
Ученик четвертый. По поручению П.И. Панина, Фонвизин пишет «Рассуждение о непременных государственных законах». Непосредственным объектом критики в «Рассуждении…» является русская самодержица и порожденный ею разгул беззакония, произвола, нравственного разложения, охватившего все государство.
-Отступил ли Стародум перед трудностями?
- Как он сумел сохранить дворянскую честь?
- Как бы на его месте поступил кто – нибудь из Простаковых?
Учитель. Итак, можно смело подвести итог нашим размышлениям. Мы увидели, что комедия Фонвизина является не только смешной, но и грустной. Грустно, прежде всего, состояние нравов в дворянском обществе, где по большей части не желают служить государству, а заботятся лишь о собственных интересах. Грустно, что люди могут составлять собственность других людей, что в российском обществе того времени каждый был либо тираном, либо жертвой.
Теперь посмотрим, как вы разобрались в комедии Фонвизина «Недоросль» и знаете обстоятельства жизни писателя.
Вопросы к викторине. (высвечиваются на экране).
- Что стало вершиной творчества Фонвизина?
- В каком году поставлена комедия «Недоросль»?
- Как назвал Белинский комедию Фонвизина?
- О чем гласит закон 1762 года?
- Кого в то время называли недорослем?
- Кто поучал своего сына: «Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время»?
- Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»?
- Кто и кому платил «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день»?
- Против чего направлена комедия «Недоросль»?
Учитель. Подводит итог викторины и всему уроку, благодарит помощников, выставляет оценки, объявляет домашнее задание.
Домашнее задание. Подготовить письменно характеристику госпожи Простаковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное и новаторское в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Славу Д.И. Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.Комедия «Недоросль» считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечест...
Конспект урока "Тематическое содержание и идейная направленность пьесы Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Итоговый урок по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина...
«Д.И.Фонвизин «Недоросль». Панорама действующих лиц. Речевая характеристика героев комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга».
Конспект урока....
Самостоятельная работа. «Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»».
Самостоятельная работа. «Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»»....
Д.И.Фонвизин "Недоросль". История создания. Тема. Идея.
В данной презентации рассматривается история создания комедии "Недоросль"; выявляется тема, идея произведения....
Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?
Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...
Открытый урок Д.И. Фонвизин "Недоросль"
laquo;Имея сердце, имей душу – и будешь человекомво всякое время» или«Как воспитать настоящего гражданина?»Образовательные.1. Сформировать представление об истинном граж...