Д.И.Фонвизин "Недоросль". История создания. Тема. Идея.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
В данной презентации рассматривается история создания комедии "Недоросль"; выявляется тема, идея произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Д.И.Фонвизин "Недоросль". История создания. Тема. Идея. | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
То был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый , Денис, невежде бич и страх. А.С.Пушкин Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)
Венки из ветвей лавра в древности надевали на головы победителей в военных сражениях и в спортивных состязаниях как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. «Увенчанный/повитый лаврами», то есть указывает на победителя.
Бич — многозначное понятие: Бич — длинный кнут или плеть.
Самостоятельная работа со статьей учебника. Письменно ответить на вопросы: Где родился писатель? Что можете сказать о семье писателя? Где и как учился Денис Иванович? С какого произведения начинается литературная деятельность? Почему у Фонвизина не сложились отношения с Екатериной II ? Когда и где была поставлена комедия «Недоросль»? Назовите известные произведения писателя. Вольный российский театр
Теория литературы 1. К какому роду относится «Недоросль»? 2. Определите жанр произведения. драма комедия
Показана частная жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Дра́ма ( др.-греч . δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы , наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру.
Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека.
Мягкий, добродушный смех, обличающий человеческие недостатки. Злой, обличительный Смех, с помощью которого писатель борется с общественными пороками. Юмор Сатира
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провел около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Работа над "недорослем" займет у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 г. Имеется также текст, предположительно начала 1760-хгодов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику. История создания
История создания Комедия была насыщена новыми идеями. Д. И. Фонвизин понимал, что поставить такую комедию в театре будет очень трудно, но он вел упорную борьбу с правительством за ее постановку. Писатель принял самое непосредственное участие в подготовке спектакля. Фактически он стал режиссером первого спектакля в столице. Не без его влияния шло распределение ролей — он стремился обеспечить исполнение положительных ролей прежде всего сильными, талантливейшими актерами. Поэтому Стародума играл крупнейший и прославленный русский актер Иван Дмитриевский, Правдина — талантливый актер Плавильщиков. Двор Екатерины II демонстрировал свою неприязнь к «Недорослю», что выразилось, между прочим, и в стремлении не допускать его появления на сцене придворного театра. Премьеру всячески затягивали, и вместо мая, как вначале было намечено, она с трудом наконец состоялась 24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу силами приглашенных актеров как придворного, так и частного театров. Премьера комедии явилась триумфом идей русского Просвещения. Публика шумно приветствовала спектакль. В 1783 году комедия была впервые опубликована.
Тема и идея произведения Тема –то, о чем говорится в произведении; что изображается. Идея – главная мысль, лежащая в основе произведения. Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества ( Простаковы , Митрофан , Скотинин). Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы.
Традиции классицизма в изображении героев: Герои делятся на положительных и отрицательных. Почти все герои имеют говорящие фамилии. Положительные герои воплощают одну черту, качество характера.
Назовите положительных и отрицательных героев. Что означают имена и фамилии? Софья Милон Стародум Простакова Скотинин Правдин От греч. «мудрость» Милый, любимый мудрец Простодушная до глупости Подобный скоту Любящий правду 3. Есть ли герои, которые не обладают ни положительными, ни отрицательными качествами? Кутейкин, Цыфиркин, Вральман, Еремеевна
Узнайте героя
Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (4 слова). 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна на тему любви: Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. Пример синквейна на тему жизни: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Недоросль_ (пьеса) http://www.grc-eka.ru/imya/lavr-znachenie.html Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.
Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...
«М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция». .
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по теме "М. Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Композиция" и презентация к нему....
«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.
ТЕМА: «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развит...
Презентация История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.
Презентация к уроку по поэме Лермонтова "Мцыри"Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писа...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
«М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция»
Урок литературы в 8 классе...
Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....