Урок литературы "Чистый понедельник" И. Бунина
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК-ПРАКТИКУМ по изучению рассказа И. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»
ЭПИГРАФ:
Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
И. Бунин
Вопросы и задания к уроку:
- Символично ли название рассказа?
- Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России и Европы начала 20 века встречаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен?
- Найдите в тексте:
а) реалии быта;
б) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);
в) художественно-выразительные средства, которые использует автор.
4. События рассказа протекают в январе-марте. Какие религиозные праздники упоминаются в тексте?
5. Вспомните пословицы и прибаутки, связанные с Великим постом.
Индивидуальные задания:
- Подготовить рассказ о «Прощеном воскресенье», «Чистом понедельнике», «Масленице».
- Выучить наизусть стихотворения Бунина.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, к/ф «Сибирский цирюльник» (реж. Н. Михалков), выставка книг, иллюстрации, презентация.
Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к слову, воспитать патриотизм.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово учителя и беседа по тексту.
Учитель: По мнению писателя и по всеобщему признанию, «Чистый понедельник» - лучший рассказ Бунина.
Тема нашего урока: Анализ рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».
Мы должны будем с вами увидеть особенности понимания Буниным любви, противоречивость характера героини. Эпиграфом нашего урока стали слова Ивана Бунина «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядности, литературно-артистической жизни начала века.
- Рассказ подготовленных учащихся о «Прощеном воскресенье», «Чистом понедельнике», «Масленице» (приложение).
- Просмотр фрагмента празднования Масленицы из к\ф «Сибирский цирюльник» (5 мин.).
Учитель: Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которой верующие христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.
Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».
- Вспомните народные поговорки и прибаутки, связанные с великим постом.
(Великий пост прижмет хвост. В год хлебородный пост не голодный. Не все коту масленица, будет и великий пост. Никто на Руси с поста не умирал. Пост не мост, можно и объехать и др.)
- Символично ли название рассказа?
Рассказ написан 12 мая 1944 года.
Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.
- Какое впечатление на вас произвел рассказ?
- Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?
А. Белый Его лекция пародийно описана в рассказе
В. Брюсов «Огненный ангел» (исторический роман)
Л. Андреев О новом рассказе Андреева
Гуго фон Гофмансталь Австрийский символист Модные авторы
Артур Шницлер Австрийский драматург и прозаик, импрессионист европейского
Тетмайер Казимеж Польский лирик, автор утонченных эротических стихов декаданса
Ст. Пшибышевский Немецко-польский прозаик
- Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов?
Для создания характеров автор использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У нее же в номере гостиницы «висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева (герой романа «Война и мир», солдат).
Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
- Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
Всё, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А еще упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Храм Христа Спасителя), свидетельствуют о глубокой ностальгии Бунина. Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, ее истории и ее национальной сути.
- Как описывает автор свою героиню?
Портрет, позы, жесты, манера держаться (найдите в тексте).
- Чем объясняет писатель особенности характера героини?
(Чтение отрывка «Странная любовь» до слов … «и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»)
- Какие художественно-выразительные средства использует Бунин в этом рассказе?
Учитель: Давайте вспомним, что такое оксюморон? (От греч. Буквально – остроумно-глупое. Парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: скупой рыцарь, горячий снег).
- Найдите в тексте оксюмороны? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище – с помощью этого приема автор показывает противоречивость героев).
- Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица).
- Сравнения. (Запах комнаты соединяется с запахом цветов. Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи. Сначала – свет, в финале – рядом окажется три раза повторенное слово «темный» (зачитать).
Учитель: Свет озаряет любовь. И напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.
Таким образом, любовь в понимании Бунина:
«Некий высший напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека».
- Заключительное слово учителя.
«Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:
Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.
«Чистый понедельник» - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.
- Ученик (подготовленный) читает наизусть стихотворение:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора,
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
(1922 г.)
- Ученица (подготовленная) читает стихотворение Бунина «Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
«Чистый понедельник» - это еще одно свидетельство непревзойденного мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (М. Горький).
Домашнее задание.
Используемая литература.
1. Открытые уроки по литературе 9-11 классы. Авторы-составители: Л.И. Косивцова, Л.А. Тропкина. Волгоград «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
Уроки по творчеству Бунина в 11 классе.
Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900). Цели урока:1) Научить определять тему и идею текста.2) Научить раскрытию внутреннего мира писателя ч...
Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...
Конспект урока "Иван Алексеевич Бунин. Рассказ "Цифры".
Конспект урока+презентация...
Технологическая карта урока И.А.Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе
Задачи:Образовательные1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;2)обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;3) формировать спо...
Конспект урока И. А. Бунин «Темные аллеи»"
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина,определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»...
Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"
Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"...