Конспект урока И. А. Бунин «Темные аллеи»"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина,
определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temnye_allei.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока И. А. Бунин «Темные аллеи»"
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина,
определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»
Ход урока
1. Организационный момент. Целевая установка.
1)Что вы можете рассказать о жизни И. Бунина
3. Работа с раздаточным материалом. Ученикам предложен отрывок из статьи Вл.Смоленского « И.Бунин».
« Умер Иван Алексеевич Бунин. Потеря эта для России огромна. Он любил жизнь и оставил нам её в своих книгах. В этом его победа над смертью. Был он прост и таинственен.
Казалось, что Бунин имел в жизни все, что человек на земле может желать: долголетие, талант, красоту, славу.
Он много знал, много страдал и многое возлюбил. Был он Поэт и, пытаясь возвышать и преображать жизнь, платил за все дорогою ценой,» -писал, откликаясь на кончину Бунина, последовавшую в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже, замечательный русский поэт Владимир Смоленский.
26 января 1920 года, на французском пароходе, Бунин навсегда покинул Россию, чтобы никогда больше не возвратиться – мучительный процесс выживания и вживания в совершенно новую и враждебную действительность для него равносильно отказу от себя самого – от человеческого достоинства.
Россия отодвигалась от него, и Бунин спустился в каюту. «Конец» и «погибель» - любимые слова в записях этих лет. «уже почти три недели со дня нашей погибели», - записывал 12 апреля. «как будто хоронил я - всю прежнюю жизнь, Россию…» - зан в дневник 6 мая 1921 года. ,,И всему конец! И все это было ведь и моя жизнь!» - через месяц.
Именно на расстоянии с наибольшей полнотой ощутил от то, что потаенно и глубоко жило в нем: Россию.
Ни крах первой, самой страстной любви, ни смерть маленького сына, отнятого у него красавицей женой, ни даже кончина матери еще не потрясли и не перевернули его.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)— одно из самых ярких имен русской литературы. Писатель – реалист, хотя себя не относил ни к одному литер. направлению.
Прекрасный язык, образность, точность, умение передать язык разных слоев
общества, сила воображения, живописность, психологизм — некоторые черты его творчества.
Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода,
«давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в
области искусства». ( к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.)
Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были
помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль
неповторимо обаятельным и живописным. 1933-Нобелевская премия
Бунин никогда не брал на себя роль пророка; его произведения, проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ
. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире... Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические...», — писал он.
Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека…Она является, надевая разные маски: страсти, нежности, дружбы, ревности, преданности.
Неисчерпаемость, многоликость темы любви объясняет интерес к ней обычных людей, таких, как мы с вами, и, конечно же, поэтов и писателей. И каждый способен воспринимать это чувство по-разному.
Сегодня на уроке мы постараемся осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина.
Обратите внимание на эпиграф урока: “Под плоскостью, по которой ходит человек две бездны – смерти и любви, и тонкий ледок может обломиться в любую минуту”.
На прошлом уроке, обсуждая рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско”, говорили о бездне смерти, силе роковой и неподвластной человеку.
А сегодня обсудим влияние на жизнь другой, неподвластной разуму, развивающейся по своим законам, силе любви.
В течение тысячелетий человек осмысливает отношения мужчины и женщины, и каждый писатель предлагает свое видение любви. Мы будем говорить о любви-болезни у Маяковского, о любви-саморастворении у Куприна.
А какова любовь в рассказах Бунина?
Итак, тема урока - “Темные аллеи” любви в цикле рассказов И. Бунина.
Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви.
Цикл рассказов “Темные аллеи” был издан в 1943 году в Нью-Йорке. Большинство рассказов - в период Великой Отечественной войны, память помогала вернуться в другое время.
В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте. От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за 60.
В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу.
Эпиграф (слова И.А. Бунина )«Всякая любовь -великое счастье».
. Как вы думаете, почему эти рассказы можно объединить в цикл? (Рассказы можно объединить в цикл тематически, их объединяет разные лики любви)
- Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают?
(1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные.
2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни.
3. Место тайных свиданий, запретной любви.
4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом.
5. Любовь и смерть рядом.)
(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)
- Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.
II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.
- Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).
- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)
- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
- Открывает произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её. (Чтение)
На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж?
(На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь
(Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.)).
- На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора.
Автор очень подробно описывает обстановку в ней (текст). «Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Множество деталей упоминает автор в этом описании (у Бунина деталь имеет особое значение).
— Что хочет показать автор? ( через деталь автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.)
— Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?
- В одном абзаце даны два портрета. Какие художественные детали подчеркнуты?
(Оба героя одного возраста, но они противопоставлены (союз “а”), крестьянин похож на разбойника, а седок – на Александра II.
Таким образом, подчеркнуто социальное положение каждого.
Это портреты – впечатления с элементами психологического анализа. Обращено особое внимание на взгляд, подчеркнуты эпитетами “строгий и усталый”.)
- Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый?
(Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)
- Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”? (Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)
- Почему портрет героини так натуралистичен? (Повествователь любуется героиней, его восхищает женское тело.)
- Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)
- Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича? (Он – любовь всей ее жизни.)
- Каково душевное состояние героя? Почему он покраснел? (Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта.)
- Как и почему меняется душевное состояние героя? (Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость.)
- Центральное место в новелле отведено собственно диалогу главных героев. Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги.
Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Чтение фрагмента по ролям).
Как построен диалог бывших влюбленных? (Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони.)
- Почему их диалог переходит в спор? Что они говорят о любви? (Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни).
- Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе? (Твердая, страстная, верная, преданная.)
— Как ведут себя персонажи на протяжении разговора? Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них?
- Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…»
Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству
. «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать».
Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня.
— Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?
Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.
Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
Как характеризует героя эта история? (Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.)
- Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? (Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него – красивая девушка, давшая ему лучшие минуты.)
- Почему история героя умещается в один абзац? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”? (Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя.)
- Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти? (Мучает совесть.)
- Почему героиня не может простить его? (Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова.)
- Почему герой испытывает противоречивое состояние? (Не способен на поступок.)
- Как мужики оценивают Надежду? (Баба – ума палата. Но крута!)
- Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? (Социальную.)
-Какой мотив воплощен в рассказе? (Мотив вечного пути в поиске счастья.)
- Какие пласты можно выделить в рассказе? (1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.)
Вывод. Концепция любви Бунина: ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.
Характеристика героев.
- расскажите о главных героях до момента расставания.
I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.
П группа: Николенька... Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»
Была чудесная весна
Они на берегу сидели...
Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.
Вопросы
- Как сложилась судьба Надежды после расставания?(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).
- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?
(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).
- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?
- Почему такая женщина не вышла замуж?
- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).
- Помнил ли он о своей первой любви?(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).
- Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).
.- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?
(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).
4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?
(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)
- А как вы можете представить эту осень? ( создает мрачное и печальное настроение).
- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?(Для героев жизнь как бы уже пройдена . Это закат жизни, закат любви).
5. - Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)
- О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).
- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.
Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.
6. - Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?
(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).
7. - Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...», что любовь - это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби»: «…Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».
Согласны ли вы этим утверждением?
Анализ рассказа на выбор ученика
“Кавказ”
План анализа.
- Дата написания.
- Форма изложения.
- Символичность названия.
- Жанровое своеобразие.
- Особенности изображения героя.
- Динамика отношений.
- Функция пейзажа.
- Трактовка финала.
- Своеобразие образа любви.
“Красавица”
План анализа.
- Дата написания.
- Символичность названия.
- Жанровое своеобразие.
- Особенности изображения героя (противопоставление на уровне портретной характеристики).
- Динамика отношений.
- Особенности композиции.
- Своеобразие образа любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...
Презентация И. Бунин "Темные аллеи"
Разбор произведения И. Бунина "Темные аллеи"...
Презентация к рассказу И.Бунина "Темные аллеи"
Презентация к урокам литературы в 9, 11 классах по рассказу И.Бунина "Темные аллеи"...
Конспект урока И. А. Бунин «Темные аллеи»"
Конспект урока И. А. Бунин «Темные аллеи»"...