Календарно-тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Планирование рассчитано на 2 часа в неделю по программе Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Мытищинский муниципальный район

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                              Директор МБОУ СОШ № 28  

                                                                                               ________________(М.С. Мосалева)

                                                                                                          (подпись)           (расшифровка подписи) 

                                                                                               «_____» _______________20____г.

                                                                                               М.П.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

7 класс «Б, В, Г»

Составитель: Хитрова Т.А.,

учитель русского языка и литературы

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной 5-10 классов. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации  в качестве программы  по литературе для 5-10 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2010 г. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс» в 2 частях. М.: Просвещение, 2010 г. Авторы Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю).

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
  • Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
  • Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
  • Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
  • Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
  • Работать со справочными материалами.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература»

Класс: 7Б, 7В, 7Г     Учебник: «Литература. 7 класс», авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Количество часов по плану: 68 ч.

Четверть

N

урока

Наименования разделов и  тем

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

2.09-6.09

Устное народное творчество. Былины

Всего часов на изучение: 4, количество часов в неделю по учебному плану: 2

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.  Былина как жанр фольклора.  

3

Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. «Садко»

10.09-13.09

4

В.ч. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос

5

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц.

16.09-20.09

Древнерусская литература

Всего часов на изучение: 3, количество часов в неделю по учебному плану: 2

6

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр. Нравственные заветы Древней  Руси. Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

23.09-27.09

8

Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Русская литература 18 века

Всего часов на изучение: 2, количество часов в неделю по учебному плану: 2

четверть

9

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие жанра «ода»

30.09-4.10

10

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Русская литература 19 века

Всего часов на изучение: 29, количество часов в неделю по учебному плану: 2

первая

11

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава». Мастерство в изображении битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

7.10-11.10

12

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. Образ автора.

13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции.

14.10-18.10

14

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

15

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»

21.10-25.10

16

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства.

17

М.Ю. Лермонтов «Песня про  купца Калашникова».
История создания поэмы. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция.

4.11-8.11

18

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворения.

19

Обобщение и систематизация знаний

11.11-15.11

20

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная  основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

21

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

18.11-22.11

22

Подготовка к сочинению: 1. Авторская оценка образа Т. Бульбы. 2. Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Г. «Т.Б.». 3. Роль картин природы в понимании человеческих характеров.

23

И. С. Тургенев. «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство автора в изображении картин природы и вн. состояния человека.

25.11-29.11

24

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача». Авторские критерии нравственности. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

25

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.  Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

2.12-6.12

вторая четверть

26

В.ч. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

27

В.ч. А.К. Толстой Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт рыцарства и самовластья.

9.12-13.12

28

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.  Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

29

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина»

16.12-20.12

30

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина»

31

Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношение детей и взрослых.

23.12-27.12

32

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир

33

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

13.01-17.01

34

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

35

Два лица России в рассказе «Злоумышленник»

20.01-24.01

36

В.ч. А.П. Чехов «Тоска», «Размазня». Смех и слезы.

37

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Жуковский «Приход весны». Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Бунин «Родина».

27.01-31.01

38

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

39

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

3.02-7.02

Из русской литературы 20 века

Всего часов на изучение: 21, количество часов в неделю по учебному плану: 2

третья четверть

40

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

41

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

10.02-14.02

42

Обучение анализу эпизода из повести «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

43

В.ч. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

17.02-21.02

44

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

45

В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы.

24.02-28.02

46

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

47

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

3.03-7.03

48

В.ч. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.

49

Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

10.03-14.03

50

Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

51

Обобщение и систематизация знаний. Анализ стихотворения или эпизода.

17.03-21.03

52

А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие». «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского.

четвертая четверть

53

Час мужества. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны.

1.04-4.04

54

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».  Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.

55

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

7.04-11.04

56

В.ч. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

57

В.ч. Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

14.04-18.04

58

М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

59

В.ч. Стихи о родной природе. Брюсов, Сологуб, Есенин, Заболоцкий, Рубцов. Единство человека и природы.

21.04-25.04

60

В.ч. Песни на слова русских поэтов. Вертинский, Гофф, Окуджава. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Из литературы народов России

Всего часов на изучение: 1, количество часов в неделю по учебному плану: 2

61

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире». Особенности дагестанского поэта.

28.04-30.04

Зарубежная литература

Всего часов на изучение: 5, количество часов в неделю по учебному плану: 2

62

Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразиелирики Бернса.

63

Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы Родины.

5.05-8.05

64

Японские трехстишия хокку, хайку. Особенности жанра.

65

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

12.05-16.05

66

Р. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

67

Резервный урок

19.05-23.05

68

Итоги года и задание на лето.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

от ______________№____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________________

«____» _____________20___г.

Циклограмма контрольных работ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Письменная работа по УНТ

Сочинение «История России в произведениях А.С. Пушкина»

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...