Календарно-тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю по программе Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Мытищинский муниципальный район
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 28
________________(М.С. Мосалева)
(подпись) (расшифровка подписи)
«_____» _______________20____г.
М.П.
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
7 класс «Б, В, Г»
Составитель: Хитрова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной 5-10 классов. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-10 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2010 г. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс» в 2 частях. М.: Просвещение, 2010 г. Авторы Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю).
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
- Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
- Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
- Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
- Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
- Работать со справочными материалами.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература»
Класс: 7Б, 7В, 7Г Учебник: «Литература. 7 класс», авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Количество часов по плану: 68 ч.
Четверть | N урока | Наименования разделов и тем | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 2.09-6.09 | |
Устное народное творчество. Былины Всего часов на изучение: 4, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Былина как жанр фольклора. | |||
3 | Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. «Садко» | 10.09-13.09 | ||
4 | В.ч. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос | |||
5 | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. | 16.09-20.09 | ||
Древнерусская литература Всего часов на изучение: 3, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
6 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр. Нравственные заветы Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | |||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 23.09-27.09 | ||
8 | Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? | |||
Русская литература 18 века Всего часов на изучение: 2, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
четверть | 9 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие жанра «ода» | 30.09-4.10 | |
10 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | |||
Русская литература 19 века Всего часов на изучение: 29, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
первая | 11 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава». Мастерство в изображении битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | 7.10-11.10 | |
12 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. Образ автора. | |||
13 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. | 14.10-18.10 | ||
14 | А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | |||
15 | Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина» | 21.10-25.10 | ||
16 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. | |||
17 | М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». | 4.11-8.11 | ||
18 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворения. | |||
19 | Обобщение и систематизация знаний | 11.11-15.11 | ||
20 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | |||
21 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести. | 18.11-22.11 | ||
22 | Подготовка к сочинению: 1. Авторская оценка образа Т. Бульбы. 2. Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Г. «Т.Б.». 3. Роль картин природы в понимании человеческих характеров. | |||
23 | И. С. Тургенев. «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство автора в изображении картин природы и вн. состояния человека. | 25.11-29.11 | ||
24 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача». Авторские критерии нравственности. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | |||
25 | Н.А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 2.12-6.12 | ||
вторая четверть | 26 | В.ч. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | ||
27 | В.ч. А.К. Толстой Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт рыцарства и самовластья. | 9.12-13.12 | ||
28 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | |||
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина» | 16.12-20.12 | ||
30 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина» | |||
31 | Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношение детей и взрослых. | 23.12-27.12 | ||
32 | Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир | |||
33 | А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 13.01-17.01 | ||
34 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | |||
35 | Два лица России в рассказе «Злоумышленник» | 20.01-24.01 | ||
36 | В.ч. А.П. Чехов «Тоска», «Размазня». Смех и слезы. | |||
37 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Жуковский «Приход весны». Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Бунин «Родина». | 27.01-31.01 | ||
38 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | |||
39 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. | 3.02-7.02 | ||
Из русской литературы 20 века Всего часов на изучение: 21, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
третья четверть | 40 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | ||
41 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. | 10.02-14.02 | ||
42 | Обучение анализу эпизода из повести «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | |||
43 | В.ч. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 17.02-21.02 | ||
44 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | |||
45 | В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. | 24.02-28.02 | ||
46 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | |||
47 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 3.03-7.03 | ||
48 | В.ч. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. | |||
49 | Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 10.03-14.03 | ||
50 | Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | |||
51 | Обобщение и систематизация знаний. Анализ стихотворения или эпизода. | 17.03-21.03 | ||
52 | А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие». «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского. | |||
четвертая четверть | 53 | Час мужества. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны. | 1.04-4.04 | |
54 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. | |||
55 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 7.04-11.04 | ||
56 | В.ч. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | |||
57 | В.ч. Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 14.04-18.04 | ||
58 | М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | |||
59 | В.ч. Стихи о родной природе. Брюсов, Сологуб, Есенин, Заболоцкий, Рубцов. Единство человека и природы. | 21.04-25.04 | ||
60 | В.ч. Песни на слова русских поэтов. Вертинский, Гофф, Окуджава. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | |||
Из литературы народов России Всего часов на изучение: 1, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
61 | Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире». Особенности дагестанского поэта. | 28.04-30.04 | ||
Зарубежная литература Всего часов на изучение: 5, количество часов в неделю по учебному плану: 2 | ||||
62 | Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразиелирики Бернса. | |||
63 | Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 5.05-8.05 | ||
64 | Японские трехстишия хокку, хайку. Особенности жанра. | |||
65 | О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 12.05-16.05 | ||
66 | Р. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра. | |||
67 | Резервный урок | 19.05-23.05 | ||
68 | Итоги года и задание на лето. |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
от ______________№____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________________
«____» _____________20___г.
Циклограмма контрольных работ
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Письменная работа по УНТ | Сочинение «История России в произведениях А.С. Пушкина» | Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...