Календарно-тематическое планирование 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю по программе Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_lit._6_klass.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе:
- Государственного стандарта общего образования по литературе;
- Программы по литературе 5-9 классы под. Ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.
Инновации данной программы заключаются в следующем:
- авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин «Дубровский», И.С. Тургенев «Бежин луг»; и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключённые из многих альтернативных программ;
- создатели программы предлагают для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы;
- сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 68 часов в объёме 2 часов в неделю.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Понимать прочитанное как можно глубже – вот, что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и уроках риторики в старших классах. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Цели обучения:
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень):
должны знать:
- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
- биографические сведения о писателях;
- содержание изученных литературных произведений;
должны уметь:
- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
- владеть навыками анализа художественного текста;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- составлять план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
- владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Учебно – тематическое планирование:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | УНТ | 2 |
3. | Из древнерусской литературы | 1 |
4. | Из литературы XVIII века | 3 |
5. | Из русской литературы XIX века | 27 |
6. | Писатели улыбаются | 2 |
7. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 1 |
8. | Из русской литературы XX века | 11 |
9. | Произведения о Великой Отечественной войне | 2 |
10. | Писатели улыбаются | 2 |
11. | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | 3 |
12. | Из литературы народов России | 1 |
13. | Из зарубежной литературы | 11 |
14. | Итоговый урок | 1 |
Итого: | 68 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Используемые учебники и учебные пособия:
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.
- Литература. 6 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В. П. Полухина); под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2008.
Используемая методическая литература:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на диске. Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение , 2008.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум, 2008.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2009.
- Тумина Л.Е. Творческие задания.5-7 классы. – М.: Дрофа, 2009.
Календарно – тематическое планирование
четверть | № урока п/п | № урока в теме | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание | Корректировка |
1 четверть | 1 | 1 | 3.09 – 7.09 | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Выражение авторской позиции Устное народное творчество Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | ||
2 | 1 | Малые жанры фольклора | 1 | ||||
3 | 1 | 10.09 - 14.09 | Р.р. Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению: «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | |||
4 | 1 | Из древнерусской литературы Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Исторические события и вымысел. | 1 | ||||
5 | 1 | 17.09– 21.09 | Произведения русских писателей XVIII века Русская басня. И. И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. | 3 | |||
6 | 2 | И. А. Крылов Слово о баснописце. «Листы и корни», роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик», критика неумелого хвастуна. | |||||
7 | 3 | 24.09– 28.09 | Р.р. «Осел и соловей», комическое изображение «знатока». Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению: «Что осуждается в русских баснях?» | ||||
8 | 1 | Произведения русских писателей XIX века А. С. Пушкин Лицейские годы. «Узник», как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 27 9 | ||||
9 | 2 | 1.10 – 5.10 | Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Стихотворная речь, её особенности. | ||||
10 | 3 | Р.р. «Зимнее утро», тематич. и поэтич. идея, роль композиции. | |||||
11 | 4 | 8.10 – 12.10 | Цикл «Повести Белкина». Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня крестьянка». Роль случая в композиции произведения. | Принести текст | |||
12 | 5 | «Дубровский». Картины из жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова | |||||
13 | 6 | 15.10– 19.10 | Протест В. Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. «Пожар в Кистеневке» | ||||
14 | 7 | Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям. Понятие о композиции. | |||||
15 | 8 | 22.10 - 26.10 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по тексту «Дубровский» | ||||
16 | 9 | Контрольный опрос по творчеству А. С. Пушкина. Обобщение и систематизация знаний. | |||||
2 четверть | 17 | 1 | 5.11 – 9.11 | М. Ю. Лермонтов Слово о поэте. «Тучи», основное настроение и композиция, особенности поэтических интонаций. | 4 | ||
18 | 2 | Антитеза как основной композиционный прием в стих. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Тема одиночества. | |||||
19 | 3 | 12.11 - 16.11 | «Три пальмы», разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. | ||||
20 | 4 | Строфика. Стихотворные размеры | |||||
21 | 1 | 19.11 - 23.11 | И. С. Тургенев Слово о писателе. Цикл «Записки охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | 2 | |||
22 | 2 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. | |||||
23 | 1 | 26.11- 30.11 | И. С. Тютчев Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы. | 2 | |||
24 | 2 | «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. | |||||
25 | 1 | 3.12 – 7.12 | А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. | 2 | |||
26 | 2 | «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. | |||||
27 | 1 | 10.12 - 14.12 | Р.р. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. | 1 | |||
28 | 1 | Н. А. Некрасов Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда». Величие народа-созидателя. | 3 | ||||
29 | 2 | 17.12 - 21.12 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. | ||||
30 | 3 | В.ч. Историческая поэма «Дедушка» Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова | |||||
31 | 1 | 24.12 - 28.12 | Контрольный опрос по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. Обобщение и систематизация знаний. | 1 | |||
32 | 1 | Урок-беседа на основе изученного материала «Человек в произведениях XIX века» | 1 | ||||
3 четверть | 33 | 1 | 14.01 - 18.01 | Н. С. Лесков Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | 2 | ||
34 | 2 | Р.р. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приёмы сказочного повествования. | |||||
35 | 1 | 21.01 - 25.01 | Писатели улыбаются В.ч. А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 2 | |||
36 | 2 | Способы юмористического повествования. Чехов – «художник жизни» | |||||
37 | 1 | 28.01- 1.02 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я. П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…» Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над смутом лозы…» Развитие понятия о лирике. | 1 | |||
38 | 1 | Произведения русских писателей XX века В.ч. А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса» Авторская позиция в произведении. | 6 | ||||
39 | 2 | 4.02 – 8.02 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» А. П. Платонова. | ||||
40 | 3 | М. М. Пришвин Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | |||||
41 | 4 | 11.02 - 15.02 | Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | ||||
42 | 5 | Р.р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | |||||
43 | 6 | 18.02 - 22.02 | Классное сочинение по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | ||||
44 | 1 | Произведения о Великой Отечественной войне Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и войне. Обучение выразительному чтению. | 2 | ||||
45 | 2 | 26.02 - 1.03 | В.ч. А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | ||||
46 | 1 | Произведения русских писателей XX века В. П. Астафьев Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 5 | ||||
47 | 2 | 4.03 – 7.03 | Р.р. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | ||||
48 | 3 | В. Г. Распутин Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | |||||
49 | 4 | 11.03 - 15.03 | Нравственные проблемы текста В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению. | ||||
50 | 5 | Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. | |||||
51 | 1 | 18.03- 21.03 | Писатели улыбаются В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | 2 | |||
52 | 2 | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | |||||
4 четверть | 53 | 1 | 1.04 – 5.04 | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Обучение выразительному чтению. | 3 | ||
54 | 2 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. | |||||
55 | 3 | 8.04 – 12.04 | Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | ||||
56 | 1 | Из литературы народов России К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | 1 | ||||
57 | 1 | 15.04 - 19.04 | Из зарубежной литературы Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | 11 | |||
58 | 2 | Обобщающий урок по мифам Древней Греции | |||||
59 | 3 | 22.04 - | Геродот. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки | ||||
60 | 4 | 26.04 | В.ч. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | ||||
61 | 5 | 29.04 - 3.05 | В.ч. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | ||||
62 | 6 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Баллада «Перчатка» Проблема благородства, достоинства и чести. | |||||
63 | 7 | 6.05 - 10.05 | В.ч. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | ||||
64 | 8 | В.ч. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | |||||
65 | 9 | 13.05 - 17.05 | В.ч. Том и Гек. Общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | ||||
66 | 10 | В.ч. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц. Его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. | |||||
67 | 11 | 20.05- | Резервный урок | ||||
68 | 1 | 24.05 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...