Христианские мотивы в повести В.Крапивина "Колыбельная для брата".
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Тергуева Наталья Владимировна

          В данной работе предложен методический материал по повести В.Крапивина "Колыбельная для брата". Эту повесть можно изучать на уроках литературы в 6-7 классах. Она легко читаема, но в то же время затрагивает очень важные общечеловеческие вопросы. Нижеизложенный материал поможет разобраться с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khristianskie_motivy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                   Христианские мотивы в повести В. Крапивина

                             «Колыбельная для брата».

        В русской литературе мы часто встречаемся с библейскими сюжетами. Евангельские темы тесно вплетены в повествование рассказа, повести, новеллы, притчи и т.д. Зачастую, чтобы понять какой-то образ или идею, нужно знать Библию и значение многих библейских символов. Г.И.Беленький замечал, что «знание библии, одного из бессмертных созданий человеческой мысли, как и знание античной мифологии-необходимый элемент культуры всякого образованного человека»1.

        Особенно часто христианские мотивы встречаются при изучении литературы старших классов. Чтобы учащийся смог понять смысл текста, идею автора, он должен знать библейский сюжет и то, зачем его ввёл автор в своё произведение. И поэтому учеников необходимо знакомить с Библией и основными библейскими образами. Обращаться к Библии следует не только потому, что  она помогает раскрыть смысл произведения, но и потому, что в ней затронуты главные общечеловеческие понятия, такие, как: добро, справедливость, помощь ближним, чуткость, отзывчивость и т.д., учить которым  детей просто необходимо.

        Чем раньше и чаще мы будем обращать детей к Библии, тем мы больше можем быть увереннее, что они станут добрее, честнее, отзывчивее.

         Возможность знакомиться с Библией появляется уже в среднем звене. Этой теме отведены разделы в 5 классе (изучение Ветхого Завета), в 6 классе (изучение Нового Завета). Знание библейского сюжета может помочь при изучении таких произведений, как:«Детство» Л.Н. Толстого, «Стихотворения в прозе» («Два богача») И. Тургенева,  «Юшка» А. Платонова,  стихотворение «Молитва» М.Лермонтова, а также при изучении древнерусской литературы («Житие Аввакума»).

__________________________________________________________________

1 Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М., 1990. С.173

      Библейские сюжеты широко использует и современная литература.

Одним из таких произведений является повесть В.Крапивина «Колыбельная для брата». Произведение не  входит в программу по литературе, но его можно изучать на уроках внеклассного чтения в 6-7 классах. Повесть легко читается, очень нравится ребятам; они с удовольствием рассуждают о проблемах героев, ищут решение этих проблем, примеряют ситуации, в которых оказываются герои, на себя, т.к. эти герои близки им, в них они видят себя. При обсуждении текста учащиеся сами начинают поднимать такие вопросы и проблемы, о которых сразу при прочтении  не задумывались. И эти рассуждения ненавязчиво подводят их к   темам, которые уже раньше были затронуты в Библии, а теперь волнует и современное общество. Поэтому и рассматриваются они и с гражданской позиции и с точки зрения религии.

       Что же это за темы? На что следует обратить внимание?

       Через всю повесть В.Крапивина незримо тянутся такие христианские понятия, как: добро, зло, понимание, прощение. Но все эти мотивы тесно соприкасаются с педагогическими принципами ответственности, долга перед собой и другими, помощи своему товарищу. Как же они соотносятся? Поразмышляем с учениками об этом и обязательно будем опираться на текст.

  1. Добро-зло.

         Для персонажей повести зло и добро – это прежде всего взаимоотношения педагогов и учеников. Главный герой Кирилл Векшин, рассуждая о зле, в разговоре с Зоей Алексеевной вспоминает учителя:

        – У нас математичка Вера Сергеевна знаете какая требовательная! Про неё никто ничего плохо не скажет. А чертёжник просто злой.

       На что Зоя Алексеевна заметит:

      – Ох, Кирюша, Кирюша. Неужели ты думаешь, что кто-то из учителей желает вам зла? Ева Петровна или Александр Викентьевич? Неужели

 ты так думаешь?

       «А в самом деле,- подумал Кирилл,- зачем им хотеть для нас зла?»

   Герой пока не задумывается над самой сущностью понятия «зло». Что собой представляет это зло, почему одно мы считаем злом, а другое нет?

    Для Кирилла злой—значит  не добрый.

 На самом деле понятие зла намного глубже. Богословы и все христианские учения считали, что всё зло вызвано дьяволом. Всё горе, все несправедливости, существующие в мире,- это дело рук сатаны, князя тьмы.

        Но природа зла неоднозначна. Зло не может существовать само по себе. Григулевич И.Р. утверждает, что средневековый богослов Фома Аквинский, защитник инквизиции, создал целую теорию о добре и зле. «Он утверждал, что зло, подобно ране в теле человека, сопутствует совершенству. Наличие зла позволят различить добро, а искоренение зла укрепляет добро. Подобно тому, как лев питается ослом, так и добро питается злом»1 (такие сведения о добре и зле можно поручить ученикам как сообщения).

   Как видим, зло – питательная основа добра, рассуждение о котором в повести занимает особое место, о чём будет сказано ниже.

     С понятием добра и зла оказывается тесно переплетён педагогический выбор правильного пути.

       Кирилл в разговоре с Зоей Алексеевной заявляет, что не хочет жить из-под палки. «Человек должен сам выбирать…»- говорит он. Но герой ещё не подозревает и не задумывается, насколько сложен этот выбор. Пойти по дороге правильного пути, т.е. выбрать путь добра или вступить на неверный путь, путь зла. Эта тема волнует в повести первую учительницу Кирилла Зою Алексеевну, и она затрагивает её в разговоре со своим учеником:

    – Но сначала надо научиться выбирать правильно. Вот вас и учат. Сейчас ты возмущаешься, а потом поймёшь, что Ева Петровна  хотела добра,- говорит она Кириллу.

     «А что есть добро?» – тут же вспомнил Кирилл фразу из недавно прочитанной им книги о средневековом инквизиторе.

__________________________________________________________________

1 Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1985. С.100

На самом деле, что такое добро и каким оно должно быть?

Русский философ  Соловьёв В.С. отмечал, что «есть сущее добро, которому человек должен отдать всю свою волю. Сущее добро – это бог. Тот, кто не верит в его волю, не верит в добро. Не верить же в добро есть нравственная смерть».1

      Герои произведения в понятие «добро» вкладывают свой смысл. Для Зои Алексеевны добро может быть разным, но обязательно доброе. Доброе добро. На первый взгляд абсурд. А если вдуматься?

         Кирилл Векшин считает, что добро не обязательно доброе. В доказательство своих слов он опять же ссылается на действия средневекового инквизитора, о котором прочитал: «… ему (инквизитору) стали говорить, что он злодей, людей сжигал, а он заплакал. Говорит, что сам из-за этого страдал, жалко было. Но он думал, что огнём спасает их душу от греха. Верил, что делает добро».

         Интересно, что христианская философия в вопросе о добре здесь сталкивается с западноевропейской ересью.

           Мысль о том, что добро вовсе не доброе, подтверждает  директор школы. «Добро должно быть с кулаками..», – цитирует она  строки из стихотворения.

          Очень сходны в понимании добра как главной человеческой ценности два героя. Это отец Кирилла и Дед. По мнению Деда, доброта неотделима от жалости. Добрый тот, кто умеет почувствовать, понять. Если ты добр, то «жалей до конца, а не отмеривай свою доброту, как на весах», – заявляет он Кириллу.

    Отец Кирилла так же, как и Дед, считает, что  доброту нельзя отмеривать равными дозами и тем более ждать плату за неё. Для него добрый человек тот, который понимает другого. Понять другого – значит стать лучше самому.

__________________________________________________________________

1 Чистяков Г.П. Тебе поём…(Молитвенная поэзия). М., 1992. С.52

     По другую чашу весов с добром находится чаша со злом. Они уравновешены, и на этом равновесии держится весь мир.

  Зло – питательная основа добра, как уже было сказано выше. Зло всегда соприкасается с добром, и поэтому размышления о добре включают в себя размышления о зле. В повести понятие зло перенесено на школу. Ранее уже отмечалось, что по рассуждениям героев-учеников есть злые учителя. Злой, по их мнению, это вовсе не требовательный. Злой – это тот, кто кричит. Это детское ощущение, детское понимание.

      Взрослый мир сложнее. И понятие зла уже перестаёт быть таким наивным. Неслучайно в повести несколько раз говорится о том, что взрослые вовсе не хотят зла, особенно детям. Никто не желает другому зла, так почему же возникает сама мысль о нём?

     Зло окружает мир постоянно и везде, исчезнуть совсем оно не может, а значит остаётся только борьба с ним.

    Главный герой повести Кирилл Векшин пытается бороться со злом, по мнению его отца, «по-мушкетёрски», т.е. «на шпагах». Но в жизни нельзя всё решать, как «в бою на шпагах». И поэтому отец Кирилла предлагает ещё один «способ борьбы со злом» (в необычайном смысле этого слова). А способом этим является понимание, как ни казалось бы странным на первый взгляд. «Человеческое понимание – это, если хочешь, тоже оружие в борьбе за справедливость»… – так рассуждает отец Кирилла.

       Добрый тот, кто понимает. «Чем больше человек понимает других, тем он добрее» – вот ещё один тезис. Как ни странно, но именно отец главного героя (человек, совершенно не религиозный и далёкий от религии, живущий в советском обществе) является основным «глашатаем» христианских идей. Он, а также Дед, молодой человек, друг Кирилла, играющий в воспитании и становлении характера Кирилла немаловажную роль.

       Вместе с отцом Кирилла они поднимают ещё один важный философский и христианский вопрос. Это вопрос о суде.

     

  1. Суд.

        Суд божий и суд человеческий. Оба эти суда в повести тесно переплетаются. Суд человеческий зачастую несправедлив. Люди не пытаются друг друга понять и простить. В одном из разговоров с Кириллом Дед заметит, что одним из педагогических принципов у учителей является принцип «не прощать и не жалеть». Человека нельзя жалеть, он должен отвечать за свои поступки, иначе привыкнет к безнаказанности. В таком принципе нет места пониманию. Но ведь чтобы судить, надо понимать.

     С этой точки зрения суд божий справедливее суда людского. «Не судите да не судимы будете!» – гласит библейская заповедь. Божий суд справедлив, т.к. Бог понимает и прощает. Судить имеет право только тот, кто может понять. Этой же мысли придерживается и отец Кирилла. «Чтобы судить, надо понимать»…, – говорит он сыну. Герой хочет, чтобы эту мысль понял и Кирилл. Намного легче обсуждать, критиковать других (например, учителей, действия которых тоже не всегда бывают правильными) и очень сложно суметь понять. Нужно учиться понимать людей с их ежедневными проблемами, заботами. Понять может только добрый, значит и судить имеет право только добрый.

       Над всеми этими сложными вопросами заставляет нас задуматься        В.Крапивин. Размышляя о сути проблемы, мы по-новому вглядываемся в привычные для нас вещи, становимся богаче нравственно  духовно.

      Литература:

1. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. М., 1990.С.173

2. Григулевич И. Р.  Инквизиция. М.,1985. С.100

3. Крапивин В. Колыбельная для брата. Петрозаводск,1983

4. Чистяков Г. П. Тебе поём…(Молитвенная поэзия). М.,1992. С.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианские мотивы в рассказе Л.Андреева "БЕН-ТОВИТ"

Цели урока:   1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева.   2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя.   3.П...

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...

Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"

Материал научной работы ученицы  поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....

Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...

Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...

"Христианские мотивы в произведении М. Ю Лермонтова "Песня про ...купца Калашникова"

Урок по изучению творчества М.Ю.Лермонтова проводился в рамках недели  Православной культуры. На уроке литературы рассматривались основные христианские заповеди, традиции русской семьи, основанны...