"Христианские мотивы в произведении М. Ю Лермонтова "Песня про ...купца Калашникова"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Назарова Елена Викторовна

Урок по изучению творчества М.Ю.Лермонтова проводился в рамках недели  Православной культуры. На уроке литературы рассматривались основные христианские заповеди, традиции русской семьи, основанные на Домострое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №12 города Липецка Назарова Елена Викторовна

Христианские мотивы в произведении М.Ю. Лермонтова   «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

       Цели урока:

Образовательная:

  • освоение художественного текста в единстве формы и содержания; рассмотреть художественное произведение в контексте исторических событий

Развивающая:

  • развитие речевых навыков;
  • совершенствование навыков сравнительно — сопоставительной характеристики персонажей;
  • закрепление теоретико — литературных понятий;

Воспитательная:

  • формирование понятия чувства долга, ответственности, воспитание чести и достоинства учащихся через восприятие художественного текста поэмы М.Ю.Лермонтова.

Ход урока   (слайд 1)

Учитель:

Определение цели урока:

- Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть христианские и нравственные основы русской жизни, которыми руководствуются герои произведения.

       Ребята, мы поговорим о  поэме М.Ю. Лермонтова, которая написана им в 1837 году на Кавказе, а события  в ней относятся к 16 веку.

- Как вы думаете, почему автор обращается к столь далекому времени?

      Лермонтову удалось воспроизвести убедительный и реалистичный образ древней Руси, с ее представителями, их характерами, нравами и обычаями. Для этого автору было необходимо ввести в повествование признаки реального исторического времени. И он вводит образ реально существовавшего царя. Давайте обратимся к истории России правления Ивана Грозного.

Историки (1 ученик):

      Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство молодого Великого Князя Ивана Васильевича. Это величайшее после Крещения Руси событие открыло эпоху в Истории нашего Отечества. (слайд 2)

В.О. Ключевский писал: “Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем, библейском смысле Помазанника Божия”. Историк заметил на редкость точно: “живо почувствовал”. Идея царской власти была для него реальностью, своим долгом он почитал быть её живым воплощением. Его первым шагом на этом пути стало коронование в 1547 году шапкой Мономаха. Он стал законным наследником византийских императоров.   (слайд 2)

Историки (2 ученик):

      Главную свою задачу Царь видел в укреплении Русского государства как Православной Империи, но тому было немало препятствий. Главная из них – в стране отсутствовала политическая консолидация, не было крепкого централизованного государства, без которого невозможно помышлять об имперских задачах.

С целью сломить враждебную его державному строительству силу родовой аристократии, Царь изъял из общегосударственного управления часть городов и волостей, приняв их под свою личную власть. Была сформирована особая военизированная политическая сила – опричнина, которая стала орудием сыска и прямого террора против боярства.

Русскому обществу опричник внушал страх, но не уважение. “Оскал пёсьей головы”, который опричники носили у седла как эмблему, обращался не только к боярам-изменникам, но ко всем русским людям. (слайд 3, 4)

Историк (1 ученик):

– Так каким же был Иван Грозный? Эпоха Ивана Грозного. Чем она знаменательна?           Век XVI явил миру крупнейшую по масштабам личность первого русского царя. Иван Грозный был одарён многими талантами. В одном лице он сочетал государственного деятеля, полководца, дипломата, богослова… Нелёгкое бремя царской власти легло на его плечи в 16 лет, и 34 года Иван IV нёс возложенную на него Богом ответственность за православное русское царство. Человеческим умом трудно понять, какие жертвы для сохранения государства оправданы, а какие – излишняя жестокость. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной.  (слайд 3)

Учитель:

- Давайте теперь обратимся к произведению. Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Определите композицию. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог? (слайд 6)

Завязка — пир у Ивана Грозного.

Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

Развязка — казнь Калашникова.

Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.

Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.

-Сколько частей в поэме?  (3 части) 

- Как мы назовем первую часть произведения?

1 часть “Пир у царя Ивана Грозного”. (слайд 7)

Не сияет на небе солнце красное, (чтение отрывка наизусть)
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич…


И очнулся тогда добрый молодец

– Каким здесь изображён царь? 

      Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. Царю даже невдомек, что человек может испытывать моральные муки,  ощущать любовные переживания. О чём, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчовый кафтан истёрся. Что шапка износилась, что конь захромал. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь сулит ему драгоценности.

Учитель:

Кто такой Кирибеевич?

      Кирибеевич – опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Кирибеевич – “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича – в  заключается в том, что он подчинен только царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой. Молодой опричник охвачен страстью.    Как Кирибеевич описывает Алёну Дмитриевну?

- Что утаил Кирибеевич от царя?

Он не говорит всей правды, что полюбил замужнюю женщину.

- Как назовем мы вторую часть произведения?

 2 часть поэмы. «Степан Парамонович  Калашников и Алена Дмитриевна».

(слайд 8,9)

Учитель:

     Во второй части поэмы перед нами жизнь русской семьи 16 века. Нормы народной жизни XVI века были отражены в “Домострое”, который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени.      Этот свод правил формировался очень медленно, в течение нескольких веков. Окончательный текст «Домостроя» был составлен духовным наставником Ивана Грозного, монахом Сильвестром в середине XVI века. Именно этот, самый поздний вариант «Домостроя» определял быт России XVII–XVIII века.

Домострой  (слайд 8)

       Вера православная была незыблема, а значит, всякая семья без исключения придерживалась церковного календаря, а заповеди Божии служили нормой поведения. А чтобы народу жилось еще проще, в середине XVI века появляются особые книги, которые строго регламентируют весь жизненный уклад. Это «Великие Минеи-Четии», «Стоглав» и «Домострой».
«Домострой» регламентировал повседневный быт. Это был специальный свод правил поведения и этикета, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи.
     В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли... Здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить рыжики, чинить ограду или скроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми.

     Итак, чему же учит «Домострой» родителей?
     Прежде всего – заботе о чадах своих, – заботе как материальной, так и духовной. «Отцу и матери надлежит учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». А кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей – к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».                                                                                                                                                                                                   Домострой требует почитания Царя земного, но еще более – Царя Небесного: “сей временен, а Небесный вечен”. Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют “классическим” образцом норм “семейного права”. Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники.

 А характер отношений героя с женой станет ясен из следующего наставления «Домостроя»: « Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием;  жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покоряться; и что муж накажет, то с любовью примати  со страхом внимати, и творити по его наказанию». (слайд 10)

Учитель:

Ребята, обратимся к выдержкам из «Домостроя». Как жена должна была себя вести?

Каким было положение женщины в семье?

Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы “Домостроя” не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной помощницей и другом своему мужу.

Аналитическая беседа по 2 главе.

Учитель:

- Как встречает Степан Парамонович свою жену?

- Как относится к нему Алена Дмитриевна? ( мнения подкрепить цитатами из текста)

– Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?

– При помощи каких средств автор нам это показал?

Проблемный вопрос:

– Как в характере Алёны отражаются  представления об идеальной женщине-жене?

- Зачем посылает Степан Парамонович за своими братьями?

– Что идёт защищать Калашников? (Честь семьи, жены, свою честь.)

Как раскрываются характеры Кирибеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? 

         Кирибеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое»,  сложить там буйную  головушку.  Но Кирибеевич  опозорил  Алёну Дмитриевну «честную, непорочную».  

Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.

- Как мы озаглавим третью часть поэмы?

3 часть поэмы “Кулачный бой» (слайд 11,12 ) Учитель: (читать отрывок наизусть)

Третья глава начинается поэтическим описанием начала дня:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной…

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается…»

удалые бойцы потешить царя-батюшку.

- Какое значение имеет описание утра, алой зари? - Какие средства выразительности автор использует?

Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.

         Кулачный бой в 16 веке был одним из распространённых видов общественного развлечения – состязанием, целью которого было испытание силы и удали русских богатырей. Потешить царя выходили они без личной ненависти друг к другу. Победа в таком поединке лишь доказывала физическое превосходство одного из соперников.  В «Песне про…купца Калашникова» первое  упоминание о поединке принадлежит Иоанну, который во время пира обращается к своему любимому опричнику: «…или с ног тебя сбил на кулачном бою,/ На Москве-реке, сын купеческий».

          Царское предсказание не тревожит Кирибеевича,  убеждённого         в своей непобедимости: «не родилась та рука заколдованная…». Кулачный бой давал возможность решить  многие конфликты, возникавшие между людьми.

 Судебник устанавливал чёткие правила ведения «поля», которое являлось последним средством выяснения истины, когда варианты мирного разрешения конфликта невозможны. В судном поединке побеждает не сила, а правда.        

Сценка 3 человека (автор, Кирибеевич, Калашников) (слайд 12) (инсценированное чтение отрывка)

Вдруг толпа раздалась в обе строны…

На раскрытых устах слово замерло…

– Сравните поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. (Высказывания учащихся, пояснения учителя)

       Опричник идёт на бой  «потешить царя нашего батюшку».  Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере  проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок.

Страшные слова слышит Кирибеевич в ответ на свою похвалу. Он хотел потешиться, а тут...

         Столкнулись друг с другом два антипода. Сын “честнова отца” — с Малютиным отродьем; тот, кто жил по закону Господнему — с тем, кто его попрал; верный семьянин и добрый труженик — с развращённым вседозволенностью слугой государевым.

- Как называет Калашников Кирибеевича?( “бусурманский сын”). Посягнувший на чужую жену не может называться православным человеком, не может носить имя христианина. Кирибеевич уже осуждён вне зависимости от исхода поединка. И в глубине души он это понимает. Потому в страхе смолкает.

  1. Богатырский бой

- Куда пришелся первый удар Кирибеевича?

На груди широкой висел медный крест…

  1. Иллюстрация А. М. Васнецова. Исход боя. (Слайд 13)

Изловчился он, приготовился,
Собрался со всей силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

- Как вы думаете,  закономерна ли победа Калашникова?

Победа Калашникова закономерна по многим причинам:

  1. На его стороне нравственное превосходство.
  2. Это сила рода, честь которого задета.
  3. За Калашниковым – весь народ, интересы которого он защищает, он не побоялся пойти против царского опричника.
  4.  На стороне Калашникова сила Христова. Степан Парамонович лишь оружие в карающей руке Господа. Кирибеевич обречён. Он наносит первый удар – по кресту со святыми мощами из Киева.

Поединок Божьего суда совершился. (слайд 14)

      Теперь для Калашникова настаёт час другого суда — царского, на котором правда заведомо осуждена. Ведь нет дела Ивану Васильевичу до того, кто прав, кто виноват. Его только одно прогневало: какой-то купеческий сын убил государева человека, да ещё “лучшего бойца”. Если б наоборот — бровью бы Иван Васильевич не повёл.

Правда Божья и правда царская у нас всегда порознь.

- О чем спрашивает царь Калашникова?

–         Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)

                Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный  приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Выделите качества характера  Ивана Грозного.

–  Ребята, а сам Калашников  нарушает христианские заповеди Калашников? (Свой ответ подтвердите словами из текста).

«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может  не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:

 «Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою грешную».

- Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя»?

- Как народ оценивает поступок Калашникова? (Слайд 15)

Проверка домашнего задания (1-2 человека, совместное обсуждение)

  • Подготовьте сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича: 
    1) занятия; 
    2) жизненные и нравственные принципы; 
    3) происхождение; 
    4) поведение перед поединком; 
    5) отношение к власти; 
    6) смерть.

- Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова можно назвать вневременным? (Ответы учащихся, пояснение учителя)

В поэме  простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.

Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора? (слайд 16)

       Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”, к которому не раз обращались на уроке: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.

Домашнее задание:

На раздаточном листе Мини-сочинение «Какой нравственный урок я вынес из произведения М.Ю. Лермонтова  « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Литература:

  1. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, поэмы. Классики и современники. Издательство «Художественная литература», 1984, с. 141
  2. Аникина С. М., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе. 7класс М. «Вако» , 2004, с 82
  3. Федоров А.В. «Вышел я на страшный бой, на последний бой!..», «Литература в школе», 2004, №8, с. 8-12.

4.       Григорий Зобин. На поединке правды.  №15, 2005 «Литература»

5.     Татьяна Скрябина. Идеал личности в поэмах М.Ю. Лермонтова. №35, 2003 «Литература»

Раздаточный лист

Христианские мотивы в произведении М.Ю. Лермонтова   «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Определение цели урока:____________________________________________________

Сколько частей в произведении?  --------------------------

Определите композицию

Завязка —

Кульминация —

Развязка —

Название 1части произведения_______________________________________________ 

Название 2части произведения_______________________________________________

Название 3части произведения_______________________________________________

Обязанности жены в «Домострое»: « Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием;  жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покоряться; и что муж накажет, то с любовью примати  со страхом внимати, и творити по его наказанию».

Проблемный вопрос:

– Как в характере Алёны отражаются  представления об идеальной женщине-жене?

Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?

“Домострой“

«Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.

Домашнее задание:

Мини-сочинение «Какой нравственный урок я вынес из произведения М.Ю. Лермонтова  « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Приложение

Пир у Ивана Грозного

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади него стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь -
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"

Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...

Контрольно - измерительный материал по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и  предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе  В.Я. Коровиной (ФГОС)....

Квест по произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова"

Данный конспект квеста может использоваться при обобщении материала по произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова"....

Презентация "Быт и нравы в произведении О купце Калашникове..."

Презентация "Быт и нравы в произведении О купце Калашникове..."...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....