Литературный вечер "Море-источник вдохновения"
классный час по литературе (10 класс) на тему

Литературный вечер "Море-источник вдохновения"  в рамках школьного проекта"Крым -микрокосм мира",ноябрь 2010г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературного калейдоскопа  «Море – источник вдохновения»

Складываются пазлы, получается эмблема.

Шум моря (см “ВКонтакте»), на сцену выходят 2 (стильных) молодых  человека: один стоит, другой присаживается на край сцены. Один декламирует, второй внимательно слушает. (Отрывок из к/ф «Достучаться до небес»)

- Стоишь на берегу и чувствуешь

Соленый запах ветра, что веет с моря,

И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась,

И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…

- Я не был на море…

- Ни разу не был на море?

- Не успел, не вышло…

- Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море.

- Что ж теперь поделаешь…

- Мы направляемся к морю, ты там никогда не был... (подает руку, рывком поднимает, и они  медленно уходят в зал).

Видеоряд «Море» начинается с заката на море. На фоне видеоряда читается отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий». (Один – на сцене, другой – на ступеньках.)

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда  не  надоест.  Оно  всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное,  сверкающее.  То  оно  играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному  небу  летают  с  криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое  тело (дохлого) дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной  над  бурыми облаками шторма. Малахитовые доски  прибоя,  размашисто  исписанные  беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой  в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную  высоту потрясенных обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то  тайне,  которую  оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его  фосфорическое  свечение,  когда  в  безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую  воду,  вдруг  озарялась,  вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых  судов  и  бледные медлительные вспышки  неведомого  маяка?  Или  число  песчинок,  недоступное человеческому уму?

Читается стихотворение А.С. Пушкина «Буря».

Ты видел деву на скале

В одежде белой над волнами

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Ее всечасно блеском алым

И ветер бился и летал

С ее летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

Звучит песня «Я рисую море…»

Стихи В. Орлова

Я рисую море, голубые дали.

Вы такого моря просто не видали.

У меня такая краска голубая,

Что волна любая, словно как живая.

Музыка С. Ветровой

Я сижу тихонько около прибоя,

Окунаю кисточку в море голубое,

У меня такая краска голубая,

Что волна любая, словно как живая.

Читается стихотворение Булата Окуджавы «Песенка про море».

Море существует для чего?

Море существует для того,

чтобы нам глядеть – не наглядеться

на красоты вечные его.


Мальчики,

мальчики и девочки,

с крыльями и без,

в трудный час,

в трудный час решения,

в главный час –

выбирайте море

среди всех чудес.

И вы не пожалеете,

уверяю вас.

Для чего же надобно ему

штормы нагонять на нас и тьму?

Чтобы мы узнали хорошенько,

что почем, зачем и почему. 


Припев: Мальчики,

мальчики и девочки,

с крыльями и без,

в трудный час,

в трудный час решения,

в главный час –

выбирайте море

среди всех чудес.

И вы не пожалеете,

уверяю вас.

Разыгрывается сценка «У самого синего моря» (по отдельному плану).

Читается стихотворение Н.И. Рыленкова «Ломоносов»

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.


Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.


Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придется в Академии терпеть?


В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Читается стихотворение Н. Некрасова «Школьник»

Демонстрируется фильм о Ломоносове

Читается стихотворение С.И. Стромилова «Сонет»

В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сияньем озарен.


Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,

Как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошел умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.

Ты первый красоту и дух его постиг,

Ты дал ему права, законы и уставы,

Хаос его стихий ты жизнию проник,

И, прелестью его украсив величавой,

Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам, и поездки с отцом на промыслы были, по словам будущего ученого, его лучшими детскими воспоминаниями.

Но плавание в суровых северных морях было нелёгким делом.

Чтецы на фоне отрывка «Море, шторм. Пугающая красота». 

Читается стихотворение И. Бунина «Северное море»

Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести;

Но не могу я взоров отвести

От бурных волн, от их пучины черной.


Они кипят, бушуют и гудят,

В ухабах их, меж зыбкими горами,

Качают чайки острыми крылами

И с воплями над бездною скользят.

И ветер вторит диким завываньем

Их жалобным, но радостным стенаньям,

Потяжелее выбирает вал,


Напрягши грудь, на нем взметает пену

И бьет его о каменную стену

Прибрежных мрачных скал.

Читается стихотворение Дмитрия Руматы «Баллада о пропавших кораблях»

Море размыло сверкающий остров

Скальной породы сапфирной волной,

И корабля обнаружило остов,

В рифах обретшего вечный покой.


Страшный оскал – корабельные кости,

Кожей корявых кораллов покрыт...

Море пожрало коварно и просто,

Море всегда отличал аппетит!


Духи матросов, наверное, бродят

Пеною волн по ревущей воде,

Да капитан, навалившись на бортик,

Рокотом шквала ворчит о бедe...

Долгие странствия ждут морехода,

Если он в бурю собьётся с пути,

Даже изменится если погода,

Только по звёздам придётся идти!


Звёзды коварны и часто сгорают,

Или скрываются в облачный фронт,

Так и блуждает от ада до рая,

Странников старых разрозненный флот!


Вечный находят покой Каравеллы,

Бриги и Шхуны, иные суда

В скалах, на рифах, в преданьях, новеллах

Там их последняя пала звезда!..

Исполняется песня из мультфильма «В море синем, в море пенном…»

В море ветер, в море буря, в море воют ураганы,

В синем море тонут лодки и большие корабли.

Корабли на дно уходят с якорями, парусами,

На морской песок роняя золотые сундуки.

Золотые сундуки.


Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты,

Изумруды и рубины отливаются дождём.

Если хочешь быть богатым, если хочешь быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королём!

Ты будешь нашим королём!

Будешь сеять ветер в море, в синем море, в белой пене

Пусть захлёбываясь в пене в море тонут корабли!

Пусть на дно они ложатся с якорями, с парусами

И тогда твоими станут золотые сундуки.

Золотые сундуки.


Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты,

Изумруды и рубины отливаются дождём.

Соглашайся быть богатым, соглашайся быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королём!

Ты будешь нашим королём!

Чтение стихотворений о море (на фоне видеоряда о море) (см Приложение)

Инсценированное чтение отрывка из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

- Боже мой, как у вас здесь хорошо! Как хорошо! Если  можно, посидим немного на скамеечке над обрывом. Я так давно не  видела  моря.  И какой чудный воздух: дышишь – и сердце  веселится.  В  Крыму,  в  Мисхоре, прошлым летом я сделала изумительное открытие. Знаешь, чем пахнет  морская вода во время прибоя? Представь себе – резедой.

   - Ты фантазерка.

   - Нет, нет. Я помню также раз, надо мной все смеялись, когда я сказала, что в лунном свете есть какой-то  розовый  оттенок.  А  на  днях  художник Борицкий – в от тот, что пишет мой портрет, - согласился, что я была  права и что художники об этом давно знают.

   - Художник – твое новое увлечение?

   - Ты всегда придумаешь! У, как высоко!

   - Анна, дорогая моя, ради бога! У меня у самой голова  кружится,  когда ты так делаешь. Прошу тебя, сядь.

   - Ну хорошо, хорошо, села... Но  ты  только  посмотри,  какая  красота, какая радость – просто  глаз  не  насытится.  Если  бы  ты  знала,  как  я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!

   - Я тебя понимаю, но  у  меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море  после  большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто  я  в  первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда  привыкну  к  нему, оно начинает меня давить своей плоской  пустотой...  Я  скучаю,  глядя  на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает.

   - Чему ты?

   - Такая красота, такая  легкость!   Что?  Хорошо,  Сеид-оглы? 

"Эх, барина, как мине все это надоел. Каждый день видим".

  

На фоне видеоряда «Глубоко-глубоко покоилось море…»

Глубоко-глубоко под ними покоилось море.  Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности  и  величия морского простора еще больше усиливалось.  Вода  была  ласково-спокойна  и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими  полосами  в  местах  течения  и

переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте.

   Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемые глазом – такими  они  казались маленькими, – неподвижно дремали в морской глади, недалеко  от  берега.  А дальше точно стояло в воздухе, не подвигаясь вперед,  трехмачтовое  судно, все  сверху  донизу  одетое  однообразными,  выпуклыми  от  ветра,  белыми стройными парусами.

Картина из песка «Алые паруса», на краю сцены мальчик и девочка читают стихи:

1. Мне старая книжка напела,
О том как каштаны цвели,
Как девочка в платьице белом
Встречала в порту корабли.
Весь день проводила у моря
Бродила по пляжу босой
Давно это было, ни в сказке, ни в были
А девочку звали - Ассоль.

2. На берег она выходила
И вглядывалась в горизонт,
Ждала, что за ней бригантина
Из дальних морей приплывёт.
Она в это верила чудо,
Что ветер рассеет туман,
И как-то под вечер ей выйдет навстречу
Её молодой капитан.

3. Во след ей соседи кивали
И часто твердили одно,
Что в жизни чудес не бывает,
А в вымыслы верить смешно.

Ну разве встречались на свете
Такие порой чудеса,

Чтоб у бригантины, как георгины
Цвели алые паруса


4. Но девочка верила твёрдо,
Мечта не имеет границ.
И шла она молча и гордо
Мимо смеющихся лиц.
Какие несчастные люди,
Не знающие красоты,
Не ведая горя, живут возле моря
Без радости и без мечты.

5. Однажды, представьте картину:
Рассеялся зыбкий туман
И алая бригантина
Причалила к тем берегам.
Бежала девчонка на пристань,
Не веря чужим словам,
И в тот дивный вечер, ей вышел навстречу
Её молодой капитан.

Демонстрируется отрывок из к/ф «Алые паруса» («Предсказание Эгля сбылось – «Секрет» входит в Каперну,до слов Грэя: «Ассоль»:

На сцене появляется Ассоль, протягивает руки к Грэю. Озвучка за сценой:

Ассоль:  Я здесь, я здесь! Это я!

Грэй идет ей навстречу. Они смотрят друг на друга в течение нескольких секунд

Ассоль: Совершенно такой.

Грэй: И ты тоже…  Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?

Пара танцует вальс. На фоне танца продолжается диалог:

Грэй: Здравствуй, Ассоль. Я – Грэй.

Ассоль: Здравствуй, Грэй.

 Грэй: Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и пришел сюда, чтобы увезти тебя с собой. Мы будем жить так дружно, что ты никогда не узнаешь слез и печали.

Ассоль: А ты возьмешь к нам моего Лонгрена?

Грэй: Да, я сделаю все, что ты только пожелаешь…

Начинает звучать песня: «Алые паруса» («Ребята, надо верить в чудеса…»). На последнем куплете («Ребята, будем верить в чудеса…») появляются участники вечера, подпевают.

1. Ребята надо верить в чудеса.

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,  

И скрипка пропоёт над океаном.


2. Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус, правда, гордо реет

В той бухте, где отважный Грей нашел свою Асcоль,

В той бухте, где Асcоль дождалась Грея.

3. С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась.

А без друзей на свете было б очень трудно жить

И серым стал бы даже алый парус.


4. Ребята будем верить в чудеса.

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,    

И скрипка пропоёт над океаном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"

Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....

Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"

Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Развивать творческие возможности детей2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художестве...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"

Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...

Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"

Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...