Литературный вечер "Море-источник вдохновения"
классный час по литературе (10 класс) на тему
Литературный вечер "Море-источник вдохновения" в рамках школьного проекта"Крым -микрокосм мира",ноябрь 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kaleydoskop._more_-_istochnik_vdokhnoveniya.docx.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
литературного калейдоскопа «Море – источник вдохновения»
Складываются пазлы, получается эмблема.
Шум моря (см “ВКонтакте»), на сцену выходят 2 (стильных) молодых человека: один стоит, другой присаживается на край сцены. Один декламирует, второй внимательно слушает. (Отрывок из к/ф «Достучаться до небес»)
- Стоишь на берегу и чувствуешь
Соленый запах ветра, что веет с моря,
И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась,
И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…
- Я не был на море…
- Ни разу не был на море?
- Не успел, не вышло…
- Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море.
- Что ж теперь поделаешь…
- Мы направляемся к морю, ты там никогда не был... (подает руку, рывком поднимает, и они медленно уходят в зал).
Видеоряд «Море» начинается с заката на море. На фоне видеоряда читается отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий». (Один – на сцене, другой – на ступеньках.)
Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.
Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело (дохлого) дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
Читается стихотворение А.С. Пушкина «Буря».
Ты видел деву на скале В одежде белой над волнами Когда, бушуя в бурной мгле, Играло море с берегами, Когда луч молний озарял Ее всечасно блеском алым | И ветер бился и летал С ее летучим покрывалом? Прекрасно море в бурной мгле И небо в блесках без лазури; Но верь мне: дева на скале Прекрасней волн, небес и бури. |
Звучит песня «Я рисую море…»
Стихи В. Орлова Я рисую море, голубые дали. Вы такого моря просто не видали. У меня такая краска голубая, Что волна любая, словно как живая. | Музыка С. Ветровой Я сижу тихонько около прибоя, Окунаю кисточку в море голубое, У меня такая краска голубая, Что волна любая, словно как живая. |
Читается стихотворение Булата Окуджавы «Песенка про море».
Море существует для чего? Море существует для того, чтобы нам глядеть – не наглядеться на красоты вечные его. Мальчики, мальчики и девочки, с крыльями и без, в трудный час, в трудный час решения, в главный час – выбирайте море среди всех чудес. И вы не пожалеете, уверяю вас. | Для чего же надобно ему штормы нагонять на нас и тьму? Чтобы мы узнали хорошенько, что почем, зачем и почему. Припев: Мальчики, мальчики и девочки, с крыльями и без, в трудный час, в трудный час решения, в главный час – выбирайте море среди всех чудес. И вы не пожалеете, уверяю вас. |
Разыгрывается сценка «У самого синего моря» (по отдельному плану).
Читается стихотворение Н.И. Рыленкова «Ломоносов»
Куда бежать от сплетен и доносов! В просторных залах смрадно, как в аду! И вот опять Михайло Ломоносов Шумит в академическом саду. Строптивый сын архангельских поморов, Прямой, как ветер северной реки, Он сохранил неукротимый норов И песни, что певали рыбаки. Не он ли в школе Заиконоспасской Одной латынью голод утолял, Молокососов укрощал указкой И сметкою монахов удивлял? | Не он ли дал российской музе крылья, Нашел слова, звучащие как медь! Доколь же иноземное засилье Придется в Академии терпеть? В нее вошел, достойный славы Россов, Как беломорский ветер молодой, Крестьянский сын Михайло Ломоносов, Родившийся под северной звездой. |
Читается стихотворение Н. Некрасова «Школьник»
Демонстрируется фильм о Ломоносове
Читается стихотворение С.И. Стромилова «Сонет»
В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. | Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык! |
Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам, и поездки с отцом на промыслы были, по словам будущего ученого, его лучшими детскими воспоминаниями.
Но плавание в суровых северных морях было нелёгким делом.
Чтецы на фоне отрывка «Море, шторм. Пугающая красота».
Читается стихотворение И. Бунина «Северное море»
Холодный ветер, резкий и упорный, Кидает нас, и тяжело грести; Но не могу я взоров отвести От бурных волн, от их пучины черной. Они кипят, бушуют и гудят, В ухабах их, меж зыбкими горами, Качают чайки острыми крылами И с воплями над бездною скользят. | И ветер вторит диким завываньем Их жалобным, но радостным стенаньям, Потяжелее выбирает вал, Напрягши грудь, на нем взметает пену И бьет его о каменную стену Прибрежных мрачных скал. |
Читается стихотворение Дмитрия Руматы «Баллада о пропавших кораблях»
Море размыло сверкающий остров Скальной породы сапфирной волной, И корабля обнаружило остов, В рифах обретшего вечный покой. Страшный оскал – корабельные кости, Кожей корявых кораллов покрыт... Море пожрало коварно и просто, Море всегда отличал аппетит! Духи матросов, наверное, бродят Пеною волн по ревущей воде, Да капитан, навалившись на бортик, Рокотом шквала ворчит о бедe... | Долгие странствия ждут морехода, Если он в бурю собьётся с пути, Даже изменится если погода, Только по звёздам придётся идти! Звёзды коварны и часто сгорают, Или скрываются в облачный фронт, Так и блуждает от ада до рая, Странников старых разрозненный флот! Вечный находят покой Каравеллы, Бриги и Шхуны, иные суда В скалах, на рифах, в преданьях, новеллах Там их последняя пала звезда!.. |
Исполняется песня из мультфильма «В море синем, в море пенном…»
В море ветер, в море буря, в море воют ураганы, В синем море тонут лодки и большие корабли. Корабли на дно уходят с якорями, парусами, На морской песок роняя золотые сундуки. Золотые сундуки. Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты, Изумруды и рубины отливаются дождём. Если хочешь быть богатым, если хочешь быть счастливым, Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королём! Ты будешь нашим королём! | Будешь сеять ветер в море, в синем море, в белой пене Пусть захлёбываясь в пене в море тонут корабли! Пусть на дно они ложатся с якорями, с парусами И тогда твоими станут золотые сундуки. Золотые сундуки. Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты, Изумруды и рубины отливаются дождём. Соглашайся быть богатым, соглашайся быть счастливым, Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королём! Ты будешь нашим королём! |
Чтение стихотворений о море (на фоне видеоряда о море) (см Приложение)
Инсценированное чтение отрывка из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Боже мой, как у вас здесь хорошо! Как хорошо! Если можно, посидим немного на скамеечке над обрывом. Я так давно не видела моря. И какой чудный воздух: дышишь – и сердце веселится. В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделала изумительное открытие. Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе – резедой.
- Ты фантазерка.
- Нет, нет. Я помню также раз, надо мной все смеялись, когда я сказала, что в лунном свете есть какой-то розовый оттенок. А на днях художник Борицкий – в от тот, что пишет мой портрет, - согласился, что я была права и что художники об этом давно знают.
- Художник – твое новое увлечение?
- Ты всегда придумаешь! У, как высоко!
- Анна, дорогая моя, ради бога! У меня у самой голова кружится, когда ты так делаешь. Прошу тебя, сядь.
- Ну хорошо, хорошо, села... Но ты только посмотри, какая красота, какая радость – просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!
- Я тебя понимаю, но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой... Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает.
- Чему ты?
- Такая красота, такая легкость! Что? Хорошо, Сеид-оглы?
"Эх, барина, как мине все это надоел. Каждый день видим".
На фоне видеоряда «Глубоко-глубоко покоилось море…»
Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и
переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте.
Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемые глазом – такими они казались маленькими, – неподвижно дремали в морской глади, недалеко от берега. А дальше точно стояло в воздухе, не подвигаясь вперед, трехмачтовое судно, все сверху донизу одетое однообразными, выпуклыми от ветра, белыми стройными парусами.
Картина из песка «Алые паруса», на краю сцены мальчик и девочка читают стихи:
1. Мне старая книжка напела, 3. Во след ей соседи кивали | Ну разве встречались на свете Чтоб у бригантины, как георгины 4. Но девочка верила твёрдо, 5. Однажды, представьте картину: |
Демонстрируется отрывок из к/ф «Алые паруса» («Предсказание Эгля сбылось – «Секрет» входит в Каперну,до слов Грэя: «Ассоль»:
На сцене появляется Ассоль, протягивает руки к Грэю. Озвучка за сценой:
Ассоль: Я здесь, я здесь! Это я!
Грэй идет ей навстречу. Они смотрят друг на друга в течение нескольких секунд
Ассоль: Совершенно такой.
Грэй: И ты тоже… Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?
Пара танцует вальс. На фоне танца продолжается диалог:
Грэй: Здравствуй, Ассоль. Я – Грэй.
Ассоль: Здравствуй, Грэй.
Грэй: Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и пришел сюда, чтобы увезти тебя с собой. Мы будем жить так дружно, что ты никогда не узнаешь слез и печали.
Ассоль: А ты возьмешь к нам моего Лонгрена?
Грэй: Да, я сделаю все, что ты только пожелаешь…
Начинает звучать песня: «Алые паруса» («Ребята, надо верить в чудеса…»). На последнем куплете («Ребята, будем верить в чудеса…») появляются участники вечера, подпевают.
1. Ребята надо верить в чудеса. Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоёт над океаном. 2. Не три глаза, ведь это же не сон, И алый парус, правда, гордо реет В той бухте, где отважный Грей нашел свою Асcоль, В той бухте, где Асcоль дождалась Грея. | 3. С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, что нам досталась. А без друзей на свете было б очень трудно жить И серым стал бы даже алый парус. 4. Ребята будем верить в чудеса. Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоёт над океаном. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"
Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....
Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"
Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Развивать творческие возможности детей2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художестве...
«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.
«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....
Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"
Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...
Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"
Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...