Презентация "Александр Исаевич Солженицын"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
В работе представлены сведения о биографии и творчестве писателя, приведены отрывки из произведений, помещены фотографии писателя и его близких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Александр Исаевич Солженицын" | 272.83 КБ |
Подписи к слайдам:
- - -
Жить не по лжи. А.И.Солженицын.Высшие сорта лжи готовятся из полуправды. Л.Леонов.
А.И.Солженицын - один из самых титулованныхписателей современности:
лауреат Нобелевской ( 1970 ) и Темплтоновской (1978) премий;
-литературной награды Американского национального клуба искусствСША (1993),премии «Золотое клише» (Италия, 1974);
премии"Фонд Свободы" ( США,1976 )Академик Российской Академии наук (1998)Кавалер ордена Св. Андрея Первозванного (1998), (орденский знак не принят из-за несогласия с политикой президента России Б.Н.Ельцина).
Страницы жизни
Ранние годы, юность, фронт.
11 декабря 1918 г. - родился в Кисловодске, в семье, имеющей крестьянские корни.
11 декабря 1918 г. - родился в Кисловодске, в семье, имеющей крестьянские корни.Поступил в университет г.Ростова-на-Дону, на физико-математический факультет.
11 декабря 1918 г. - родился в Кисловодске, в семье, имеющей крестьянские корни.Поступил в университет г.Ростова-на-Дону, на физико-математический факультет.
Поступил в университет г.Ростова-на-Дону, на физико-математический факультет.Поступил в Московский институт философии и литературы.1942 - начало фронтовой биографии, в конце которой - командование артиллерийской батареей, звание капитана, ордена, медали
Арест, лагерный период жизни, ссылка. 1945-1956.
9 февраля 1945 г. – арестован фронтовой контрразведкой.1945 – 1953 –следствие, пересылки, работа в тюремном НИИ,заключение в Особлагере.1952 – 1954 –тяжелое заболевание.1953 – выслан «навечно» в Казахстан.
. .
Реабилитация, учительство, литературная и общественная деятельность послелагерного периода. 1957 - 1976
6 февраля 1957 г. - решение Верховного Суда СССР о реабилитации. 1962 г. - опубликована повесть "Один день Ивана Денисовича". 1963 г. - выдвинут на соискание Ленинской премии. 1965 г. - обыск, изъятие личного архива, рукописи "Архипелага ГУЛАГ«. 1968 г. - за рубежом опубликован роман "В круге первом". 1968-1969 - за рубежом издана повесть "Раковый корпус«. 1970 г. - присуждение Нобелевской премии
1971 г. - публикация за рубежом первого варианта романа "Август 14-го". 1973 г. - публикация за рубежом первого тома "Архипелага ГУЛАГ".
1974 - выдворен за пределы СССР, живет в Германии, Швейцарии. 1976 - переехал в США. штат Вермонт, занимался напряженной научной и литературной деятельностью.
Возвращение в Россию, литературная и общественная деятельность 1990-ых годов.
1994 - возвращение в Россию, публичные выступления, общественная и литературная работа... 1992 - 1993 - издано "Красное колесо". 1995 -1997 - издано трехтомное собрание публицистики 1964 - 1994 годов. 1996 - опубликован доработанный цикл очерков "Бодался теленок с дубом", "Угодило зернышко промеж двух жерновов". 1990-е - продолжение работы над циклом "Крохотки".
А.И.Солженицын.Отрывок из статьи «Жить не по лжи».
...насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием... И не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу, оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — ив этом вся верноподданность.И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи' Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются от лжи — она просто перестает существовать....пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи1), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И с этого дня он:• впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;• такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;• живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит...• не приведет ни устно, ни письменно ни одной «руководящей цитаты» из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда...• не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искаженное обсуждение вопроса...• не подпишется и не купит в розницу такую газету или журнал, гдеинформация искажается, первосущные факты скрываются...Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь...Это будет нелегкий путь? — но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела — но единственный для души. Нелегкий путь — однако, есть у нас уже люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде.Итак: не первым вступить на этот путь, а— присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи — и не управятся ни с кем... Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны!Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать — это мы сами себе не даем!. Если... мы струсим, то мы— ничтожны, безнадежны, и это к нам пушкинское презрение:К чему стадам дары свободы'.Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич1.
Вся жизнь А. И. Солженицына - это череда испытаний, из которых он выходил с честью
несправедливое обвинение; - аресты / 9. 02. 1945 г., 12. 02. 1974 г. / ; - ужасы лагерной жизни; - угроза неизлечимой болезни; - испытание судьбой "Архипелага "ГУЛАГ".
Испытание работой и выбором
Работа над "Архипелагом" стала для писателя испытанием на способность трудиться напряженно, самозабвенно, на твердость и уверенность в правильности выбранного пути, на умение мужественно переносить утраты, доводить до конца начатое дело. Выбор, перед которым оказался писатель, требовал от него в высшей степени решимости; это был выбор между - возможностью спокойной , безопасной жизни его самого, членов его семьи, близких людей - и необходимостью завершить труд, без которого будет невозможна даже надежда на торжество истины в его стране. А. Солженицын без колебаний, твердо шел по избранному им пути служения истине.
Заявление академика А.Д.Сахарова Канадскому радио и телевидению
"Я говорю из квартиры Солженицына. Я потрясен его арестом. Я уверен, что арест Александра Исаевича - месть за его книгу, разоблачающую зверства в тюрьмах и лагерях. Если бы власти отнеслись к этой книге как к описанию прошлых бед и тем самым отмежевались от этогопозорного прошлого, можно было бы надеяться, что оно не возродится.Мы воспринимаем арест Солженицына не только как оскорбление русской литературы, но и как оскорбление памяти миллионов погибших, от имени которых он говорит".
Московское обращение
"Все, кто знаком с книгой Солженицына, знают, что его "предательство" заключается в том, что он с потрясающей силой раскрыл всему миру чудовищные преступления, совершавшиеся в СССР в недавнем прошлом. Десятки миллионов невинных людей: коммунистов и некоммунистов; атеистов и верующих; интеллигентов, рабочих и крестьян; людей самых различных национальностей пали жертвами террора, прикрывавшегося лозунгами социальной справедливости.Мы требуем:1. опубликовать "Архипелаг ГУЛАГ" в СССР и сделать его доступным каждому соотечественнику;2. опубликовать архивы ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ;3. оградить Солженицына от преследований и дать ему возможность работать на родине".А. Сахаров, Е. Боннэр, В. Максимов, А. Марченко, Л. Богораз...
Испытание изгнанием.
13 февраля 1974 "Правда". Статья "Путь предательства""Солженицын удостоился того, к чему стремился, участи предателя, от которого не может не отвернуться с гневом и презрением каждый честный человек на земле".Сообщение ТАСС"Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, несовместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических республик, лишен гражданства СССР и 13 февраля 1974 года выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А. И.Семья Солженицына сможет выехать к нему, как только сочтет необходимым".
В.Шафаревич.13 февраля 1974 г.
"В России литература никогда не была развлечением, имела цель более высокую даже, чем нравственное совершенствование, - это был орган народной души, помогавший отличить правду от лжи, выразить смутные импульсы совести народа.Ранить литературу - значит, поставить под смертельную угрозу духовную жизнь народа.А по ней сыплются удар за ударом уже которое десятилетие: от расстрела Гумилева до депортации Солженицына. И мы молчим, рождаем детей, которых воспитываем, чтобы и они молчали.Пора ужаснуться и опомниться! В какой стране будет жить нынешняя молодежь, какую родину станут любить наши дети, если мы сравнодушным молчанием будем глядеть, как отрывают от тела России чудом ей данного и сохраненного великого писателя? А может, и молчать не будем: единодушно оценим его на собраниях и пойдем домой досматривать телевизоры?"
Испытание возвращением.
В 1990 году Правительство Советского Союза принимает решение о возвращении А. Солженицыну советского гражданства и обращается к писателю с приглашением вернуться в родную страну. А. Солженицын возвращается в 1994 г. уже не в Советский Союз, а в новую Россию. Хроника возвращения писателя в Россию, материалы периодической печати второй половины 1990-ых годов представлены в Интернет : www.russk.ruwww.russ.ruwww.stphilaret.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...
Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».
Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Александр Исаевич Солженицын. Очерк жизни и творчества.
Урок по литературе в 11 классе. Знакомство учащихся с биографией и творчествои писателя Солженицына....
Презентация "Александр Исаевич Солженицын"
Данная презентация содержит материал из биогравии Солженицына А.И....
Презентация по литературе 11 класс. Александр Исаевич Солженицын.
Презентация по литературе 11 класс. Творческий путь Александра Исаевича Солженицына....
Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"
Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"...