Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_solzhenitsyn_arhipelag_gulag.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».
Задачи урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, увлечь учащихся прочтением его произведений; показать «необычный жизненный материал», положенный в основу книги «Архипелаг ГУЛАГ»; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Наглядность и оборудование: портрет А.И.Солженицына, выставка книг, презентация биографии и творчества А.И.Солженицына, фрагмент фильма «Побег из ГУЛАГа».
Методические приёмы: аналитическая беседа, исследовательская работа учащихся; чтение эпизодов; групповая работа учащихся.
План урока:
"Жить не по лжи»
А.И.Солженицын
- Слово учителя
Сегодня на уроке литературы я предлагаю вам, ребята, совершить небольшую экскурсию, которая позволит соприкоснуться с жизнью и творчеством Александра Исаевича Солженицына. Этот писатель, несомненно, является фигурой культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?
Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?
Ни одна из этих ролей ему не подходит.
А.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель, ставший символом открытости, воли и русской прямоты. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, затем исчезло на многие годы.
Он, А.Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора безумно популярным.
- Что же о нем известно?
Я предлагаю вам познакомиться с презентацией «Жизнь и творчество А. С. Солженицына» и выполнить тест (просмотр презентации, ее конспект в тетради, работа с тестом)
Тест
- Родился А.Солженицын 11 декабря 1918 г. В Пятигорске.
- Предки писателя по отцовской линии были крестьяне.
- Мать А.Солженицына родилась в рабочей семье.
- В 1925 году А.Солженицын переехал в Ростов-на-Дону.
- В 1936 году вступил в комсомол.
- В 1934 году задумал «большой роман о революции»
- А.Солженицын окончил физико-математический факультет.
- В 1942 году был отправлен на фронт.
- Получил звание капитана.
- В 1944 году был арестован за переписку с Николаем Виткевичем.
- А.Солженицына осудили на 8лет лагерей и вечную ссылку.
- Первое сохранившееся произведение написал после ссылки.
- В 1959 году была написана повесть «Щ-854».
- В 1967 году тайно закончил исследования «Архипелаг ГУЛАГ».
- В 1970 году присуждена Нобелевская премия.
- В 1974 году выслан из страны.
- А.Солженицын не получил Госпремию за «Архипелаг ГУЛАГ».
- В 2008 году А.Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове.
Ответы.
№ | ||||||||||||||||||
Ответ | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Нет | Да |
Проверка теста в парах.
III. А.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»
- Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Эти строчки из поэмы Анны Ахматовой «Реквием» как нельзя точно отображает картины, возникающие перед читателем в произведении А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (Слайд «Архипелаг ГУЛАГ»)
- Дома вы должны были прочитать произведение «Архипелаг ГУЛАГ» и отметить эпизоды, которые хотели бы прочитать всем нам. Я предлагаю послушать то, что вы отметили (Чтение эпизодов несколькими учениками).
Что заставляет в услышанном содрогаться нас? ( ответы учеников)
- Многие произведения писателя экранизированы. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Побег из ГУЛАГа», в котором представлена ужасающая картина узников ГУЛАГа (Показ фрагмента фильма).
- Что вас особо поразило в этом фрагменте? (Ответ 2-3 учеников)
IV. Вывод. Чудовищна и трагична судьба человека в тоталитарном государстве. Но такова наша история. А народ без истории – это не народ. История страны – тернистый путь, пройденный народом. Будущая история нашей страны теперь будет зависеть и от вас, от ваших дел, талантов и открытий. Мне хочется верить, что этот урок никого не оставил равнодушным. Всем спасибо за сотрудничество.
V. Оценка ответов учащихся.
VI. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве» (По образцу задания С).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».
Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....
Занятие по литературе, посвящённое историко-документальному исследовательскому произведению А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Занятие по литературе...
Приложение к занятию по литературе, посвящённому историко-документальному исследовательскому произведению А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Раздаточный материал к уроку....
Конкурсное очинение на тему "Мои размышления над книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"
Данная работа представляет собой конкурсное сочинение по творчеству А.И.Солженицына в рамках программы «Большое чтение», выполнена ученицей 11 класса. Автор работы рассказывает о своём прочтении одной...
Стилистический анализ отрывка из произведения А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"
Пример стилистического анализа отрывка из произведения А.И. Соженицына "Архипелаг ГУЛАГ"...
Презентация к уроку литературы по роману А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"
Данная презентация содержит не только биографические сведения об авторе, но и материал, который необходим для анализа произведения...
Презентация к уроку в 11 классе "Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"
Материал для урока в 11 классе по литературе...