Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Данильченко Наталья Юрьевна

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И. С. Тургенев. 

Тема урока:  «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Тип урока: обобщение изученного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_6_klass.docx76.75 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Юрьевна Данильченко

учитель русского языка и литературы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»

Формирование УУД на уроках литературы

(конспект урока литературы на тему: «Мир детства в рассказе

И. С. Тургенева «Бежин луг», 6 класс).

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И. С. Тургенев.  

Тема урока:  «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Тип урока: обобщение изученного.

Цели урока:

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С. Тургенева;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

Планируемые результаты:

Предметные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С. Тургенева;

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; На примере отношения И. С. Тургенева к Родине прививать  детям чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: презентация;  художественный текст; иллюстрации портретов мальчиков; иллюстрации школьников; таблички со словами для характеристики мальчиков и определениями мира детства; картина В. Маковского «В ночном»; рабочая карта урока; музыкальная миниатюра П. И. Чайковского.

Межпредметные связи:  музыка, живопись.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 6 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

Формы работы: индивидуальная, в парах.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.  Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.                                                                                                                           Слайд №1.

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».  Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.                                                        Слайд №2.

- Я хотела бы начать наш разговор с  отрывка из повести «Планета людей» известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который уже знаком Вам по одному произведению. Какому?

«У нас был свой мир, со своими устоями, здесь по-особенному звучали шаги и во всем был свой особый смысл, в иных краях никому не доступный. Но вот становишься взрослым, живешь по иным законам – и что остается от парка, полного теней детства – колдовских, ледяных, обжигающих? Вот ты вернулся к невысокой ограде, сложенной из серого камня, и почти с отчаянием обходишь ее кругом: как странно, что они так малы и тесны – владения, которым когда-то не было ни конца ни края... а как горько, что в этот бескрайний мир уже нет возврата, ведь возвратиться надо было бы не в парк, но в ДЕТСТВО».

 - О чём хочет сказать автор читателям? (О детстве. В детстве всё кажется необычным, особенным; детство – это особенный мир, со своими радостями и печалями, поражениями и победами; автор говорит, что в детство, повзрослев, очень трудно вернуться).

УЧИТЕЛЬ. Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом  жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.  Учитель записывает на доске слово ДЕТСТВО и просит учеников назвать те ассоциации, которые приходят  им на ум, когда они слышат это слово.

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «детство»?

        МЕЧТА                  НАДЕЖДА                РАДОСТЬ

       СЕМЬЯ                                                                            ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

                     ФАНТАЗИЯ                                                      МАМИНЫ РУКИ

                                                       БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ

 -  Вспомните, с каким произведением мы работали на прошлом уроке и подумайте, какая же тема будет сегодня?  («Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»). Слайд № 3.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА УЧАЩИМИСЯ.

1. Показать богатство духовного мира крестьянских детей.

2. Показать мастерство Тургенева в создании портретных характеристик героев.

3. Понять, каким же изображён мир детства в рассказе.

4. Продолжить работу с текстом произведения.

- Учитель. Мы заглянем в мир детства рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

Звучит миниатюра П.И. Чайковского «Сладкая грёза». Презентация. Слайды №5-8. На фоне ее учитель читает:

Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

На краю далеком неба  зорька заалела;

Но и та потухла. Топот в поле раздается.

То табун коней в ночное по лугам несется.

Ухватя коней за гриву, скачут дети в поле.

То-то радость и веселье, то-то детям воля!

По траве высокой кони на просторе бродят;

Собралися дети в кучку, разговор заводят.

И на ум приходят детям бабушкины сказки:

Вот с метлой несется ведьма на ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший с головой косматой,

А по небу, сыпля искры, змей летит крылатый.

И какие-то всё в белом тени в поле ходят...

Детям боязно - и дети огонек разводят.

Слайд№ 9 . 

- Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица. Слайд № 10.

                                                  Федя

Ваня        Павлуша

                 Костя                                                  Илюша

- Учитель. К сегодняшнему уроку вы готовили в группах задание по выбору. Выбирали героев по своему интересу и работали с текстом произведения по таблице, которую мы совместно составили на предыдущем уроке. Давайте вспомним, что помогает автору создать художественный образ? (Портрет, черты характера, поведение героя рассказа). Слайды № 11-12.

ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

внешность

одежда

впечатления автора

черты характера

поведение героя

Выступления групп сопровождаются слайдами презентации с портретами мальчиков. Слайды №13-14.

ФЕДЯ, 14 лет

внешность

одежда

впечатления автора

черты характера

поведение героя

«Это был стройный мальчик, с красивы- ми и тонкими чертами лица, кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полусветлой, полурассеянной улыбкой».

«На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой армячок, надетый в накидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубом поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами, точнее,  его сапоги –  не отцовские».

«Он принадлежал, по всем приметам к богатой семье и

выехал в поле

не  по нужде, а так, для забавы».

Отличается

чувством

собственного достоинства.

Старается

больше слушать, чем говорить. Снисходителен к младшим мальчи-кам.

ПАВЛУША, 12 лет

внешность

одежда

впечатления автора

черты характера

поведение героя

«У второго мальчика, Павлуши, волосы были

всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело призе-

мистое,  неуклюжее…»

«Одеждой своей он щеголять не мог:

вся она состояла из простой замашной рубахи да из запла-

танных портов»

«Малый был

неказистый –

что и говорить!

–а всё-таки он

мне понравился:

глядел он очень

умно и прямо,

да и в голосе

у него звучала сила»

Деловит, за-

ботлив, смел,

мужествен,

рассудителен

Следит за

костром, варит картошку, один бросается на волка, без хво-ростинки в руке.

В рассказах о страшном под-мечает смешное.

Учитель

Я знаю, что у ребят, которые готовили материал о Павлуше, есть для вас вопрос.

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике).

Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

Учитель. Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века: тяжёлый и непосильный труд.

Известно, что более всего И.С. Тургенев любовался Павлушей. Но почему он завершил рассказ гибелью героя?

Предлагаю ребятам две версии: Слайд № 16.

Первая версия: мистическое объяснение: примета оказалась верной: в том же году Павел убился, упав с лошади.

Вторая версия: реалистическое объяснение: отчаянная смелость мальчика, нежелание беречься привели к гибели героя. Слайды № 17-19.

ИЛЮША, 12 лет

внешность

одежда

впечатления автора

черты характера

поведение героя

«Лицо третьего, Илюши, было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое… Сжатые губы его не шевелились,

сдвинутые брови не расходились, он словно всё щурился от огня. Его

жёлтые, почти белёсые волосы торчали острыми косицами из-под низень-

кой войлочной шапочки»

«На нём были но-

вые лапти и ону- чи;  толстая ве-рёвка,  три раза

перевитая вокруг

стана, тщательно

стягивала его оп-

рятную  чёрную  

свитку». На нём

была «низенькая

войлочная ша-почка, которую

он  обеими рука-

ми  то и дело на-

тягивал себе  на

уши».

Лицо Илюши

выражало какую-то болезненную заботливость». Он

«лучше других

знал все сельские легенды и  поверья».

Пытлив, лю-

бознателен,

но сосредоточен лишь на таинственном

и страшном.

С чувством

ужаса рас-

сказывает

только о

страшном.

КОСТЯ, 10 лет

внешность

одежда

впечатления автора

черты характера

поведение героя

«Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было

 различить; … большие чёрные, жидким блеском

блестевшие глаза… он был маленького росту,

сложения тщедушного»

«…одет довольно бедно»

«…Костя…возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Странное впечатление производили  его глаза: они, казалось, хотели что-то  сказать, для чего… на языке…не было слов»

Жалостлив

 и боязлив.

Сочувственно

рассказывает

 о погибших

людях, по-страдавших, по его мнению, от злых, тёмных сил.

ВАНЯ, 7 лет

внешность

одежда

впечатления автора

черты характера

поведение героя

«Русая кудрявая

 головка… он выставил своё свежее личико из-под рогожи,  оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза»

«Последнего, Ваню, я сперва было  не заметил: он лежал смирнёхонько, при-корнув под  угло-ватую рогожу»

Любознателен, любит природу.

Он отвлёк мальчиков от рассказов о

страшном и приковал их внимание к красоте звёздного неба.

-  Как объединены образы мальчиков?    Слайд № 20.

                                                Федя

Ваня        Павлуша

                 Костя                                                  Илюша

– Ребята, кем, по вашему мнению, является рассказчик, повествуя о своём приключении? (Писатель.)

– А кем он является по своему увлечению? (Охотник.)

– А кем герой-рассказчик становится в окружении мальчиков, у костра? (Наблюдатель.)

Слайд № 21.

Писатель – охотник – активный наблюдатель.

Учитель. Что ещё помогает И. С. Тургеневу сделать образы героев более полными, запоминающимися? (Варианты ответов ребят).

Учитель. Безусловно, характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали, о чём они говорили у костра. И здесь не перестаёшь восхищаться мастерством И.С. Тургенева – истинного художника. Каждый рассказ – это не только “страшная история”, навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это ещё и внутренний мир каждого ребёнка, гамма чувств, верований, переживаний.

- Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном, проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота).

- О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе).

Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы.

Давайте вспомним определения некоторых жанров фольклора.   (Слайд № 22)

Быличка - фольклорный жанр — рассказ о якобы происшедшем в действительности чудесном событии.

Бывальщина - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности.

- Что же рассказывают ребята: былички или бывальщины? Почему вы так думаете?

Какие истории мы слышим?  Слайд № 23.

Быличка про Домового

Быличка про Русалочку

Быличка про Ермила

Быличка про барина

Быличка про Тришку

Быличка про Лешего

Быличка про Водяного и Акулину

Учитель. Индивидуальное задание.  Интересны ли истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века современным детям, живущим в 21 веке? (Да, каждый рассказ – это не только страшная история, навеянная темнотой ночи, таинственными звуками, это ещё и внутренний мир ребят, гамма чувств, верований переживаний).

(Пересказ двух историй учащимися).

Учитель. Ребята, которые работали по индивидуальному заданию помогут дать нам точные сведения о духах славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?

(Один из учеников) Слайды 25-28.

Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке. (Иллюстрация).

(Один из учеников)

Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви. (Иллюстрация).

(Один из учеников)

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми живет в дупле старого дерева. (Иллюстрация).

(Один из учеников)

Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы. (Иллюстрация).

ИЛЛЮСТРАЦИИ УЧАЩИХСЯ (НА ДОСКЕ).

Учитель. Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей? (Крестное знамение).

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: “Гляньте-ка, ребятки, на божьи звездочки, - что пчелки роятся!”.

Выводы по теме урока.

Учитель. Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных на слайде определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. Слайд № 29.

 (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость,  любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность).

Учитель. Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о произведении «Бежин луг» говорил так: “Записки охотника” – по-видимому, самое долговечное  из всего, что я написал».

Рефлексия.

1) Что на уроке было главным.

2) Что на уроке было интересным.

3) Что нового сегодня узнали.

4) Что ещё хотели бы узнать?

4) Чему научились?

Домашнее задание. Слайд № 30.

1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?

2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

3) Сочините свою быличку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Урок литературы по рассказу И. Тургенева" Бежин луг".

Урок литературы по рассказу И. Тургенева" Бежин луг" с использованием произведений живописи русских художников....

Авторская разработка урока по рассказу И. Тургенева "Муму" 5 класс

Материал представляет собой конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

Литературный портрет в рассказе И.Тургенева "Бежин луг"

Презентация по теме "Литературный портрет в рассказе И.Тургенева "Бежин луг"....