Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
материал по литературе

Цели и задачи урока:

выявить роль пейзажа в произведении;

развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

воспитание трепетного отношения к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx830.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Мир детства в  рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Цели и задачи урока:

выявить роль пейзажа в произведении;

развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

воспитание трепетного отношения к природе.

Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Что такое образ? А помогут нам выяснить лексическое значение слова ребята, которые в течение урока будут работать с толковым словарем (задание для учащихся воспроизводящего уровня)

 В словаре Ожегова дано такое определение…. (Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова ОБРАЗ.)

 - Ознакомьтесь с рабочей картой, в которой вы будет выполнять предложенные задания.

 - Мы заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

^ Звучит музыка. Презентация. На фоне ее учитель читает:

 Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

 На краю далеком неба  Зорька заалела;

 Но и та потухла. Топот в поле раздается.

 То табун коней в ночное по лугам несется.

 Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье, То-то детям воля!

 По траве высокой кони на просторе бродят;

Собралися дети в кучку, Разговор заводят.

Слайд. У костра.

 - Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

 У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

 2. Беседа (по реализации домашнего задания)

 - К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

 - Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?

Слайд. Портрет Феди. Художник Пахомов.

 - Давайте познакомимся с Федей (группа детей о Феде). Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.

 - На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

Армячок (знакомство с лексическим значением). ^ Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова АРМЯК.

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). Запись первого пункта плана к раскрытию образа. Запись в рабочей карте.

Слайд. Портрет Павлуши. Художник Пахомов.

 - Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).

 - Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

 - Почему на глаза обращает внимание писатель? Добавляем запись к 1 пункту плана.

О Павлуше (сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе. Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.)

Учитель Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

^ 4. Работа с иллюстрацией.

Слайд. Портрет Илюши. Художник Пахомов.

 - Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он (стр. 178). «Тупая, болезненная заботливость…»

 - Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

^ Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

Узнай литературного героя. (Задание учащихся воспроизводящего уровня)

 - Ребята одной из групп подготовили для вас задание «Узнай героя»:

 «У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить».

- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (стр. 179).

 Художественная викторина.

Учитель - В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

 И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

 7. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа.

Учитель

 - Вы не удивились, что рассказ о крестьянских детях насыщен пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи?

^ Выразительное чтение описания ночи (стр. 173). (Ученица читает наизусть)

 - Что чувствует охотник?

- Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?

Задание:

 - Послушайте музыкальную композицию П.И. Чайковского. Что почувствовали вы? Соответствует ли она вашему представлению ночного пейзажа?

- Меняется ли дальше психологическое состояние охотника?

 8. Слайд. Ночное небо. Млечный Путь.

Учитель - Будет ли другое описание ночи в рассказе?

Выразительное чтение описания ночи (стр.190)

 - Благодаря чему автору удалось показать торжественность, величие ночного пейзажа?

Задание:

 - Выпишите понравившиеся вам средства выразительности в рабочую карту. Запись в рабочей карте.

 Анализ ночного пейзажа с позиции фонетики (стр. 176)

 - А вы знаете, какой интересный материал подготовили для нас творческая группа «Языковеды»?

Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра.

Слово учителя

 - Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

 9. Инсценирование «У костра. Рассказ Кости о русалке». (Макет костра)

 - Удалось ли ребятам передать историю о русалке?

Рецензия на инсценирование (ученики конструктивного уровня).

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали?

 (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

- Дети интересны охотнику?

 Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь. Запись 2 пункта плана. Запись в рабочей карте.

 10. Слово учителя

 - Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания. Знакомство с определениями (учащиеся воспроизводящего уровня). Прикрепляют таблички на доску.

 - Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей?

 11. Реализация индивидуального домашнего задания

Учитель - А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

 - Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали? (Звучат1-2 былички). Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?

^ 12. Истории, рассказанные мальчиками.

Учитель - Какие истории вам запомнились?

 - А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

 - Прояснят нам этот вопрос ребята, которые внимательно читали текст и посчитали количество историй (учащиеся воспроизводящего уровня).

Слайд. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»

 - Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

 - Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

 - А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

 - А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.) - В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

На доску прикрепляются иллюстрации, на которых изображены герои «страшных историй», выполненные детьми.

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись 3 пункта плана.

Задание:

Советский художник Пахомов Алексей Фёдорович

– – Ребята, назовите место, с которого начинается путешествие рассказчика? (Чернский уезд, Тульской губернии (С.125.)

– Как вы понимаете слово “уезд”? А как слова “губерния”? Подберите синонимы к этим словам. (“Уезд” – район, “губерния” – область.)

– Ребята, откройте читательские дневники. Давайте обратимся в карте литературного краеведения Липецкой области и попытаемся проследить творческий путь И.С.Тургенева.

И наши места не остались не замеченными Тургеневым. Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: “Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь”.

Герой-рассказчик охотится в Чернском уезд, Тульской губернии. В настоящее время – это место на карте находится в Тульской области между сёлами Кытино и Ступино.

Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России. На доске спроецирована иллюстрация художника В.Е.Маковского “Ночное”Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.

Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.

– Кто из мальчиков, по мнению рассказчика, был из богатой семьи? Какие особенности его поведения подметил рассказчик?

Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно.

- Что еще, самое важное кроме бедности удалось показать автору?

(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят.)

– Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Попробуйте объяснить, почему. Зачитайте из учебника этот фрагмент.

(Павлуша, отношение автора видно в последнем абзаце рассказа.)

Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?

(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)

– Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово бывальщина? А что такое поверье?

(Быличка – небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими.

Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях.

Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)

– Чем бывальщина отличается от былички? (Таблица 1)

– Рассказ какого мальчика вам показался более интересным и почему? (Слушаются варианты ответов.)

(Мнения разделились: некоторым понравилась манера повествования Ильюши. Они утверждают, что он больше знает разных историй, и их привлекла обилие информации. Другим нравится Павлуша. Он – лидер.)

8. Речевая характеристика мальчишек.

– Давайте рассмотрим один из фрагментов более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.

(Чтение рассказов учителем или хорошо читающими учениками.)

Вопросы для сравнения фрагментов.

Что вы можете сказать об объеме высказывания?

А что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как относится Павлуша к своему рассказу?

А как Ильюша?

Чем насыщена речь Ильюши и чего нет у Павлуши?

– Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

(Отличия:

1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.

2)Знаки препинания:

У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.

Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.

Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.

9. Беседа по вопросам.

Подумайте, каковы причины повтора в речи Ильюши: “Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!” (Убеждение в реальности этого события.)

- Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?

(Диалектные и просторечные слова.)

-Приведите примеры диалектов.

(“Откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).

– Приведите примеры просторечий.

(“Хоша” (хоть), “перетрусился”

(испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).

- Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?

(Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)

11. Домашнее задание.

– Откройте тетради и запишите домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру “Характеристика литературного героя”. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе и на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного героя.

12. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Урок литературы в 6 классе с применением здоровьесберегающих технологий...

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», 6 класс

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И. С. Тургенев. Тема урока:  «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».Тип урока: обобщение изученного....

Презентация к уроку "Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг", 6 класс

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И. С. Тургенев. Тема урока:  «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».Тип урока: обобщение изученного....

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...