Кружок выразительного чтения "Магия слова"
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Рабочая учебная программа 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vyrazitelnoe_chtenie.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                          Утверждаю

Зам. директора                                                      Директор

МБОУ «СОШ с. Заветное»                                  МБОУ «СОШ с Заветное»

Энгельсского муниципального                           Энгельсского муниципального

 района                                                                   района

А.Д. Сорокина /__________/                               Т.Ю. Разумова  /_________/

                                                                                   Приказ № __ от _________

Рабочая учебная программа кружка

«Выразительное чтение»

для обучающихся 7 класса

МБОУ «СОШ с. Заветное»

Энгельсского муниципального района

на 2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Эльсаева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………2
  2. Приемы и методы обучения, состав кружка,  результативность работы……….3
  3. Учебно-тематический план………………………………………………………...4
  4. Основное содержание тематического плана ……………………………………. 5
  5. Календарно-тематический план …………………………………………………..8
  6. Информационно-методическое обеспечение …………………………………...11

                                           Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 35 часов, (1 час в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

  1. Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей

 свободно передавать свои мысли и чувства;

  1. Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
  2. Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения 

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь      которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Кружок состоит из учащихся 7а и 7б,  классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.    

 Учебно-тематический план.

Тема (блок)

Кол – во часов

В том числе

Использ.

ИКТ

Теория

Практика

1

Введение

1

1

2

Техника речи

5

1

4

Презентация

3

Правила литературного произношения

3

1

2

Аудиозапись

4

Интонация

6

1

5

5

Рассказывание

6

1

5

Аудиозапись

6

Мимика и жестикуляция

5

1

4

Просмотр фильмов

7.

Формы построения стихотворений

4

4

8

Средства выразительности

5

2

3

Всего часов

35

12

23


Основное содержание тематического плана

Тема (блок)

Кол-во час.

Форма занятия

Учебный материал

1

Введение

1)Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

2

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

3)Голос

1

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

4)Дикция

1

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

1

Практическое

Стихи о Родине

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

1

Конкурс

Стихи о Родине

3

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения. 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

8)Орфоэпическое произношение

1

Практическое

Стихи о родной природе

9)Тренировочные упражнения

1

Практическое

Стихи А.Блока

4

Интонация.

10)Темп. Ритм. 

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

11)Эмоционально-образная выразительность

1

Практическое

Стихи Сергея Есенина

12)Сопереживание. 

1

Практическое

Стихи патриотической тематики

13)Паузы

1

Практическое

Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова

14) Чтение по ролям

1

Практическое

А.П. Чехов «Хамелеон»

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

1

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

16)Выразительное чтение прозы

1

Практическое 

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

5

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

18)Рассказ близкий к тексту

1

Практическое

Рассказ А.П. Платонова «Юшка»

19)Рассказ в сокращении

1

Практическое

И.С.Тургенев «Бирюк»

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

1

Практическое

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

21)Импровизированный рассказ

1

Практическое 

А.П. Чехов «Хирургия»

22)Рассказывание в детской аудитории

1

Практическое

А. Гончарова «История енотика Ени»

6

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

24)Особенности чтения басни. 

1

Практическое

Басни И. С. Крылова.

25)Чтение оды

1

Практическое

Оды  Державина, Ломоносова

26)Баллады

1

Практическое 

Баллады В. А. Жуковского

27)Конкурс чтецов

1

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

7

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»

29) Эхо рифма

1

Практическое

В.С. Курочкин «Я не поэт…»

30) Фигурные стихи

1

Практическое

Стихи В. Брюсова

31)Конкурс чтецов

1

Конкурс

Пейзажная лирика

8

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

1

Практическое

Патриотическая лирика

34)Конкурс стихов о Саратове и Энгельсе

1

Конкурс 

Пейзажная лирика

35)Подведение итогов работы.

1

 

 

 

Календарно-тематический план

Наименование тем

уроков

Кол

часов

Дата

Основные понятия и термины

по плану

по факту

1 четверть (8 часов)

1.

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

05.09

2.

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

3)Голос

4)Дикция

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

6)Конкурс чтецов (любимые стихи )

1

1

1

1

1

 

Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание

Голос. Адаптивность. Суггестивность

Артикуляционные движения. Дикция

 3.

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения

8)Орфоэпическое произношение

1

1

Логика чтения. Логические ударения

Орфоэпические нормы

2 четверть ( 7 часов)

9)Тренировочные упражнения

1

4.

Интонация.

10)Темп. Ритм.

11)Эмоционально-образная выразительность

12)Сопереживание.

13)Паузы  

14) Чтение по ролям

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

1

1

1

1

1

Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические

Яркость речи, убедительность

Словесное действие

Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы

Сценическое искусство

                                   

                                             3 четверть (10 часов)

16)Выразительное чтение прозы

1

5.

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

18)Рассказ близкий к тексту

19)Рассказ в сокращении

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

21)Импровизированный рассказ

22)Рассказывание в детской аудитории

1

1

1

1

1

1

6.

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте

24)Особенности чтения басни.

25)Чтение оды

1

1

1

Дополнительные средства выразительного чтения

Жанр басни

Жанр оды

4 четверть (10 часов)

26)Баллады

27)Конкурс чтецов

1

1

Жанр баллады

7.

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма

29) Эхо рифма

30) Фигурные стихи

31)Конкурс чтецов

1

1

1

1

Рифма открытая и закрытая. Белый стих

Эхо рифмы

Фигурные стихи

8.

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

34)Конкурс стихов о Саратове и Энгельсе

35)Подведение итогов работы.

1

1

1

1

Изобразительно-выразительные средства языка

Информационно-методическое обеспечение

1)        А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год

2)        Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 1970 год

3)        Алексей Югов «Думы о Русском слове».   «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 1975год

4)        В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во  «Просвещение» М.: 1975 год

5)        Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 1975 год

6)        Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год

7)        В. М. Симонов.  Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.

8)        О.В. Кубасова «Выразительное чтение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"

Материал занятия  можно использовать на уроках русского языка....

Кружок " Русское слово"

Я вела кружок " Русское слово." В этой статье представлены задачи кружка и тематическое планирование....

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

Литературный кружок "Слово"

В данном документе содержится список членов кружка и темы занятий...

Кружок "Выразительное чтение".

Выразительное чтение активизирует художественное восприятие литературных произведений, это воспитание культуры чтения и рассказывания. Выразительными средствами звучащей речи являются пов...

Кружок "Образное народное слово" в общеобразовательной школе

В 2014 году мною была разработана программа факультатива (кружка) для 5-6 коррекционных классов "Образное народное слово". Основные моменты программы отражены в статье, помещенной в сборнике материало...

ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ СЛОВ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В настоящее время уделяется большое внимание аналитическому рассмотрению языковых единиц в функционально-семантическом аспекте.Работа над словами с переносным значением в образной и изобразительно-выр...