Кружок выразительного чтения "Магия слова"
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. директора Директор
МБОУ «СОШ с. Заветное» МБОУ «СОШ с Заветное»
Энгельсского муниципального Энгельсского муниципального
района района
А.Д. Сорокина /__________/ Т.Ю. Разумова /_________/
Приказ № __ от _________
Рабочая учебная программа кружка
«Выразительное чтение»
для обучающихся 7 класса
МБОУ «СОШ с. Заветное»
Энгельсского муниципального района
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Эльсаева Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………………2
- Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы……….3
- Учебно-тематический план………………………………………………………...4
- Основное содержание тематического плана ……………………………………. 5
- Календарно-тематический план …………………………………………………..8
- Информационно-методическое обеспечение …………………………………...11
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 35 часов, (1 час в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
- Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей
свободно передавать свои мысли и чувства;
- Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
- Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Кружок состоит из учащихся 7а и 7б, классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.
Учебно-тематический план.
№ | Тема (блок) | Кол – во часов | В том числе | Использ. ИКТ | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Техника речи | 5 | 1 | 4 | Презентация |
3 | Правила литературного произношения | 3 | 1 | 2 | Аудиозапись |
4 | Интонация | 6 | 1 | 5 | |
5 | Рассказывание | 6 | 1 | 5 | Аудиозапись |
6 | Мимика и жестикуляция | 5 | 1 | 4 | Просмотр фильмов |
7. | Формы построения стихотворений | 4 | 4 | ||
8 | Средства выразительности | 5 | 2 | 3 | |
Всего часов | 35 | 12 | 23 |
Основное содержание тематического плана
№ | Тема (блок) | Кол-во час. | Форма занятия | Учебный материал |
1 | Введение 1)Цели и задачи кружка «Выразительное чтение» | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
2 | Техника речи. 2)Искусство дыхания | 1 | Беседа (теория) | Стихи А.С.Пушкина |
3)Голос | 1 | Практическое | Стихи Н.А. Некрасова | |
4)Дикция | 1 | Практическое | Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки | |
5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся | 1 | Практическое | Стихи о Родине | |
6)Конкурс чтецов (любимые стихи) | 1 | Конкурс | Стихи о Родине | |
3 | Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения. | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
8)Орфоэпическое произношение | 1 | Практическое | Стихи о родной природе | |
9)Тренировочные упражнения | 1 | Практическое | Стихи А.Блока | |
4 | Интонация. 10)Темп. Ритм. | 1 | Беседа (теория) | Стихи В. Маяковского |
11)Эмоционально-образная выразительность | 1 | Практическое | Стихи Сергея Есенина | |
12)Сопереживание. | 1 | Практическое | Стихи патриотической тематики | |
13)Паузы | 1 | Практическое | Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова | |
14) Чтение по ролям | 1 | Практическое | А.П. Чехов «Хамелеон» | |
15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 1 | Конкурс | Стихи С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Фета и др. | |
16)Выразительное чтение прозы | 1 | Практическое | Стихотворения в прозе И.С. Тургенева | |
5 | Рассказывание 17)Виды рассказывания | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
18)Рассказ близкий к тексту | 1 | Практическое | Рассказ А.П. Платонова «Юшка» | |
19)Рассказ в сокращении | 1 | Практическое | И.С.Тургенев «Бирюк» | |
20)Рассказ с изменением лица рассказчика | 1 | Практическое | А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | |
21)Импровизированный рассказ | 1 | Практическое | А.П. Чехов «Хирургия» | |
22)Рассказывание в детской аудитории | 1 | Практическое | А. Гончарова «История енотика Ени» | |
6 | Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
24)Особенности чтения басни. | 1 | Практическое | Басни И. С. Крылова. | |
25)Чтение оды | 1 | Практическое | Оды Державина, Ломоносова | |
26)Баллады | 1 | Практическое | Баллады В. А. Жуковского | |
27)Конкурс чтецов | 1 | Конкурс | Произведения разных литературных жанров. | |
7 | Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя А.Кольцов « Кольцо» |
29) Эхо рифма | 1 | Практическое | В.С. Курочкин «Я не поэт…» | |
30) Фигурные стихи | 1 | Практическое | Стихи В. Брюсова | |
31)Конкурс чтецов | 1 | Конкурс | Пейзажная лирика | |
8 | Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
33)Конкурс чтецов ко Дню Победы | 1 | Практическое | Патриотическая лирика | |
34)Конкурс стихов о Саратове и Энгельсе | 1 | Конкурс | Пейзажная лирика | |
35)Подведение итогов работы. | 1 |
|
|
Календарно-тематический план
№ | Наименование тем уроков | Кол часов | Дата | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | ||||
1 четверть (8 часов) | |||||
1. | Введение Цели и задачи кружка «Выразительное чтение» | 1 | 05.09 | ||
2. | Техника речи. 2)Искусство дыхания 3)Голос 4)Дикция 5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся 6)Конкурс чтецов (любимые стихи ) | 1 1 1 1 1 |
Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание Голос. Адаптивность. Суггестивность Артикуляционные движения. Дикция | ||
3. | Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения 8)Орфоэпическое произношение | 1 1 | Логика чтения. Логические ударения Орфоэпические нормы | ||
2 четверть ( 7 часов) | |||||
9)Тренировочные упражнения | 1 | ||||
4. | Интонация. 10)Темп. Ритм. 11)Эмоционально-образная выразительность 12)Сопереживание. 13)Паузы 14) Чтение по ролям 15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 1 1 1 1 1 | Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические Яркость речи, убедительность Словесное действие Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы Сценическое искусство | ||
3 четверть (10 часов) | |||||
16)Выразительное чтение прозы | 1 | ||||
5. | Рассказывание 17)Виды рассказывания 18)Рассказ близкий к тексту 19)Рассказ в сокращении 20)Рассказ с изменением лица рассказчика 21)Импровизированный рассказ 22)Рассказывание в детской аудитории | 1 1 1 1 1 1 | |||
6. | Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте 24)Особенности чтения басни. 25)Чтение оды | 1 1 1 | Дополнительные средства выразительного чтения Жанр басни Жанр оды | ||
4 четверть (10 часов) | |||||
26)Баллады 27)Конкурс чтецов | 1 1 | Жанр баллады | |||
7. | Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма 29) Эхо рифма 30) Фигурные стихи 31)Конкурс чтецов | 1 1 1 1 | Рифма открытая и закрытая. Белый стих Эхо рифмы Фигурные стихи | ||
8. | Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория 33)Конкурс чтецов ко Дню Победы 34)Конкурс стихов о Саратове и Энгельсе 35)Подведение итогов работы. | 1 1 1 1 | Изобразительно-выразительные средства языка |
Информационно-методическое обеспечение
1) А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
2) Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 1970 год
3) Алексей Югов «Думы о Русском слове». «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 1975год
4) В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во «Просвещение» М.: 1975 год
5) Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 1975 год
6) Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год
7) В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
8) О.В. Кубасова «Выразительное чтение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
Материал занятия можно использовать на уроках русского языка....
Кружок " Русское слово"
Я вела кружок " Русское слово." В этой статье представлены задачи кружка и тематическое планирование....
Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".
Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....
Литературный кружок "Слово"
В данном документе содержится список членов кружка и темы занятий...
Кружок "Выразительное чтение".
Выразительное чтение активизирует художественное восприятие литературных произведений, это воспитание культуры чтения и рассказывания. Выразительными средствами звучащей речи являются пов...
Кружок "Образное народное слово" в общеобразовательной школе
В 2014 году мною была разработана программа факультатива (кружка) для 5-6 коррекционных классов "Образное народное слово". Основные моменты программы отражены в статье, помещенной в сборнике материало...
ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ СЛОВ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время уделяется большое внимание аналитическому рассмотрению языковых единиц в функционально-семантическом аспекте.Работа над словами с переносным значением в образной и изобразительно-выр...