Кружок "Образное народное слово" в общеобразовательной школе
статья по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Илгунова Елена Арвидовна
В 2014 году мною была разработана программа факультатива (кружка) для 5-6 коррекционных классов "Образное народное слово". Основные моменты программы отражены в статье, помещенной в сборнике материалов и исследований международной научной конференции "Громовские чтения. Вып. 3. Живое народное слово и костромской край" (Кострома: КГУ, 2016. Стр. 527-532).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_e.a._ilgunovoy._gromovskie_chteniya._2016_1.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Илгунова Елена Арвидовна

Ilgunova Elena Arvidovna

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Петрозаводска»

Secondary comprehensive school  № 20, Petrozavodsk

                                elarvi@mail.ru

                        

Кружок «Образное народное слово» в общеобразовательной школе

The circle "Figurative National Word" at comprehensive school

Статья посвящена вопросам организации и проведения факультатива «Образное народное слово» в коррекционных классах общеобразовательной школы, проблемам восприятия и анализа диалектной лексики детьми с задержкой психического развития.

The article is devoted to questions of the organization and carrying out an open classroom "The figurative national word" in correctional classes of comprehensive school, to problems of perception and the analysis of dialect lexicon by children with a delay of mental development.

Общеобразовательная школа, класс коррекции, факультатив, народное слово, метафора, восприятие диалектной лексики.

Comprehensive school, remedial class, open classroom, national word, metaphor, perception of dialect lexicon.

Целью освоения дисциплины «Образное народное слово» в общеобразовательной школе являются систематизация и расширение знаний о лексике русского языка, повышение  речевой культуры, развитие интереса учащихся к истории и языку родного края. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности, в 5-6 классах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 35 часов.

В задачи кружка «Образное народное слово» входит знакомство школьников с вопросами изучения языковой картины мира, диалектного слова, с проблемами лингвистического краеведения; расширение знаний о метафоре (литературной и диалектной); совершенствование способностей школьников анализировать образную лексику в разных аспектах, работать с лексикографическими источниками; формирование у школьников языковой, коммуникативной и общекультурной компетенции; подготовка ребят к участию в  различных конкурсах (например, в Республиканском конкурсе «Край родной – родное слово», который раз в три года организует лаборатория лингвистического краеведения и языковой экологии Петрозаводского государственного университета).

 Организация кружка в коррекционном классе требует особого подхода к обучению детей. Неравномерно нарушенный темп развития ребят с задержкой психического развития (ЗПР, 7-ой вид) является главной особенностью их познавательной деятельности и нередко всей личности [Блинова, 2004; Рубинштейн, 1958]. Трудности в обучении таких детей связаны с тем, что многие из них в 5-6 классах по слогам читают текст, полностью не осмыслив его. Нарушение логического мышления вызывает проблемы в понимании значения конкретного слова. Только с помощью учителя школьники анализируют текст, содержание лексики.

Одна из главных задач учителя, работающего в коррекционных классах, - развитие у детей наглядно-образного мышления, связанного с представлением образов, ситуаций и изменений в них. Реализация этой задачи возможна не только на основных уроках, но и на факультативах. Кружок «Образное народное слово» сконцентрирован на метафоре, позволяющей ребятам увидеть, почувствовать смысловые связи предметов, лексем [Гак, 1988: 11-26]. Знакомство с диалектной метафорой расширяет знания детей о богатстве русского языка, картине мира севернорусского жителя.

Обучающиеся 5-6 классов особенно заинтересованы вопросами изучения окружающего мира (животного и растительного), выявления отношения людей к нему. Поэтому многие темы кружка «Образное народное слово» объединены общей проблемой взаимодействия человека и природы. Тематическое планирование факультатива представлено в следующей таблице:

                Раздел дисциплины

Часы

Виды учебной работы

1

Богатство и разнообразие лексики русского языка. Человек и окружающий мир в народном слове

1

Лекция

2

Характеристика внутренних качеств и поведения человека в народном слове

1

Практическое занятие

3

Звукоподражательные слова, характеризующие болтливого и ворчливого человека (по материалам медвежьегорских и кондопожских говоров)

1

Практическое занятие

4

Ленивый / трудолюбивый человек в русских говорах Карелии

1

Практическое занятие

5

Доброжелательный / злой, необщительный человек в русских говорах Карелии

1

Практическое занятие

6

Анализ значений слов, характеризующих нравственно-этические качества человека

2

Лабораторная работа

7

Народные слова, отражающие характеристику внешнего облика, физических качеств  человека

1

Практическое занятие

8

Здоровый / больной человек в русских говорах Карелии

1

Практическое занятие

9

Опрятный / неряшливый человек в русских говорах Карелии

1

Практическое занятие

10

Характеристика толстого / худого человека в народном слове

1

Практическое занятие

11

Описание человека высокого / невысокого роста в русских говорах Карелии

1

Практическое занятие

12

Характеристика человека по отношению к еде

1

Практическое занятие

13

Характеристика человека по различным физическим качествам

(голова, лицо, глаза, нос, губы, рот, шея; наличие бороды, усов;

волосы; речь, голос) в народном слове

1

Практическое занятие

14

Концепт «ум» в русском сознании

1

Лекция, практическое занятие

15

Умный / глупый человек в русских говорах Карелии

1

Практическое занятие

16

Анализ значений слов, отражающих характеристику внешнего облика и физических качеств человека

2

Лабораторная работа

17

Знакомство с региональными словарями. Работа со «Словарем русских говоров Карелии и сопредельных областей».

2

Лабораторная работа

18

Знакомство с историческими и этимологическими словарями русского языка. История развития значений слов деревня и двор

2

Практическое занятие

19

Человек и окружающий мир в метафоре. Виды метафор (антропоморфная, зооморфная, фитоморфная, предметная, географическая)

1

Лекция

20

Наименования человека в переносном значении (по материалам русских говоров Карелии)

1

Практическое занятие

21

Окружающий мир в понимании русского народа

1

Практическое занятие

22

Образные названия животных, птиц, насекомых

1

Практическое занятие

23

Образные названия растений и грибов

1

Практическое занятие

24

Явления природы в народной метафоре

1

Практическое занятие

25

Мифологические персонажи в народном слове

1

Практическое занятие

26

Отвлеченные понятия в сознании и языке севернорусского крестьянина (жизнь, судьба, тоска)

1

Практическое занятие

27

Имена собственные в составе лексики и фразеологии, характеризующие человека, животных, предметы и явления окружающей среды

1

Практическое занятие

28

Методика сбора диалектного материала в полевых условиях.

1

Лекция, лабораторная работа

29

Об участии в Республиканском конкурсе «Край родной – родное слово». Методические рекомендации.

2

Лекция

30

Обобщение по курсу «Образное народное слово»

1

Практическое занятие

Закрепить на кружке в сознании ребёнка с ЗПР смысл слова, взаимосвязь предметов окружающей действительности помогают интегрированные занятия: словесно-логические действия, зарисовка образов, творческие работы (поделки детей).

На одном из открытых занятий по кружку на тему «Человек и окружающий мир сквозь призму севернорусской метафорической лексики» ребята 5-го коррекционного класса познакомились с понятиями языковой картины мира [Демидова, 2007], диалектного слова, метафоры; поработали с региональными словарями. Приведем некоторые фрагменты урока.

Детям была предложена для анализа лексико-семантическая группа слов ‘болтливый человек’ (по материалам Карелии и территории сопредельных областей):

       прион.[1]: ля’узный, плячкý нья;               

кондоп.: речетéса, чúлайдун;

медв.: балабóлочка, барабóша, бредня’к, вертополóхий, лáйбак, лёпсик, ля’псик, лепéтник, лепетýха, лябзýн, лябзю’нья, лявзýнь, лявзýнья, ляпсýнья, ляпсю’нья, пýстошка, чевердýнья;

пуд.: зубáтый, лабайдýн, лопотýшка, плетёнка, рёмзало;

подп.: балабóлица, балабóша, болтýщий, ерундá, мелéнь, мя’тиха, тарахтá, трепáк;

выт.:  вертоголóвый, жáба, колокóлина, тырандá, хлы’за.

Обучающимся нужно было ответить на вопросы: «Какие ассоциации вызывают у вас данные слова?», «Какие из этих слов напоминают вам о предметах, явлениях природы, животных, птицах?»

Ребята обратили внимание на лексемы чевердýнья, чúлайдун, зубáтый, лабайдýн, плетёнка, вертоголóвый, жáба, колокóлина.                                                                                                                                                                                                                                                              

Лексема чевердýнья сразу же вызвала у детей ассоциацию с птицей, точнее – с чириканьем птицы. Вместе с учителем ребята установили смысловую связь образов и слов: чúвердать ‘издавать писк, пищать, чирикать’ медв., карг. → чúвардать ‘говорить, болтать’ медв. → чевердýнья ‘болтливая женщина’ медв. [Дубровина, Герд, 1979: 245-247].

На тему «Люди и птицы» обучающихся заинтересовала лексема кóппала ‘человек с веснушками’ тер., ‘прозвище растрёпанной длинноволосой женщины’  кем., арх. Исходное значение слова кóппала - ‘самка глухаря’ белом., карг., медв. Ср. карел. koppala ‘глухарь’, фин. koppalo ‘то же’ или саам. кильд. kuppel ‘то же’ [Фасмер, 2: 317]. Какова связь образа растрепанной длинноволосой женщины и самки глухаря? Одна ученица, вспоминая рассказы об охоте своего дедушки, сообщила классу, что в «свадебный» период у самки глухаря, действительно, взъерошены перья. Поэтому женщина с растрепанными волосами напоминает птицу. Детям было предложено зарисовать эти два образа, сравнить их и удостовериться в их внешней связи.

На других занятиях обучающиеся не только рисовали животных и птиц, но и пытались их изготовить из лоскутков ткани. Это помогало увидеть тонкую связь внешних признаков человека и представителей окружающего мира.

Постепенное проникновение детей с ЗПР в загадки народной лексики позволяет им не только получать от учителя новую информацию о богатстве русского языка, но и в дальнейшем самим участвовать в поиске диалектных слов. Трудоёмкая работа над народной речью может привести ребят на республиканский конкурс «Край родной – родное слово».

Кружок «Образное народное слово» позволяет обучающимся общеобразовательных и коррекционных классов развивать интерес к русскому языку, к истории жизни предков, их традициям.

Библиографический список

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2004.

Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. - С. 11-26.

Демидова К.И. Диалектная языковая картина мира и аспекты её изучения: Монография. – Ч.1. – Екатеринбург: ГОУ ВПО “Уральский гос. пед. ун-т”, 2007. – 110 с.

Дубровина З.М., Герд А.С. Изобразительные и звукоподражательные глаголы прибалтийско-финского происхождения в русских говорах Карелии // Советское финно-угроведение. - XV. - 1979. - 4. - Таллин, 1979. – С. 245-247.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.

СРГК - Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей / Гл. ред. А.С. Герд. - Вып. 1-6. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994-2005. 

Фасмер – Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - Т. 1- 4. - М.: Прогресс, 1964-1973.


[1] Сокращения соответствуют данным Словаря русских говоров Карелии и сопредельных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла как элемент этнопедагогики в общеобразовательной школе.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики....

Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы.

Цель исследования — теоретически обосновать применение народных спортивных игр на уроках физической культуры учащихся среднего звена. Объект исследования: образовательный процесс на уроках ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня двигательной подготовленности  детей младшег...

Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе

laquo;Сохранение духовного наследия немыслимо без сохранения и изучения памятников истории и культуры предыдущих поколений»...