презентация к уроку"Раздумья над "Раздумьями" Д.С.Лихачева" (литература, 8 класс)
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме
Презентация и урок на данную тему помогают приобщению учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._lihachev.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дмитрий Сергеевич Лихачёв 28.11.1906 Санкт – Петербург, Российская империя 30.09.1999 Санкт – Петербург, Россия Российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР) «Гордость русского народа, гордость интеллигенции…»
Образование Гимназия Императорского Человеколюбивого общества Реальное училище К.И.Мая Советская единая трудовая школа Ленинградский Государственный университет (факультет общественных наук) Трудовая деятельность Профессор Ленинградского государственного университета исторического факультета Член Учёного совета ИРЛИ АН СССР Председатель редколлегии серии АН СССР «Литературные памятники» Заведующий Отделом древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР Член Союза писателей СССР (Секция критики), с 1992 — член союза писателей Санкт-Петербурга Член Учёного совета Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева
Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. В возрасте 11 лет он стал свидетелем революции 1917 года. Через несколько лет, уже будучи студентом, Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в собрании одного из популярных тогда студенческих кружков, приговорен к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывший Соловецкий монастырь, расположенный на севере России, который стал одним из первых лагерей печально известной системы ГУЛАГ. Этот опыт не сломил, а закалил юного Лихачёва; он писал, что "все неудобства, лишения и даже несчастья, через которые, возможно, придется пройти из-за своих убеждений, ничто по сравнению с теми душевными и духовными мучениями, которые неизбежны в случае отказа от своих принципов".
Лихачёв смог пережить советскую эру, не поступившись ни своими глубокими религиозными убеждениями, ни патриотической любовью к России. Он более, чем кто-либо другой, имел отношение к формированию той истинной "российской индивидуальности", которая сочетает в себе здоровый патриотизм, глубокое понимание и почитание всех аспектов российской культуры, а также широкую открытость и восприимчивость по отношению к западным и другим нерусским культурам ; и сам же он был воплощением этой индивидуальности. Духовный авторитет академика Дмитрия Сергеевича Лихачева так велик, что его справедливо называют «совестью нации».
Являясь членом Российской Академии наук, Дмитрий Лихачёв возглавлял Отдел древнерусской литературы Института русской литературы ("Пушкинский дом") РАН в Санкт-Петербурге. Он был не только крупнейшим учёным своего времени, одним из наиболее авторитетных специалистов в области древнерусской литературы, но и одним из самых громких и настойчивых голосов, призывавших нацию к гуманизму и демократии.
Лихачёв являлся почетным сопредседателем Российской программы лидерства «Открытый мир», учрежденной и финансируемой Конгрессом США. Он скончался 30 сентября в день окончания программы обменов 1999 года. Личная преданность Дмитрия Лихачёва программе (он лично занимался отбором всех участников, номинированных в 1999 году) и его высочайший авторитет в России для многих участников стали решающим аргументом для участия в программе «Открытый мир». По большому счету, Дмитрий Сергеевич Лихачёв действительно был "совестью России" и воплощением великой русской традиции веры и духовного сподвижничества как в литературе, так и в жизни. Чувство собственного достоинства - Вот таинственная стезя, На которой разбиться запросто, Но с которой свернуть нельзя, Потому что без промедления, Вдохновенный, чистый, живой. Растворится, в пыль превратится Человеческий образ твой! (Б.Ахмадулина.)
В своей новой книге известный советский ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев вновь обращается к молодежи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов, эта книга является логическим продолжением "Писем о добром и прекрасном" - издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.
«Человек должен жить в сфере добра». Почему именно добро ставит Лихачёв на первое место? И какова роль каждого человека в формировании сферы добра? Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Д. С. Лихачёв Добро безмерно, как вода Бездонного колодца, Будь добрым к людям, и тогда Добро к тебе вернется. «Каждый из нас начинает задумываться, в чём смысл жизни, что значит – жить… Доброта – самое необходимое качество для человека.
«Я вспоминаю…» Путешествовать по родной стране нужно как можно раньше и как можно чаще Многим я в своём воспитании обязан школам, в которых учился «Ленинградский университет в 20-е годы представлял собой необыкновенное явление в литературоведении»
Нравственные вершины Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Память - преодоление времени, преодоление смерти… Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг и перед потомками Без памяти нет совести.
О поле, поле… Красота спасёт человечество Будущее живёт в делах и планах сегодняшнего дня Человеку… важно переключаться на тишину, на природу и на высокие размышления Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой
Город на земле Изучим, сохраним всё ценное, преумножим богатства среды обитания Память – это форма воплощения вечности и преодоления времени «Небесная линия» города на Неве
Словесный мир в «цвете» «Самая большая ценность народа- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает». Старайтесь на говорить вычурно Будьте осторожны со словами Первый гений в русской литературе
«И ветви, и корни…» Патриотизм – это тема жизни человека, его творчества. Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Патриотизм – это благороднейшее из чувств… Будем любить свой народ, свою природу, свой город, своё село, свою семью. Память- это хранение прошлого, это забота о будущем
«Пути, оставленные нам» - Какие черты восприняла литература того времени от литературы древней? - Почему именно Пушкин стал знаменем русской литературы? - Нужны ли знания для восприятия искусства и почему? - Какое место занимает Новгород в собрании древнерусской живописи? «Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации» Для восприятия искусства нужны знания Умрешь - начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
«Дано судьбой» В чём смысл жизни по Лихачёву? Как вы понимаете слова: «Друзья создаются в юности»? Можно ли повысить уровень счастья. Что такое «завоёванное счастье»? В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём отсчёт высоты от уровня моря. Точка отсчёта. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни … В жизни надо уметь парить над эпохой и в эпохе,.. скользить по воздуху, не падая Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность! Честь истинная всегда в соответствии с совестью
Освободить своё время от пустяков Книгу заменить ничем нельзя! Талантливым сделаться очень трудно – им надо родиться. Умным стать вполне можно. Что же такое школа? Это прежде всего воспитательное учреждение. Если книга не породила у вас ни одной самостоятельной мысли, значит, она напрасно прочитана. Человек всегда хотел остаться с книгой наедине – как с самым доверительным, самым близким собеседником
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. (Лихачев Д. С. «Раздумья»)
«Читать его книги – наслаждение: так ярко, просто, увлекательно они написаны. Они одинаково значимы и для учёного, и для школьника». “ Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека”. «У Лихачева был талант человека, который знал, что ему надо делать, знал, что он обязан делать, - талант ответственности. Перед историей, обществом. Перед самим собой, перед своим прошлым. Перед своей верой». Даниил Гранин
Около тридцати лет назад на звездном небосклоне появилась новая звезда — малая планета № 2877 получила имя Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пусть ее лучи, сияние этого имени осветит вашу дорогу в мир чтения и культуры, дорогие наши юные друзья! Радостных вам открытий и впечатлений! Вы, как всегда, глядитесь лордом, Про вас сказали: «Соль земли»..! От Соловков и до Оксфорда Пути тернистые легли. …Вас ржа эпохи не задела, С ума блокада не свела, Вы знали: слово – это дело, Творя высокие дела. Его любили за интонацию, за лицо и пластику рук, за весь его облик, совпавший с народными представлениями об истинной интеллигентности. Ни до, ни после Лихачева никто не говорил снами так и о таких вещах…
Духовное наследие нашего великого соотечественника должно стать для российской школы и всех нас вдохновляющим свидетельством того, что основополагающие ценности русской культуры - вера, добро, милосердие - остаются неизменными, и только на их основе можно строить будущее нашей страны. Сколько уже издано и продолжает выходить из печати книг Д.С. Лихачёва! А сколько наград!... "Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить" Д.С. Лихачев
Герой Социалистического Труда (1986) Орден Святого Андрея Первозванного (1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры (вручён орден № 1) Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени (1966) Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995) Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства Медаль «За трудовую доблесть» (1954) Звания и награды
Медаль «За оборону Ленинграда» ( 1942) «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975) Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985) Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) Медаль «Ветеран труда» (1986) Орден Георгия Димитрова (НРБ, 1986) Два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (НРБ, 1963, 1977) Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 1996) Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 1995) Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда» Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награждён орденом искусств «Янтарный крест» (1997). Награждён Почётным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1993). Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993). Почётный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Лауреат Царскосельской художественной премии (1997).
В памяти живёт всегда!
Использованные источники http://www.child-library.ru/resources-LIHACHEV-zapovedi.html http://urfin1657.livejournal.com/844925.html http://www.greenplaneta.ru/node/678 http://www.rudata.ru/wiki http://nyagantel.ru/telecommunikacii http://www.childlib.ru/dep-resourses/Lihachev-beseda.htm http://www.rf-u.ru/istoricheskie_lichnosti/statya_lixachev_dmitrij_sergeevich.php http://gvardiya.ru/shop/books/zh_z_l/652 http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/08/SLOVO-O-D.S.-LIHACHEVE_2.pdf http://www.chayka.org/node/3247 http://hghltd.yandex.net/ http://belomorye-blog.com/tag/lixachyov-d-s http://za-partoj.ru/d/cult/cult079.htm http://library.pgups.ru/jirbis/ http://ehorussia.com/forum/showthread.php?t=1416 http://www.lihachev.ru/nauka/pedagogika/biblio/3933/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....
Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."
Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...
Презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему: Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс
Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....
Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)
Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)...
Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)
Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...
презентация к уроку информатики "Логические операции" для 8 класса урок 1
Презентация опирается на материал учебника Л.Л. Босовой для 8 класса. Урок является первым из двух уроков на эту тему. Рассматриваются основные логические операции, обозначения логических операц...
презентация к уроку информатики "Логические операции" для 8 класса урок 2
Презентация создана с использованием материалов из учебника информатики для 8 класса под редакцией Л.Л. БосовойВыполняется этап актуализации опорных знаний, полученных на первом уроке по этой теме. Да...