Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе. 6 класс.
Тема урока: Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Цели урока:
Образовательные:
- развивать навыки анализа текста;
- формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.
Воспитательные:
- продолжать формировать интерес к предмету;
- организовать творческую активность на уроке.
Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, память, воображение.
Тип урока: нестандартный, комбинированный.
Оборудование: доска,
компьютер,
мультимедийная установка,
книги Э.Т.Гофмана.
Ход урока.
1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Маленькая увертюра».
2.Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну литературной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Но прежде,чем отправиться в путь,нам необходимо получить пропуск,преодолеть первое препятствие:ответить на вопрос:
-Чем литературная сказка отличается от фольклорной?
Ответы детей (Имеет автора,не имеет вариантов,историческая действительность и личность автора отражаются в сказке и т. д.).
3.Постановка учебной задачи
-Молодцы!Получив пропуск, мы можем записать тему урока:«Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».Презентация .(1 слайд).
Цель нашего путешествия:выяснить особенности миров и их взаимосвязь.
(Два ученика будут вести путевые дневники)
-Итак,в путь...А почему мы отправляемся в странствие именно сегодня? 22 декабря?
Какое время изображено в сказке?
Ответы детей.
-Рождество .Возьмите цветные карандаши и запишите свои ассоциации к этому слову.
Ученики читают по очереди.(2 слайд)
4.Открытие нового знания
-А теперь давайте посмотрим,какая атмосфера царит в стране Гофмана и как она создается?(атмосфера тайны)
Комментированное чтение «Ёлка»(1 абзац) (3слайд)
-С каким героем связана надежда детей?(Дроссельмейер)
-Почему?Что это за герой?
-Давайте прочитаем портретную характеристику?Какая художественная деталь здесь важна?Ответы учеников.
-А когда мы неожиданно встречаемся со старым крестным?
Давайте прочитаем главу «Чудеса» со слов «Она заперла шкаф...».Создайте с помощью цветных карандашей картину,передающую звуковую атмосферу.
-Что же мы видим?(Иной, сказочный мир вторгается в обычный реальный мир.)
-Сколько миров?Какие это миры?
Запись на доске и тетрадях термина -Двоемирие.(4слайд)
Это миры соприкасающиеся,пересекающиеся. При каких условиях это возможно?
Ответы учеников.(Ночь,одиночество,суженное пространство,пограничное состояние)
-О ком мы забыли?(О Посреднике-Дроссельмейере.Только крестный героев – одноглазый Дроссельмейер – не простой взрослый. Он фигура одновременно и симпатичная, и загадочная, и пугающая. У Дроссельмейера, как и у многих героев Гофмана, два обличья. В нашем мире – это старший советник суда, серьезный и немножечко ворчливый мастер игрушек. В сказочном пространстве – он активное действующее лицо, дирижер этой фантастической истории.
-Устали,давайте сделаем привал.
Инсценирование
Ученики показывают подготовленные дома инсценировки и пересказы эпизодов из главы «Битва».
-Каких героев мы видели?Кто главный герой этого мира? (Щелкунчик) (5 слайд)
Чтобы двигаться дальше,мы должны преодолеть вторую преграду. Вспомним «Сказку о твердом орехе».
4.Закрепление.
Викторина « Сказка о твёрдом орехе» (6 слайд, 7 слайд, 8 слайд, 9 слайд)
-Работаем по вариантам .I в.:подчеркните в описании Щелкунчика (глава «Любимец») цветными карандашами те слова.которые делают героя похожим на человека.
II в.:подчеркнитеслова,которые намекают,что речь идет все-таки не о человеке.
На доске -Люди-куклы
-Прочитаем,каким пред нами предстает Щелкунчик в «Сказке о твердом орехе».
-Объясните,почему такое разное впечатление оставляет один и тот же герой?
Какие еще герои живут в двух мирах? (Мари ;«Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но крёстный живёт и в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.)
-Наше путешествие подходит к концу.Давайте вспомним,что нам удалось узнать.Помогут нам в этом наши товарищи,которые вели дневники путешествия.
5.Подведение итогов урока.(10 слайд)
Двоемирие – основная художественная особенность Гофмана. Любимые герои Гофмана живут в так называемом двоемирии. Обыденный мир держит их в плену, но они стараются уйти в иной мир, загадочный, таинственный, волшебный, полный сновидений, грез, мечтаний. Причем этот мир волшебной сказки держит их в плену, он так же реален, как и мир повседневности. По законам двоемирия живут Мари, крестный Дроссельмейер и сам Щелкунчик. Миры так тесно взаимосвязаны, что порой их не различишь.
Что мы должны сделать ,чтобы попасть в таинственный мир Э.Т.Гофмана?
(Выключить свет,зажечь свечу,перевести часы на полночь и.... Чистая душа)
6.Рефлексия (11 слайд)
Рефлективные вопросы:
Самым важным мне показалось…
Мне понравилось делать…
Мне не понравилось…
Непонятным кажется…
Интересным показалось…
Оценивание
7.Домашнее задание .
Творческая работа на выбор: иллюстрация к сказке, описать кукольное царство, составить описание внешности одного из героев сказки и проверить, узнают ли его одноклассники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема двоемирия в новеллистике Э.Т.А. Гофмана
Гофмана иногда называют романтическим реалистом. Выступив в литературе позднее как старших — «иенских», так и младших — «гейдельбергских» романтиков, он по-своему претворил их взгляды на мир и их худо...
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Двоемирие в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Цель урока:показать единство двух миров;выявить, кто живёт по законам двоемирия;выявить восприятие произведения;посмотреть интерпретацию произведения в мультфильме по мотивам сказки....
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....
Особенности интерпретации категории «двоемирия» в философской и художественной системе Ю. В. Мамлеева
Рассматривается неразрывная связь категории «двоемирия» в философской системе и художественной практике Ю. В. Мамлеева с такими аспектами художественного повествования, как время и п...